РАБОТА

Работа Христу. См. четвертая глава, четвертой статьи, второй книги «О истинном христианстве» (3:168—178).

Христианская работа. См. одиннадцатая глава, восьмой статьи, второй книги «О истинном христианстве» (3:428—431).

РАДОСТЬ

Радость есть действие БЛАГОДАТИ

Таяжде Божия благодать научает человека радоватися о Бозе Спасе своем, и соделовает в сердце его радость истинную, духовную, небесную, и некое восклицание и играние, и покой, и мир в совести его: что все есть предвкушение вечныя жизни, и аки крупицы от небесныя трапезы, на сердце человеческое падающия (4:344).

Радость истинная в Боге

Не тако истинные христиане. Они уподобляются нашедшему истинное сокровище и радующемуся о том, который, отверзши и увидевши истинное, а не притворное сокровище, более и более веселится: тако они ныне, на Бога и вечныя сокровища верою взирая, радуются, но когда лицем к лицу увидят Бога, и оныя сокровища им отверзутся, тогда «радость их исполнится, и радости их никтоже возмет от них» (Ин. 16, 22) (3:424).

Истинная христианская радость состоит в Бозе. Сие их сокровище, утешение, радость и увеселение есть: они о том радоватися должны, что веруют и работают Богу не такому, каковы были и суть боги языческие, «бездушные, глухие, немые, слепые, сребро и злато, дела рук человеческих» (Пс. 113, 12—15), — но работают Богу живому, безсмертному, присносущному, премудрому, всемогущему, вся в руце Своей содержащему, о всех промышляющему, благому и милостивому Создателю и Промыслителю своему. О сем радоватися им велит Дух Святый: «радуйтеся праведнии о Господе» (Пс. 32, 1), — и чрез Апостола: «радуйтеся о Господе», и всегда радоватися повелевает: «радуйтеся всегда о Господе: и паки реку, радуйтеся» (Флп. 4, 4) (3:249).

Верующий в Бога имеет в сердце своем радость духовную (4:165, см. ВЕРА, 141).

Радость, так как Бог — Отец

Радость им сия и отсюда проистекать наипаче должна, что они того великого и живого Бога «Отцем своим» нарицают и имеют, Которому и молятся тако: «Отче наш, Иже еси на небесех!» и проч. (Мф. 6, 9). Велико есть земнаго царя нарицать и иметь за отца: несравненно больше есть достоинство — Царя небеснаго Бога Вседержителя Отца иметь и призывать (3:249).

Христос есть радость для христианина (3:153, см. ХРИСТОС, 1124).

Кто имеет живую веру, тот имеет и духовную радость (5:286, см. СТРАХ БОЖИЙ, 994).

Вера без радости не бывает (2:72, см. ВЕРА, 149).

Которые во Христа сердечно веруют и толикую милость Божию в сердце своем чувствуют, последует неотменно радость (2:72, см. ВЕРА, 149).

Радость совершенная в жизни будущей

Радость сия совершится в будущем веце, где прекрасное оное и вечное солнце все открыется, и неизреченно увеселит любителей и зрителей Своих, егда Его не яко зерцало в гадании, но «лицем к лицу увидят», и сладкаго того лицезрения без конца и сытости насыщаться будут (1 Кор. 13, 12), и наследят вся благая оная, «ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его» (1 Кор. 2, 9) (2:282).

Радость христианская есть предвкушение радости вечной

Сия радость есть предвкушение вечныя радости, которой истинии христиане ныне некоторую частицу чувствуют. Тогда же совершенно «упиются от тука дому Господня, и потоком сладости Его напоятся» (Пс. 35, 9)... егда «возлягут со Авраамом и Исааком и Иаковом» и прочими патриархами, пророками, «апостолами, мучениками и всеми благословенными» во Царствии Божии» (Мф. 8, 11). К чему сладчайшему радостнейшему и совершеннейшему пиру желают с Давидом: «когда прииду и явлюся лицу Божию» (Пс. 41, 3) (3:423).

Радость увеличивается от ожидания будущего блаженства

Радость сия в христианах преизлишно растет и умножается, егда помышляют о том блаженстве, которое уготовано им вечное на небесех, егда чают Того Бога, Котораго «ныне видят яко зерцалом в гадании, тогда лицем к лицу видети» (1 Кор. 13, 22), — Тому предстоят безсмертному Царю и славою Его осияватися, Которому ныне усердно и сладце работают, и под покровом Его ныне находятся (3:423).

Радость сию весьма умножает им надежда будущаго живота и блаженства, что благодатью Божиею отверзлося сокровище неизреченных и вечных благ, которых они получить благодатью Христовою надеются, когда «верни до смерти будут» (Апок. 2, 10). Сим утешает их Сам радости сея Виновник, Иисус Христос: «радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех» (Мф. 5, 12) (3:249—250).

Радость христианская без любви не бывает

Радость без любви не бывает, и где любовь, тамо и радость. А кто любит что, о том радуется. Кто любит сребро, злато, похоть, славу мира сего, сласть, о том утешается и веселится. Кто любит друга, о нем радуется. И чим большая у кого любовь бывает к чему, тот более о том и радуется (3:421).

Явный знак любве Божия есть сердечная радость о Бозе. Ибо что любим, о том и радуемся. Тако и Божия любовь без радости быть не может. И сколько раз чувствует человек в сердце своем сладость любве Божия, столько раз радуется о Бозе. Любовь бо, яко пресладкая добродетель, без радости ощущаться не может. Якоже мед услаждает гортань нашу, когда вкушаем его, тако увеселяет сердце наше любовь Божия, когда вкушаем и видим, «яко благ Господь» (Пс. 33, 9). Таковая радость о Бозе во многих Святаго Писания местах, а паче в святых псалмах изображается. Сия радость есть духовная, небесная, и есть предвкушение сладости вечныя жизни (5:235).

Радость и любовь неотделимы

Не может бо тамо не быть радость, где любовь, ибо любовь радость соделовает, Бог же есть любовь (1 Ин. 4, 8 и 16): и потому где Бог с Своею благодатью, тамо и радость. А понеже сокровище сие — радость, глаголю, духовную внутрь имеют, и всегда и везде носят ее в себе; то ничто ея отняти не может, ни счастье, ни несчастье мира сего, ни честь, ни безчестие, ни богатство, ни нищета, ни болезнь, ни раны, ни скорбь, ни узы, ни темница, ниже самая смерть. Паче же истинному боголюбцу и страдать ради любимаго радостно... Тако мученицы святии на мучение и на смерть за имя сладчайшаго Иисуса Господа, яко на сладкий духовный пир, с радостью себе предавали. И чим кто большую имеет любовь, тем большую чувствует в себе радость, тем безбоязненнее за имя Христово подвизается (2:281—282).

Радость временная и вечная

Радость о создании вмале является, как соние, и, как соние со сном, с отъятием мирских любимых вещей исчезает: радость же духовная во времени начинается, но в вечности совершится, и во веки пребывает, якоже Сам Бог, о Котором радуются любящие Его, во веки пребывает (3:424).

Радость духовная и плотская

ВЕРА сия соделовает радость и веселие в СЕРДЦЕ верующаго. Радость сия есть не о пище, питии, ни о чести, ни о богатстве, злате, сребре, ни о прочем, о чем сыны века сего радуются: ибо сия радость плотская; но есть радость духовная, радость о Господе Спасе, о благости и человеколюбии Его, утешение и спокойство в совести, как Апостол учит: «оправдашеся верою, мир имамы с Богом Господем нашем Иисус Христом», и проч. (Рим. 5, 1 и след.). Ибо ЕВАНГЕЛИЕ святое есть весть радостная, и ВЕРА есть сердечное принятие Евангелия: того ради приемлющим тое непременно последует радость духовная в сердцах их, якоже о страже темничном, в Деяниях Апостольских поминаемом, пишется: «возрадовася со всем домом своим, веровав Богу» (Деян. 16, 34). Откуду радость сия на многих Писания Святого местах, как пресладкая духовная пища, верным предлагается, якоже Псалмы, Евангелие и послания Апостольская читающему приметить можно (3:18).

Радость бывает мирской и духовной

Что ЛЮБИТ человек, о том и радуется. И как любовь есть двоякая, мирская или плотская, и духовная или Божия; так и радость есть двоякая, мирская или плотская, и духовная или христианская (3:248).

Радость истинная от боголюбия, ложная от САМОЛЮБИЯ

Как боголюбие рождает истинную сердечную и неотъемлемую радость, так самолюбие делает ложную, прелестную и мнимую утеху, которая подобна есть сновидению, вмале явившемуся и исчезнувшему, и вместо того вводит истинную сердечную печаль, грызение совести, и в будущем веке адское мучение, тем жесточайшее и страшнейшее, чем более себе грешник зде любил и угождал (2:283).

К чему сердце прилепилось, тот о том и радуется

Радость познается от последующей печали. Аще бо кто какой лишился вещи и печалится о том, несомненный знак, что он тую любил вещь. Тако друг друга любимаго, муж жены, и жена мужа любимаго, брат брата любимаго лишився печалится. Тако, кто любит честь, славу, богатство мира сего, когда лишится любимаго, скорбит, сетует. И так к чему сердце любвию прилепляется, о том сердце и радуется. Идеже чье сокровище, ту и сердце его, как учит Христос: «идеже есть сокровище ваше, ту и сердце ваше будет» (Мф. 6, 21). Тако кто любит Бога и вечную славу, о Бозе и радуется, «ту и сердце его есть» (3:421—422).

Искаженный первородным грехом человек радуется о том, что ему зло и вредно (3:134, см. ГРЕХ, 453).

Радость о материальных благах есть радость ложная

Как сынов века сего, которые радуются о сребре, злате, чести, славе и роскошах мира сего, есть ложная радость, и только вид радости имеет: тако истинных христиан радость есть истинная и никогда неотъемлемая. Сыны века сего подобны тому, который, нашедши мешец исполненный, думает, что с златом, или с сребром нашел мешец; но, открывши, и вместо злата с другим чим неприятным увидевши его, весьма печалится, и сам себе обличает о пустой бывшей радости: тако они, нашедши богатство мира сего и роскоши, радуются о тех; но при смерти или нашедшей беде, осмотревше, что нет того ничего, что имели, и познавше, что радость их пустая была, вместо радости ложной истинную и безмерную в сердце чувствуют печаль. Сию перемену мирския вещи любителям своим приносят, как самый случай научает (3:423—424).

Ни любить, ни радоваться о временном не должно

Сынове века сего радуются о чести, славе, злате, сребре, богатстве, роскошах и сластях мира сего. Сие — их сокровище, утеха и увеселение, а потому радуются о том сокровище своем, яко любят его. Христиане сию радость должны изгонять из сердца своего и не давать ей места в сердце своем. От сея радости отводит их Дух Святый: «не любите мира, ни яже в мире» (1 Ин. 2, 15). Что бо человек любит, о том и радуется. И потому, как любить мира, так и радоваться о нем не должно христианам (3:249).

О временных благах радоваться как о благодеяниях Божиих, и радость возводить к Богу

Примечай, христианине, что может быть христианская радость и о временных благах, например о победе, над врагами церкви одержанной, о благорастворении воздуха, о изобилии плодов земных, о здравии своем и ближняго, и о прочем. Но и сия радость, как начало имеет от Бога, всех благ Дателя, так до Него относиться, и на Нем едином почивать должна. Божия бо благая суть свидетельства благости Божией; суть подобны ручьям, проистекающим от источника; подобны лучам, от солнца на землю спущаемым. Ручьи ведут нас к источнику и показуют нам источник; и лучи солнечные, которые нас освещают, возводят наши очи к солнцу; тако временная благая от Бога, яко источника, проистекают; и, яко лучи от присносущнаго солнца, на нас ниспущаются и согревают, и возводят ум и сердце наше к Нему Самому, и увещавают Его любити и радоватися о Нем, яко Любителе и Благодетеле своем (3:251).

Христос через Свою скорбь подает нам вечную радость (3:40, см. ХРИСТОС, 1131).

СКОРБИ внешние не являются препятствием радости истинной

Христианам-де многия бывают скорби, якоже глаголет Пророк: «мнози скорби праведным?» (Пс. 33, 20) — Правда; но сии скорби извне им бывают, и ради того душевныя им радости не отнимают. Тело и плоть их оскорбляется, но душа в них веселится: яко сии скорби им бывают не яко злодеям, но яко христианам (1 Пет. 4, 15—16). И для того сими скорбьми не погружаются, но паче возносятся и «хвалятся в скорбех, видяще, яко скорбь терпение соделовает, терпение же искусство, искусство же упование; упование же не посрамит» (Рим. 5, 3—5). К тому ж и скорбь терпеть ради любимого радостно, якоже читаем о святых Апостолах, которые «идяху от лица собора радующеся, яко за имя Господа Иисуса сподобишася безчестие прияти» (Деян. 5, 41). Тое ж читаем и о святых мучениках. И хотя случается и христианам в духовном искушении печалиться; но они сию печаль препобеждают надеждою благости Божией, и сия скорбь им обращается в большее утешение, когда непогодное и бурное тое прейдет время (3:424).

Радость познается из последующей печали

ЛЮБОВЬ и радость познается из последующия печали о потерянной вещи, которую человек любит, и радуется о ней. Так отец печалится о сыне, муж о жене, друг о друге, брат о брате умершем; печалится же не иной какой ради причины, как что разлучился с любимыми; и потому печалию своею показуют, что они тех, с которыми разлучилися, любят, и которыми в присутствии их утешалися, уже в отсутствии не утешаются, чего ради и оскорбляются тем. Сего не делает человек, когда лишается того, чего не любит. Так о чужом умершем не печалится, понеже не любил его; не любил же его потому, что им живущим не утешался, не утешался же потому, что не любил и не радовался о нем живущем; а понеже о живущем не утешался, то и о умершем и отлучившемся не печалится. Знамение убо есть любве к вещи какой радость о ней; знамение же радости есть последующая печаль о той погибшей (3:248—249).

Радоваться и в благополучии и в несчастии

Радость сию духовную в благополучии и неблагополучии иметь должно христианам, яко радость сия проистекает от любви Божией, которую они всегда иметь должны. Бог бо, яко «непременяемая» благостыня и любовь, всегда любления достоин. Он и тогда нам благ и милостив есть и благодетельствует, когда отнимает от нас благополучие временное; тогда нас милует, когда биет нас; тогда нас щадит, когда наказует; тогда нас любит, когда опечаляет; тогда нам благотворит, когда благая Своя отъемлет от нас. Ибо «егоже любит Господь, наказует: биет же всякаго сына, егоже приемлет» (Евр. 12, 6; Апок. 3, 19). Сего ради, как любовь к Богу, так и последующая ей радость духовная не токмо в благополучии, но и в злополучии должна быть в христианах. Ибо якоже от радости о Бозе истинная к Богу любовь, так таяжде любовь в неблагополучии познается (3:250).

Кто радуется в благополучии, а в неблагополучии скорбит, то эта радость не о Боге, но о благополучии

Как только в благополучии радуется о Бозе, тот подает о себе свидетельство, что он не Бога Самого, но благополучие, благая Божия временная любит. Иное же есть Бога любить, иное любить благая Его, как сие всяк может признать. Тако, кто и человека дотоле любит, доколе ему благодетельствует, тот не так самого его, как благодеяния любит. Истинный бо человеколюбец не токмо благодетеля и друга своего, но и всякого человека любит и умилостивляется над ним. Тако и истинный боголюбец не токмо Бога любит тогда, когда увеселяет его временными благами, но и тогда, когда опечаляет его, отнимая временная благая. От Бога бо, яко благаго и благих Источника, не что иное, как только благое, проистекает и изливается на нас (3:250).

Радоваться в благополучии, но РОПТАТЬ в СКОРБЯХ есть ЛИЦЕМЕРИЕ

В благополучии и лицемеры и злые люди радуются, любят Бога и благодарят Бога; но когда отымется от них благополучие, тогда ропщут, негодуют, печалятся, а часто и хулят; а тако показуют, что они устами, а не сердцем Бога любят, якоже пишется о Израильтянех: «возлюбиша Его усты своими, и языком своим солгаша Ему: сердце же их не бе право с Ним» (Пс. 77, 36—37), и тем свидетельствуют о себе, что они благая Божия любят, а не Самого Бога. Не тако правое и боголюбивое сердце, которое Богу во всем покоряется и последует, не тако поступает: оно и в благоденствии Бога, яко благодетеля своего, благодарит и поет; и в злоденствии, яко благодетеля своего, признает и хвалит, и исповедуется с Давидом: «благо мне, яко смирил мя еси» (Пс. 118, 71); и на всякое время, веселое и печальное, с темже Псаломником благословит Его: «благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих» (Пс. 33, 2) (3:250).

Радость — плод духовной мудрости (2:19, см. МУДРОСТЬ, 569).

Радость там, где чистая совесть (5:215, см. СОВЕСТЬ, 959).

Радость христианская, см. восьмая глава, восьмой статьи, второй книги «О истинном христианстве» (3:421—424).

РАЗГОВОР
(см. также БЕСЕДА)

В разговорах не забывать о присутствии Божием

Вы, которые, собравшеся во едино, разговариваете, слышите: «Господь близ»; Сам Господь зде, и смотрит на вас, и слышит, что и о ком разговариваете. Берегитеся убо, да не разговор ваш в грех вам будет. Опасно говорим пред царем присутствующим: кольми паче пред Богом, Который зде, и тамо, и на всяком месте присутствует. Блюдите убо, како и что и о ком разговариваете (4:129).

РАЗДРАЖЕНИЕ

Истинный христианин в бесчестии не раздражается (2:31, см. ХРИСТИАНИН, 1092).

РАЗМЫШЛЕНИЕ
(см. также РАССУЖДЕНИЕ)

Размышлениями укрепляется вера (3:22, см. ВЕРА, 315).

Через рассуждение познается наше безчестие (5:7, см. ХРИСТИАНИН, 1109).

Размышление вселяет в сердце кающагося печаль о Божиих благодеяниях, от грешников презренных (5:26, см. ПОКАЯНИЕ, 705).

Примеры, как от каждого предмета и действия возбуждать в себе память о бесконечных благодеяниях Божиих

Везде и во всяких вещах с любовью поминай Господа Бога твоего и святую любовь Его к нам. Все, что ни видишь на небеси и на земли и в доме твоем, возбуждает тебе к воспоминанию Господа Бога твоего и любви Его святой. В любви Божией заключаемся мы; всякое создание Божие любовь Его к нам свидетельствует. Видя убо создание Божие и пользуйся тем, говори в себе тако: сие есть дело рук Господа Бога моего, и ради мене оно сотворено. Сии светила небесныи — солнце, луна и звезды, Господа Бога моего суть создание: всей вселенной и мне они светят. Сия земля, на которой я живу, которая плоды мне и скотам моим проращает, и все, что на ней ни есть, Господа моего есть создание. Сия вода, которая мене и скоты моя напояет, Господа моего есть добро. Сей скот, который мне служит, Господа моего есть создание, и мне на службу от Него дан он... Сие слово, «Священное Писание», которое я слышу, есть слово Божие, есть слово уст Его, уста Господня глаголаша сие; и ныне чрез него Бог мой мне глаголет: «благ мне закон уст Твоих, паче тысящь злата и сребра» (Пс. 118, 72). Господи! даждь мне уши слышати слово Твое святое. — Сей дом священный, «церковь», в котором я стою, есть храм Божий, в котором обще от верных, братии моей, приносится Богу моему молитва и славословие. Сии священные гласы, «славословие и молитва общая», суть оныя гласы, которыми пение, благодарение, хвала и славословие возсылаются святому имени Бога моего... — Словом: всякий случай и всякая вещь может и должна возбудить тебя к любовному воспоминанию Господа Бога твоего, и показует тебе любовь Его к тебе, так что и самое наказание Его от любви к нам бывает, по писанному: «егоже любит Господь, наказует» (Евр. 12, 6). Поминай убо везде, и во всяком случае, и во всякой вещи имя Господа Бога твоего (5:154—156).

Как купец от различных стран собирает различные товары, и в дом свой привозит, и скрывает их, так ХРИСТИАНИНУ можно от мира сего собирать душеполезные мысли, и слагать их в клети СЕРДЦА своего, и теми ДУШУ свою созидать (4:7).

Необходимо проникнуть в глубину вещей и событий

Аще что хощем что лучше разумети, должно не токмо самую вещь, но и ея обстоятельства рассуждать. Так, когда и страстей Христовых важность и величество хощем несколько разуметь («несколько», глаголю: ибо постигнуть их ум человеческий не может»), и в размышление их с пользою нашею поучаться, должно обстоятельства их, о которых Божие слово нам представляет, верно рассуждати. Образ страстей Христовых видишь в храмах святых на досках, но без размышления обстоятельств не иное что видишь, как только образ человека умученнаго и ко кресту пригвожденнаго. Но верное их рассуждение из слова Божия представляет тебе важность и силу их (3:50).

Размышление о великих делах Божиих способствует покаянию

Желаешь ты еще известитися, «како Бог человека почтил». Хвалю я твое желание и усердие сие, и желаю, чтобы оно в сердце твоем вскоренилося. От сего бо породит ся истинная по Бозе печаль, которая к ПОКАЯНИЮ нужна, яко, по словеси Апостола, «покаяние нераскаянно во спасение соделовает» (2 Кор. 7, 10) (5:8).

Размышление о чудных делах Божиих укрепляет и возвращает веру (3:22, см. ВЕРА, 161).

Размышлением о свойствах Божиих воздается слава Богу (2:371, см. СЛАВА БОГУ, 871).

Размышления о премудрости и благости Божией приводят к прославлению Бога (2:20, см. ПРЕМУДРОСТЬ БОЖИЯ, 762).

Размышление о правде и милости Божией удерживает от греха отчаяния (3:269, см. ГРЕХ, 287).

Размышление о страданиях Христовых удерживает от греха (3:267, см. СТРАДАНИЯ ХРИСТОВЫ, 1139).

Кто Христа любит, тот размышляет о Нем (3:144, см. СЕРДЦЕ, 839).

Какия размышления приводят к любви (1:28, см. ЛЮБОВЬ, 459).

Размышление о временном и вечном очищает сердце (душу)

Познай убо вечное страдание от временного, и берегись, да не впадеши в тое; ныне сходи умом во АД, да не потом душею и телом снидеши. Огневицы и лихорадки, в которой неумеренное движение крови бывает, и зубной боли, и темницы, и уз, и биение, прочих временных бедствий терпеть не можеши: како стерпишь огнь жгучий, но не сожигающий, червь грызущий, но не поядающий, скрежет зубов, тьму кромешную, скаредный вид демонов, и плач и стенание и рыдание, и прочая злая како стерпиши? Помышляй сия, и соравняй временное с вечным страданием, и проженется сия размышлением, как бичом, СУЕТА от СЕРДЦА твоего (5:48).

Последние четыре размышления приводят к ПОКАЯНИЮ

Просишь ты, чтобы я тебе при письмах напоминал о последних четырех, то есть о СМЕРТИ, СУДЕ ХРИСТОВОМ, ЦАРСТВИИ НЕБЕСНОМ и МУКЕ ВЕЧНОЙ. Хорошо: и мне то полезно, и тебе тое напоминать не премину. Нет бо ничего нам полезнее, как о тех всегда памятовать: тое отводит нас от ГРЕХА, тое научает усердно каятися, подвигает к усердной МОЛИТВЕ, отводит от суеты мира сего, угашает любовь чести, славы и богатства мира сего, увещевает нас опасно в мире сем обращаться, показует, что мы странники и пришельцы в мире сем есмы, и отлучает нас от времени и временных, и привязывает к вечности, к которой вси идем. Ты, о чем я тебе помяну, о том и размышляй, дабы углубилось в сердце твоем. И Христа бо Господа нашего пришествие в мир ради вечности учинилося, дабы от злополучной нас избавить, и блаженную нам подать (5:109).

Размышление о смерти, страшном суде и вечной участи угашает любовь к миру (4:121, см. СУЕТА, 1027).

Размышление о страшном суде приводит ко спасению (5:46, см. СУД СТРАШНЫЙ, 1021).

Размышление о страшном суде удерживает от грехов и побуждает к покаянию и молитве (4:94, см. СУД СТРАШНЫЙ, 1021).

Без Бога и размышлять о Боге не можем по надлежащему (5:63, см. БЛАГОЧЕСТИЕ, 49).

РАЗУМ

В познании таин Божиих разум вере должен следовать (3: 11, см ВЕРА, 133).

Разум наш не постигает величия Божия (4:7, см. МИР, 519).

Вера должна быть не только в разуме, но и в сердце (3:14, см. ВЕРА, 142).

После первородного греха пагубная тьма объяла разум человеческий (3:134, см. ГРЕХ ПЕРВОРОДНЫЙ, 229).

Сатана разум ослепляет, чтобы человек не видел своей погибели (4:19, см. ХРИСТИАНИН, 1108).

Грех помрачает разум (2:136, см. ГРЕХ, 255)

Разум свой человек плотской употребляет всегда или на свою корысть, или на разорение ближняго (1:45, см. ЧЕЛОВЕК, 1165).

Человек, который не имеет разума, словом Божиим просвещеннаго, претерпевает злая (1:50, см. СЛЕПОТА ДУХОВНАЯ, 885).

Малая искра разума в трезвых, в пьяном совсем угашается (1:51, см. ПЬЯНСТВО, 781).

РАЙ

Рай — прекраснейшее место обитания первозданного человека

Красота и достоинство человеческое и от места прекрасного, на котором в начале человек был поселен, познается. Место тое было «рай сладости», утешения и радости исполнен, как царский дворец прекрасный всякими древами плодовитыми, благовонными и красными и прочиими украшениями украшен, дабы и от места того познавал своея души благородие и красоту. Аще бо и чувства ударяет внешняя красота, но душа разумная красоту тую рассуждает, похваляет, удивляется и утешается (3:329—330).

Прародители за грех были изгнаны из рая (4:371, см. ГРЕХ, 265).

Вход в рай через покаяние (4:26, см. ПОКАЯНИЕ, 713).

РАСКОЛЬНИКИ

Бегать от раскольников

Раскольников, как огня берегися, и с ними никакого не имей сообщения. Хотя бы они по неделе постилися, и всегда молилися, и прочая дела показывали, бегай от них (1:248).

РАССЕЯННОСТЬ

Враг под видом добра рассеивает человека

Научает человека из дома исходить и других посещать под видом любве; но тем хощет его удалить от молитвы, полезнаго размышления и дел звания его, и ввергнуть в праздность, празднословие, оклеветание и осуждение и прочая злая, и бывает, что человек не тот уже в дом возвратится, который из дома вышел. Нет полезнее человеку, как дома и уединения держаться. Научает человека чести искать, под видом служения обществу; «будешь-де, на чести будучи, обществу служить»; но тем замышляет развратить его и в бесчисленная злая вринуть, и соблазнами его многих повредить... Влагает в сердце человеку враг собирать богатство ради подаяния милостыни: «будешь-де тем снабдевать убогих, и оттуда не малую пользу иметь»; но тем замышляет вкоренить в сердце его сребролюбие и ко всякой неправде привести (4:313—314).

Рассеянность не допускать на молитве (4:40, см. МОЛИТВА, 551).

Беречься выходить из дому, чтобы не рассеяться (5:159, см. ВНИМАНИЕ, 176).

РАССЛАБЛЕНИЕ

Расслабление духовное от ГРЕХОВ и диавола происходит

Мы вси от природы немощны духовно, паче же смертельно уязвлены от разбойника диавола и на пути мира сего лежим уязвлены, и сами себе помощи никак не можем, якоже сие показуется от притчи о впадшем в разбойники и от них уязвленном (Лк. 10, 30—35). Аще убо хощем исцелитися от язв греховных, должны отдать себе в волю милостивому оному Самарянину, не от Самарии, но от Марии Девы Богородицы пришедшему, Иисусу Христу, да поступает с нами, якоже хощет, должны и регулы Его, в святом Евангелии написанныя хранить, хотя плоти нашей и горестно быти кажется (2:53).

РАССУЖДЕНИЕ

Рассуждения духовные и плотские

Представь себе, христианине, двух человек, обучившагося и необучившагося христианской философии: и увидишь великое между ими различие. Тот мудрствует и говорит духовная: сей плотская. У того и мысли и речи о Бозе, слове Божием и вечном животе: у сего о суете мира и роскоши. Тот думает и печется, чтобы вечный живот получить: сей, как бы богатство собрать, честь и славу в мире сем сыскать. Тому равно жить, как в богатых и красных покоях, так и в худой хижине: сему не хочется, как только в добром и красном доме жить. Тому равно как за богатою, так и за скудною трапезою сидеть: сей о лучшей всегда замышляет. Того равно как пригожее, так смиренное платье одевает: сей не хочет, как только в пригожем одеянии ходить, и с богачем евангельским в порфиру и виссон одеваться (4:224).

Если иметь правильное рассуждение о Боге, то человек решится умереть, чем грехом оскорбить Его

Ежели добраго человека, от котораго и благодеяния не видим, любим и почитаем за то едино, что добр, и крайне бережемся оскорбить его: кольми паче Бога, Который наш есть Создатель, промыслитель, хранитель, питатель, защитник, помощник, и, да вкратце скажу, высочайший благодетель и человеколюбивый Отец, любить и почитать, сколько может в немощной плоти, должны, и крайне берещися Его оскорбить, яко единого благого. Поверь, возлюбленне, что лучше человек изберет умереть, нежели Бога грехом оскорбить, когда войдет о Бозе в правильное рассуждение, Которого благость столь велика, сколь велик Сам Он, и столько Его благодеяний нам показанных, сколько тварей созданных и сколько дел Его преславных, ради нас сотворенных от Него, и сколько дней, часов и минут от рождения нашего прошло. Ибо без Него и благих Его минуты жить не можем. «В Нем бо живем, движемся и есмы» (Деян. 17, 28). Видишь, что грешник недостоин жить, а что живет, то благости Божией приписать должно, которую его на покаяние ведет (Рим. 2, 4). Аще жити недостоин, кольми паче благодеяний Божиих недостоин. Большия бо благости дело есть, не токмо жити грешнику дать, но и благами его, недостойного живота, снабдевать. Как? — рассуждай от следующаго примера. Аще бы царь врагу своему не токмо живот даровал, но и благодеяниями своими его награждал: не всяк ли бы удивился такому делу? Воистину вси бы тому удивлялися. Тако Бог творит, Который не токмо не казнит смертию беззаконников, достойных смерти, но и благая Своя им подает, ожидая их обращения и покаяния (5:19—20).

Рассуждение о свойствах Божиих ведет к познанию Бога (5:81, см. БОГОПОЗНАНИЕ, 199).

Рассуждение о вечности изменяет сердце

ВЕЧНОСТИ бо рассуждение сильно есть подвигнуть и переменить СЕРДЦЕ человеческое (5:45).

Рассуждение укореняет в сердце спасительные истины

О чем часто помышляем и поучаемся, тое глубочае в памяти и сердце нашем вкореняется. Помышляй часто и о сем великом и дивном деле, и молись, и вкоренится в сердце твоем. Видишь образ Его в церкви и в доме: помышляй, что то образ есть Сына Божия, и небесного Царя и Бога твоего, Который тебе ради на землю явился, и пожил и трудился. Видишь образ Богородицы: помяни тут, что то образ Тоя Пресвятыя Девы, Которая плотию родила Господа твоего, и на руках носила, и млеком матерним питала...

Тако, когда будем часто о Нем и действиях Его рассуждать, то и углубится память Его в сердцах наших — что великую душам нашим подаст пользу (5:107—108).

Чтение без рассуждения не полезно

Между делом и молитвою читай книги полезныя, а наипаче «Евангелие и Апостол», и разсуждай; чтение бо без рассуждения не пользует (1:226).

Рассуждение Святого Писания приводит нас в познание Божие (5:60, см. БОГОПОЗНАНИЕ, 101).

От рассуждения слова Божия возбуждается живая вера (5:152, см. ВЕРА, 155).

Рассуждение о высоте Церкви вселяет утешение и радость (3:32, см. ЦЕРКОВЬ, 1156).

Рассудительность в проповедании слова Божия (3:7).

РЕВНОСТЬ
(см. также УСЕРДИЕ)

Без усилий со стороны человека очищение души невозможно

Не может и в той душе изобразиться доброта Божия образа, которая не тщится от всего того уклонятися, что запрещает и от чего отводит Божие слово. Надобно убо от всего того, что противно воле Божией и святому Его слову, отвращаться, и нудить себе ко всему тому, что оно повелевает нам. Ибо как в том, что повелевает слово Божие, состоит свойство образа Божия, как-то: правда, святыня, любовь, смирение, терпение, кротость, и проч.: так все тое, что запрещает, противно образу Божию, и свойственно скаредному ветхаго человека образу. Якоже убо от всякого зла уклоняться, так всякому добру прилежать должно душе, хотящей получить от Христа себе доброту и красоту, по увещанию Псаломника: «уклонися от зла и сотвори благо» (Пс. 33, 15), хотя сердцу и противно. Надобно бо нам с трудом, прилежанием и подвигом искать ныне того, что туне и без труда нашего нам данное от Бога потеряли. Тогда видя Христос таковое души тщание, попечение и труд, по милости Своей, отнимает от ней безобразие и подает доброту и красоту образа Своего (3:334—335).

В ревности ко спасению христианин не должен ослабевать (3:187, см. ХРИСТИАНИН, 1118).

Ревность истинная, когда человек к одному центру стремится

Нет большаго добра, паче вечнаго добра, и едино оно есть истинное добро: так больших трудов и подвигов от нас требует, чтобы тое постигнуть. «Тако тецыте, да постигнете» вечное оное добро, глаголет Павел святый (1 Кор. 9, 24). Кто тое «постигнет»? Не тот, кто лежит, но кто «течет». Кто «течет»? Тот, кто, все прочее оставивши позади, к тому единому, как своему центру, стремится, спешит и подвизается. А у кого нет труда и подвига к тому, у того нет и желания истиннаго к тому. Желание истинное подвигает желающаго к труду, и научает способ искать, чтобы получить желаемое. Кто желает в Москву, или в Петербург, или в Киев прийти, тою дорогою идет, которая в тые грады ведет, а не иною. Тако к Богу и вечному Его царствию хотящему приидить должно «узкими вратами и тесным путем идти, а не пространными вратами и широким путем, который вводит в пагубу» (Мф. 7, 13—14) (3:346—347).

Ревность необходима, чтобы избавиться от пристрастий (5:42, см. МИР, 531).

Ревность необходима в борьбе с плотию (1:128, см. БОРЬБА С ПЛОТЬЮ, 126).

Христианин повинуется человеку, пока это не противно закону Божию

«Повиноватися подобает Богови паче, нежели человеком» (Деян. 5, 29). Тако мученики святые, верные и избранные Христовы рабы, чинили. Повелевали им нечестивии цари дань давати, давали; повелевали на брань итить, шли; повелевали работать, работали; повелевали трапезе предстоять, предстояли; повелевали руду копать, копали; повелевали камение и землю носить, носили; повелевали в заточение, в темницу, во узы итить, не противилися; повелевали одежд совлекатися, совлекалися; повелевали и в прочем, закону Божию непротивном, слушали. А когда доходило повеление их до презрения Божия, и повелеваемо было им поклониться идолам, тут стали дерзновенно противу нечестиваго повеления, не восхотели повелителей своих слушать, внимая заповеди единаго истиннаго Бога: «Аз есмь Господь Бог твой: да не будут тебе бози инии, разве Мене» (Исх. 20, 2—3). А тем показали святии, что дотоле человеку властелину повиноваться и служить должно нам, доколе повеление его согласно с Божиим повелением, или непротивно есть (3:176).

Без помощи Божией человек ничего не может сделать (2:386, см. ПОДВИГ, 688) (5:225, см. ПОДВИГ, 688).

Пример ревности подвизающихся ради временных благ должен побуждать к ревности ради жизни вечной (3:183, см. ПОДВИГ, 688).

РОДИТЕЛИ

Родители, рождая детей телесно, должны растить их и духовно

Наконец, возлюбленный христианине, умел ты детей своих родить: умей же их и добре воспитать, да истинный отец их будеши. Называешися отцем их по плоти: буди отец и по духу. Родил ты их к временной жизни; болезнуй и раждай их к вечной жизни, да тамо с ними Христу предстанеши, и радостно воззовеши: «се аз и дети, яже дал ми еси, Господи» (5:177).

Коль полезно и нужно есть доброе и в страхе Божии детей воспитание, и о святом крещении и обстоятельствах его им напоминание, дабы, памятуя тое все и разсуждая, не развратились, и дара, в крещении даннаго, не лишились. Сия должность есть родителей их! Родители родили их к временному житию, должны убо благодатию Божиею и к вечному житию отрождать. А которые родители детей своих добре не воспитывают, а паче примером злым соблазняют; те к временному житию раждают их, но к вечной смерти дверь отворяют: лучше таковым не родиться (4:297).

Родители истинные не те, что родили, но те, что воспитали

Полезно учить наукам и художествам: но учить жить по-христиански нужно; ибо всякая наука и художество без христианского жития ничтоже есть. Внимайте сему, родители, чтобы тем детем, которых вы на свет родили, не быть убийцами. Истинный отец не тот, который родил, но тот, который добре воспитал и научил. Родивший подал только жить; а добре воспитавший и научивший дал добре жить. Живут на свете и язычники, во тьме и идолопоклонстве находящиеся, паче же и самые скоты; но добре живут единые христиане. Сего ради отцам, родившим нас, должники мы находимся; но отцам, добре воспитавшим и наставившим нас ко благочестию, далеко большие должники. Ибо отцы, родившие нас, родили к временной жизни; а отцы, добре воспитавшие и научившие нас к благочестию, раждают к вечной жизни. «Блажен, иже сотворит добре, и научит добре» (Мф. 5, 19). Блажен родитель, который и к временной жизни родил, и к вечной жизни отродил детей своих! Окаянен родитель, который к временной жизни родил детей, но к вечной жизни двери им заключил, заключил то небрежением добраго воспитания, то соблазнами своими! Лучше человеку не родиться, нежели родитися, и в вечной погибели быть (4:202).

Родители должны рождать детей не только по плоти, но и по духу

Называют они вас родителями: будите убо истиннии родители. Родили вы их по плоти, раждайте убо и по духу; родили вы их к временной жизни: отрождайте их и к вечной жизни (5:213—214).

Родители обязаны воспитывать детей

Родители! вам дал Господь детей: воспитывайте их в страсе Божии и наказании; и юность склонную ко злу, возвращайте от зла (4:300).

ДЕТЕЙ воспитывать с младенчества

Как только начнут дети хотя мало смыслить, тут ты начинай вливать в сердце их млеко христианского учения, да тем яко новые и праздные сосуды мало-помалу напоятся, и возрастут в благочестие (5:175).

Родители как воспитывают ДЕТЕЙ, так те и будут жить

Самонужнейшее дело есть родителям воспитывать детей своих в страхе Божии и добронравии. Без того всякое учение и воспитание ничто. Деревцо малое, к которой стороне наклонено будет, так будет расти; и новый горшок чим напоится, такую и воню будет издавать: тако и малые ДЕТИ, как воспитаны будут, так будут и жить. Многие родители обучают детей своих иностранных языков, инии художеств обучают, но о христианском учении и воспитании небрегут: таковыи родители к временной жизни их раждают детей, но к вечной жизни их не допускают. Горе им, яко не телеса, но души человеческие убивают своим нерадением! Христианине! ты таковым родителям не подражай, но всяким образом тщись своих детей в страхе Божии и добронравии воспитывать (5:175).

Учить детей жить благочестиво и исполнять заповеди (5:176).

Воспитывать детей в страхе Божием

Честные отцы и матери! Удерживайте от того детей своих всяким образом, но паче воспитывайте их в страсе Божии и во всяком наказании, да не и за них истязаны будете в день судный (1:97).

Учить ДЕТЕЙ ОБЕТАМ КРЕЩЕНИЯ

Сии обеты (крещения) да обращаются пред очесами родителей, и да воспоминают их детям своим малым, как только начнут в возраст и разум приходить и понимать учения слово: и тако юность, ко злу склонную, ими, как уздою, да удерживают от страстей безчинных, и в страсе Божии да содержат (3:37).

Какие истины христианские открывать ДЕТЯМ

Вси христиане крещены суть и твои дети. Поминай убо им, что они крещены суть «во имя Отца, и Сына, и Святого Духа», единаго Триипостасного Бога; и какая сила крещения святаго, какие тогда обеты они чинили, как отрицались сатаны и всех злых дел его, кто есть сатана, и какия злыя дела его; како обещались работать верою и правдою Христу Сыну Божию, кто есть Христос, и для чего в мир пришел, и что сотворил, живучи в мире, и чего от нас требует. Такожде напоминай, что мы раждаемся и обновляемся крещением не к временной жизни сей, не ради чести, славы и богатства мира сего; но раждаемся и обновляемся к вечной жизни, которая будет в будущем веке, дабы они к суете мира сего не прилеплялися сердцами своими, но к вечной жизни стремились бы. Напоминай о смерти, суде Христовом, о вечной муке и вечном блаженстве. Представляй им пред умныя очи, кто есть Бог христианский, и кто сотворил небо и землю, от кого получаем мы пищу, одеяние, дом, и прочая благая; и яко Бог наш христианский везде и на всяком месте есть, хотя Его и не видим, и все и всякое дело видит, и всякое слово слышит, и за доброе дело награждает, и за злое казнит, и вечною мукою грозит. О всем сем и прочем детям малым напоминай, и одно по другом предлагай, дабы все в свежей памяти углублялось (5:176).

Родители должны испытывать себя, как воспитывают детей

«Отец» еси? Како поступаеши с детьми? учиши ли их страху Божию? воспитываеши ли их в звании христианском? показываеши ли им образ добрых дел? «внимай себе» (5:301).

Родители, чтобы воспитывать исправных детей, сами должны исправно жить

Дети малыя житие своих родителей за правило себе имеют: что в них видят, тое и сами делают. Откуда бывает, что когда родители в роскоши живут, то и дети их тако живут, и еще прибавляют, как видим, и тако нравы родительския переходят к детям. Писано же есть «горе человеку тому, имже соблазн приходит» (Мф. 18, 7). Сего ради, когда хощешь, христианине, чтобы дети твои исправными и добрыми были, буди сам исправен и добр, и всяким образом берется подать им соблазна; иначе ничего не успеешь; более бо они внимают словам, делам и поступкам твоим, нежели приказанию и наставлению твоему (5:177).

Чтобы соблазну не подать, но паче пример добрый показывать детям, родители, как в слове, так и в деле крайне должны осторожно поступать: «в слове»: не говорить ничего при них праздного, гнилого, скверного, хотя то и всегда от того должно удаляться, яко и «за слово праздное имеем воздати ответ в день судный» (Мф. 12, 36), по словеси Христову; «в деле»: не делать при них не токмо ничего худаго, но и посредственного, чтобы им со временем причиною быть злаго нехотения и грехопадения, хотя бы то и родителям самим и безгрешно было (1:120—121).

Родители должны жить благочестиво, ибо дети внимают более поступкам, чем наставлениям

Дети юныя внимают более поступкам родительским, нежели наставлениям их. Сего ради когда хощете, чтобы дети ваши были благочестивыми и добрыми, будите сами благочестивые и добрые, и себе во образ им показывайте, и тако «воспитывайте их в наказании и учении Господни». Тако и дети ваши и вы получите вечное спасение о Христе Иисусе, Господе нашем (5:214).

Родители, воспитывая детей, и сами должны ходить пред Богом со страхом

Вы, которые называетеся родителями и имеете у себе детей, слышите: «Господь близ»; Сам Господь зде, Который видит ваши дела и слышит ваши слова. Како с детьми вашими поступаете? како их учите и наставляете? не учите ли вместо истины суете, и вместо страха бесстрашию? и, вместо наставления и полезного учения, не подаете ли яда соблазнов юным сердцам? Блюдитеся, возлюбленнии, како опасно ходите пред Богом, смотрящим на вас, и пред юными детьми вашими, которые примечают, что вы делаете и что вы говорите, и сами то учатся делать и говорить (4:128).

Чтобы дети почитали родителей, необходимо, чтобы сами родители почитали своих отца с матерью

Хощешь ты, чтоб тебе в силу пятой заповеди, дети твои почитали: должен и ты сам своих родителей почитать. А когда не почитаешь отца и матери твоея, уже не исполняешь должности своей, и грешишь противу сея пятыя заповеди. И так подлежишь страшному оному суду Божию, которым к смерти Он таковых приговорил, глаголя: «иже аще злословит отца или матерь, смертию да умрет» (Исх. 21, 16) (1:58).

Родители должны наказывать ДЕТЕЙ за проступки, чтобы греховный навык не укоренился

ГРЕХ, без наказания оставленный, бывает причиною другаго греха; такожде причиною обычая греховнаго, что очень страшно: сего ради за всякое преступление наказуй детей своих по мере преступления, дабы помнили, за что наказуются, и тако бы впредь боялись преступаться. Многие родители, слепую имея любовь к детям своим, жалеют их наказывать за преступление; но после, как возрастут и неисправны будут, сами узнают погрешность свою в том, что детей своих не наказывали, пока малы были. Сам Бог избранных чад Своих наказует; как видим в Писании: неужели не любит их? да не будет! «Егоже бо любит Господь, наказует; биет же всякого сына, егоже приемлет» (Евр. 12, 6). В сем деле и христианам подражать должно небесному Отцу, и детей своих любить и наказывать. Юнии бо ненаказаннии, в возраст пришедшие, суть как кони неучении и свирепеющии, и ни к какому делу неугоднии. Сего ради, христианине, люби детей своих по-христиански, и наказуй их, да исправными и добрыми будут. Пусть они ныне болезнуют телом, пока молоды, да не потом ты будешь болезновать о них сердцем. Пусть они ныне плачут от тебе, да не ты о них потом будеши плакати. Налагай на телеса их раны, да души исцелеют. Не щади их ныне, да потом о них возрадуешися. Помни, что ответ о них воздать имееши Богу. Однакож умеренность во всем похваляется (5:177).

Родители обязаны наказывать детей непослушных

Аще дети будут непослушливы, наказывать их как словами пристойными, так и раны им налагать. Тако Писание научает: «наказуяй сына своего насладится о нем... не играй с ним, да не сотворит ти печали; не смейся с ним, да не поболиши о нем, и напоследок стиснеши зубы твоя. Не даждь ему впасти в юности… сокруши ребра его, дондеже млад есть, да не когда ожестев, не покоритися» (Сир. 30, 2, 9, 12). И паки: Притчей Соломоновых в гл. 13-й, 19-й, 21-й, 23-й, 29 (1:121)

Родители, нерадящии о воспитании своих детей, являются причиною греховного состояния их по крещении (4:34, см ГРЕХОВНОСТЬ, 284).

Родители часто бывают виновными в духовной гибели своих ДЕТЕЙ

С болезнью и воздыханием видим, что многия дети в юности развращаются. Сие случается им от небрежения родителей. Многие родители научают детей своих художеств, к временному житию служащих, иныи иностранных языков тщатся научить, и не мало суммы на то иждивают, но о христианском учении небрегут, и по-христиански жить детей своих научить нерадят. Таковые родители к временной жизни детей своих раждают, но к вечной двери затворяют (5:212).

Родители, если не ВОСПИТЫВАЮТ детей по-христиански, являются их УБИЙЦАМИ

Ежели, как святый отец учит, тые родители хуждшие детоубийц, которые детей по-христиански не наставляют: что уже о тех родителях сказать, которые не токмо не наставляют, но и развращают нравами своими! А что о родителех зде говорится, тое должно разуметь и о тех, кои отеческое звание на себе имеют, как-то УЧИТЕЛИ, ПАСТЫРИ, НАЧАЛЬНИКИ, и проч. (2:210).

Родители, которые детей своих страху Божию не учат, подлежат гневу и суду Божию (4:112, см. ГРЕХ, 268).

Сугубое горе родителям, которые злым примером юные сердца заражают (2:210, см. ДЕТИ, 301).

Родители на СТРАШНОМ СУДЕ дадут ответ за детей

Возлюбленнии христиане! явитеся и вы и дети ваши на суде оном Христовом и за них ответ дадите Судии праведному. Он у вас не спросит, учили ли вы детей ваших художеств, учили ли по-французски, по-немецки, по-италиански говорить, но научали ли по-христиански жить? (5:214).

Родители, чтобы тщательнее о правильном детей воспитании старались, помнить страшный суд Божий, что не токмо за себе, но и за них имеют отдать ответ и сильно истязаны будут, ежели не будут в страсе Господни их воспитывать (1:121).

Отец, как детей своих воспитываеши? чему их учиши? не вливаеши ли яда соблазнов в юные сердца их, вместо здравого учения и наставления (4:189).

Зло и обида возникает в детях, если родители небрегут о их добром воспитании (5:238, см. ЛЮБОВЬ, 481).

Воспитывая детей, просить помощи Божией

Всякое тщание человеческое, без помощи Божией, а паче в сем важном деле, ничего не сильно; сего ради прилежно молись, чтобы сам Бог помогл тебе быть самому добрым, и детей своих на добро наставлять (5:177).

РОЖДЕНИЕ

Рождество Христово (1:29—33).

Человек рождается для жизни вечной (5:39, см. ЖИЗНЬ ВЕЧНАЯ, 350).

В христианине есть два рождения (3:57, см. БРАНЬ, 118).

Рождение духовное и плотское

Всякий ХРИСТИАНИН двоякое рождение имеет, ветхое или плотское. Ветхое рождение имеет от своих родителей, и «зачинается в беззакониих, и во гресех рождается» (Пс. 50, 7). Второе рождение имеет духовное, и тем отраждается вновь к духовному, святому и небесному житию, и получает тое от Христа, почему христианином от Христа называется: кто от кого рожден, того и именем называется. До плотскаго рождения надлежит гордость, высокоумие, надмение, кичение, самомнение, презрение ближняго: до духовнаго рождения надлежит смирение, умаление и себе самого уничтожение. До плотского рождения надлежит неверие, до духовнаго вера. До плотского рождения надлежит неповиновение, непокорение, непослушание, и противление Богу: до духовного повиновение, покорение и послушание... До плотского надлежит зависть и последующее ей зло: до духовнаго любовь, и сожаление несчастию ближняго, и о счастии того радость. До плотского надлежит лесть, лукавство, ложь, хитрость и лицемерие: до духовнаго простосердечие и истина... Словом, до плотского надлежит злонравие, до духовнаго добронравие (5:198—199).

Кто от кого рождается, тот тому и подобен (2:63, см. ПОДРАЖАНИЕ, 692).

РОПОТ

Ропот есть страшная неблагодарность Богу

Лекаря в болезни призывает, чтобы от болезни исцелиться, и всякое лекарство, и самое жестокое, приемлет, и все терпит, что ему ни предлагает он, и мзду целителю дает. Бог милосердий, «Иже хощет всем человеком спастися и в разум истины прийти» (1 Тим. 2, 4), хощет душу его болезнующую бедою, как жестоким лекарством, исцелить и в здравие привести. Лютая бо болезнь душевная есть сребролюбие, самолюбие, славолюбие, гордость гнев, зависть, ненависть, нечистота и прочия страсти; сими она недугует истаевает и умерщвляется; но грешник слепый не познает того Божия благодеяния, и милостивому Благодетелю не токмо не благодарит, но ропщет на Него (2:140).

Знамение НЕБЛАГОДАРНОСТИ есть нетерпение и роптание в бедах, потому что бедами нас хощет Бог исправить и к Себе привлещи,— за что подобало бы от сердца благодарити Богу, так милостивно о нас промышляющему (2:315).

Ропот есть хула на Бога
и раздражение Его

Нетерпение и роптание в напастях не иное что, как хуление. Ибо ропщущий непременно думает, что он неправедно НАПАСТИ терпит, которыя на него посылаются от Бога, хотя бы он устами того и не произносил. Сын, наказуемый от отца, когда ропщет и негодует противу отца, показует тем негодованием, что отец его или неправедно, или не по мере согрешения биет, и тако более отца на гнев подвигает. Так, когда в бедах, от Бога нам посылаемых, негодуем, тем самым показуем, что неправедно страждем, что благости и правде Божией весьма противно и того ради более Его раздражаем, и тако большим бедам себе подвергаем (2:296—297).

Хулится имя Божие роптанием противу Бога, что бывает в несчастии и бедах, как-то обычай есть у таковых роптать: «что-де я сделал? что я согрешил? неужели я грешнейший от прочих?» и прочия безумныя речи. Ибо как все, так беды и напасти не без промысла Божия приключаются; и потому кто в бедах ропщет противу Бога, хотя и не называет Его неправедным, но самым делом и негодованием своим показует тое, что аки неправедно посылаются на него от Бога (3:80—81).

Ропот есть признак САМОЛЮБИЯ

Знамение самолюбия, когда кто, в беде какой и несчастии находясь, не терпит, но ропщет. Ибо таковый волю свою Божией воли предпочитает, без которой ничто нам приключиться не может (2:283).

Радоваться в благополучии, но роптать в скорбях есть лицемерие (3:250, см. РАДОСТЬ, 788).

Кто ропщет в неблагополучии, тот не имеет любви ко Христу (3:142, см. ЛЮБОВЬ, 470).

Христианин должен нести крест без ропота (4:24, см. СЛЕДОВАНИЕ ЗА ХРИСТОМ, 878).

Бог от ропчущих отходит (5:148, см. СКОРБИ, 865).

Ропот усугубляет скорбь (1:182, см. ТЕРПЕНИЕ, 1042).

РОСКОШЬ

Роскошь есть яд для души (4:82, см. ГРЕХ, 455).

Роскошь, как язва, погубляет душу

Роскоши, яко моровой язвы, берегись. Она весьма душу христианскую разслабляет, чуждое похищать, людей обижать и от подаяния милостыни, что требуется от христианина, руку удерживать научает. Роскошь, как чрево, сытости не знает, и как пучина, все добро пожирает... Тако роскошь все пожирает и ум разслабляет. Берегись убо роскошей. Естество малым довольствуется: похоти и роскоши много надобно (5:158—159).

Сколько в таких собраниях и гуляниях соблазнов, грехов и беззаконий бывает, не можно исчислить. Сколько слов и дел тамо, столько грехов; сколько лиц, столько законопреступников. Далеко отсюда отходит Бог и Ангелы Его святии. Тамо место диаволу и аггелом его злым, которые радуются с радующимися и веселятся о погибели их. Сего ради погибель их не дремлет, когда вскоре не очувствуются. Забыли они Бога и суд Его праведный; «Бога исповедают ведети, делы же отмещутся Его» (Тит. 1, 16) (5:368).

Роскошь переходит в нищету в жизни вечной

Царствуйте, царствуйте зде с миром, когда хощете; веселитеся и утешайтеся роскошами вашими, ездите друг ко другу в гости, пируйте, банкетуйте и танцы свои производите! Как-то тамо будете ликовать и танцевать!.. Читаем в Святом Евангелии, что «человек некий был богат, и облачался в порфиру и виссон, веселяся на вся дни светло». Но... по смерти ужасная ему перемена учинилась; по роскошах своих пошел в пламенное мучение; и по дорогих винах просит капли воды: и не дается ему: слышит ответ: «чадо! помяни, яко восприял еси благая твоя в животе твоем» (Лк. 16, 19—26) (4:120).

Роскошь ничем довольствоваться
не может

Похоть и роскошь много желает и ищет; ей и самое государство не довлеет; она никогда насытиться не может, якоже жар, крыющийся в сердце, утолитися, сколько ни пиет больной, не может. Познай убо и похоть и нужду естественную, и поступай по требованию естества, а не по желанию похоти (4:247).

Видим, что чрево ненасытно есть, всегда требует снеди и пищи: без того бо быть не может. Сегодня насытится; на другой день, и третий, и более вновь требует пищи. Тако имеется роскошь. Роскошь подобна чреву, все пожирающему. И роскошь бо есть прихотлива, и ничем и никогда удовольствоватися не может (4:398).

Роскошь есть внушение диавола
для погибели

Мысли прихотливыя и роскошныя сатана, враг душ человеческих, представляет человеку, и в тех запутывает его: как-де хорошо и благоприятно веселиться, тое и тое делать, тем и тем себе утешать, в гости ездить и гостей принимать, и проч. Тако замышляет супостат, чтобы человек мир сей за свое отечество и рай веселия имел, а о будущем бы блаженстве забыл, и тако бы погибл; такожде бы на всякую неправду и обиды бедных людей, чему роскошь научает, стремился, и тако бы удобнее, во всех злых запутавшись, погибнул. Сия его хитрость есть и замысел! Сильная и действительная удица диавольская есть роскошь, которую души христианския уловляет и за собою в вечную погибель влечет (4:399—400).

Роскошь, как пожар, поедает ДУШИ
и, как язва, заражает

С роскошию умножается всякое зло, и поядает души человеческия не иначе, как пожар, который, в одном доме наченшися, весь град или село пожигает,— или как моровая язва, которая, в одном человеке наченшаяся, многих близ находящихся заражает и умерщвляет. Видим сию во отечестве нашем всепагубную язву, которая не телеса, но души христианския заразила (4:119),

Суета и прелесть непостоянна, но всегда переменяется. Смотри на суету! Един построил такие-то и такие хоромы, един начал носить такую-то и такую одежду, един поставил такия-то и такия зеркала в доме своем, един начал в такой-то и в такой карете ездить, такую и такую трапезу поставлять, в таком и в таком убранстве слуг предстоящих иметь, и проч. Видит тое другий, и подражает ему; видят тое вси, и делают тое, что один. Итак разливается везде и умножается роскошь, и час от часу более и более усиливается (4:118—119).

Роскошь делает человека слепым и безумным

О слепоты развращенных и нераскаянных сердец! В сие ли печальное и смутное время веселиться? О како усиливается грех и оскудевает благочестие! Сии люди так делают, как те несмысленные корабельщики, у которых корабль разбивается, а они пляшут; или как те безчиные граждане, у которых город горит, а они банкетуют. Отечество стонет от бед и напастей; юноши оскудевают; казна истощается от войны; старцы только и отроки остаются и младенцы; и до нас дело доходит; везде матери, отцы, жены, братья и други сетуют и плачут по своих падших на брани и в опасности смерти находящихся: но сии едины гулянки веселятся, аки не сыны отечества, и со врагами нашими радуются о бедах наших, окружающих нас!.. О роскошь, роскошь! как ты ослепляешь, обезумляешь и ожесточаешь людские сердца! (5:368).

Пристрастие к роскоши угашает веру (4:166, см. ВЕРА, 152).

Роскошь принесла много вреда в истории

Читаем в историях, что многие города и государства от роскоши погибли. Роскошь бо все и всякое добро, как чрево или как пучина пожирает, и людей и самых сильных безсильными делает и разслабляет, и неугодными к брани делает. Радость бывает окрестным неприятелям, когда в государстве, противном им, роскошь умножается. Горе убо той стране и государству, в которой роскошь умножилась! Ибо с роскошью и всякое зло тамо умножается. От чего и праведный Божий гнев висит над тем. Оттуда не инаго чего ожидать, как погибели (4:400).

Где беззакония, там Бог отсутствует

Ведай и сие, что нет тамо Бога, где радость и веселие мира сего есть, когда люди радуются о богатстве, о чести, о славе, о роскошах, когда ликуют, пиршествуют, смехи чинят, танцуют, пиянствуют, поют недостойная христианам, кричат и прочия непотребныя веселости производят. Отходит от таковых людей Бог, яко безчинием их оскорбляется; но приходит туда лукавый мира сего дух, яко угодная ему дела тамо содеваются (3:296).

Пред гибелью люди более и более бесятся (5:368).

Роскошь в пище есть грех (3:243, см. ПИЩА, 678).

Роскошь и СКУПОСТЬ — противоположные сестры,
но обе губят душу

Роскошь и скупость — противныя сестры, но обе смертоносно заражают человеческия сердца. Едина расточает, другая хранит и стрещи богатство учит, но обе на погибель человеческую; едина разслабляет, другая связует человека, но и тая и другая умерщвляет душу его (2:162).

Роскошь в часы бедствий
есть помощь врагам государства

Братия наша от пуль, ядер и меча на войне падают; инии во всегдашнем страхе и печали находятся: а мы зде безумно веселимся! Надобно им было помогать против врага, но мы вместо того гуляниями, пиянством и прочиими грехами изостряем иноплеменнический мечь на них, и так сами против себе воюем!.. (5:368).

Роскошь толкает на преступления

Роскошь требует, чтобы человеку пространно жить. А на тое не мало суммы надобно. Что ж замышляет роскошный? Откуда тую взять? готовой нет. Надобно убо роскошному всякую делать неправду. Властелину надобно с подначальных сбирать; помещику излишние оброки на своих крестьян налагать, или принуждать их более дней в неделе на него работать; купцу дешевую вещь за дорогую продавать, лгать, и купующих обманывать; иному мзду наемничу удерживать; иному жалованья, от государя определеннаго, подкомандным своим не давать; иному на воровство, хищение и всякую неправду обращаться надобно. Сему и всякому злу роскошь причиною бывает! Отсюда видим, что многие во всяком убожестве и недостатке живут, многие не имеют домов, дневнаго пропитания и одежды. Все сие от роскоши бывает! Роскошь научает людей обижать и обнажать (4:399).

Рассуждением о вечности изгоняются мысли о роскоши

Когда о блаженной и мучительной вечности будешь размышлять, то размышление сие, как ветр мглу, мысли твои о прихотях и роскошах развеет: и ничего не потребуешь, кроме нужнаго. Похоти и роскоши много надобно: естество малым довольствуется (4:400).

РУКА

Рука иерейская благословляющая (1:244).

РУКОВОДИТЕЛЬ, РУКОВОДСТВО

На пути к вечной жизни нужен руководитель (4:55, см. ЖИЗНЬ ВЕЧНАЯ, 346) (2:32, см. СПАСЕНИЕ, 978).

Искать совета и руководства — знак духовного любомудрия (2:18, см. МУДРОСТЬ, 569).

Руководитель должен быть выше других по жизни, должен уметь управлять собою

Сан или честь христианину есть иго наложенное, которое должно носить во славу имени Божия и пользу ближняго. Надобно разумным и мудрым быть, кто хощет человеками управлять, и лучшим паче других быть, кто должен многим образ добраго жития себе представлять,— что все от сановитаго требуется. Овца овец не пасет, но человек, разумом одаренный; и тьма тьму не просвещает, но свет; и слепец слепца не ведет, но видящий. Несмысленный и неисправный человек, приемлющий начальство, есть как бесноватый, вземший нож, которым и себя и других уязвляет и закалает. Такому случается истинная притча: «Слепец когда слепца ведет, оба в яму впадутся». Надобно убо научиться прежде себе управлять, а потом других в правление принимать. Рассуждай сие! (5:55).

Аще убо в честь идешь, разсуждай силы твоя, можеши ли тягость сию понести. Аще не можешь поднять и понести ея, «не касайся», да не отяготит тебе, и падеши и под тяжким тем бременем будеши лежать, а не нести его. Надобно тому многие глаза иметь, кто хощет многих смотреть. Надобно тому научиться прежде себе управлять, кто хощет других управлять; себе исправить, кто хощет других исправлять; себе научить, кто хощет других учить; быть «светом», кто хощет других просвещать; быть «солию», кто хощет других растворять; быть образом и зеркалом незамаранным, в которое многие будут смотреть; быть отцем, который о детях своих отечески промышляет (4:368).

Руководитель должен искать славы Божией
и пользы ближнего

Ежели тебе необходимо нужно быть на чести, то на чести ищи Божией чести, а не своей, и ближних твоих пользы, а не своей корысти. Буди слуга рабам Божиим, а не господин; ищи их пользы, а не господствуй над ними; искореняй неправду и насаждай правду; что приказуешь им, тое сам прежде исполняй. К наказанию, когда нужно тое, или словом, или делом приступай, как благоразумные лекари к лечению, которые или жилу секут, или уд какий отсекают, или лекарство дают ради того, чтобы человека излечить, а не замучить. Наказуй и ты подкоманднаго, а не гнев и ярость свою совершай; наказуя жалей о нем, как о подобной тебе плоти, а не гневайся на него; и Божию честь, а не свою защищай; но притом всегда внутрь себе думай и держи, что ничим лучший ты того, котораго наказуешь, или словом, или делом (5:55).

Руководитель даст ответ на страшном суде
и о себе и о подчиненных

Всегда памятуй, что тебе следует ответ дать Судии и Царю Христу о тебе самом и о подчиненных тебе, как ты сам жил и с ними поступал. Вси христиане истязаны будут в день суда, но начальники наипаче: ибо не токмо о себе, но и о подчиненных своих воздадят ответ. Писано же есть тако: «Суд жесточайший преимущим бывает. Ибо малый достоин есть милости, сильнии же (начальники) сильно истязаны будут» (Прем. 6, 5 и 6). Разсуждай сие, и сохранишися в страхе Божии и смирении (5:55).

Высокое положение должно смирять,
а не возвышать

Честь твоя да смиряет тебе паче, а не возвышает, якоже многим случается яко ты такой же человек, как и подкомандные твои, а может быть, что многие и лучши суть паче тебе, как и бывает; но тебе десница Вышняго поставила над ними. Сходи часто умом ко гробам умерших, и они научат тебе, что ты такой же человек, как и подчиненные твои. Тамо увидишь, что люди вси, начальники и подначальники, равны суть, и где лежит раб, где господин его, где властелин, и где подвластный, знать неможно: вси в равном истлении. А когда тамо равнии, то и зде на земли живущие вси равны суть. Тыежде бо люди кроме душ, тамо лежат, которые по земли ходили. Помни сие и СМИРЕН будеши, и БЛАГОДАТЬ Божия поможет тебе. «Смиренным бо дается благодать» (1 Пет. 5, 5) (5:55—56).