КЛЕВЕТА

Клевета есть предательство, подобно Иудиному

Подражают Иуде тии люди, которые на пастырей своих клевещут и порочными именами их обносят; подражают дети, которые родителей своих, подражают раби, которые господ своих, подражают ученики, которые учителей и наставников своих, подражают прочие люди, которые благодетелей своих оклеветают и порочат пред другими. Вси таковые как бы продают благодетелей своих, и последуют Иуде предателю, который Господа и Учителя своего продал и предал в руки врагов Его. О таковых людях писано: «иже воздает злая за благая, не подвинутся злая из дому его» (Притч. 17, 13). Берегись, Христианине, быть подражателем предателю Иуде, да не с ним часть наследиши (4:267).

Клевету Сам Господь и святые терпели

Сам Христос претерпел неповинно всякия поношения и злословия. Святое Евангелие о том свидетельствует. Святии Божии тогожде не убегли, как то Давид святый сам о себе во псалмах свидетельствует, Моисей, пророцы, апостоли и прочии. Тоежде приключается и ныне рабам Божиим: убо не первому тебе тое случается (1:136).

Ты имеешь в сем бедствии много товарищей: СВЯТИИ БОЖИИ много клеветы претерпели; и ныне много таких обретается, которые тоеж терпят. Не ты убо един тое ТЕРПИШЬ: многие сим путем прошли, и угладили его нам, и нас за собою зовут тем же путем итить. Пойдем убо за ними, да с ними купно прославим Искупившего нас Иисуса Христа. О, Иисусе! привлеки нас немощных и унылых (1:248).

Клеветы никто из угодников Божиих не избежал

Сим путем шли и святии Его. Никто от них клеветы и поношения не избежал. Сыскали чада мира и в непорочном житии что хулить: выдумал лживый язык, чим и безпорочных порочить. Моисей Пророк, законодавец, вождь Израилев, друг и собеседник Божий, от сонмища Кореова и Авиронова претерпел укорение (Числ. 16) и от прочиих людей своих. Сколько на Давида святаго, царя Израилева и Пророка Божия, бросали враги его ядовитых от лживаго языка своего стрел, псалмы его показуют, — который глаголет: «весь день поношаху ми врази мои, и хвалящии мя мною кленяхуся» (Пс. 101, 9). Даниила Пророка лживый язык в ров ко львам, как в гроб, ввергнул (Дан. 6, 16). Что пострадали Апостоли от всего мира, которому милость Божию проповедывали! Как прелестники, развратники и возмутители вселенныя вменялися и укорялися, которые от прелести к истине, и от тьмы к свету, и от царства диавольскаго к царствию Божию обращали. Тоежде дознали на себе и преемники их, святители, мученики и прочие святии. Читай церковную историю, и увидишь, како никто от них не ушел клеветы. Тоежде и ныне святым, в мире живущим, от злаго мира случается (3:311).

Клевета милостью Божиею в пользу обращается

«Любящим Бога вся поспешествуют во благое», глаголет Апостол (Рим. 8, 28). Им клевета и поношение в пользу милостию Божиею обращается. Целомудреннаго Иосифа женская клевета в темницу ввергнула; но тако он на высокую честь вознесен, и всю страну оную от голода спасл (Быт. 39, 41). Моисей от злоречивых уст бежал из Египта, и был пришлец в земле Мадиамской (Исх. 2, 15—22). Но тамо сподобился видеть купину, чудесно горящую в пустыни, и Бога из купины беседующаго к нему слышать (Исх. 3, 2—7). Давиду святому много навета делал злоречивый язык; но тако он к молитве возбуждался, и много Богодухновенных псалмов в пользу церкви святой сочинил. Даниила клевета в ров вринула на снедение львам; но неповинность заградила уста зверей, и прославила его паче прежняго (Исх. 6, 16—28). Мардохея Израильтянина Аманов язык умыслил убити, но Божиим промыслом противное учинилось. Мардохей прославился: Аман на древе, которое к погибели Мардохею уготовил было, повешен, и тако в ров, который неповинному уготовал, сам впал (Есф. 7). Тыежде суды Божии и ныне показуются (3:312).

Клевета и ЗЛОСЛОВИЕ — признаки, что ХРИСТИАНИН на правильном пути ко спасению

Человек доколе со злым миром дружится, не терпит таковых язвительных угрызений; а как только благодатию Божиею начнет от мира убегать и Христа любить и искать, тут на него как прочия беды, так и хульныя ста и языки злоречивые, как мухи на мед, нападают... Сказывают, что море все мертвое извергает вон: тоеж делается и христианину, который миру умирает. И мир, как море, изгоняет вон «умершаго миру», то есть, похотям, славолюбию, сребролюбию, гордости, сластолюбию, мщению и прочиим. И, что дивнее того, самые други врагами его сделаются... Причина тому сия есть: понеже таковый чуждается и отрекается и исходит от мира сердцем, и «горняя мудрствует, а не земная» (Кол. 3, 2), и помышляет «житие свое на небесех быти, отонудуже и Спасителя ждем Господа нашего Иисуса Христа» (Флп. 3, 20), «о сем воздыхает, в жилище свое небесное облещися желая» (2 Кор. 5, 2), и потому в мире сем, яко странник и пришлец есть, «не имея зде пребывающаго града, но грядущаго взыскуя» (Евр. 13, 14). Того ради и мир его, яко не своего, чуждается, ненавидит и гонит, что и Христос назнаменуя, глаголет Апостолам: «аще от мира бысте были, мир убо свое любил бы: якоже от мира несте, но Аз избрах вы от мира, сего ради ненавидит вас мир» (Ин. 15, 19). Сим убо утешайся, душа христианская, что между Христовыми рабами имеешися, хотя и терпишь злоречивых языков клеветы и поношения, а не между чадами мира, которые, яко миролюбцы, миру суть любезны, яко свои истыя чада (3:310).

Истинно по-христиански живущие претерпевают множество поношений

Подобныя клеветы и поношения и ныне вымышляются на Христиан не от идолопоклонников уже, но от ложных христиан, и любителей мира сего и прелести его и пышности и гордости его. От сей лжебратии много всяких клевет и поношений страждут христиане; то в тыя, то в другия поругания одежды одевают их. И кроме обычных и нечестивых поношений, различныя на благочестивыя души изобретают хулы и посмеяния. Ежели приметят они, что христианин от роскошей и темных дел их удаляется: то у них «раскольник». Когда смиренно живет и обращается, и щегольства ненавидит; то у них «ханжа». Когда уединяется ради покаяния и убежания от греха (удобнее бо во уединении каятися и греха берещися, нежели в народе): то у них «святоша». Когда за грехи кается, сокрушается, сетует и воздыхает; то у них «меланхолик». Кто милостыню дает; тот у них «тщеславец и лицемер». Когда узнают, что христианин часто Богу молится; тут они уста своя разверзают: вот-де «Богомол». Когда христианин по регуле Евангельской обидящему не отмщевает! тут они нападают на него: вот-де какой «дурак», не умеет за себя стоять. Когда по регуле тогоже Евангелия расточает имение и дает убогим; тут они подымаются на того, и укоряют: обезумился-де он; что предки его собрали, то он расточает. Сия и прочая подобная сим хуления и посмеяния изрыгают нечестивыя уста на душу благочестивых. И сие-то есть, что Христос Господь наш сказал к нашему утешению: «Аще господина дому веельзевула нарекоша, кольми паче домашния Его» (Мф. 10, 25) (4:255—256).

Если христианин испытывает клевету за БЛАГОЧЕСТИВУЮ ЖИЗНЬ, то он идет путем Христовым

И сие-то есть, что Христос Господь наш сказал к нашему утешению: «Аще Господина дому веельзевула нарекоша, кольми паче домашния Его» (Мф. 10, 25). Возненавидели Христа, Господина дому: ненавидят и христиан, домашних Его. Похулили Христа и поругались Христу, Господину дома: хулят и христиан, домашних Его, и ругаются им. Изгнали Христа, Господина дому: изгонят и христиан, домашних Его. «Несть бо раб болий господина своего» (Ин. 15, 20). Таковое состояние христиан в нынешнем веке! Христиане не суть от мира сего, якоже о них глаголет Сам Христос: «не суть от мира, якоже и Аз от мира несмь» (Ин. 17, 14). Сего ради изгоняет и ругает их мир, яко не своих. И сие такожде действуется хитростию диавольскою, дабы душу благочестивую с добраго пути совратить (4:256).

Клевета и по сей день изрекается на Бога и Его промысл

Сам Бог сколько хулится от безбожных и беззаконных людей Своих на всякий день, на которых солнце Свое сияет, и дождит, когда инии присносущное бытие Его, инии промысл Его от созданий Его отъемлют, инии неправедным, инии немилостивым Его дерзают называть; инии ропщут и негодуют на Него; другие слову Его святому не верят, и тако «лжа его творят» (1 Ин. 5, 19), инии иныя хулы отрыгают на святое и страшное имя Его! Кто же мы, которые не хощем терпеть хулы? (3:311).

Клевета без попущения не бывает

Без Бога ничего нам не бывает: потому и язык злоречивый нападает на нас попущением Божиим. Терпи убо, что Бог посылает. Бог слышит клевету, и твою совесть знает (1:247).

Клевета попускается к испытанию духовного состояния

Злословие и безчестие бывает тебе ко искушению сердца твоего, которым показуется, что в сердце твоем крыется — кротость или гнев: таков бо человек бывает приемший досаду, каков в сердце имеется. Сей случай тебе представляет, что в сердце твоем крыется, — кротость или гнев. Ежели кротость в сердце имеется, удобно стерпишь поношение: ежели в сердце имеется злость, от поношения огонь ярости и желание мщения, или злословие последует. И так поношение и клевета учит тебе состояние сердца твоего познавать и исправлять (2:184).

Клевета попускается для смирения

Злоречием и клеветою смиряемся, и самомнение наше уничтожается. Тако бо дается нам злоречивый язык, аки «аггел сатанин, да не превозносится» (1:136).

Причины происхождения клеветы (1:135, см. ОСУЖДЕНИЕ, 629).

Клевета от гордости происходит (2:181, см. ОСУЖДЕНИЕ, 629).

Клевета происходит от зависти и злобы (2:181, см. ОСУЖДЕНИЕ, 629).

Клевета от испытания чужих дел рождается (5:160, см. ИСПЫТАНИЕ, 420).

Клевета свидетельствует об отсутствии страха Божия (2:180, см. ОСУЖДЕНИЕ, 630).

Клевете научает славолюбие (2:207, см. СЛАВОЛЮБИЕ, 875).

Клеветой диавол действует через людей, послушных ему

Чего сам собою не может человек сделать, тое через злых людей, яко служителей своих и свое истое орудие, совершает. Примечай сам, злословит ли кого истинный христианин? Никак: не видно того и не слышно. Престает уже ХРИСТИАНИН быть христианином, когда уста своя отверзает на хулу, поношение и клевету ближняго; яко всякий истинный христианин страх Божий и любовь к ближнему имеет, которыми воспящается от клеветы и злоречия. Злословие же есть свойство и примета безстрашных и беззаконных людей, находящихся под властью диавола, который их научает нападать на христианина богобоящагося, и язык их изощряет на поношение и хуление его (3:309—310).

Клевета, хотя и от людей, но это ДИАВОЛЬСКОЕ ИСКУШЕНИЕ, попускаемое от Господа

Хотя и люди злоречивым и ядовитым языком поносят тебе, и имя твое хульными терзают зубами, однакож суть то диавольския попущением Божиим козни. Он, когда видит, что человек противится ему и злому его совету не соизволяет, свирепеет на него, и через сам собою не может человек сделать, тое через злых людей, яко служителей своих и свое истое орудие, совершает (3:309).

Клеветник единодушен и единомыслен с диаволом

Всяк, кто как-нибудь наветует человеку и пакости и обиды ему творит, с диаволом заодно: ибо диавол есть супостат и наветник человеческий. Клеветник с диаволом заодно: ибо диавол есть клеветник, и от того имя свое имеет; диавол бо есть греческое имя, и на нашем диалекте значит «клеветника». Хульник, ругатель и злоречивый с диаволом заодно: ибо диавол есть хулитель и ругатель. ЗАВИСТЛИВЫЙ и ненавистливый с диаволом заодно: бо диавол есть дух зависти и ненависти (4:304).

Клеветник увязнул в сети диавола (4:115, см. ИСКУШЕНИЕ, 411).

Клевета есть яд, умерщвляющий душу (4:82, см. ГРЕХ, 230).

Клеветник, как язвой, заражает всё вокруг

Что моровою язвою зараженный человек, тое есть клеветник. Моровою язвою зараженный повреждает того, кто с ним сообщается и неопасно поступает: клеветник повреждает того, кто его слушает клевету. От зараженнаго человека язва заразительная преходит к другому, от другаго к третьему, от третьяго к четвертому, и тако ко всем людям, аще не остерегутся; и тако бывает, что многия тысящи людей от единаго зараженнаго заражаются и погибают: тако от клеветника един услышит клевету, и другому скажет, другий третьему, третий четвертому, и тако вси слышат и повреждаются клеветою; и бывает, что вся страна и все государство слышит и повреждается (4:162).

Клеветник подобен прокаженному, разносящему болезнь

Клеветники подобны суть прокаженным, которые злым своим запахом и другим вредят; или подобны зараженным моровою язвою, которые с места на место заразу переносят и других погубляют. Берегись убо ближняго твоего оклеветать, да не тяжко согрешивши, и другим причину ко греху подаси (5:160).

Клевета подобна убийству и пожару

Многие не убивают руками человека и не уязвляют, но уязвляют и убивают языком, как орудием, по писанному: «сынове человечестии, зубы их оружия и стрелы, и язык их меч остр» (Пс. 56, 5). Многие не ядят рыбы, мяса, молока и прочиих снедей, которых Бог не запретил, а паче благословил верным и познавшим истину со благодарением принимать (1 Тим. 4, 3—4), но пожирают людей живых. Многие не подают делами своими соблазна, — хорошо сие и похвально, — но языком разносят соблазны, и от места на место переносят зло, как зараженный заразу, и ветр пожар, — от чего много бед и напастей бывает (5:341).

Клевета, как меч, уязвляет тех, на кого направлена

Между прочиими скорбьми и напастьми, которыя претерпевают христиане, немалое есть поношение и злоречие от необузданнаго языка беззаконных людей, которые злоречивым и ядовитым своим языком, как мечем острым и стрелами, уязвляют того, на кого нападут, по реченному: «сынове человечестии, зубы их оружия и стрелы, и язык их меч остр» (Пс. 56, 5). И когда единаго руганием насытятся, нападают на другаго, и тако то на том, то на другом, то на третием языки своя, как оружие и мечи, руганием острят (3:309).

Клеветник вредит тому, о ком говорит, вредит себе, и вредит, кому говорит

Клеветник вредит тому, на кого клевещет: ибо языком своим уязвляет его, как пес зубами одежду, терзает: он-де тое и тое делает. Вредит себе: ибо тяжко грешит. Вредит тем, которые слушают клевету его: ибо подает причину им к клевете и осуждению; и тако их к тому же беззаконному делу, в котором сам находится, приводит. И тако, как от единаго зараженнаго человека многие люди телом заражаются и погибают: тако от единаго клеветника, начальника клеветы, многия христианския души заражаются и погибают (4:163).

Невозможно одними устами и причащаться, и злословить, и клеветать

Вси христиане молятся Богу, поют Бога, и причащаются Тела и Крове Христовыя, и исповедуют святое и страшное имя Его, — христианское дело сии есть: но то страшно и тяжко и воистинну сожаления достойно, что многие от них те уста оскверняют осуждением, клеветою и злоречием, — уста, говорю, которыми молятся, поют Бога и касаются Тела и Крове Христовыя. Берегись убо, возлюбленне, уст твоих, которыми Бога исповедуеши, поеши и причащаешися Тайн святых, да не весь скверен и мерзок пред Богом будеши (5:341).

Клевета заключает двери и молитве (3:104, см. МОЛИТВА, 556).

Клеветник, у него угасла вера (4:185, см. ВЕРА, 151).

Клеветник вредит только себе

Более бо себе вредят злоречивии и клеветники, нежели тому, кого хулят; ибо того имя и славу временно помрачают, свои же души погубляют, — в чем они сожаления достойны. Что им по христианской должности чинить? Они, по Христову словеси, должны «благословить кленущия их, и молитися за творящих им напасть» (Мф. 5, 44) (3:311).

Клеветник падает в ров, который сам ископал

Слышите, клеветники и злодеи! В яму впадают люди, которую для ближних ископывают; и яд сами испивают, который ради других приуготовляют; и сами тое зло страждут, в которое других вринуть хотят. Ужаснитеся убо и берегитеся ближним зло делать, да не сами прежде в тое впадете зло (4:401) (также 4:100, см. ГРЕХ, 264).

Христианин, творящий клевету, навлекает на себя гнев Божий (4:18, см. ХРИСТИАНИН, 1108).

Клеветник нераскаявшийся, над ним висит меч правосудия (4:112, см. ГРЕХ, 267).

Все клеветники дадут ответ за свои дела

Всему будет конец. Злоречие и терпение кончится; хулящие и хулы терпящие вси свое от правды Божией восприимут: хулящих хула обратится в вечное поношение и срамоту, и поношение терпящим в вечную славу, когда человецы воздадят ответ не токмо за хулу, но и за всякое праздное слово (3:311).

Утешение находить в слове Божием

Прохлаждения ради, прибегай к источнику живому Божия слова: «блажени есте, егда поносят вам, и ижденут и рекут всяк зол глагол на вы лжуще Мене ради» (Мф. 5, 11) (1:136).

Когда многая клеветы, поношения и укорения падают на тебе, и изнеможеши от злоречивых языков яко елень от псов гонимый: беги ради прохлаждения к живому Святаго Писания источнику, и ищи от него прохлаждения. Тамо Бог не тех ублажает, которых вси хвалят, паче же глаголет им: «горе, егда добре рекут вам вси человецы» (Лк. 6, 26). Но ублажает тех, которые поношение терпят от злых: «блажени есте, егда поносят вам, и ижденут и рекут всяк зол глагол на вы лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех» (Мф. 5, 11—12) (3:312).

Клевету переносить с терпением и самоукорением

Поношение и оклеветание бывает или праведное, или ложное. «Праведное», когда мы подлинно в том виноваты, в чем поносят нам, и потому достойная страждем: почему должно исправляться, чтобы поношение упразднилося, и ложное было. «Ложное» есть поношение, когда мы не виноваты в том, в чем нам поносят: и сие поношение с радостию терпеть должно и утешаться надеждою вечныя Божия милости. К тому ж, хотя в том не виноваты, в чем поносят нам, но в другом согрешили; и для того должно терпеть (2:184).

Клевета пусть все хулит, только бы совесть не обличала

Сим утешайся, что ложно терпишь. Совесть чистая есть утешение. Лучше от единой совести утешаться, хотя и весь свет порочит, нежели от совести обличаться, хотя и весь свет хвалит. Я сие избираю себе: пусть меня все хулят, только бы мене совесть хвалила. Сей свидетель верный солгать не может: что видит, то и говорит, и чего не видит, молчит; и един противу тысячи клеветников стоит, и защищает, и утешает, и клеветникам в свое время уста заграждает, и тогда покрывает их срам (1:247—248).

Подкреплять себя тем, что Сам Господь претерпел клевету

Помяни, что сим поношения и уничижения путем предшел нам Сам Христос, никакого греха не сотворивый. Сколько и как тяжко хулили Его фарисейския уста, и поношения, как ядовитыя стрелы, бросали на Него, Евангелие святое свидетельствует. Мало им было называть Его ядцею и винопийцею, другом мытарей и грешников, Самарянином и беса имущим и неистовым, который всяким образом искал погибших; но и льстецом, развратником нарицали... И глаголаху: «о князе бесовстем изгонит бесы» (Мф. 9, 34), Который силою Божества Своего запрещал и изгонял демонов. Сим путем шли и святии Его (3:310—311).

В терпении брать пример с Христа

Христос, Сын Божий, безгрешный, неповинно терпел всякия поношения, и нам «оставил образ, да последуем стопам Его». Сему образу последовали вси святии. На Христа убо и подражателей Его святых взирай, и подкрепление терпению приемли (2:184).

Всякое воздаяние предоставить Богу

Якоже бо отец плотский, когда видит пред собою детей от какого безчинника ругаемых и обиду терпящих, и в молчании на отца своего взирающих, тогда, вместо их, и в молчании на отца своего взирающих, тогда, вместо их, отец их отвещавает, глаголет и защищает их: тако Бог, Отец небесный, поступает с нами и обиждающими нас. Всякая бо обида и поношение, нам наносимое, пред Богом, яко вездесущим и вся назирающим, делается. Когда убо видит Он, что мы обиждаеми и поношаеми терпим, молчим и к Нему единому взираем, и предаем тое дело суду Его праведному, глаголя со Пророком: «Ты услышиши, Господи Боже мой»: тогда Он вместо нас возглаголет, заступит и защитит нас и смирит востающих на нас (3:313).

Как избежать этого порока

Думай и держи, что и ты такойжде грешник, как и прочии. А когда что худое в ближнем твоем увидишь или услышишь, то запечатлей уста твоя молчанием, а о нем воздохни ко Господу, да исправит его; и о себе молись, дабы в такой порок не впасти. Вси бо всякому падению подлежим, яко немощнии. «Мняйся стояти, да блюдется, да не падет», увещавает Апостол (1 Кор. 10, 12) (5:341).

Удержание языка от клеветы есть жертва, благоприятная Богу (3:85, см. ПОДВИГ, 685).

Удерживать язык от клеветы (4:144, см. БРАНЬ, 128).

Удерживает от клеветы рассуждение, что Бог присутствует, все видит и слышит

Вы, которые или от злобы своей, или от злой привычки, оклеветаете или ОСУЖДАЕТЕ ближняго своего, слышите: «Господь близ», и слышит вашу клевету, которою рассеваете соблазны людей, и суд ваш, которым подобных вам грешников судите. Устыдитеся убо и убойтеся Господа, пред Которым оклеветаете и осуждаете людей Его, и удерживайте язык свой от беззаконного того дела (4:129).

Не верить ложному слуху, особенно на начальствующих

Клевете и злому слуху о начальнике верить берегись; часто бо на человека, а паче на начальника ложный слух проносится; наипаче берегись оклеветать и осудить его, ибо тяжко согрешишь. Великое беззаконие есть простаго человека оклеветать или осудить, кольми паче начальника. (Смотри еще пункт 37.) Таковою клеветою отнимается у начальника достойное ему почтение, а в подначальных последует о нем небрежение, и ему непослушание, и всякое зло в обществе (5:169—170).

На собственном опыте учись не верить клевете

Учися от сего не верити клевете других, кои на иных клевещут. Как ты напрасно слышишь о себе клевету, так и те, о которых худые слухи проносятся, часто напрасно слышат, не зная за собою того, в чем порочат их. Благодари о сем со пророком: «Благо мне, яко смирил мя еси» (Пс. 118, 71) (1:248).

Если не желаешь, чтобы тебя злословили, сам не злословь никого

Не хощешь, чтобы на тебе кто ложно доносил, или клеветал, или осуждал и имя твое злословил, и славу твою повреждал, или тебе в чем смеялся: не делай же того и ближнему твоему. Ибо как тебе ложныя клеветы, осуждения, злословия, насмешки, порицания горестно терпеть, так и ближнему несносно (1:59).

Рассмотри себя, не за грехи ли наказываешься

Разсуди, разсмотри совесть твою: не язвил ли кого и ты языком своим? Когда тое было, то клевета клеветою и казнится; и потому терпи благодарно, грех зде наказуется, да тамо согрешивший помилован будешь. «Судими, от Господа наказуемся, да не с миром осудимся», говорил Апостол (1 Кор. 11, 32). Накажи нас Господи зде и тамо помилуй. Видишь, как Бог милостию Своею обращает нам в добро тое, что сатана и злые замышляют нам во зло. Буди убо ныне спокоен и утешайся, и забуди всю суету (1:248).

Терпеть клевету, поношения — это есть воздаяние за наши грехи

Праведное и неправедное поношение терпеть должно. Праведное, понеже заслужили мы сами себе тое; неправедное, понеже хотя в том и не виноваты, в чем поносят, но в другом согрешили. Может быть, что сами кого оклеветали, осудили и злословили: для того «в ню же меру мерили мы, мерится и нам» (1:136).

Клевета и осуждение. См. четвертая глава, четвертой статьи, первой части, первой книги «О истинном христианстве» (2:180—184).

КОВАРСТВО

Коварный подобен Иуде

Иуда, предая Господа своего в руки беззаконных, лобзал Его, и говорил Ему: «радуйся Равви»; но в сердце своем зло мыслил на Господа своего, и лестным лобзанием предавал Его... Сему лукавому лобзателю последуют и подобятся ему тии христиане, которые лестно, коварно и хитро с ближними своими обходятся; иное языком произносят, иное в сердцах мыслят; на языках мед сладости, но в сердцах желчь горести имеют; устами благословляют, а сердцами кленут (4:267).

Где коварство, там не бывает Христа (1:30, см. ЛЕСТЬ, 447).

КОЩУНСТВО

Кощунство есть яд, умерщвляющий душу (4:82, см. ГРЕХ, 230).

Кощунник идет в ров погибели (4:100, см. ГРЕХ, 264).

КРАСНОРЕЧИЕ

Красноречие часто укрывает злонравие (2:18, см. МУДРОСТЬ, 571).

КРАСОТА

Христос есть красота для человека (3:153, см. ХРИСТОС, 1075).

Красота естественна, а всякое украшение от диавола

Лице умывай в свое время, а не украшай белилами и красками, понеже диавол научает сего украшения, и потому есть грех украшать лице. Примечай сие добре (1:108).

Искать не одежды красивой, но душевной красоты

Тела своего одеждою щегольскою не украшай, якоже некиим, христианами именующимся, есть обычай; но званию твоему приличное одеяние да будет. Христианское одеяние есть душевное одеяние, они должны душу украшать, а не тело. Красота души есть образ Божий, по которому созданы мы; сея красоты ищи, и довлеет тебе (5:159).

КРЕСТ

Христос вознесен на крест, да очистит нас от грехов (3:46, см. ХРИСТОС, 1137).

Крест должно почитать

Некто из отцов, укоряем быв от иконоборцев, что покланяемся крестному древу, отвещал: «Я облобызал бы с благоговением и всякое древо, из коего знал бы я хотя бы только наперед, что сделается некогда изображение креста Господня» (1:244).

КЛЯТВА

I. КЛЯТВА БОЖИЯ ЗА ГРЕХ

За грех человек подвергается клятве и вечной казни

Страшна клятва, страшен и грех. Клятва вечному осуждению и мучению предает, а ГРЕХ клятве подвергает грешника. Страшно убо грешить и Божий ЗАКОН нарушать, яко ЗАКОН нарушенный клятвою поражает грешника, клятва же вечной подвергает казни. Сладок людям ГРЕХ, но горек плод его. Услышат люди согрешившие и непокаявшиеся: «Идите от Мене, проклятии, в огонь вечный, уготованный диаволу и аггелом его» (Мф. 25, 41). Убоимся убо, возлюбленне, клятвы, и уклонимся от греха, да не паки подпадем клятве, от которой Христос искупил нас кровию Своею. Лучше все на всякий день терпеть, лучше во всякой болезни и страдании быть, лучше на всякий день биение и мучение страдать, лучше на всякий день умирать, когда то возможно и нужно будет, нежели согрешать, и под клятвою быть (5:10).

Через непослушание Адам подпал под клятву (3:71, см. НЕПОСЛУШАНИЕ, 605).

Человек вместе с прародителями подвергся клятве и казни (1:22, см. ЧЕЛОВЕК, 1167).

Никто не мог исполнить закон, все были под клятвой и осуждением (3:220, см. ЗАКОН, 385).

Клятвы законной никто не может избавиться без Христа (3:13, см. СПАСЕНИЕ, 972).

Сын Божий избавил нас от законной клятвы (5:9, см. СЫН БОЖИЙ, 1032).

Вера освобождает от клятвы (3:17, см. СВОБОДА, 825).

Через клятву законную познается немощь (3:13, см. ПОКАЯНИЕ, 721).

II. КЛЯТВА ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ

Духовный слепец не видит греха в суетной клятве. У многих в злый обычай вошло во всяком слове великое и страшное имя Божие примешивать: «Бог-де знает, Бог весть!» Иныи по томужде злому обычаю, что-нибудь говоря, тем же страшным именем клянуться, хотя бы дело самое и не требовало того, как-то: «ей Богу, Бог свидетель, Бог видит, на то Бог, на то Христос»!.. и прочая, и в том своего порока не чувствуют; а как откроют свои внутреннии глаза, увидят, что они тем являют имени Божию великое непочтение. Но таковых Писание обличает, глаголя: «не приемли имени Господа Бога твоего всуе; не очистит бо Господь приемлющаго имя Его всуе» (Исх. 20, 7) (1:53).

Ложной клятвой и ложным свидетельством хулится имя Божие

Хулится имя Божие ложною присягою, когда люди не тое в сердце имеют, что словом объявляют; кленутся именем Божиим, Бога в свидетеля совести своей призывают и обещают правду хранить, на честь восходя, но в сердце замышляют, как бы, на чести будучи, обогатиться мздоиманием и неправдою. Такожде свидетельством ложным хулится имя Божие, когда свидетели кленутся именем Божиим, что истину объявляют, но в самой вещи лгут. И прочии, которые ни кленутся именем Божиим во лжи, имя Божие хулят. Ибо вси таковые помышляют в сердцах своих, что или нет Бога, или есть, но не знает тайн человеческих, или неправосудлив, или иное что злое и хульное о Нем думают (3:80).

Крест свой должен нести тот, кто хочет быть последователем Христа (1:44, см. ПОДРАЖАНИЕ, 695).

Что значит: взять крест и нести его?

Что есть «взяти крест свой»? Ответ: готовым быть на все противное, что ни приключается, то есть на всякое злострадание, даже и до самой смерти, ежели тое нужно будет ради чести имене Божия. — Что есть «нести крест свой»? Ответ: терпеть всякое злострадание безропотно и великодушно, хотя бы сердце и весьма уязвлялось (5:145).

Взять крест означает терпеливое перенесение всего находящего

Тако на Иова святаго от диавола нашедшее искушение, и от него великодушно претерпенное, показало, что он истинный был богопочитатель. И диавол не сыскал более чим его оклеветать, который прежде клеветал и говорил: «егда туне чтит Бога Иов»? (Иов. 1, 10). И тако, терпением его побежден и посрамлен, умолкнул. И сие-то есть «взять свой крест», то есть быть готову к терпению всего, что ни приключится противное, даже и до самой смерти, аще сие нужно будет ради Бога. Что есть «нести крест свой»? Ответ: терпеть безропотно и великодушно все, что ни приключится (5:327).

Человек должен нести свой крест и идти за Христом, т. е. подражать Его смирению, терпению, любви и т.д. (4:24, см. СЛЕДОВАНИЕ ЗА ХРИСТОМ, 878) (4:43, см. ХРИСТИАНИН, 1069).

Христианин позван в мир сей для крестоношения (4:160, см. ЦАРСТВО БОЖИЕ, 1147).

Верные последовали за Христом, с радостью переносят все СКОРБИ и ИСКУШЕНИЯ.

Коль радостно люди ходят за царем земным, и куда идет, последуют ему — сам ты сие видел, или слышал, или может быть и случилось самому тебе: как несравненно радостнее христианам итить за Христом, Царем небесным, и последовать стопам Его, и сообщаться Христовым страстем, поношение Христово носить, со Христом страдать и терпеть и сообразоваться Ему. Сие миру есть буйство, но христианам премудрость, честь, похвала и слава. Не в том состоит честь и похвала воина, чтобы ему только воином слыть, но в том, чтобы храбро противу врагов подвизаться; и христианина, воина Христова, слава и похвала в подвиге состоит, не в имени, но в самой вещи, когда он не токмо имя Христово носит на себе, что христианин есть, но что он следует царю своему, что сообразуется Ему, что делает тое, что делал Царь его и Господь. На таковаго воина и подвиг его Царь небесный с небес смотрит, и похваляет его, и радуется о нем. Какая большая радость, какое утешение большее может быть духу христианина, как сообразоваться Царю своему небесному, и сие пред очима Его делать и благоугождать (5:141—142).

Кто не следует за Христом, взяв крест свой, того Он отвергается

Не признает за раба Своего, кто не последует Ему, Господину своему: «Иже не приимет креста своего, и вслед Мене грядет, несть Мене достоин» (Мф. 10, 38). Аще Христа несть достоин, то кого достоин, как не противника Его? Тяжко было и Христу Господу нашему крест нести, нашими грехами отягощенный, но с радостью понес, чтобы нас видеть спасенных: нам ли рабам, достойным всякия казни и мучения, стыдиться и отрицаться терпеть все, ради имене Его и своея великия пользы? Крест и страдание христианское миру есть буйство, но христианам есть премудрость и слава. Плоть и кровь сего стыдится и ужасается, но дух радуется о том. Да уступим убо плоть, и покаряемся духу, а дух да торжествует. Христианская ДОБРОДЕТЕЛЬ в победе себе самого и плоти и мира состоит (5:141).

Кто живет не так, как учит Крест, тот враг Креста

«Враги креста Христова суть», ибо противятся кресту Христову. Как? Крест бо Христов учит тесным путем итить: они идут пространным. Крест учит смиряться: они гордятся. Крест учит прихоти свои отсекать: они совершают. Крест учит терпеть: они гневаются и злобствуют. Крест учит плоть со страстьми и похотьми распинать: они плотская мудрствуют. Крест учит греху умирать, а Богу жить: они себе и греху живут. Крест учит небесных искать: они земная мудрствуют (3:167—168).

О воздвижении честнаго Креста (1:43—49).

КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ

Крестное знамение (иерейское)

А потому, когда лобызаеши благословляющую руку, лобызай умовозводительно к образуемому ею... «Прямость указательного перста и наклонение среднего изображают явно имя «Иисус». Прямого перста положение изображает букву И, наклоненного же букву С. А потому сближением друг ко другу два оные перста, тако сложенные, ясно сие изображают. А большого пальца вместе с близосредним, или так называемом «перстенным» поперечное сложение, и паки близ сих наклоненных приложение мизинца означают имя «X р и с т о с». Ибо поперечность большого пальца с близосредним или перстенным показует начертание X, а наклоннобразный мизинец по сему букву С, коими имя «Христос», якоже речено, означается. А дабы сие для познания явственное имел желающий, то пусть сложит руку благословящую, и явно глаголемое, и ничтоже другое означающее обрящет, кроме имени благословенного Иисуса Христа, о Немже благословляются вся языки, якоже блаженному патриарху Аврааму обетование бысть: «благословятся бо, глаголет, о семени твоем вся племена земная» (Быт. 12, 3). «Не рече же», глаголет Божественный Апостол, «о мнозех (семенах), но о семени, иже есть Христос» (Гал. 3, 16). Подобаше же убо и образованию руки благословляющей благословенных о Христе Иисусе не что иное означати разве имя Того Самаго, о Немже благословляемся. По сему убо мню, что и божественным Промыслом тако исперва от Самаго всяческих Творца персты человеческия длани повешены, ни больше, ни меньше, чтобы не излишне, ни недостаточно, но довольно их было для таковаго знаменования» (1:244).

КРЕЩЕНИЕ

ХРИСТОС, принимая крещение, освятил воды

Крещение святое нас освящает, яко грешных. Но в Христе не было чего омывать и освящать, ибо безгрешен: но Он, прикосновением святыя плоти Своея, крещение наше освятил (5:99).

Крещение Христово и христиан

Примечай зде, православный христианине: Христос крестился не так, как мы крещаемся. Мы крещением омываемся от скверн греховных и освящаемся. Христос греха не имел и потому не было Ему нужды омыватися от греха; но Своим крещением наше крещение освятил и установил (3:127).

В крещении христиане рождаются духовно водою и Духом (4:14, см. ХРИСТИАНИН, 1065).

Крещение есть духовное рождение

В плотском рождении облекаемся в ветхаго Адама (1 Кор. 15, 49): в духовном облекаемся в новаго — Христа, по Писанию: «елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (Гал. 3, 27). В плотском рождении раждаемся в грехах, якоже глаголет Пророк: «в беззаконних зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя» (Пс. 50, 7): в духовном омываемся, очищаемся, освящаемся и оправдаемся от скверн греховных, и делаемся праведными благодатию Христовою... В плотском раждаемся чада тьмы, во области сатанине: в духовном раждаемся «чада света, и от тмы приводимся в чудный Божий свет, и от области сатанины в царство Христа, Сына Божия» (1 Пет. 2, 9; Деян. 26, 18; Еф. 5, 8). В плотском раждаемся «естеством чада гнева» (Еф. 2, 3): в духовном «чада благодати, чада благословения Божия» (1 Пет. 3, 6). В плотском раждаемся к временному животу: в духовном к «вечному животу» (1 Тим. 6, 12) (3:402).

Крещением святым раждается вновь, или ограждается человек не по естеству (ибо по естеству тойжде пребывает человек, тоежде тело, душа, чувства, дыхание и прочия естественныя силы и действия), но по внутреннему сердца, мысли, разума, воли хотения обновлению и просвещению. Откуду крещение святое называется «баня пакибытия» (Тит. 3, 5), и крестившийся «новая тварь, аще кто во Христе, нова тварь» (2 Кор. 5, 17). И тако ЧЕЛОВЕК, ВЕРУ христианскую и крещение восприявший, «двоякое», имеет «рождение: первое — плотское», в котором зачинается в беззакониях и рождается во гресех, и по сему рождению всяк человек рождается «чадом гнева» (Еф. 2, 3) и сие рождение происходит от ветхого Адама, по которому рождению называемся вси, отцы наши и мы, сыны Адамовы. «Второе рождение есть «крещение», которое водою и Духом бывает, и есть духовное, святое, благословенное, блаженное и происходит от Христа. И якоже ветхий Адам есть отец наш по плоти, тако ХРИСТОС есть Отец наш по сему духовному рождению, и Отец вечный, «Отец будущаго века» (Ис. 9, 6) (3:56—57).

Христиане во святом крещении верою во Христа Сына Божия от Бога родилися. «Всяк бо веруяй, яко Иисус есть Христос, от Бога рожден есть» (1 Ин. 5, 1). Почему и Христос Сын Божий повелел им Бога призывати как «Отца», Бога «Отцем своим» нарицати, и молитися тако: «Отче наш, Иже еси на небесех» и проч. (Мф. 6, 9) (3:88).

От Божия духовнаго Семене, которое зачинается и действуется Божиим словом чрез Духа Святаго и в духовном новом рождении отрождает человека, то есть от злаго доброхотным, и из сына гнева сыном благословения Божия делает, последуют духовные плоды, то есть плоды добронравия. От подобнаго бо подобное раждается, и злое семя не может родити, как злый плод, и доброе семя не раждает, как добрый плод. Каково семя, от которого древо зачалося и возрасло, таковый от него и плод раждается, якоже глаголет Христос: «не может древо добро плоды злы творити, ни древо зло плоды добры творити» (Мф. 7, 18) (2:63—64).

В крещении человек умирает греху и духовно рождается

Как в плотском рождении «духовне мертвыми» раждаемся вси, яко «в беззакониих зачинается и во гресех раждается» (Пс. 50, 7), тако в духовном рождении или крещении, которое бывает водою и Духом, и от мертвых «духовне востаем» (3:233).

Крещение есть духовное воскресение

Когда убо веруем во Христа умершаго и воскресшаго, и крещаемся,— умерщвляется и грех наш. Когда умерщвляется грех, то умерщвляется и смерть наша, смерть бо от греха бывает. Следственно, когда грех умерщвлен, то умерщвлена и смерть; а когда умерщвляется смерть, то мы востанем от мертвых; а когда востанем от мертвых, то вновь жити начинаем. Крещение убо наше есть духовное наше востание и воскресение. Крещение бо наше умертвило нас греху и оживило Богу, и тако обновило, отродило и «новою тварью» нас соделало, по учению Апостола: «аще кто во Христе, нова тварь» (2 Кор. 5, 17) (3:233—234).

В крещении верующий сообразуется смерти и воскресению Христа

Крещением бо сообразуемся смерти и воскресению Христову. Ибо якоже Христос умер за грехи наши, и востал плотию, тако мы в крещении умираем греху, которым духовно умерщвлены были, и востаем духовне и начинаем жити Богу. Умер Христос: умертвился и грех наш. Погреблся Христос: погреблся и грех наш. Востал Христос от мертвых: умертвилася и смерть наша, якоже поет Церковь в день святыя Пасхи: «Смерти празднуем умерщвление» (Песнь 7-я); и подалося нам востание «ныне духовное» от смерти греховной, которое верою в воскресшаго Христа и крещением бывает, «в последний день телесное и всесовершенное» всего состава нашего обновление (3:233).

Что есть таинство Крещения и формула Таинства

В. Что есть Крещение?

О. Крещение есть тайна, в ней же чрез трикратное погружение в воде, невидимою благодатию Святаго Духа, измываются грехи крещаемаго.

В. Какая есть материя или вещь Крещения?

О. Вода естественная, простая, ни с чим же несмешанная, чистая.

В. Какая форма, или совершение Крещения?

О. Словеса сия: «Крещается раб Божий, или раба Божия (имя рек), во имя Отца, аминь, и Сына, аминь, и Святаго Духа, аминь» (1:2).

Условия таинства Крещения

В. Что надлежит хранити в тайне сей?

О. Три вещи. 1. Должен иерей форму или совершение, си есть, словеса сия: «крещается раб Божий», и прочая, вкупе с погружением говорити. 2. Да будет восприемник православный, а не еретик, — иже за крещаемаго отрицается диавола и всех дел его. 3. Аще крещаемый будет совершеннаго возраста, и могущий разумети и глаголати, сам да отрицается и отвещает на вопросы священнические (1:2).

Сие таинство постигается верой (4:32, см. КРЕЩЕНИЕ, 437).

Крещение есть вступление в завет с Богом (3:36, см. ХРИСТИАНИН, 1087).

В КРЕЩЕНИИ человек усыновляется Богу

Бывает, что высокое лице приемлет подлаго человека в сына себе, совлекает с него рубища, омывает, облекает в одежду, чести своей пристойную и тако делает его сыном и наследником своим. Тако Бог, небесный Царь, поступает с бедным и подлым человеком. Сие бывает и совершается на святом крещении. Не видит сего человек телесными очами; но сие ТАИНСТВО верою постигается. Тогда беднаго человека Бог в высочайшую Свою милость приемлет, не поминает его прежних грехов и беззаконий, оставляет ему всякое законопреступление; праведный гнев, который на него, яко чадо гнева, имел — отлагает; совлекает с него смрадное греховное рубище, омывает водою чистою, одевает прекрасною оправдания Христова порфирою, делает его сыном Своим и наследником вечнаго небеснаго царствия, якоже ко крещенному иерей глаголет из Божияго слова: «оправдился еси, просветился еси, освятился еси, омылся еси, именем Господа нашего Иисуса Христа, и Духом Бога нашего» (1 Кор. 6, 11) (4:32) (также 4:33, см. ХРИСТИАНИН, 1106).

Крещение омывает нас от греха и делает сынами Божиими

Вси мы от грешнаго АДАМА грешными и скверными рождаемся в плотском рождении, но в крещении святом, духовном рождении, верою во Христа Сына Божия от скверн греховных омываемся: рождаемся духовно от Бога, и сотворяемся чадами Божиими, по Писанию: «елицы прияша Его (Иисуса Христа), даде им область чадом Божиим быти, верующим во имя Его» (Ин. 1, 12) (2:93).

В таинстве крещения душа обручается в невесту Жениху Христу

Видим в мире, что девы обручаются мужам в невесты. Тако христианския души верою на крещении обручаются небесному Жениху Христу, яко девы чистыя в невесту, якоже Апостол глаголет христианам: «ревную по вас Божиею ревностию; обручих бо вас единому Мужу деву чисту представити Христови» (2 Кор. 11, 2). Тайна сия велика есть... Кто сие человеколюбие Божие может уразуметь и изследовать? Кто и души Христианския, небесному оному Жениху обручившияся, благородие, честь, славу и достоинство изрещи может? (4:298).

В крещении христианин обновляется и становится новой тварью

Во святом крещении, христиане, обновляемся мы к святому, христианскому, новому житию и, совлекаяся ветхаго человека, облекаемся в новаго, духовнаго человека, и, отлагая злонравие ветхаго Адама, восприемлем добронравие новаго, Иисуса Христа, и тако делаемся новою тварию, по учению Апостольскому: «аще кто во Христе, нова тварь». Откуда святое крещение называется «банею пакибытия» (Тит. 3, 5) (5:198).

В крещении христианин делается наследником ЖИЗНИ ВЕЧНОЙ

Делаемся наследниками вечнаго живота и блаженства, по неложному Его обещанию: «иже веру имет и крестится, спасен будет» (Мк. 16, 16). Откуду Апостол о крещении глаголет: «по Своей Его милости спасе нас банею пакибытия и обновления Духа Святаго, Егоже излия на нас обильно Иисус Христом, Спасителем нашим, да, оправдившеся благодатию Его, наследницы будем, по упованию жизни вечныя» (Тит. 3, 5—7) (3:56).

Человек принимает крещение, чтобы получить живот вечный (5:39, см. ЖИЗНЬ ВЕЧНАЯ, 350).

Крещение есть дверь в Церковь

Крещение святое есть как дверь, которою крестящиеся входят в ЦЕРКОВЬ Божию. ВЕРА во Христа, Сына Божия, есть как ключ, которым спасительная сия отверзается дверь. Ибо хотящему креститися должно прежде веровать во Христа, яко единаго Избавителя и Спасителя мира, и инаго посредствия к получению вечной жизни не знать, кроме Его, никтоже приидет ко Отцу, токмо им» (Ин. 14, 6) (3:35) (также 3:30, см. ЦЕРКОВЬ, 1153) (4:137, см. ЦЕРКОВЬ, 1158).

Святое крещение есть аки дверь, которою крестящиеся входят в церковь святую, и делаются «домашнии Божии и сожители святых» (5:197).

Христианин в таинстве крещения оправдывается и становится чистым пред Богом

Христианин в святом крещении верою во Христа оправдался и чистым пред Богом учинился, так, как бы он никакого греха не сотворил. Откуда служитель Божий сею спасительною Божиею благодатию приветствует крестившагося: «оправдался еси, просветился еси, освятился еси, омылся еси именем Господа нашего Иисуса Христа, и Духом Бога нашего». Тоежде и Апостол Христов глаголет христианам: «омыстеся, освятистеся, оправдистеся, именем Господа нашего Иисуса Христа, и Духом Бога нашего» (1 Кор. 6, 11) (3:237).

Крещение обновляет и возвращает к Богу

ИИСУС СЫН БОЖИЙ крестился в струях Иорданских, освящая воды Своим прикосновением, и установляя спасительное крещение нашего Таинства и таинственную пакибытия нашего баню, которою мы оскверненнии омываемся, и умершии оживляемся, и погибшии спасаемся, и обветшавшии и истлевшии обновляемся, и отлучившиися от Бога к Богу паки возвращаемся и пристаем, и Ему примиряемся и делаемся вечнаго Его царствия наследниками (4:243).

Младенцы также нуждаются в очищении

Когда-де в крещении получаем оставление грехов, известно то о возрастных крещаемых, а в младенцах какие грехи? Отвечает на сие Пророк Божий: «в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя» (Пс. 50, 7). Видишь, что как он, так и мы во грехах зачинаемся и рождаемся. Того ради и младенцы требуют омовения от скверн греховных, дабы, очистившиеся, вошли в вечный живот (3:56).

В крещении даруется святость (3:28, см. ЦЕРКОВЬ, 2330).

В крещении человек становится рабом Божиим

Когда сотворен, когда крестился христианин во имя Отца и Сына и Святаго Духа: тут сотворен христианин рабом Божиим от Бога; прежде был рабом диавольским, но в крещении святом сотворился уже рабом Божиим. Помяни сия, христианине, яко раб Божий еси ты: «сотворил тя» Господь «раба Своего, и ты», христианине, «не забывай Его» (4:390) (также 4:146, см. СЛОВО БОЖИЕ, 911).

Христианин в крещении записался в воинство Христа (2:35, см. ГРЕХИ, 278).

В крещении ХРИСТИАНИН освобождается от СМЕРТИ и ДИАВОЛА

Свобождаемся от смерти и диавольской власти, и приходим в царство Христа Сына Божия; сотворяемся овцами святаго стада Его и удами церкви святыя, а последовательно и Его, яко Главы Церкви святыя, так, что нарицаем Его «нашим» Царем и Господем (3:56).

Крещение омывает скверны греховные

Видим, что люди, вшедши в баню, омываются от скверн и пороков телесных, и исходят из бани чисты и одеяны в белую рубашку. Тако христиане, вшедши в баню святаго крещения, омываются от скверн греховных, очищаются и освящаются, и одеваются пресветлою и предрагою правды Христовой одеждою, яко порфирою царскою; и делаются сынами небеснаго Царя и наследниками небеснаго царствия: и исходят оттуду чисти, святи, праведни... Откуду святое крещение называется от Апостола «банею пакибытия» (Тит. 3, 5) (4:296) (также 2:36, см. ХРИСТИАНИН, 2180).

В крещении ХРИСТИАНИН получает прощение ГРЕХОВ

Получаем отпущение грехов всех, какие бы крестящийся ни имел. О сем Бог чрез Пророка милостивно обещал: «воскроплю на вы воду чисту, и очиститеся от всех нечистот ваших» (Иез. 36, 25). Откуду и Петр святый Апостол глаголет: «покайтеся, и да крестится кийждо вас во имя Иисуса Христа во оставление грехов» (Деян. 2, 38). И Павел святый глаголет: «оставление грехов» (Деян. 2, 38). И Павел святый глаголет: «омыстеся, освятистеся, оправдистеся именем Господа нашего Иисуса Христа, и Духом Бога нашего» (1 Кор. 6, 11) (3:56).

Крещение отпускает ГРЕХИ и обновляет СЕРДЦЕ

Новое рождение два знатнейшие плода приносит: первый «отпущение грехов, якоже глаголет апостол: «омыстеся, освятистеся, оправдистеся именем Господа нашего Иисуса Христа, и Духом Бога нашего» (1 Кор. 6, 11); вторый — «обновление сердца и духа» к послушанию, к творению добрых дел; яко отрожденный с охотою и усердием тщится показывать послушание Богу, подвизается противу греха, не попускает ему царствовати над собою, плоть распинает со страстьми и похотьми, яко Христос (2:63).

Человек крещением святым обновляется (4:159, см. ЦАРСТВО БОЖИЕ, 1148) (5:33, см. ЖИЗНЬ ЗЕМНАЯ, 354).

Крещение дает возможность пользоваться заслугами Христа

В крещении святом всех тех благ сподобляемся, которыя Христос страданием и смертию своею заслужил нам (3:56).

Через крещение
верующие избавились от всех бедствий и получили истинное блаженство

Чрез святое крещение всего бедствия избавились мы, и все блаженство истинное получили благодатию Божиею. Прежде крещения удалены мы были от Бога, но чрез крещение приближились к Богу. Прежде крещения враги Божии были мы, но крещением примирилися Богу, и Бог нам примирился. Прежде крещения чада гнева Божия были мы, но крещением сосуды милости Божия сотворилися. Прежде крещения чада тьмы и чада диавола были мы, но крещением чада света и чада Божии сотворилися. Прежде крещения оскверненнии грехами были мы, но крещением омылися, освятилися и оправдалися. Прежде крещения погибшие были мы, но крещением спасенными сотворилися. Прежде крещения затворены были нам двери к вечной жизни и небесному царствию, но крещением отворилися, и входят невозбранно хранящие благодать святаго крещения. Сия и прочая благодеяния Божия чрез святое крещение получаем, получаем туне, без всяких наших заслуг, от единаго человеколюбия Его (5:195—196).

В крещении христианин получил святость (4:175, см. СВЯТОСТЬ, 829).

Христианин должен хранить святость, данную при крещении (3:94, см. СВЯТОСТЬ, 829).

Тщательно беречь одежду оправдания данную при крещении

Как тщится хранить одежду «ОПРАВДАНИЯ», данную при крещении, да не паки с великою нашею бедою лишимся тоя. «Блажен бдяй, и блюдый ризы своя, да не наг ходит, и узрят срамоту его», глаголет Христос (Апок. 16, 15). Не соблюдшему сих богоданных риз едина надежда осталася ко взысканию их — чистосердечное ПОКАЯНИЕ (3:20—21).

Духовно рожденному следует своей жизнью показывать, что он рожден от Бога

Рожденному должно растление, злость и немощь естества своего силою Духа Святаго побеждать, и не тое, что страстная плоть, но что Христос хощет и долг правды требует, делать: да покажет, что он подлинно оправдан, подлинно рожден от Бога, Который всем, добрым и злым, другам и врагам Своим, благотворити не престает, подлинно облекся во Христа, как учит Апостол: «елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (Гал. 3, 27) (3:239).

По силе крещения христианин должен быть мертв греху и жив Богу

Христианин убо по силе крещения должен быть и мертв и жив: «мертв» греху и диаволу, греха изобретателю, — «жив» же Богу. Сего ради христианам спящим и во гробе греховном лежащим время есть востати и воскреснути от мертвых, да и в последний день воскреснуть в вечный живот (3:235).

Христианин должен подражать Богу, чтобы засвидетельствовать свое духовное рождение (3:92, см. ПОДРАЖАНИЕ, 692).

Вступая в ЦЕРКОВЬ, христианин дает присягу быть верным Богу

Видим, что когда человек, или в воинство избирается, или на честь какую возводится, или к какому иному делу государеву определяется, присягает, и с клятвою обещается верно и праведно государю и обществу служить, и по чистой совести поступать. Сия есть сила присяги! Тако вси христиане, входя в Церковь святую, приемля честь и достоинство высокаго имени христианскаго и записываяся в воинство небеснаго Царя, присягают в том до конца пребывать; клянутся и обещаются, отрекшися сатаны и всех злых дел его, верою и правдою служить единому Христу, Господу небесному Царю, во все время жития своего. Видим сию присягу, клятву и обещание христианам (4:294—295).

Христианин обещался в крещении служить Христу

Отрекшися сатаны, ты обещался троекратно же служить Христу Сыну Божию, со Отцем и Святым Его Духом. И так ты на крещении в службу Христу записался и присягнул так, как воини и прочии царю земному в службу записуются и присягают: должно убо Ему служить верно, даже до смерти. А служить Христу как? Послушай: веру в Него иметь, и с верою жизнь свою в страсе Божии благочестно провождать, и Ему, как Начальнику и Царю всех, по возможности сообразоваться (1:104).

Помяни, какие ты обеты чинил Богу, вступая в христианство, како отрицался сатаны и всех злых дел его, како отрицался мира и всех прихотей его, како обещался работать Христу, Сыну Божию, умершему за тя и воскресшему: где ж ныне твои обеты? Помяни, како служитель Божий тогда приветствовал тебя великою милостию Божиею — «омылся еси, оправдался еси, освятился еси именем Господа нашего Иисуса Христа, и Духом Бога нашего»: гдеж убо обеты тии, которые ты Богу и пред Богом и святою церковию Его учинил? где тая правда и святость, которую ты туне без всяких заслуг твоих, и от единой Божией милости получил? Покажи ми тую от дел твоих (4:175) (также 4:20, ХРИСТИАНИН, 1097).

При крещении
человек отрекается от сатаны и его дел и обещает Богу работать

«Памятуете ли», что вы, вступая в церковь святую крещением, как дверьми, отрекшись сатаны и всех дел его злых, то есть, гордыни, блуда, воровства, хищения, лести, лжи, сквернословия, клеветы, осуждения, злобы, ненависти, зависти, пиянства, любви мира и всякия неправды, и обещались верою и преподобием и правдою служить единому Иисусу Христу, как главе уды, и как лозе розги прицепились? Когда памятуете, то блажени есте, аще стоите в том. Аще же ни, то обратитеся к Нему, и приимет вас; и обратитеся, пока время не ушло (5:293).

Сего злаго духа и всех злых его дел прежде крещения отрицаемся. Отрицаемся всякия суеты, гордости и пышности мира сего, яко позваннии и обновленнии к вечному животу (5:197).

Помнить всю жизнь, что в крещении отрекся от сатаны

Всяк при крещении святом чрез отца и матерь крестную отреклся сатаны и всех дел его и всего служения его и всея гордыни его и сие учинил трикратным отрицанием. САТАНА есть дух лукавый всегда и всяким образом ищущий погибели человеческия; аггелы его суть такожде дуси злыи, роду нашему враждебнии; дела его суть дела злая, и Богу весьма ненавистныя, то есть: идолослужение, чародеяние, волхвование, гордость, высокоумие, памятозлобие, зависть, вражда, объядение, пиянство, блуд, прелюбодеяние, и всякия нечистоты, сребролюбие, разбой, хищения, воровства, сквернословия, буесловия, песни скверныя, и все, что ни противится здравому разуму. Служит САТАНЕ тот, кто в сих и сим подобных делах волю его злую исполняет. Внимай убо, возлюбленне, что ты всех сих на крещении отреклся троекратно, и на вся сия поплевал; берегись же на сие обращаться! (1:104) (также 3:36, см. ГРЕХ, 240).

Крещение требует Бога слушать, а не греха (5:222, см. ПОДВИГ, 683).

Чтобы жить по заповедям, помнить обеты крещения (5:163, см. ОБЕТЫ КРЕЩЕНИЯ, 617).

С каждого ХРИСТИАНИНА Господь взыщет ОБЕТЫ крещения

Христианине! помяни обеты твои бывшие при крещении святом, которые ты не человеку, но Богу учинил. Страшно есть Богу солгать! Бог поруган не бывает. Взыщет Он от тебе обетов твоих, когда позовет тебе на суд к Себе. Тамо ты увидишь, кому ты солгал и не сохранил обетов своих. Помяни убо оные ныне, и покайся, и твори достойныя дела обетов твоих: да не со лжею на суде оном явишися и часть возъимееши со лживыми (4:175).

Необходимо исполнять обеты, чтобы не оказаться пред Богом лживыми

Когда крещением святым вступали мы в церковь Его, — отрицаяся сатаны и всех дел его, обещалися Ему со Отцем и Святым Духом верно работати. Сего ради должно нам ОБЕТЫ свои хранить, и верно Ему служить, да не лживи пред Ним явимся (3:170).

Память об обетах крещения удаляет от ГРЕХА

Часто на память приводить тое, что при крещении отрицалися сатаны и всех дел его, то есть, грехов, и обещались служить Богу преподобием и правдою, якоже в форме крещения написано. Прилично ли христианину к сатане и злым его делам обращаться, которых отреклся и поплевал, и отвращаться от Создателя и Искупителя своего и изменять Ему, Которому, яко Царю своему и Государю, обещался верою и правдою служить? Воистину таковому приличествует притча: «пес возвращся на свою блевотину, и свиния, обмышися, в кал тинный»... (2 Пет. 2, 22). Всякий бо грех есть как мерзкая блевотина и как смрадный кал, которым человек, благодатию Христовою в крещении омовенный, освященный и оправданный, паки оскверняется, когда творит его и изменяет Богу и Создателю своему, и так делается Ему неверным, Которому обещался верно служить (2:132).

Обеты крещения побуждают к ПОСЛУШАНИЮ

«Обеты», учиненные нами при крещении святом, да подвигнут нас к послушанию. Тогда отрицались мы сатаны и сквернаго его служения, и обещались Богу служить, «служить преподобием и правдою пред Ним вся дни живота нашего» (Лк. 1, 75), что не может быть без усерднаго послушания. Служить бо Богу и послушания Ему не показывать суть противна себе, якоже служить господину и не слушать его есть невозможное дело. Аще же сих обетов не исполним, то самые оные противу нас станут на суде Его и обличат и осудят нас, яко лживых и неверных Господу своему, и тако посрамимся пред всем миром, яко обещались Богу служить верою и правдою, и не служили, но солгали Ему (3:65).

ОБЕТЫ крещения да помнит каждый христианин, особенно НАЧАЛЬСТВУЮЩИЙ

Сии обеты да отвращают судей от неправды, и да научают хранить правду, удерживать руки свои от мздоимания, не приимать в суде лица, отирать слезы обиженных, и обидящих смиряти. Сии обеты да поощряют господ с рабами своими христианами обходиться, яко с братиею; яко господа и раби единаго Господа на небесех имеют, Которому обои обещались работать верно. Да обращаются наконец пред всеми, всякаго чина, звания обоего пола и всякаго возраста людьми, которые в крещении имена свои и себе записали и отдали Христу, и да побуждают к истинному благочестию, да тако верными Его рабами будут, и не постыдятся в день славнаго Его второго пришествия (3:37).

Крещение не приносит пользы тем, кто не исполняет ОБЕТЫ

Крещение святое не пользует ничего христианам тем, которые обетов своих, при крещении учиненных, не тщаться хранить, но «возвращаются вспять от преданныя им святыя заповеди» (2 Пет. 2, 22) (3:37).

Беззаконнующим и нехранящим обетов своих, учиненных при крещении, святое крещение ничего не пользует, яко лживым, Богу солгавшим. Разсуждайте сия, христиане. Познается христианин не от глаголания: «Господи, Господи», но от ПОДВИГА противу всякаго греха. Тот воин истинный воин есть, который стоит и подвизается противу видимаго врага: тако истинный христианин есть, который непрестанный подвиг имеет противу греха (5:222—223).

Нарушающему обеты таинство будет в осуждение

Должно христианину, яко обновившемуся Божиею благодатию, в лучшее успевать и расти о Христе и «приходить в мужа совершенна» (Еф. 4, 13). Но он в горшее успевает, и делается злейшим язычника и идолопоклонника. Таковому самое крещение будет во обличение в день суда Христова, когда не покается и не исправится, и не омыет скверн своих сокрушением сердца и слезами (4:297).

Возвращающимся ко греху после крещения это таинство не приносит пользы

Христиане, которые к миру и греху любовию обращаются и беззаконнуют, все тое святое и великое Божественное сокровище (крещения) теряют. Почему «случися им истинная притча: пес возвращся на свою блевотину, и свиния, омывшися, в кал тинный» (2 Пет. 2, 22). Сии подобны тем людем, которые, вшедши в баню и омывшись, самовольно входят в грязь и мараются: тако они, омывшися святым крещением и забывши великую тую милость Божию им показанную, самовольно в скверны греховныя предаются, и более и более теми сквернятся. Сам разсуди, человече, что таковым святое крещение пользует? Воистинну ничто! (4:296—297).

Нарушающий обеты крещения есть изменник Христу (4:295, см. ОБЕТЫ, 618).

Крещение НЕРАДИВЫМ ХРИСТИАНАМ не приносит пользы

От сего видно, что христианам неисправным святое крещение и православных ДОГМАТОВ содержание ничего не пользует, пока пребывают неисправны. Чего ради всякому христианину должно осматриваться, имеет ли ВЕРУ «спасающую», как Апостол увещавает: «себе искушайте, аще есте в вере, себе искушайте» (2 Кор. 13, 5) (3:59).

Не пользует крещение христианам, которые сердцами своими обращаются к миру, как Египту, и работают похотям плоти своея, любят честь, славу, богатство и прочую мира сего суету, и тое все, как бога своего, имеют и почитают. Все бо тое человеку вместо Бога есть, к чему он сердцем своим приложился. Не достигнут и сии в страну живых и селение праведных, где вси праотцы и отцы наши упокояются, веселятся и благоугождают пред Господем (Пс. 104, 8) (3:37—38).

Святое крещение христианам тем, которые безстрашно и беззаконно живут, и о законе Божии нерадят, ничего не пользует, но суть вне числа истинных христиан, и имеются пред Богом аки язычники,— а только пользует свято и благочестиво живущим: и сим отверсты двери царствия небеснаго, а тем заключены, яко обетов своих нехранящим, и Богу солгавшим (5:176).

Причины греховного состояния человека по крещении (4:34, см. ГРЕХОВНОСТЬ, 284).

КРЕЩЕНИЕ бесполезно, если человек уклоняется на путь беззакония

Тяжко СОГРЕШАЕТ человек, когда КРЕЩЕНИЕМ святым омовен, уклоняется на путь нечестия и безстрашно разоряет Божий закон. Тако бо он нарушает свои обеты, которые учинил Богу и Создателю своему, отстает от Бога, и пристает паки к САТАНЕ, котораго и дел его злых тогда отрекся; погубляет всю тую БЛАГОДАТЬ, которыя от Бога тогда сподобился; делается паки сыном тьмы, который благодатью сделался было сыном света, и вместо наследствия вечнаго живота, повинен бывает вечной муке. «Такому случися истинная притча: пес возвращся на свою блевотину, и свинья омывшись в кал тинный» (2 Пет. 2, 22) (5:28).

Нет пользы от крещения, если в сердце мерзостно

Человек бедный, ты, который крестился во имя Святыя Троицы, и имя свое записал Иисусу Христу Сыну Божию! смотри, какая мерзость в сердце человеческом крыется! Что тебе пользует, что ты имя Божие исповедуешь и часто взываешь: «Господи! Господи!» а такой злый и скотский нрав в себе имеешь? Како может внити в Царствие Божие толикую нечистоту имеющий: аще от всего сердца к Богу не обратится и истинным покаянием, сокрушением сердца, теплыми слезами и благодатию Святаго Духа не обновится (4:155).

Тяжко согрешает человек, когда, крещением святым омовен, уклоняется на путь нечестия (5:28, см. КРЕЩЕНИЕ, 445).

Через грех человек потерял богатство, данное при святом крещении (4:84, см. ГРЕХ, 248).

Покаяние возвращает благодать, полученную при крещении (5:28, см. ПОКАЯНИЕ, 711).

О крещении. См. первая глава, восьмой статьи, второй книги «О истинном христианстве» (3:404—406).

КРОТОСТЬ

Христиане должны быть, как и их Отец небесный, кротки (4:14, см. ХРИСТИАНИН, 1065).

Кротость — плод истинной веры (3:18, см. ВЕРА, 138).

Кротость от духовного рождения и мудрования (3:57, см. БРАНЬ, 116).

Кротость — плод духовной мудрости (2:18, см. МУДРОСТЬ, 569).

Христос поучает нас Своей жизнью кротости (5:80, см. СЛЕДОВАНИЕ ЗА ХРИСТОМ, 881).

Христианин должен подражать Христу в кротости (4:160, см. ХРИСТИАНИН, 1102) (5:90, см. ТЕРПЕНИЕ, 1045).

Нести крест значит подражать Христу кротостью (4:24, см. СЛЕДОВАНИЕ ЗА ХРИСТОМ, 878).

Отречься своей воли — значит последовать Христовой кротости (3:180, см. САМООТРЕЧЕНИЕ, 814).

Кто Христов, в том является кротость (4:132, см. ЖИЗНЬ ХРИСТИАНСКАЯ, 369).

По примеру Христа, кротко обходиться с обидчиками

Господь наш укоряем был, но Сам не укорял: тем учит нас кротко и терпеливо со врагами нашими обходиться, укоряющих не укорять и злословящих не злословить, но или молчать, или без гнева и с кротостью праведное ответствовать. Аще Господь наш, и безгрешный, укоряемый не укорял, кольми паче мы, раби его и грешники, тое делать и Господу нашему подражать должны (5:120).

ГНЕВ гневом не гасится, а кротость и свирепых смягчает

Как огонь огнем не гасится, так и гнев гневом не побеждается, но паче разжигается; а кротостию часто и самые свирепые враги преклоняются, умягчаются и примиряются (1:166).

Кротость гасит гнев (2:365, см. ГНЕВ, 219).

Кротость Христова, ею укрощается гнев (4:143, см. БРАНЬ, 176).

Противиться духом кротости против мщения (1:47, см. БРАНЬ, 119).

Кротость есть узкий путь (2:57, см. БЛАГОЧЕСТИЕ, 45).

Христианский подвиг состоит в кротости (2:36, см. ПОДВИГ, 685).

Инии кроткии, но ради мирного с человеки жития, а не от веры (1:72, см. ДЕЛА ДОБРЫЕ, 294).

КУПЕЦ

Торговать честно, так как Господь все видит и знает

Вы, которые купуете и продаете, слышите: «Господь близ»; Сам Господь зде, который видит ваши дела, и смотрит, како купуете и како продаете. Не продаете ли убо гнилую вещь за здоровую, и худую за добрую, и дешевую за дорогую? не лжете ли? не обманываете ли в товарах ваших ближних ваших? и, что горше того, не кленетеся ли именем Божиим во лжу, скверного ради прибытка? Устыдитеся и убойтеся пред очами Божиими лгать, и страшное имя Его во лжи призывать, и людей Его обманывать (4:129).