ЕВА

О создании Евы (1:22, см. ЧЕЛОВЕК, 1159).

Бог создал Еву, помощницу Адаму (3:124, см. ЧЕЛОВЕК, 1159).

ЕВАНГЕЛИЕ

Евангелие есть радостная весть о СПАСЕНИИ человека от ГРЕХА, ПРОКЛЯТИЯ и СМЕРТИ

Евангелие есть с самаго имени всерадостная весть; оно проповедует всему миру Христа Спасителя мира, Который пришел взыскати и спасти погибшаго. Слышите, вси грешники погибшие, слышите сладчайший глас Евангелия! оно вопиет всем нам: «прииде Сын Человеческий взыскати и спасти погибшаго». Страшно нам быть во грехах пред Богом: Евангелие проповедует, что грехи нам отпущаются имени ради Христова, и что Христос есть наше оправдание пред Богом. В Тебе, Спасе мой, Иисусе Сыне Божий оправдаются: Ты моя правда и освящение. Страшно нам быть во гневе у Бога: Евангелие проповедует, что Христос нас примирил Богу, и пришед благовестил всем мир, дальним и ближним. Страшна нам клятва законная, ибо вси мы грешники; она и временному и вечному наказанию грешника подвергает: Евангелие проповедует, что «Христос искупил нас от клятвы законной, быв по нас клятва». Страшна нам смерть: Евангелие проповедует, что Христос есть наше воскресение и живот. Страшна нам геенна и ад: Евангелие проповедует, что Христос избавил нас от ада и всего того бедствия (5:216) (также, 3:18, см. РАДОСТЬ, 785).

Вся сила Евангелия вкратце: Бог послал Сына для спасения человека

Видишь здесь всю святаго Евангелия Христова силу вкратце: Бог возлюбил мир, которым прогневан был, огорчен; послал Сына Своего в мир не судити миру, прогневавшему и огорчившему Бога Создателя своего, но спасти. Се есть Евангелие!... (5:82).

Что есть Евангелие

Под именем Евангелия разумеется вси милостивыя и радостныя Его нам обещания, или уже исполнившиися, как-то: о пришествии Христа Сына Божия, Который уже пришел и великое спасения нашего дело совершил, — или еще исполнитися имеющиеся, как-то: общее воскресение и живот вечный верующим во Христа. Евангелия вся сила и сокращение означается от Христа в сих словах: «Тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единородного дал есть, да всяк веруяй в Онь, не погибнет, но имать живот вечный» (Ин. 3, 16) (2:7).

Евангелие открывает Христа

Вопрошаешь: что есть Евангелие? — Ответ: Евангелие есть слово греческое, и значит весть добрую, благоприятную и утешительную. Евангелие Иисуса Христа открывает нам, что Он ХРИСТОС от Отца небеснаго в мир сей послан грешники спасти, и взыскати и спасти погибшаго, как Он Сам в Своем Евангелии научает: «Прииде Сын Человеческий взыскати и спасти погибшаго» (Лк. 19, 10). Тоеж и Апостол Его благовествует нам: «Верно слово и всякаго приятия достойно, яко Христос Иисус прииде в мир грешники спасти» (1 Тим. 1, 15) (5:82).

Евангелие проповедует радостную весть о Христе и спасении

«Евангелие» есть слово греческое, и значит «благоприятную и радостную весть», т. е. проповедает Христа Сына Божия, пришедшаго в мир грешники спасти, якоже во утешение грешникам Апостол Христов написал: «верно слово и всякаго приятия достойно, яко Христос Иисус прииде в мир грешники спасти» (1 Тим. 1, 15). И Сам Христос о Себе объявил: «прииде Сын Человеческий взыскати и спасти погибшаго» (Лк. 19, 10). Какая убо приятнейшая нам грешникам может быть весть, как слышать туне проповедуемое отпущение грехов, вместо гнева Божия милость Божию, вместо клятвы благословение Божие, вместо осуждения оправдание, вместо ада царствие небесное отверстое, и с Богом великим, святым и вечным вечное примирение и общение (Рим. 5-я; 1 Ин. 1, 3, 7 и 9). Воистинну не может быть вожделеннейшая грешником весть. Не так желаемо больным здравие, алчущим хлеба, жаждущим холодная вода, заключенным свобода, пленным отпущение, слепым и седящим во тьме свет, как грешником отпущение грехов и оправдание, которые вечному Божию гневу и отвержению подлежат. Сие значит «Евангелие», христиане. Сию «благопристную весть» приносит нам Евангелие (3:5).

Христос от недр Отца небесного принес Евангелие и проповедал (2:7, см. ЗАКОН БОЖИЙ, 170).

Евангелие проповедуется от начала мира, и первым людям, пророкам и во всем ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ

Евангелие святое, как есть «смотрение тайны, сокровенныя от веков в Бозе», по учению Апостольскому (Еф. 3, 9); (Рим. 14, 24 и 25; 1 Кор. 2, 7; Кол. 1, 26; 1 Пет. 1, 20), так от начала мира проповедуется. Ибо первому человеку Адаму открыл Бог милостивое Свое о нем и его потомкам, роде человеческом, благоволение, которое чрез оныя слова, к змию сказанныя от Бога: «Той твою сотрет главу» («Той» — разумеется Христос — благословенное семя) означается по общему святых отец и учителей церковных разумению (Быт. 3, 15). Сие МИЛОСЕРДОЕ Божие обещание, как теплый солнца луч, сквозь облаков, и как свет во тьме седящим, просиявало праотцам нашим Аврааму, Исааку и Иакову и прочим, и согревало их сердца верою и надеждою «грядущаго» в мир Солнца правды — Христа (Быт. 12, 3 и проч.; Быт. 49, 10 и проч.). Откуду ХРИСТОС объявил Иудеям: «Авраам отец наш рад бы был, да бы видел день Мой», «то есть во плоти», «и виде», то есть верою, и «возрадовася» (Ин. 8, 56). А что о Аврааме, тое и о прочиих праотцах и отцах в ветхом Завете поживших и спасшихся, разумеется, якоже в Деяниях Апостольских пишется: «благодатию Господа Иисуса Христа веруем спастися якоже и они», то есть отцы наши (Деян. 15, 11). Сей благодати Божией свет ПРОРОКАМ открывался и ими проповедан был. Моисей явно проповедал сынам Израилевым: «Пророка от братии твоея, якоже мене, восставит тебе Господь Бог твой: Того послушайте» (Втор. 18, 15). Что и святый Стефан первомученик приводит (Деян. 7, 37). О том же и прочии святые Пророцы проповедали, которые пришествие, рождение от Девы по плоти, на земли пожитие, страдание, смерть, погребение, воскресение и славное на небо восшествие Спасителя миру Христа согласно предвозвестили и различно изобразили, как о том в святых книгах их пространно написано. Откуду и Христос глаголет к двум ученикам: «о несмысленная и косная сердцем, еже веровати о всех, яже глаголаша Пророцы! Не сия ли подобаше пострадати Христу, и внити во славу Свою? И начен от Моисея и от всех Пророк, сказаше има от всех писаний, яже о Нем» (Лк. 24, 25—27). И в той же главе глаголет: «яко подобает скончатися всем написанным в законе Моисеови и Пророцы и псалмех о Мне» (Лк. 24, 44). Отсюду заключается правильно, что и в Ветхом Завете, Евангелие святое проповедывалося (3:7—8).

Евангелие заповедано проповедать всем (3:6, см. ЕВАНГЕЛИЕ, 334).

Именно есть проповедь о Христе, пришедшем в мир «грешники спасти». Кому же оно проповедуется? Не тем ГРЕШНИКАМ, которые радуются о чести, славе и богатстве мира сего; не тем, которые утешаются различными мира сего веселостями, веселятся во вся дни светло, день от дня препровождают с ликами и тимпанами; не тем, которые веселятся о любимцах своих и беззаконном ложе их; не тем, которые утешаются о беззаконной победе, озлоблении ближняго своего; не тем, которые услаждаются о беззаконном и скверном, от лихоимания, хищения, насилия, коварно и хитро происходящем прибытке, ни прочиим сим подобным беззаконникам. Им гнев Божий, грядущий на них возвещается, когда не обратятся. «Не льстите себе; ни блудницы, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни сквернители, ни малакии, ни мужеложницы, ни лихоимцы, ни татие, ни пьяницы, ни досадители, ни хищницы, царствия Божия не наследят» (1 Кор. 6, 9 и 10). Им глаголется: «покайтеся»; глаголется: «очистите руце грешницы; исправьте сердца ваша двоедушнии, постраждите и слезите и плачитеся: смех ваш в плач да обратится, и радость в сетование, смиритеся пред Господом» и проч. (Иак. 4, 8—10). А когда сие сотворят, то им сия Божия благодать и утешение, как сладкая трапеза по посте и благословенных трудах представляется. — Кому убо возвещается Евангелие? Отвещает Христос: «благовестити нищим посла Мя, исцелити сокрушенныя сердцем». Вот кому проповедуется Евангельское утешение: НИЩИМ, то есть, тем, которые духовную свою нищету признают, и ищут богатства благости, милости и человеколюбия Божия, которые, не находя никакия правды в себе пред Богом, но паче всякаго усматривая окаянство, алчут и жаждут правды Божией о Христе Иисусе, и тако смиряются пред Ним; «СОКРУШЕННЫМ СЕРДЦЕМ», то есть, которые печалию за грехи, как стрелою, уязвленною имеют сердце. Сим благовествуется, сим глаголется: «веруйте во Евангелие». Сим открывается всякое человеколюбия Божия богатство (3:8).

Евангелие проповедует отпущение грехов, благодать Божию (3:6, см. ЕВАНГЕЛИЕ, 335).

«Евангелие грех прикрывает, немощь греховную врачует... благодать... верующим обещает» (3:6, см. ЕВАНГЕЛИЕ, 335).

Утешительное восприятие Евангелия, в сердце содеваемое Св. Духом, и составляет спасающую веру (3:12, см. ВЕРА, 133).

Евангелие — без него не может быть веры (3:10, см. ВЕРА, 155).

Евангелие, как и закон, дан для спасения

Что есть Евангелие, лучше познается из сравнения ЗАКОНА с ЕВАНГЕЛИЕМ. Правда что ЗАКОНА И ЕВАНГЕЛИЯ Творец един есть БОГ. И как ЗАКОН всем дан, и всех одолжает к совершенному ПОСЛУШАНИЮ, тако и ЕВАНГЕЛИЕ всем проповедати повелено, якоже писано есть: «проповедите Евангелие всей твари» (Мк. 16, 15). И ХРИСТОС во Евангелии откровенный и всей твари проповеданный, всех к Себе призывает: «приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы» (Мф. 11, 28). И как ЗАКОН на то дан был, чтоб человека совершенно его исполнившаго оправдать и спасти: «сотворивый та» (в законе писанная) «человек жив будет в них» (Лев. 18, 5; Гал. 3, 12); тако Евангелия конец есть верующих оправдать и пр. (3:6).

Отличие Евангелия от закона

1) ЗАКОН, т.е. писанный, дан был Моисеом (ибо на СЕРДЦАХ и у прародителей наших, Адама и Евы, написан был); «Евангелие» Христом бысть, якоже Евангелист святый писал: «закон Моисеом дан бысть: благодать же и истина Иисус Христом бысть» (Ин. 1, 17).

2) «Закон дает заповеди, что делать и чего не делать должны мы: «ЕВАНГЕЛИЕ» проповедует отпущение ГРЕХОВ, БЛАГОДАТЬ Божию и заслуги Христовы. «Тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единороднаго дал есть, да всяк веруяй в Онь, не погибнет, но имать живот вечный» (Ин. 3, 16).

3) ЗАКОН учит, что делать и от чего отвращаться, но помощи к действию не подает. «ЕВАНГЕЛИЕ» обещает БЛАГОДАТЬ СВЯТАГО ДУХА, Которым на СЕРДЦАХ верующих написуется закон и действуется (Иер. 31, 33).

4) ЗАКОН ГРЕХ показует, «законом бо познание греха» (Рим. 3, 20); согрешившаго обличает, обвиняет, устрашает, гнев Божий возвещает Ему (Рим. 4, 15), клятвою поражает его и осуждает (Гал. 3, 10), но того не отнимает. ЕВАНГЕЛИЕ ГРЕХ прикрывает, НЕМОЩЬ греховную врачует, гнева Божия боящихся ободряет и утешает, БЛАГОДАТЬ и ВЕЧНЫЙ ЖИВОТ верующим обещает.

5) ЗАКОН надлежит до людей бесстрашных, неисправных, небрежливых, нечестивых, которым им должно устрашать, сокрушать и к ПОКАЯНИЮ приводить. «Уже и секира при корени древа лежит; всяко убо древо, еже не творит плода добра, посекаемо бывает и во огнь вметаемо» (Мф. 3, 10). «Евангелие» проповедуется боящимся, слушающимся, страхом Божиим и печалию за грехи сокрушенным, милости Божией и утешения алчущим. Откуду Христос глаголет: «благовестити нищим посла Мя, исцелити сокрушенныя сердцем» и проч. (3:6).

Христианин должен знать Евангелие Божие и в нем поучаться (5:98, см. ПОКАЯНИЕ, 719).

Должно по Евангелию исправлять жизнь свою

Видим, что люди зеркала имеют в своих покоях ради потребы своей. Христианине! что сынам века сего зеркало, тое да будет нам Евангелие и непорочное житие Христово. Они посматривают в зеркала и исправляют тело свое и пороки на лице очищают. Сотворим и мы тако! Христос Сын Божий Себя и святое житие Свое во образ нам подал, как выше видели мы: «Образ дах вам, да якоже Аз сотворих вам, и вы творите» (Ин. 13, 15) (4:160).

В Евангелии открывается и показывается грешнику одежда оправдания (3:12, см. ВЕРА, 156).

Евангелие есть зеркало для души (4:219, см. ПОДРАЖАНИЕ, 695).

Евангелие есть живительный пластырь для кающейся ДУШИ

Что пластырь живительный язве или ране телесной: тое душе грешной, страхом суда Божия и печалию за грехи уязвившейся, есть Евангелие. Язва телесная ослабление болезни и исцеление от живительного пластыря получает: тако душа грешная, трепещущая суда Божия, страхом того и печалию сокрушенная, ослабление и живое утешение и исцеление от Евангелия получает (4:177).

Евангелие кающемуся грешнику любезнее,
чем алчущему хлеб

Возлюбленнии христиане! нет ничего нам грешным приятнее, любезнее и сладчае, как Евангелие. Не так алчущим хлеб, жаждущим питие, плененным и в темнице седящим свобода благоприятна, как грешникам, познающим свое бедствие, Евангелие (5:216).

От Евангелия дается утешение, но прежде необходимо покаяние (5:104, см. УТЕШЕНИЕ, 1060).

Без покаяния Евангелие нам не приносит пользы (5:25, см. ПОКАЯНИЕ, 728).

К сокрушенному сердцу приближается Евангелие (5:104, см. УТЕШЕНИЕ, 1060).

Евангелие проповедывать, чтобы сердца сокрушенные утешение почувствовали (3:13, см. ПРОПОВЕДЬ, 769).

Евангелие приносит УТЕШЕНИЕ кающимся ГРЕШНИКАМ. Без ПОКАЯНИЯ Евангелие пользы не приносит

Видишь, Христианине, кому Евангелие со утешением своим приличествует — а именно, не блудникам, не прелюбодеям, не ворам, хищникам и грабителям, и прочим людям, беззаконно живущим: им глаголется: «покайтеся; постраждите и слезите и плачитеся; смех ваш в плач да обратится, и радость в сетование» (Иак. 4, 9). Когда сие сотворят, тогда и они Евангелием, как по посте пищею, утешаться будут; тогда и их уязвленному сердцу Евангелие, как живительный пластырь ране приложится. Кому ж убо Евангелие приличествует? Ответ: грешникам, от грехов обратившимся к Богу, за содеянные грехи болезнующим, суда Божия боящимся: печалию сокрушенным, милости Божия ищущим, и со смирением Ему припадающим; откуду писано есть: «покайтеся и веруйте во Евангелие» (Мк. 1, 15). Видим, что прежде покаяние предлагается, а потом Евангелие. Без покаяния бо Евангелие ничего не пользует. Евангелие бо утешение нам приносит. Но на что тому утешение, который печальнаго и сокрушеннаго сердца не имеет? (4:179).

Евангелие утешает сокрушенных о грехах

Кому Евангелие проповедуется? Христос нам отвещает: «Дух Господень на Мне, егоже ради помаза Мя благовестити нищим, посла Мя исцелити сокрушенныя сердцем», и проч. (Лк. 4, 18). То есть: тем людям, которые, познавая свои грехи, видят свою нищету, бедность и окаянство, и страхом суда Божия и печалию сокрушенное сердце имеют. Таковым Евангелие, яко уязвленному телу живительный пластырь прилагается, прилично проповедуется (5:217).

Евангелие как благая весть не имеет значения для некающегося грешника

Евангелие не приличествует тем христианам, которые бесстрашно и беззаконно живут, грехов своих, нищеты и бедствия своего не познают, и сокрушеннаго сердца не имеют. Что бо пользует каменю елей? Пластырь к ране прилагается, и врачевство познающему и признающему свою немощь подается (5:217).

Самоуверенные в своей праведности не принимают Евангелия (3:13, см. САМОМНЕНИЕ, 812).

Евангелие некающимся не приносит пользы, но тому, кто сознает свою греховность

Евангелие неисправным, НЕКАЮЩИМСЯ и непрестающим от греха, ничего не пользует: яко тем только благовествуется, которые Бога и суда Его праведнаго боятся, и страхом и печалию за грехи уязвлены. Ибо сим утешение от Евангелия нужно и предлагается: сим глаголется: «не бойся, токмо веруй»: сим Христос, во Евангелии проповедуемый, Утешитель и Врач есть, якоже Сам глаголет: «не требуют здравии врача, но болящии» (Мф. 9, 12) (3:10).

См. также о Евангелии Первая глава, первой статьи, второй книги «О истинном христианстве» (3:5—10).

ЕВХАРИСТИЯ
(см. также СВЯТЫЕ ТАЙНЫ)

Евхаристия — таинство.
(Что есть и формула таинства)

В. Что есть Евхаристия?

О. Евхаристия есть тайна, в ней же дается нам истинное тело и истинная кровь Христа Бога нашего, под видом хлеба и вина, в ней же истинно и господственно присутствует существенно Иисус Христос.

В. Какая материя или вещь Евхаристии?

О. Хлеб пшеничный, квасный, и вино естественное виноградное.

В. Какая форма или совершение.

О. Словеса сия: «и сотвори убо хлеб сей честное тело Христа Твоего, а еже в чаше сей честную кровь Христа Твоего, преложив Духом Твоим Святым»; и тогда хлеб и вино прелагаются в истинное тело и в истинную кровь Христову действием Святаго Духа (1:3—4).

Евхаристия — таинство.
(Условия совершения)

В. Что потребно хранити в тайне сей?

О. Четыре. 1. Да будет иерей законно хиротонисанный; никтоже бо тайну сию может действовати, кроме архиерея или иерея. 2. Да будет подобающая вещь тайне сей, сиречь, хлеб пшеничный, квасный, чистый, не смешанный с иною мукою; такожде и вино да будет естественное и непритворное и не смешанное с чем, ниже во оцет претворшееся, ниже сплеснелое, но чистое в себе самом, в неже на проскомидии да вливается мало воды, якоже в Служебниках чин изъявляет. 3. Да будет престол освящен самим архиереем, тамо, где имать безкровная приноситься жертва; или вместо престола да будет по крайней мере антиминс, освященный от архиерея; никто же бо может освятити престола или антиминса, кроме архиерея. 4. Да имать иерей мысль и намерение таковое во время освящения Даров, яко существу хлеба и вина применитися в существо тела и крови Христовой действом Святого Духа (1:4).

Необходимо верить, что в Евхаристии истинное Тело и Кровь Христовы (5:277, см. СВЯТЫЕ ТАЙНЫ, 830).

Помнить, что тайны Христовы — великая святыня и достойно готовиться и хранить

Памятуете ли, что приобщаетеся таинственно тела и крове Христовы, и потому Самого Святейшаго святых и Источника святыни — Христа? О великое, и умом непостижимое дело! Но слушайте и внимайте, что иерей возглашает на литургии: Святая святым, — то есть преподаются. И прежде причащения убо, и по причащении потом всегда, берегитеся всякого греха, как скверны, которая и душу и тело оскверняет, и со страхом и верою приступайте, как иерей или диакон зовет всегда. Великие светильники мира, Василий Великий и Златоуст и прочие, трепетали, приступая к такому таинству, как молитвы их показуют: что мы, которые ничто пред ними? Аще столпы трепещут и трясутся: что сокрушеннии трости? Худо отлучаться, но худо и неисправному приступать. Обое худо, и то и другое. А оттуда следует, что неотменно должно христианину исправиться и по-христиански жить, как вера наша требует (5:293).

ЕДИНОМЫСЛИЕ

Происходит от духовного сердца и духовного мудрования (3:57, см. БРАНЬ, 116).

ЕЛЕОПОМАЗАНИЕ

Елеосвящение — таинство. (Что есть, формула, условия совершения)

В. Что есть Елеосвящение?

О. Елеосвящение есть тайна, в ней же чрез помазание елеом, освященным чрез молитву иерейскую, дается больным оставление грехов, спасение души и здравие тела.

В. Какая материя есть вещь Елеосвящения?

О. Елей чистый, несмешанный, освященный.

В. Какая форма или совершение Елеосвящения?

О. Молитва сия от иерея глаголемая: «Отче Святый, Врачу душ и телес, исцели помазанием сим раба Твоего», и проч. до конца.

В. Что нужно хранити в тайне сей?

О. Четыре. 1. Священнослужители тайны сея по чину церковному должны быти седмь; нужды же ради могут быть и меньшаго числа. 2. Немощный, да будет прежде исповедавыйся грехов своих, также да приемлет тайну сию, а потом да причастится Божественных Тайн. 3. Да будет елей чистый, без всякого примеса. 4. Должен всяк из действующих тайну сию иерей во время помазания чести предреченную молитву: «Отче Святый, Врачу душ и телес», — зане тогда тайна сия совершается (1:5).

Елеопомазание. (Кто может принять сие таинство)

В. Всяк ли может тайну сию приимати?

О. Не всяк, но точию немощный тяжким недугом, и близ смерти сущий, по глаголу святаго апостола Иакова: «болит ли кто из вас, да призовет пресвитеры церковныя, и да молитву сотворят над ним, помазавши его елеем во имя Господне, и молитва веры спасет болящего» и проч. (1:5).

ЕПИТИМИЯ

По исповеди абие да исполнит назначенную себе от духовника епитимию (1:3, см. ПОКАЯНИЕ ТАИНСТВО, 731).

Епитимия имать быти рассудительна и умеренна (1:3, см. ПОКАЯНИЕ ТАИНСТВО, 731).

ЕРЕСЬ

Ересь есть учение, противное Богу

Ересь бо есть, как моровая язва, которая, в едином человеке наченшися, многих заражает. Ересь есть мнение и учение, Богу и святому слову Его противное, и происходит от незнания и неразумения Священнаго Писания. Почему, чтобы нам сими сетьми лукаваго не запутаться, должно неуклонно держаться святаго Божия слова (4:311).

Причина возникновения ереси в том, что о вопросах веры рассуждают плотским разумом

Плоть немощная того не чувствует и разумом не постигает, того не приемлет. Что Бог един естеством и троичен во Ипостасех, того она не приемлет. Что мир из ничего создан, того не приемлет, рассуждая, что ничего из ничего не бывает, но все от иного чего рождается. Деве без мужа родити, и девою пребывать: Богу воплотитися и человеком быти: человеку умершему и в прах рассыпавшемуся востать, и прочия тайны святыя за буйство плоть вменяет. Откуда Никодим, плотская еще мудрствующий и неразумеющий таин Божиих, не верит и глаголет Христу о новом и духовном свыше рождении поучающему: «како может человек родитися стар сый? егда может второе внити во утробу матери своея и родитися? како могут сия быти» (Ин. 3, 4 и 9). И Апостол Павел с прочиими Апостолами глаголет: «мы проповедуем Христа распята, Иудеем соблазн, Еллинам же безумие» (1 Кор. 1, 23). Понеже «душевен человек», то есть плотский, «не приемлет яже Духа Божия; юродство бо ему есть» (1 Кор. 2, 14). Отсюда произошли душепагубные мнения о создании мира, о Бозе, о Христе Сыне Божием, о воскресении мертвых, и о прочиих христианския веры догматах в христианах, которые о тех рассуждали по плотскому разума смыслу, который, яко слеп сам в себе, постигнуть их без помощи веры не может, и так заблуждает, а не пленяли его в послушание веры (3:227—228).

Пастырь должен овец Христовых защищать от еретиков (4:45, см. ПАСТЫРЬ, 664).