ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ

Христианин есть гражданин небесного отечества и к нему должен стремиться (4:58, см. ХРИСТИАНИН, 1173).

Христианин, живя на земле, более всего должен заботиться о небесном (4:57, см. ХРИСТИАНИН, 1085).

Царство Небесное есть отечество христианское, где все святые ликуют

Христианское отечество есть небо, где слава небеснаго Отца, Которому они молятся: «Отче наш, Иже еси на небесех»; где преславный дом Его, в котором «обители многи суть» (Ин. 14, 2), где «град великий святый Иерусалим» (Апок. 21, 10—23)... Тамо Отец небесный радостотворит зрением святейшаго лица Своего сынов Своих, которые отсюда по многобедственном странствовании преселилися; тамо водворяется праотец лик с праведным своим семенем; тамо ликуют пророцы, апостоли и святители — проповедники истины; тамо торжествует пресветлое мученик воинство; тамо упокоевается преподобных и подвижников множество; тамо сияет незнающее запада Солнце правды — Христос, и всех блистанием славы Своея просвещает, теплейшими любве Своея лучами согревает, и благодатию Своею влечет к Себе всех, в мире сем странствующих и имя Его святое нарицающих и почитающих; тамо престол славы окружают тысящи тысящей и тьмы тем небесных сил безплотных, и Господа, Царя славы, поют непрестанно: «свят, свят, свят Господь Саваоф» (Ис. 6, 3) (3:406).

БЛАЖЕНСТВО пребывающих в Царстве Небесном

На знатной мира сего вечери всякое добро бывает к утешению и услаждению седящих и пирующих. Подобно будет и в небесной вечери. Тамо всякое добро, но несравненно лучшее паче земнаго, будет. Тамо люди Божии святии насытятся всех благих небесных, которыя уготовал им благии и человеколюбивый Господь. «Не взалчут ктому, ниже возжаждут, не имать же пасти на них солнце, ниже всяк зной; яко Агнец, Иже посреде престола, упасет я, и наставит их на животныя источники вод, и отъимет Бог всякую слезу от очию их» (Апок. 7, 16 и 17). «Работающии Господу ясти будут, пити будут, радоватися будут, веселитися будут в веселии сердца» (Ис. 65, 13 и 14)... «Их же око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его» (1 Кор. 2, 9) (4:62—63).

Где Христос Господь и Царь славы, там и Царствие Божие (4:131, см. АПОСТОЛЫ, 11).

В Царстве Небесном встретимся с Царем Небесным, ангелами и всеми святыми

Мы недостойнии позваны от человеколюбца Бога к великой оной вечери. Приимем убо благодарно сию Царя небеснаго к нам милость, и поспешим с радостию на святую и преславную оную вечерю. Тамо мы увидим Царя небеснаго «лицем к лицу» (1 Кор. 13, 12). Увидим пламеноносных слуг Его, Ангел и Архангел; увидим лик патриархов, лик Пророков, лик АПОСТОЛОВ, святителей, лик мучеников, лик преподобных отцев, и всех Богу угодивших, и со всеми ими любезно возъимеем дружество (4:59).

БЛАЖЕНСТВО состоит в ЛИЦЕЗРЕНИИ Бога

В мире сем на вечери гости пришедшии, насытившеся, более уже не хотят ясти и не едят. На вечери оной небесной не тако будет. Будут ясти и пити, но без сытости; будут вечеряти, но всегда с желанием. Непрестанная некая, но пресладкая алчба и жажда в них будет. Будут насыщатися небесныя пищи, но всегда ея будут хотеть. Будут видети Бога лицем к лицу и Того сладчайшим лицезрением насыщатися, но никогда не насытятся, но всегда всерадостнаго и пресладкаго того насыщения будут желать; и, чем более того будут лицезрения Божия насыщатися, тем более и более пожелают того. Божие бо лице видети есть радость паче всякия радости, утешение всякаго утешения, сладость паче всякия сладости. Се есть пища и питие святых Ангел и избранных Божиих! Отсюду, яко от источника приснотекущаго и животворящаго, река будет — непрестанное желание к зрению лица Божия, и от того непрестанная радость, веселие, утешение, наслаждение, восклицание и сердечное некое играние. И как река течет безпрерывно и непрестанно: тако непрестанно и непрерывно небесныя вечери блаженство потечет (4:64—65).

Свет Царствия Небесного — слава Божия

На богатой вечери в мире сем бывает, что поставляются светильники и свещи горящия. На небесной оной вечери не потребен будет таковый свет, ниже от солнца, ниже от луны, ибо и нощи не будет тамо: Слава бо Господня просветит вся. «Град не требуяй солнца и луны, да светят в нем: слава бо Божия просвети его, и светильник ему Агнец» (Апок. 21, 23). «И нощи не будет тамо, и не потребуют света от светильника, ни света солнечнаго: яко Господь Бог просвещает я» (Апок. 22, 5) (4:65).

В Царстве Небесном непрестанно слышится пение АНГЕЛОВ, восхваляющих Бога

На знатной мира сего вечери бывает музыка и пение ради увеселения пирующих гостей. Пение будет и на небесной оной вечери, но несравненно лучшее. Тамо услышится пресладкое пение святых Ангел, хвалящих и поющих Господа Создателя своего: «свят, свят, свят Господь Саваоф: исполнь вся земля славы Его!» (Ис. 6, 3). И самые святии Божии человецы, живущии в дому Божием, в веки веков восхвалят Господа и совокупно с небесными силами воспоют Святую Троицу (4:64).

Царство Небесное не имеет конца, вечно

В мире сем вечеря временно бывает; гости бо, пришедшие на вечерю, удовольствовавшеся от хозяина, в домы своя расходятся, и тако как вечеря, так и утешение ея престает: всякое бо временное утешение и услаждение, как дым, вскоре исчезает. Не тако будет на великой оной вечери. Она, единожды наченшеся, никогда не скончается, и потому как непрестанно, так и без конца будет. На оной вечери возлежащии без конца будут видети лицо Божие, и сладчайшим Его лицезрением без сытости во веки веков насыщатися; без конца и без сытости сию небесную пищу ясти и сие пресладкое питие пити будут; и якоже царствию Христову не будет конца, тако и святии Божии человецы с Ним, яко с главою уды, царствовать будут во веки веков. «Блажени живущии в дому Твоем: в веки веков восхвалят Тя, Царю мой и Боже мой» (Пс. 83, 5 и 4) (4:65).

В Царстве Небесном нет страха, печали, смерти

В оном отечестве нет страха от иноплеменников, нет боязни от врагов, нет опасности от болезни смерти, глада, хлада, нищеты, вражды, ненависти, злобы и прочих зол: не слышится тамо жалоба; удалился оттуда плач, печаль и воздыхание; нет попечения о пище, питии, одежде, о доме и домашних; нет тамо бури и непогоды, но всегда благоприятное вёдро; нет утра, вечера, нощи, но всегда день; нет осени и зимы, но всегда красная и благорастворенная весна и лето; не слышится, ни видится, ни чувствуется тамо ничего, разве благоприятное, веселое, и любезное. Тамо жителя всегда бдят, но никогда не утруждаются; всегда живут, но смерти не чают: тамо житие без смерти, покой без труда, радость без печали, здравие без немощи, богатство без потеряния... нет тамо стара, хрома, слепа, расслабленнаго, безобразнаго, но вси в цветущей юности, красной доброте и возрасте мужа совершенна, в «мере возраста исполнения Христова» (3:406—407).

В Царстве Божием беспечалие и упокоение от трудов

Нынешнее, христианин, время есть время трудов, подвига, плача, сетования, печали и крестоношения: в оном веке, егда время минется и настанет вечность, открыется истинным христианам пресветлый праздник. Тогда они упокоятся от трудов, и будут праздновати субботу беспрестанно и вечно, не един день в седмице, но всю вечность; тогда совлекутся рубищнаго и плачевнаго одеяния, и облекутся в праздничную и брачную ризу... В тые дни не увидят ничего печальнаго, скорбнаго, не будет тамо страха от врагов, нищеты, болезни; не будет вопля, жалобы, сетования, глада, жажды, холода, горячести, никакого неблагополучия, никакого бедствия, но все тихо, мирно, безопасно, весело, светло, радостно, благоприятно (2:89—90).

В Царстве Небесном исполнятся все обетования Божии

Бывает на вечери мира сего, что хозяин пришедшим гостям говорит: вот вам благая, предложенная на трапезе моей! ядите, пийте и веселитеся. Тако человеколюбивый Господь возглаголет послушавшим звания Его и пришедшим на небесную Его вечерю: вот вам благая, которая уготовах вам, которая обещах вам, которых верою и надеждою ожидали вы от Мене, которых око не видело и ухо не слышало, и на сердце человеку не взыдоша! Вот вам благая Моя, обещанная вам! Обещал Я вам воскресение мертвых ваших телес: вот видите тое! воскреснусте из мертвых. Обещал Я вам тело духовное, нетленное и безсмертное: вот имеете тое! Обещал Я вам тело прославленное, чистое, светлое и сияющее: вот сияете, яко солнце и яко звезды небесныя (1 Кор. 15, 42—46). Обещал Я вам вечный живот: вот имеете живот вечный! живите во веки. Обещал Я вам Царство небесное: вот тое даю вам! наследуйте тое и царствуйте во веки! Обещал Я вам явить Лице Мое: вот вам Лице Мое! зрите и веселитеся! Обещал Я вам венец живота, венец неувядаемый: вот вам венец той! Обещал Я вам честь и славу: вот вам слава, яко чадам Моим! Обещал Я утешить вас: вот утешаю вас, яко мати утешает чада своя! Обещал Я вам дать мир непрестанный в сердцах ваших, аки реку: «мир Мой даю вам». Обещал Я отнять от вас печаль, болезнь и воздыхание: вот «отбеже болезнь», печаль и воздыхание от сердец ваших! Обещал Я вам пищу и питие, сладости и радости вечныя: вот вам тое утешение и наслаждение; «ядите ближнии, и пийте, и упийтеся» (Песн. Песн. 5, 1) (4:63—64).

Все, что жаждет и ищет, найдет в Царстве Небесном, и это есть наследие христианское (3:408—410).

Царство небесное нам даровал Христос (1:28, см. ХРИСТОС, 1123).

Бог готовит христианам наследие Небесного Царствия (4:16, см. ХРИСТИАНИН, 1099).

Сам Господь введет в обители Царствия Небесного

Бывает в мире сем, что когда званнии на вечерю вси соберутся; тогда звавший их хозяин вводит их в палату украшенную, для вечери уготованную, и тако садятся вси на своих местах: тако будет и званным на вечерю небесную и пришедшим к той. Тогда Царь небесный, послушавшим звания Его и пришедшим к Нему на вечерю речет: «приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира» (Мф. 25, 34). И пойдут с торжеством и веселием в преславную, небесную, нерукотворенную, вечную и царскую Его палату, «и возлягут со Авраамом и Исааком и Иаковом во царствии небесном» (Мф. 8, 11) (4:61).

Наличие или отсутствие веры определяет положение человека в Царствии Божием (4:166, см. ВЕРА, 135).

Царство Небесное наследует та душа, которая имеет на себе печать небесного Царя (2:101, см. ДУША, 319).

Чтобы войти в Царство Небесное, душа должна иметь печать Христову (4:294, см. ДУША, 320).

Пребывающие в Царстве Небесном имеют светлые одежды и прославленные тела

На знатной мира сего вечери седящии и пирующии одеяны бывают в светлыя и красныя одежды: тако будет и на преславной оной великолепной небесной вечери. Тамо возлежащии одеяны будут в ризу спасения и одеждою веселия, облечены будут «в ризы позлащеныя» (Пс. 44, 10 и 14), облечени в виссон чист и светел. «И дано бысть ей», т. е. церкви, «облещися в виссон чист и светел: виссон бо оправдания святых есть», глаголет Иоанн святый в Откровении своем (Апок. 19, 8). Сие показал и Христос Спаситель наш прославлением святаго тела Своего на горе Фаворстей, где «просветилося лице Его яко солнце; ризы же Его были белы яко снег» (Мф. 17, 2). Прославленному Христову телу сообразны будут тамо и святых Божиих телеса (4:62).

Необходимы чистые и светлые одеяния для Царствия Небесного

Видим, что люди, хотящие внити в чертог царский, одеваются в светлыя и чистыя одежды, и тако входят; а в рубищах и гнусных одеяниях туда не допущаются. Тако в чертог небеснаго Царя входят тии только души, которыя имеют светлыя и чистыя одежды, одеяния брачная и чистый виссон; но в рубищах греховных туда не допущаются. «Ибо не внидет туда ничтоже скверно» (Апок. 21, 27). Христиане во святом крещении благодатию Божиею совлекаются греховных рубищ, и одеваются в чистую одежду и одеяние брачное, и тако делаются достойными входа в небесный оный чертог (4:377—378).

Сын Божий отворил паки вход в Царство Небесное

Как человек согрешил в РАИ, изгнан из рая, и заключился рай, заключилися и небеса. Смотри, что делает грех! Но как Сын Божий явился на земли, то и двере небесные отворилися, и глас небеснаго Отца услышал человек, который из рая изгнан был; и услышали люди: «покайтеся, приближися бо царство небесное». Тем показалося, что отворился паки вход в царство небесное людям; как Бог на землю пришел, то и люди начали на небо восходить, и земнии жители получают гражданство небесное, и человеки с Ангелами совокупляются (5:100).

В Царство Небесное без Христа никто не войдет

Пойдем, христиане, за Христом, Избавителем нашим. Который к нам пришел, и милостивно посетил нас, и зовет нас в небесное Свое царствие; и приведет нас во оный блаженнейший покой и присносущную радость, идеже есть всех веселящихся жилище. Истинный и верный есть вождь Иисус, и без НЕГО никто в царствие Божие не внидет: поручим убо и мы себе Ему в предводительство, и неотлучно последуем Ему, да приведет и нас в место вечнаго упокоения (4:24).

В царство небесное зовут пророки, апостолы и проповедники (2:56, см. СЛОВО БОЖИЕ, 915).

Царство Небесное открыто для истинно верующих, то есть живущих по вере

Верным о Христе отверсты двери царствия небеснаго, якоже Божие слово святое уверяет нас, и церковь святая содержит и исповедует; но напротив того Апостол заключает вход в царствие небесное неисправным христианам: «Или не весте, яко неправедницы царствия Божия не наследят?» и проч. (1 Кор. 6, 9 и 10; Гал. 5, 19—21 и на прочиих местах). И Христос глаголет: «не всяк глаголяй Ми, Господи, Господи, внидет в царствие небесное, но творяй волю Отца Моего, Иже есть на небесех» (Мф. 7, 21). Следовательно и ВЕРЫ не имеют тии, которые творят таковые дела, которыми заключается вход в царство и блаженство вечное (3:191).

Верная душа радуется, когда восходит в Царство Небесное из мира

Видишь, что когда сын ко отцу своему в дом возвратится из чужой страны, отец о сыне и сын об отце радуются преизобильно, яко друг с другом видятся и взаимно утешаются. От сего случая верою возведи ум твой к дому Отца небеснаго, в который истинные христиане, чада Божия, возвращаются из страны мира сего, в которую грех ради наших изгнаны мы. О! как возрадуется верная душа, которая ныне любовию к Богу, своему Отцу небесному, горит и со пророком глаголет: «когда прииду и явлюся лицу Божию?» (2:52).

На пути в Царство Божие необходим руководитель (2:32, см. СПАСЕНИЕ, 978).

Царство Божие достигается тесным путем и СКОРБЯМИ

Не широким, но «тесным путем», и не пространными, но «узкими вратами входят туда» (Мф. 7, 13 и 14). Не роскошами, но скорбьми, и скорбьми многими в царствие Божие входят, якоже Апостол сказал: «многими скорбьми подобает нам внити в царствие Божие» (Деян. 14, 22). И святый Иоанн слышал глас с небесе о избранных Божиих свидетельствующий тако: «сии суть, иже приидоша от скорби великия» (Апок. 7, 14). Видите, что от скорби, а не от роскоши туда приходят. Роскоши и веселости мира сего не в царство Божие, но во АД ведут, якоже пример евангельского богача свидетельствует, который «облачашеся в порфиру и виссон, веселяся на вся дни светло» (Лк. 16, 19). Осмотритеся убо, каким путем и куда идете вы? (4:259).

Тесный путь вводит в живот (2:16, см. СЛОВО БОЖИЕ, 904).

Путь в Царство Небесное — крестоношение

ХРИСТИАНЕ в мире сем позваны суть к КРЕСТОНОШЕНИЮ, а не к чести, славе, богатству, плотоугодию. Имеют они свою честь, славу, богатство, радость и сладость, но внутрь себе, а не вне, — духовное все, а не плотское. Внимай сему, возлюбленне, что вечная Истина, Христос, Господь наш говорит: «внидите узкими враты; яко пространная врата и широкий путь вводяй в пагубу, и мнози суть входящии им. Что узкая врата, и тесный путь вводяй в живот, и мало их есть, иже обретают его» (Мф. 7, 13 и 14). Видишь, что есть безопасный путь. Сей путь низок и смирен есть; но в высокое отечество небо ведет. Аще хощеши во отечество приити, сим иди путем (4:160).

Для достижения Царства Небесного следует следовать за Христом

Аще бо кто в пленении был, и тамо всякое мучение от пленившаго мучителя терпел, и ничего не ожидал бы от него, кроме горькия смерти; а пришел бы к нему какой добрый и сильный человек, и сказал бы ему: «вот я тебе свобождаю от горькия сей работы и всего бедствия, и приведу тя в отечество твое, только иди за мною». О, коль с великою радостию восхотел бы бедный той пленник итить и последовать милостивому тому свободителю! — Христос, Сын Божий, всесильный и преблагий, к нам плененным пришел с небеси, от Отца Своего небеснаго посланный, и глаголет нам: «Я к вам от Отца Моего небеснаго послан свободить вас, и привести вас к Нему в небесное Его царствие. «Аз есмь путь и истина и живот: никтоже приидет ко Отцу, токмо Мною» (Ин. 14, 6). Аще убо хощете в вечное оное блаженство приити, и небесное царство наследовати: идите за Мною, и приведу вас туда. «Аще же кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет» (Мф. 16, 24) (4:23—24).

Видим в мире сем, что люди с места на место переходят, и бывает путь иный опасный, иный безопасный. Христианине! мы от рождения нашего до смерти путники есмы, и тщимся дойти к вечному животу и царствию Божию, к которому КРЕЩЕНИЕМ святым обновлены и СЛОВОМ БОЖИИМ позваны. Изберем убо, возлюбленне, безопасный путь ко оному блаженству. Какий есть безопасный путь нам? Сердечно ВЕРОВАТЬ во Христа, и в едином СТРАДАНИИ и СМЕРТИ Его полагать свое СПАСЕНИЕ; на Его единаго яко Искупителя и Спасителя НАДЕЯТЬСЯ; кроме Его, к получению вечнаго СПАСЕНИЯ, посредствия не знать и по примеру Его смиренно, кротко и терпеливо жить на земли. Сей есть безопасный путь. «Настави мя, Господи, на путь сей!» (4:159).

Царствие Божие обратилось к тем, кто с радостью принял иго Христа (4:131, см. АПОСТОЛЫ, 11).

В Царство Небесное ведет путь БЛАГОЧЕСТИЯ

Видишь, что хотящии дойти до некоего града, или другаго какого места, не стоят, но идут и идут тем путем, который ведет до того места: тако хотящии дойти до града небеснаго, горняго Иерусалима, не стоят, но идут, и идут тем путем, который до того града ведет, т. е. путем благочестивым, на котором пути Вождь есть Христос, Которому последуют верою и любовию Его раби (2:57).

Необходимо поспешить призыву Бога

Христианине! Бог милосердый еще зовет всех: полно уже гоняться за временными и земными; поспешай скорее на небесную оную вечерю, где Бог видится лицем к лицу, и от Того, как от Источника животворящаго и приснотекущаго, проистекает всякое утешение и наслаждение и всерадостное восклицание: поспешай, поспешай, пока еще двери не затворены, да не поздно пришедши «вне стояти» будеши и безполезно «ударяти в двери, глаголя: Господи, Господи, отверзи нам» (Лк. 13, 25) (4:63).

Необходимо очиститься, чтобы войти в Царство Небесное

Понеже во град оный не внидет ничто скверно, как выше видели мы: «очистим себе», возлюбленный христианине, «от всякия скверны плоти и духа, творяще святыню в страсе Божии», по увещанию Апостольскому (2 Кор. 7, 1), да и мы пресветлаго онаго града граждане будем, и, изшедше от мира сего, внити в него сподобимся, благодатию Спаса нашего Иисуса Христа (4:59).

Чтобы войти в Царство Небесное, необходимо покаяние

Как бы хотящему внити в палату надобно прежде в преддверие внити, тако хотящему внити в царство небесное надобно покаяние сотворити, переменить СЕРДЦЕ свое, мысль свою, и сокрушити сердце за содеянные грехи, и тако БЛАГОДАТИЮ Христовою внити в царство оное. ПОКАЯНИЕ бо с самаго имени значит переменение сердца и мысли. Каемся бо о том, что худо делали мы, как и прежде писал тебе. В сем убо возвещается приближившееся царство небесное, но всем в начале и покаяние предлагается и глаголется: «покайтеся». В царство небесное ничто не внидет скверно: надобно убо прежде очиститися от скверны, и убелити ризы своя в крови Агнца Божия, закланнаго за спасение мира, и тако внити в царство оное (5:105).

Размышление о Царстве Небесном приводит к покаянию (5:109, см. РАЗМЫШЛЕНИЕ, 790).

Необходимо ПОКАЯНИЕ, обращение всем сердцем

Христианине! послушаем ныне гласа Господня и обратимся к Господу всем сердцем и покаемся, да и тогда услышим пресладкий глас Его: «приидите благословеннии», и проч. (4:62).

Кто просит о Царстве Небесном в молитве, тому необходимо очистить СОВЕСТЬ покаянием

Надобно ему иметь чистую СОВЕСТЬ, или очистить тую покаянием, и тогда молиться: «да приидет царствие Твое». Иначе не может желать того и просить, когда совесть, грехами оскверненная, судом Божиим и вечною мукою грозит. Како бо может молитися и сказать: «да приидет царствие Твое», — а в совести ожиданием вечныя муки смущается? Неотменно убо требуется, чтобы оставил ГРЕХИ, и тыя покаянием, жалением и верою очистил, кто хощет и просит, чтобы царствие Божие пришло. Царствие бо Божие праведным и святым уготовано, и приидет неотменно, котораго напрасно ожидает грехами оскверненный. От совести чистой, глаголет Златоуст, сие желание происходит, и души, от земных удаленной (3:108).

Царство небесное, которое заключено было ради греха, никто не может сподобиться без истинного покаяния (5:104, см. УТЕШЕНИЕ, 1060).

Все призываются в Царство Небесное

Бог, Царь небесный, сотворил великую вечнаго блаженства вечерю, всякаго неизреченнаго утешения, наслаждения, радости и веселия исполненную, и звал и зовет всех по Своему человеколюбию — всех, говорю, славных и безславных, благородных и худородных, богатых и нищих, мудрых и неразумных, и всякаго полу, звания и чина людей. Звал чрез Пророков, звал чрез Единороднаго Сына Своего, звал чрез АПОСТОЛОВ святых; зовет и ныне чрез ПРОПОВЕДНИКОВ слова Своего, ПАСТЫРЕЙ и учителей: «грядите, яко уже готова суть вся» (Лк. 14, 17) (4:59).

В мире сем бывает, что славнии и богатии на вечери свои зовут по большей части славных и богатых, подобных себе. Царь небесный, человеколюбивый Бог не тако. Он, по Своему человеколюбию, никем не гнушается, но на небесную Свою вечерю зовет, не взирая на лица, всех равно, богатых и нищих, славных и подлых, — словом, всякаго человека мужеска пола и женска, и всем отверзает двери (4:60).

Необходимо презреть мир, чтобы устремиться к Царствию Небесному

Понеже любовь мира сего запинает ноги наша и не попускает идти на преславную оную вечерю. Христианине! оставь благая мира сего, и тако вся несравненно лучшая получим благая, «ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша» (1 Кор. 2, 9). Буди твердо уверен о благих оных: и неотменно, истину тебе говорю, презревши мир, со всяким усердием оных будешь искать (4:61).

Кто просит в молитве Царство Небесное, тот не прилепляется к земному, но спешит к небесному

«Да приидет царствие Твое!» По учению святаго Златоустаго, царствие зде разумеется небесное, — царствие, котораго ожидают истинные христиане, и молятся: «да приидет царствие Твое». И сие, рече, благоразумнаго сына слово есть, что не прилепляется видимым, ниже за велико почитает настоящая, но к отцу спешит и к будущим стремится. Кто царствия небеснаго желает и молится тако: «да приидет царствие Твое», тому надобно презирать земное царствие, славу, честь, утехи и богатство. Иначе напрасно глаголет и молится: «да приидет царствие Твое». Надобно бо прежде презреть земная, и тогда небесных желати (3:107).

Все помышление возносить к небесному (4:57, см. ХРИСТИАНИН, 1074).

Царствие Божие отходит за презрение СЛОВА БОЖИЯ

От многих стран и градов за неблагодарность и презрение слова Его святаго паки отошел, а с Ним и царствие Божие от них отнялось. А понеже видим, что и в нашем уже отечестве всякая умножилась неправда, любовь уже совсем почти изсякла, безмерныя роскоши умножились, плотское и безстрашное житие почти везде усматривается, и тако слово Божие в крайнем находится презрении, и вси почти прихотям, и плотским и мирским, а не устам Божиим внимают; вси почти плоти и миру, а не Богу угождают; временных и мирских, а не вечных благ ищут: опасно, христианине, и весьма опасно, чтобы и от нашей страны и градов не отшел Христос Господь с Своим царствием (4:131).

Царство Божие ожидают бессмысленно, кто не трудится над очищением души (2:117, см. НЕРАДЕНИЕ, 611).

Привязанность к миру ослепляет и препятствует идти в это Царство

Охотнее слушают нищии и беднии, и худородныи и презренныи мира сего, зовущаго гласа Господня, и идут на вечерю оную, яко благих мира сего мало что имеют. Любовь чести, славы, богатства, сластей и роскошей мира сего ослепляет душевныя очи и не допущает видети вечных благ; а человек, чего не видит, того не желает. О, когда бы человек увидел будущая благая, стремился бы к ним не иначе, как елень на источники водныя. Но у всех любителей мира сего тьма, аки покрывало некакое, лежит на очах душевных; и потому не видят оных благ. А кто чистым сердцем ко Господу «обратится»: тогда «покрывало оное отнимается», и оком веры видит оная благая и со усердием ищет их (2 Кор. 3, 16—17) (4:61).

Господь зовет, но пристрастившиеся к миру, отрицаются от Царства Небесного

Велия вечеря есть великое и непостижимое в небесном царствии наслаждение. На сию вечерю Бог, небесный Царь, зовет всех чрез рабов Своих, Пророков, Апостолов и проповедников слова Своего. Но к суете мира сего пристрастившиеся вси купно отрицаются, хотя не устами, но СЕРДЦАМИ. Ибо «идеже сокровище их, ту и сердце их», по словеси Христову (Мф. 6, 21) (3:23—24).

Многии, как прежде отреклися, так и ныне отрицаются на преславную оную вечерю ити, но, вместо вечных и небесных благ, временная и земная избирают, и сия оным, как тень истине, предпочитают; и так сами себя недостойными творят вечнаго блаженства, и неблагодарными к Царю небесному, так великому своему Благодетелю, показуются; почему и на праведный гнев Его подвизают. «Глаголю вам», рече Господь, «яко ни един мужей тех званных вкусит Моея вечери: мнози бо суть звани, мало же избранных» (Лк. 14, 24) (4:59).

Богатые отказываются идти в Царство Небесное

Однакож по большей части спасительнаго того звания слушают и идут на преславную вечерю Его убогии, нищии, беднии и подлии; а богатии и славнии по большей части отрицаются. Ибо не хотят оставить гордости, пышности и роскошей своих; они хотят зде в мире сем веселитися и царствовать, и потому великую оную вечерю презирают; благая мира сего видят, но вечных благ не видят. Пишется о израильтянах: «уничижиша землю желанную, не яша веры словеси Его» (Пс. 105, 24). Тако богатии и славнии, прилепившеся к благим мира сего, уничижают великую оную вечерю и не веруют Господу, зовущему их на вечерю оную (4:60).

Царство Небесное — описание небесного града (3:406—408).

Гнев Божий на тех, кто отказывается в Царствие Небесное идти (4:59, см. ГНЕВ, 213).

Небесное Царство (3:335, см. ДУША, 320).

ЦЕЛОМУДРИЕ

Целомудрием нужно украшать душу (2:28, см. ДУША, 311).

Целомудрие — средства к сохранению духовной чистоты

Чистоту и целомудрие весьма береги, к чему сии посредствия примечай. «Первое»: мало ешь и пий, но ПОСТ люби. «Второе»: никогда не будь ПРАЗДЕН, но всегда делай что-нибудь. «Третие»: помни всегда, что пред Богом ходиши, и Он на тебе везде смотрит, и назирает твоя дела, слова и мысли. Како пред Богом дерзнеши согрешить и осквернить себе? Берегись же не токмо делом, но и мыслию грешить. Пред отцем и материю не смеешь согрешить: како пред Богом всевидящим будешь грешить? «Четвертое»: как мысль худая приходит, тотчас отгоняй от себе, и молись: «Господи Иисусе Христе, помози мне грешному». «Пятое»: часто молись и проси у Христа: «Господи, дай мне смирение, целомудрие» и прочия добродетели! Без МОЛИТВЫ и Божией ПОМОЩИ, целомудрия и прочиих ДОБРОДЕТЕЛЕЙ иметь не можем. «Шестое»: глаз от смотрения на красныя лица, и ушей от песней скверных берегись, и не прельщайся таковыми. «Седьмое»: в ЦЕРКВИ стоя, не смотри по сторонам, но в землю смотри и к алтарю святому, а ум к Богу возводи (1:233).

Целомудрие от духовного сердца и духовного мудрования (3:57, см. БРАНЬ, 116).

Внешние украшения в одежде и теле свидетельствуют об отсутствии целомудрия (2:160, см. УКРАШЕНИЕ, 1054).

Вооружаться духом целомудрия против блуда и прелюбодеяния (1:47, см. БРАНЬ, 119).

ЦЕЛЬ

Цель жизни

Ради чего мы родились и живем в мире сем? Не ради сего века, но ради будущаго раждаемся в мир сей; житие бо наше в мире сем не иное что, как непрестанное путешествие к будущему веку. Но сей путь — пространный или тесный. Пространный к погибели, тесный в живот вечный идет... На тесноту идет новый, но от тесноты отвлекает ветхий человек. Тут надлежит искать новаго, чтобы укрепиться и не совратиться (5:358).

Каждый ХРИСТИАНИН должен себя почаще испытывать:
зачем ты стал христианином?

Можно вопросить христианина, который в церковь святую или в христианство вошел ради спасения, но о спасении нерадит; можно вопросить его: скажи, «за чем ты зде?» «за чем» ты в христианство вошел, но не по-христиански живеши? в виноград Христов вошел, но не делаеши? в святое общество вступил, но не свято живеши? «За чем ты зде?» Ведь ты пришел сюда не богатства, злата и серебра собирать, не чести и славы искать, не плоти и миру угождать, не греху и страстем работать, но Христу Господу работать и угождать, и тако СПАСЕНИЕ получить (4:174—175).

ЦЕРКОВЬ

Церковь есть дом Бога живаго, основанный Христом и устроенный АПОСТОЛАМИ

Церковь святая нарицается от Апостола «дом Бога живаго» (1 Тим. 3, 15). Сей святый и великолепный дом имеет основание Самого Христа, по учению Апостола: «основания инаго никтоже может положити паче лежащаго, еже есть Иисус Христос» (1 Кор. 3, 11). Сей дом создали на лице всея земли, Господу поспешествующу, духовные архитекторы, Апостоли святии; очищен и освящен он кровию Единороднаго Сына Божия (Еф. 5, 25—26); входят в него верою и крещением живущие в нем. В сей дом собрались и собираются языцы мнози... Называется и «град Божий», о котором воспел Пророк: «основания его на горах святых» (Пс. 86, 1)... Сего града граждане, и дому домашние суть христиане, «сожители святых и приснии Богу» (Еф. 2, 19). В сем граде нет места необрезанному сердцем и нечистому (Ис. 52, 1), но ходят в нем «людие, хранящии правду и хранящии истину, приемлющии истину и хранящии мир» (Ис. 26, 2—3) (3:270).

Церковь есть дом Божий

Называется церковь «дом Божий»: яко в ней, как в дому Своем, кровию Христовою освященном, благоволит милостивно обитати и сохраняти его: «да увеси, како подобает в дому Божии жити, яже есть церковь Бога жива» (1 Тим. 3, 15; Евр. 3, 6; 1 Пет. 4, 17) (3:30; см. также 3:32).

Церковь — невеста Христова

Нарицается церковь «невеста Христова». Тако Апостол ее нарицает: «обручих вас (к верным глаголет) единому Мужу деву чисту представити Христови» (2 Кор. 11,2; Ис. 62,5; Ос.2, 19 и 20; Еф. 5, 32; Апок. 19,7; Пс. 44, 11 и 12). «Обручители ея» суть Пророки и Апостоли. О чем святый Златоуст на слово оное Павлово: «обручих вас», и проч., тако беседует: «в мире сем девы пребывают прежде брака, по браке же не суть девы: зде же не тако; но аще и не суть девы прежде брака сего, но после брака девы бывают. Тако вся церковь дева есть. Ибо ко всем беседуяй глаголет и к мужам и женам посягшим... Но повидим, как обручил нас, какое вено, какие дары нося: не сребро, не злато, но царство небесное» (Быт. гл. 24) (3:30—31; 3:33).

Церковь есть тело Христово

Церковь святая называется «духовное Христово тело»; сынове ея святые — уды духовные, преблагословенную Главу — Христа имеющии и признающии, и верою и любовию оной Главе соединенные. Тако именует ее Апостол святый: «якоже во едином телеси» естественном многи уды имамы: уды же вси не тожде имут делание: такожде мнози едино тело есмы о Христе, а по единому, друг другу уди» (Рим. 12, 4 и 5; см. еще 1 Кор. 10, 17; 12, 27; Еф. 1, 22 и 23; 4, 12 и 16; 5, 23 и 30; Кол. 1, 18 и 24) (3:30).

Церковь — собрание верующих

От евангелия начинается ВЕРА, от веры христианин, как сказано в прошедшей статье. Собрание же христиан составляет Церковь, в которую вход не иным чим бывает, как токмо ВЕРОЮ и святым КРЕЩЕНИЕМ (3:30).

Церковь — собрание верных, по всему миру живущих, в Бога и Христа Сына Божия право и истинно верующих, проповедью Божия слова просвещаемых, и Тайны святыя право содержащих. Из греческого языка «Екклесия» — церковь знаменует «вызвание»; потому что вернии, в церкви находящиися, «вызваны» из области сатанины в царство Христово, от тьмы в чудный Его свет, как учит Апостол: «вы род избран, царское священие, язык свят, люди обновления, яко да добродетели возвестите из тьмы призвавшаго вас в чудный Свой свет (1 Пет. 2, 9; Деян. 26, 18) (3:30).

Церковь многие народы включает

Изрядно предобразовал Церковь святую ковчег Ноев. В ковчеге Ноевом собраны были различные звери, скоты и птицы: тако в Церковь святую различные народы, яко звери дикие, собралися. «И се иноплеменницы, и Тир, и людие Ефиопстии, сии быша тамо. Мати Сион речет: человек, и человек родися в нем», поет о Церкви Пророк святый (Пс. 86, 4—5) (4:300).

Церковь — гора Господня Сион

Именуется Церковь Христова «гора Господня, Сион святый и верный», в котором Христос, Сын Давидов по плоти, со Отцем и Святым Духом жилище Свое имеет. О сей Господней горе глаголет Пророк: «будет в последняя дни явлена гора Господня, и дом Божий на версе гор, и возвысится превыше холмов; и приидут к ней вси языцы, и пойдут языцы мнози, и рекут: приидите, и взыдем на гору Господню, и в дом Бога Ияковля» (Ис. 2, 2 и 3; Пс. 14, 1; 2, 6; 23,3; 47, 2; 67, 2 и проч.) (3:31).

Церковь — матерь верных

Называется церковь «матерь верных. Возвеселися неплоды нерождающая, возгласи и возопий нечревоболевшая, яко многа чада пустыя паче, нежели имущия мужа, утешает ее Сам Бог чрез Пророка» (Ис. 54, 1). Она чад своих «рождает не от семени истленна, но неистленна словом живаго Бога и пребывающа во веки» (1 Пет. 1, 23). Воспитывает их и возращает пищею Божия слова и святых Таин (Гал. 4, 26 и 27) (3:31).

Церковь — виноград

Называется церковь Христова «виноград», якоже поет Пророк: «виноград из Египта принесл еси, изгнал еси языки, и насадил еси его» (Пс. 79, 9; Иер. 2, 21; 12, 10; Мф. 20, 1—6; Мк. 12, 1—12; Лк. 20, 9—18). Лоза в винограде сем есть Христос Сын Божий; делатель есть Бог и Отец Господа Иисуса Христа, якоже Сам Христос глаголет: «Аз есмь лоза истинная и Отец Мой делатель» (Ин. 15, 1). Истинной сей лозе прицепившиеся рождие суть вернии Его, которые верою и любовию оной лозе присоединены, соком благодати ея оживляются, напояются и плод творят (3:31).

Церковь — двор овчий

Нарицается церковь «двор овчий». Тако Христос нарицает ее: «не входяй дверьми во двор овчий, но прилазяй инуде, той тать есть и разбойник» (Ин. 10, 1 и след.). В сем святом дворе верные, яко овцы кроткия, незлобивыя, мирны, любовны, простосердечны, водворяются и пасутся от Господа, Пастыря своего, душу Свою за них положившаго, якоже поет пророк: «Господь пасет мя и ничтоже мя лишит. На месте злачне, тамо всели мя; на воде покойне воспита мя» (Пс, 22, 1 и 2) (3:31).

Церковь — корабль

Уподобляется церковь Христова «кораблю», который на море мира сего плавает, и к тихому вечнаго покоя пристанищу стремится. Якоже бо корабль на море волнами, тако церковь Христова в мире сем бедами искушений непрестанно обуревается, но не погружается. Кормчий сего спасительного корабля есть Сам Христос, Сын Божий, «ветром и морю повелевающий» (Мф. 8, 26 и 27) (3:31—32).

Сей великий и безопасный корабль прознаменован ковчегом Ноевым, по общему святых отец и учитель учению. Якоже бо Ной святый со всем домом своим в ковчеге спасся от всемирнаго потопа, а все, вне ковчега бывшии, погибли: тако и ныне тии только спасаются от потопа греховнаго, гнева Божия и вечнаго осуждения, которые в церкви святой находятся, и истинными сынами ея пребывают; прочии же все, вне пребывающии, погибают и потопляются в потопе бездны адской (3:32).

Видим в мире, что имеются корабли, ради различных нужд устроении, и по морям плавают, и с места на место переходят. Что корабль на море: тое Церковь святая в мире. Церковь кораблю подобна. Корабль на море плавает: Церковь святая на море мира сего имеется. Корабль управляет кормчий: Церковь святую управляет кормчий Иисус Христос, Господь наш. Корабль, пока на море плавает, всякой буре, непогоде и ветрам подлежит и волнами колеблется: Церковь святая, пока в мире имеется, всякой буре бед, напастей и искушений подлежит, и соблазнами мира сего, яко волнами, колеблется, и от любителей мира гонение страждет. Но сказано о ней во утешение ея от Кормчия — Иисуса Христа: «и врата адова не одолеют ей» (Мф. 16, 18). Корабль, плавая на море, к пристанищу своему, к которому идет, стремится: Церковь святая, плавая на море мира сего, стремится к тихому вечнаго живота пристанищу; тамо ей покой будет (4:299).

Церковь едина

Святая церковь есть «едина». Понеже:

1) «един» есть «Бог»-Отец, Сын и Святый Дух, которому верует, служит, покланяется и почитает. 2) «Едино основание» Церкви есть Иисус Христос. «Основания инаго никтоже может положити паче лежащаго, еже есть Иисус Христос» (1 Кор. 3, 11). 3) «Едино» есть «учение Божия слова», которым наставляется, просвещается, укрепляется и спасается. 4) «Едина» есть «вера», которую имеет во Единаго Триипостаснаго Бога. 5) «Едины Тайны» святыя, которыми спасается. 6) «Едино» есть духовное и таинственное «тело», котораго глава Христос. 7) «Един дух», которым оживотворяется, водится и освящается. 8) «Едина надежда» воскресения мертвых и жизни будущаго века. Сие все Апостол святый вкратце заключил: «едино тело, един дух, якоже и звани бысте во едином уповании звания вашего; един Господь, едина вера, едино крещение; един Бог и Отец всех, Иже над всеми и чрез всех и во всех нас» (Еф. 4, 4—6). Аще бо и разсеяны суть вернии и святии Божии по лицу всея земли, однакож едино благословенное общество составляют, ради вышеписанных причин (3:34).

Церковь свята и непорочна (3:28, см. ЦЕРКОВЬ, 1111).

Церковь — свята, поэтому члены ее должны стремиться к святости

Церковь есть «свята» (Еф. 2, 21; Еф. 5, 26 и 27). Надобно быть и сынам ея «святыми». Соравняй убо нрав свой с правилом слова Божия, и примечай, сходен ли он тому. Тамо изображен «новый человек» или истинный христианин и сын Церкве. Что бо пользует именоваться христианином, но не быть христианином, числиться в Церкви пред людьми, но пред очами Божиими быть, аки извергу, вне Церкви? Все беззаконники и в гордости и пышности мира сего живущие вне Церкви имеются, хотя и хвалятся исповеданием имени Христова (4:300).

Церковь управляется Христом

Что глава и тело между собою: тое Христос и христиане. Тело с главою соединено: тако христиане со Христом духовно соединены. Глава прочее тело управляет: тако Христос тело Свое духовное или церковь Свою святую управляет. Глава о пользе и целости всего тела промышляет: тако Христос о пользе и спасении церкви Своея или верных промышляет. Что глава замышляет и хощет, тое уды телесные и делают; руки делают, что глава хощет, ноги идут, куда глава хощет; без изволения главы никакий уд не делает ничего: тако по воле Христовой, то есть, что Он хочет, все должно делать христианам. Главе вси уды телесные повинуются: тако Христу должно повиноватися христианам (4:42).

Церковь борется против врагов

Церковь святая, которая на земли в мире сем имеется, называется «воинствующая», яко с ПОМОЩЬЮ БОЖИЕЮ подвизается противу врагов своих: ДИАВОЛА, ПЛОТИ, МИРА и ГРЕХА. К ней глаголет Апостол святый, храбрый Христов воин: «братие моя! возмогайте о Господе, и в державе крепости Его; облецытеся во вся оружия Божия, яко возмощи вам стати противу козней дьявольских» (3:34).

Язык рассевает ереси, расколы и от того много церкви вреда (2:124, см. ЯЗЫК, 1177).

РАССУЖДЕНИЕ о высоте церкви вселяет УТЕШЕНИЕ и РАДОСТЬ

Когда так высоко церковь от Бога превознесена, то и ты, аще истинный ея сын еси, той чести и славы приобщаешися; и от сего рассуждения может в сердце твоем последовати такая радость, что никакая скорбь и печаль и беда, в мире сем случающаяся, истинно опечалити тя не может; и тако посреде самых свирепых искушения волн будеши дерзати и со Апостолом глаголати: «кто ны разлучит от любви Божия, яже о Христе Иисусе Господе нашем» (Рим. 8, 35 и 39) (3:32).

Истинный христианин есть сын церкви (3:33, см. ХРИСТИАНИН, 1088).

Счастье христианина пребывать в Церкви (4:108, см. СЧАСТЬЕ, 1027).

Дверью в церковь является крещение (3:35, см. КРЕЩЕНИЕ, 439).

Вступая в Церковь, христианин дает присягу быть верным Богу (4:294, см. КРЕЩЕНИЕ, 442).

Кто обеты крещения нарушает и против совести поступает, тот вне Церкви

Христиане вси тии не хранят ОБЕТОВ своих, которые беззаконнуют и противу СОВЕСТИ поступают. Сюда надлежат блудники, прелюбодеи и всякие сквернители, хищники, тати, грабители, хитрецы, лукавцы, обманщики, и прелестники, ругатели и злоречивии, пияницы, укорители, ненавистники и злобнии, в гордости и пышности мира сего живущие, и вси небоящиеся Бога. Вси таковые солгали Богу, и обетов своих не хранят; и вне церкви святой находятся, хотя и в ХРАМЫ ходят и МОЛЯТСЯ, и ТАИН приобщаются, и храмы созидают и украшают их, и прочие христианские знаки показуют. Почему сильно на СУДЕ Христовом истязаны будут, и более мучени тамо, нежели Турки и идолопоклонники (Пс. 17, 26 и 27) (5:164).

Кто церковь не слушает, тому Христос не Пастырь и тот не Христов

Понеже кто Церкве не слушает, тот, по словеси Христову, как «язычник и мытарь». И паки повторяю: кто Церкве не слушает, тот не есть сын Церкве; кто не сын Церкве, тому Христос не Пастырь; кому Христос не Пастырь, тот не Христова овца; кто не есть Христова овца, тот напрасно ожидает вечныя жизни. Понеже Христос обещает живот вечный: «овцы», рече, «гласа Моего слушают, и Аз знаю их, и по Мне грядут, и Аз живот вечный дам им» (Ин. 10, 27 и 28) (1:40).

Порочно живущие, вне Церкви пребывают

Како возможно быть внутрь Церкве «святой» тому, который льстит, лукавит и хитрит, яко лис; тому, который похищает, яко волк; тому, который ярится и свирепеет, яко лев лютый; тому, который похотствует, яко конь; тому, который злобится, яко ехидна; тому, который гордится яко павлин; тому, который обжирается и сластолюбствует, яко свинья; тому, который так мирских вещей желает и ищет, как язычники, не имеющие упования вечнаго живота, и как бы он имел вечно в мире сем жить, и аки бы не было воскресения мертвых? А что, когда в едином все скотские нравы показуются? то уже и горший скота есть. Не внешний бо вид и образ, но внутренний нрав человеческий показует человека. Сам убо видишь, христианине, что не возможно неисправному и неочистившемуся покаянием христианину внутрь Церкве Божией быть. И потому опасно, чтобы вечно не погибнул, якоже вси, обретшиеся вне ковчега Ноева, погибли, аще не покается и не исправится (4:300—301).

Душа, умершая грехом, извергается из Церкви (2:10, см. ДУША, 330).

Кто вне Церкви, тот есть пленник диавола (3:36, см. ГРЕХ, 240).

ХРИСТИАНИН,
если не очищается от грехов ПОКАЯНИЕМ, то он не член Церкви

Глаголешь: «верую во едину святую соборную и Апостольскую Церковь»: хорошо. Но смотри, истинный ли ты еси уд церкви святыя? Она «свята» есть, кровию Христа Сына Божия «освященна и освящается» (Еф. 5, 26 и 27); «служить Богу своему преподобием и правдою пред Ним» (Лк. 1, 75). Ты храниши ли СВЯТОСТЬ, верою дарованную тебе в КРЕЩЕНИИ (1 Кор. 6, 11)? Аще же потерял тую нерадением, ищеши ли тую покаянием, пременением жития и верою? удаляешися ли «от всякия скверны плоти и духа, творяще святыню в страсе Божии» (2 Кор. 7, 1)? Когда нет того, то неси уд церкви святыя. ЦЕРКОВЬ бо есть «свята и непорочна» (Еф. 5, 27), следственно, и УДАМ ЕЯ подобает быти святым и непорочным (3:28).

Церковь принимает в общение через покаяние

Кто от них чистосердечно обратится и покаяния плоды сотворит, тот паки в церковное сообщение приимется милосердием Божиим, и будем истинным церкви святыя сыном (3:34).

Церковь подобна госпиталю

Что госпиталь есть больным: тое церковь святая есть христианам, духовно болящим. В госпиталь больные входят дверьми: в церковь святую болящие духовно входят ВЕРОЮ и КРЕЩЕНИЕМ святым. В госпиталь того ради входят больные, чтобы исцелиться от болезни, и тако здравие получить: в церковь святую того ради входят болящие духовно, чтобы исцелиться от болезней душевных и тако спасенными быть. В госпитали имеется лекарь, который больных посещает, смотрит и лечит: в церкви святой Врач есть ХРИСТОС, Который христиан, духовно болящих, посещает и врачует. В госпитали болящим лекарь запрещает все тое, что лекарству его, больным подаваемому, препятствие чинит: в церкви святой находящимся христианам от всего того воздерживаться повелевает Христос, что душевному их исцелению и получению вечнаго спасения препятствует. В госпитали болящие, которые хотят исцелиться, слушают лекаря, и исцеляются: тако и христианам, когда хотят исцелитися и тако спасенными быть, должно Христа Врача слушать, и от всего того удаляться, что Он запрещает. В госпитали не исцеляются и здравия не получают тии больные, которые лекаря не слушают, и того не воздерживаются, что им запрещает: тако и христиане неисцельными пребывают и СПАСЕНИЯ лишаются, которые Христа не слушают и по своим прихотям, а не по правилу учения Его ходят. В госпитали болящие лекарю объявляют свои болезни, «я-де тем-то немогу»: тако христианам должно объявлять свои болезни Христу — небесному Врачу, и от Него исцеления просить. «Не требуют бо здравии врача, но болящии» (Мф. 9, 12) (4:137).

Нет таких грехов, которых не исцеляла Церковь (4:137, см. ГРЕХ, 289).

Входящие в Церковь, изменяют свои нравы

Чудно, что в ковчеге Ноевом звери лютые кротки и согласны были: Божиим то повелением учинилося; и тако лютость и свирепость свою отложили они, иначе бы не могли поместиться. Тако вшедшие в Церковь святую прежние свои нравы, яко зверские и скотские, отлагают и бывают кротки, согласны и мирны. Крещением бо вси обновляются и пресвятый нрав Христов на себе приемлют, и тако Церкви святой причисляются. Откуду написано в Деяниях Апостольских о первых христианах: «народу веровавшему бе сердце и душа едина» (Деян. 4, 32) (4:300).

О поведении в церкви

В церкви стоя, крайне берещися от разговоров и смехов и прочиих неприличных действий, а только внимать прилежно чтению и пению и молитве (1:20).

НЕРАДЕНИЕМ христианин уходит из церкви

Видишь овцу, отлучившуюся от стада своего, которая дотоле бегает, кричит и ищет стада, доколе паки сыщет его. Тако подобает христианину делать, который нерадением и непослушанием отлучился от стада овец Христовых: дотоле искать, просить, толкать и плакать, доколе паки присоединиться оному; просить и молить Бога с Давидом: «заблудих, яко овча погибшее: взыщи раба Твоего!» (Пс. 118, 176)... Ибо овцы Христовы гласа Христова слушают, якоже Сам глаголет: «овцы Мои гласа Моего слушают» (Ин. 10, 3). И хотя таковые мнятся быти в стаде Христовом, однакож самою вещию чужды суть его, чужды Христа Самого, чужды живота вечнаго, пока истинно не обратятся и не присоединятся ему. Сей случай и рассуждение увещавает тя осмотреться, не отлучился ли и ты от Христова стада своим небрежением; и когда приметишь в совести своей сие бедствие, не медли обратитися покаянием, плачем и воздыханием, пока еще время не ушло и отверсты двери в благословенный овец Христовых двор, в который ПОКАЯНИЕМ истинным и верою входим (2:61—62).

Церковь. Глава первая, второй статьи, второй книги «О истинном христианстве» (3:30—35).


К предыдущей К началу статьи К следующей

1На главную 2Каталог