По благословению
Святейшего Патриарха Московского и всея Руси
Алексия II

Предисловие автора

«Симфония по творениям святителя Тихона» является приложением к магистерской диссертации «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении». При написании работы были тщательно проработаны творения Задонского Чудотворца, и все, что могло найти применение или отражение в работе, выписывалось, а затем систематизировалось в алфавитном порядке. В работе использованы творения святителя Тихона 6-го издания (СПб., 1899). В конце каждой цитаты делается сокращенная сноска: первая цифра означает том творений, вторая — страницу. Если подобная же мысль находится в другой цитате, то после тома и страницы творений указывается раздел и страница данной «Симфонии». Например, на с. 6 «Симфонии» приводится цитата из раздела АД:

Память геенны не дает упасть в нее

Снисходи ныне умом во ад, да не потом душею и телом снидеши. Память геенны не допустит впасть в геенну (4:416) (см. также 5:48, РАЗМЫШЛЕНИЕ, 790).

Сноски означают, что данная цитата находится в 4-м томе творений святителя Тихона на с. 416. Кроме того, аналогичная мысль есть и в 5-м томе на с. 48, откуда цитата помещена в данной «Симфонии» в разделе РАЗМЫШЛЕНИЕ на с. 790. Для ясности в цитатах «Симфонии», куда делаются дополнительные ссылки, слова исходного раздела выделяются прописью. В приведенном примере в цитате из раздела РАЗМЫШЛЕНИЕ на с. 790 прописью выделено слово АД (АДА, в АДУ и т. д.).

От издателей

Машинописный текст «Симфонии» был сброшюрован покойным схиархимандритом Иоанном (Масловым) в пяти томах со сплошной нумерацией страниц по всем пяти томам.
В данном издании «Симфонии» стилистика и орфография авторского оригинала не менялись.
В издании опубликованы иллюстрации святителя Тихона Задонского, подобранные отцом Иоанном к своему сочинению.

Так как слово «Симфония» теперь практически не употребляется применительно к литературно-научным трудам, считаем необходимым привести его значение из «Толкового словаря живого великорусского словаря» В. И. Даля: «Свод, указание мест, где поминается одно и то же слово. Симфония на Ветхий, на Новый Завет».

 

АД

Ад есть вечные мучения

За грех уготована геенна, огнь неугасающий, червь неусыпающий, мука никогда непрестающая (1:97).

Нисходи умом твоим в ад, рассуди, как-то осужденники мучатся и во веки будут мучиться, которые, ежели бы можно было, желали бы зде хотя до скончания мира во огне гореть, только бы от вечного свободиться мучения, но не дается им (2:299) (также 3:194, см. ЖИЗНЬ ВЕЧНАЯ, 344).

И святые страшились геенны огненной

Ад зияющ, грешников хотящий пожрети, — и тотчас пожерл бы, аще бы милосердие Божие, Божия благость, покаяния грешника ожидающая, не удерживала его. Страшна сия пропасть и мужам святым... Но святии Божии, которые все житие в таком покаянии провождали, так Богу работали, что и малейшей заповеди Его преступать боялись, пропасти тоя трепетали: а нам ли грешникам бесстрашными быть? Изрядно Златоуст святый таковых сравнивает малым детям, которые личин или маскарадов боятся, а не боятся огня, за который, когда емлются руками, обжигаются: тако и люди, младенческий ум имеющии, боятся временного несчастья, временных бед, уз, темницы, нищеты, которая вся от Бога посылаются, по большей части для исправления, а не трепещут геенны, которой и сами бесы ужасаются, как святое Евангелие научает (1:75).

Грех, даже самый малый, погружает на дно адово (3:53, см. ГРЕХ, 231) (4:87, см. ГРЕХ, 261, 262).

Жизнь греховная приводит к геенне (3:55, см. ЖИЗНЬ ГРЕХОВНАЯ, 363) (2:27, см. НЕРАДЕНИЕ, 611).

Тяжкого бремени греха не только воздух, но и земля не может держать, но во дно адово погружает (3:45, см. ХРИСТОС, 1135).

Плотскому человеку, т.е. идущему по широкому пути, предстоит сойти в ад (1:47, см. СМЕРТЬ, 932) (2:57, см. БЛАГОЧЕСТИЕ, 47) (2:57, см. НЕРАДЕНИЕ, 611).

Память геенны не дает упасть в нее

Снисходи ныне умом во ад, да не потом душею и телом снидеши. Память геенны не допустит впасть в геенну (4:416) (см. также 5:48, РАЗМЫШЛЕНИЕ, 790).

Вечные мучения подвигают человека к покаянию

Вечная смерть или адское мучение сильно есть подвигнуть человека к обращению. Тогда престанет все милосердие, но правда Божия вступит в свое дело; тогда раскаяние бесполезно; плач и слезы суетны тогда. Тамо услышится ответ: «Чадо! помяни, яко восприял еси благая твоя в животе твоем» (Лк. 16, 25). Ныне несносен тебе жар, в движении крови учинившийся: како стерпишь тот пламень, которого и демоны трепещут, который мучит, а не снедает (2:221).

Бог, ожидающий покаяния, не попускает сатане низвести душу грешника в ад (3:117, см. БОГ, 79).

Откладывающий покаяние может попасть в ад (2:34, см. ПОКАЯНИЕ 730).

Никто не может избавиться от ада без Христа (3:13, см. СПАСЕНИЕ, 972).

Вера освобождает верующего от ада (3:17, см. СВОБОДА, 828).

Христос Своими страданиями отнял от нас ужас вечного осуждения (3:40, см. ХРИСТОС, 1131).

Враг искушает человека, смущая его адом (4:205, см. ПОКОЙ, 733).

Страх ада самое тяжкое искушение для веры (3:21, см. ВЕРА, 149).

АДАМ
(см. также ПРАРОДИТЕЛИ)

Бог создал человека Адама (3:124, см. ЧЕЛОВЕК, 1159) (1:22, см. ЧЕЛОВЕК, 1159).

Все люди происходят от одного Адама (2:338, см. ЛЮБОВЬ, 492).

Адам и Ева в раю закон получили на сердцах (2:7, см. ЗАКОН БОЖИЙ, 383).

Праотец наш был в раю; когда отступил от Бога, согрешил и погиб (5:33, см. ХРИСТИАНИН, 1086).

Сатана через вкушение от заповеданного древа отлучил Адама от Бога (3:146, см. МИР, 522).

Преступив заповедь Божию, сделался со всем родом человеческим пленником диавола (4:21, см. ПАДЕНИЕ, 645) (1:22, см. ЧЕЛОВЕК, 1166).

Через падение Адама вошло в человека растление и окаянство (5:223 см. ГРЕХ, 260).

Адам, когда отвратился от Бога, потерял образ БОЖИЙ (3:88, см. ПОДРАЖАНИЕ БОГУ, 700).

Через непослушание лишился благодати (3:70, см. НЕПОСЛУШАНИЕ, 605).

Адам со всем родом из рая изгнан за грех (1:77, см. ГРЕХИ, 248) (1:59, см. БОГ, 88).

Все мы от грешного Адама грешными и скверными рождаемся в плотском рождении (2:93, см. КРЕЩЕНИЕ, 438).

АНГЕЛЫ

Ангелы предстоят Богу и вместе со святыми непрестанно поют Ему (4:316, см. МОЛИТВА, 535) (3:194, см. ЖИЗНЬ ВЕЧНАЯ, 344) (4:64, см. ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ, 1143) (2:26, см. БЛАЖЕНСТВО, 52).

Ангелы от начала не могут насытиться лицезрением Бога (3:330, см. БОГ, 63).

Ангелы святые от удивления, от ужаса, от великолепныя славы (Его) совершают особое служение пред Ним (187, см. БОГ, 63).

Ангелы и вся небесныя силы славы Божией трепещут (1:59, см. БОГ, 62).

Ангелы служат СПАСЕНИЮ человека

Чудно сие, что видимый свет, по повелению Божию, работает нам, но то чуднее, что и Ангели святые спасению нашему служат. «Ополчается Ангел Господень окрест боящихся Его» (Пс. 33, 8). «Не вси ли суть служебнии дуси, в служение посылаеми за хотящих наследовати спасение?» (Евр. 1, 14). Преисполнен его Ветхий Завет, но и в Новом много таковаго служения обретается. Ангел благовествует Пресвятой Деве грядущаго в мир Сына Божия, и от Нея плотью рождаемаго (Лк. 1, 26—38). Ангел Иосифу, обручнику Ея, является (Мф. 1, 20; 2, 13 и 19). Ангел Захарии является и благовествует зачатие Предтечи (Лк. 1, 11). Ангел пастырям благовествует рождшагося Христа Спасителя мира (Лк. 2, 9). Ангели на гробе воскресшаго Христа седят и проповедают женам воскресение (Лк. 24, 4). Ангели при вознесении Господни являются Апостолам, и возвещают им второе Христово пришествие (Деян. 1, 10). Ангел Петра изводит из темницы (Деян. 12, 7). Ангел глаголет к Филиппу: «возстани и иди на полудне» и проч. (Деян. 8, 26). Ангел Корнилию сотнику является (Деян. 10, 3 и проч.). История церковная о томжде повествует. «Ангел хранитель всякому верному дается, и выну видит лице Отца небеснаго», — глаголет Василий Великий. (В слове о девстве и Пс. 68-й, т. I.) Служат сии святые и блаженные духи нашему спасению, да мы усердно служим Господу их и нашему, и тако спасаемся (3:171)

Ангелы служат верным рабам и помогают в ИСКУШЕНИЯХ

Когда Он искушение от диавола терпел, и его козни отражал, Ангели святии смотрели на то, смотрел и Отец небесный: но когда победил врага, Ангели приступили и служили Ему. Тако делается и верным Его рабам. При подвиге их присутствуют ангели святии, «и ополчаются окрест их» (Пс. 33, 8), и смотрят на подвиг их и помогают им; смотрит и Подвигоположник Иисус. Но когда благополучно окончат подвиг свой, радуются о них, и повелением Божиим души приемлют, и переносят в вечный живот, Тако Лазарь, по совершенном в нищете и болезни подвиге, несен был Ангелами на лоно Авраамле (Лк. 16, 22) (5:103—104).

Ангелы посылаются Богом охранять верующих

Христианам служить ангелам Бог повелел: «Не вси ли суть служебнии дуси, в служение посылаеми за хотящих наследовати спасение?» (Евр. 1, 14) — и хранят их, и ополчаются окрест их: «Ополчится ангел Господень окрест боящихся Его» (Пс. 33, 8). Аще бы какий монарх, призвавший к себе какого подданного, и учредивши довольно, отпустил в дом, и дал бы ему слуг своих ради провождения и охранения: как бы не за велико почитал сию милость монаршую подданный его? Бог, Царь небесный, христиан призвавши в вечное Свое царство, дает им слуг Своих — ангелов святых ради хранения, пока по пути мира сего странствуют, и велит им окрест их ополчатися. Чудна и сия Божия милость к человеку! Велико и в сем христианское достоинство есть, что ангели Божий в «служение им посылаются!» (3:413).

Ангели защищают верных рабов Божиих

Вижу я в слове Твоем святом, что Ангели Твои святии, предстоящий престолу славы Твоея, и видящии святейшее лице Твое, «ополчаются окрест» знающих и боящихся Тебе и сохраняют их повелением Твоим от лукавых демонов (Пс. 33, 8); «и в служение посылаеми бывают за хотящих наследовати спасение» (Евр. 1, 14) (4:232—233).

Ангелы присутствуют умирающим о Господе (2:241, см. СМЕРТЬ, 933).

Ангелы радуются о искуплении людей из плена диавола (4:290, см. ИСКУПЛЕНИЕ, 402).

Ангелы жалеют и болезнуют о совратившемся праведнике (3:229, см. ПОМЫСЛЫ, 742).

Ангелы сетуют, когда душа разграбляется помыслами (3:229, см. ПОМЫСЛЫ, 742).

Слово Божие говорит, что есть ангелы добрые и злые

Объявляет Писание, что суть «ангелы добрые и злые». Тако и есть. Сии искушают, прельщают, обманывают и подвизаются противу нас, и приводят ко злу, и тщатся с собою ввести в вечную погибель: тии ополчаются около нас и сохраняют нас, и наставляют нас на доброе, и радуются о покаянии нашем, и переносят души святыя, отшедшия отсюда, на лоно Авраамле (5:277).

Ангелы согрешившие были низвергнуты с неба во дно адово (1:77, см. ГРЕХИ, 248) (4:371, см. ГРЕХ, 265) (2:211, см. ГНЕВ, 216).

АПОСТОЛЫ
(см. также СВИДЕТЕЛИ)

Христос послал Апостолов во все страны

Христос Господь Царь небесный, пришедши на землю и соделавши спасение вечное посреде земли, послал во вся страны и грады всея земли святых Своих учеников и Апостолов возвестити пришествие Свое и спасительный Свой к ним вход. «Шедше в мир весь, проповедите Евангелие всей твари» (Мк. 16, 15). Сии посланники Божии и вернии раби Христовы, «изшедше, проповедаху всюду, Господу поспешествующу, и слово утверждающу последствующими знаменьми» (Мк. 16, 20) (4:130) (также 2:6, см. СЛОВО БОЖИЕ, 892).

Предсказания об апостольской проповеди и исполнение этих предсказаний (5:274)

Апостолы повсюду проповедали, но Иудеи не приняли. Они во всяком граде и стране живущим людям говорили: отверзите врата, и внидет к вам Царь небесный,— Царь ваш, но вами незнаемый. Он хощет в вас царствовати, и в вечное Свое царствие вас привести: отверзите убо врата, и внидет к вам. «Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь славы» (Пс. 23, 7). И тако во грады и страны языческия вошел Царь славы с Своею благодатию и спасением вечным. Не приняли Его, яко истиннаго своего Царя, иудеи, к которым и послан был, по писанному: «во Своя прииде, и Свои Его не прияша» (Ин. 1, 11). Сего ради и отнялось от них Царствие Божие. Языки, не знавшие и не ожидавшие Его, с радостию и верою отворили Ему грады своя и приняли Его, и поклонилися Ему, и приняли на себе сладкое иго Его. Сего ради и ЦАРСТВИЕ БОЖИЕ обратилося к ним: ибо где Христос Господь и Царь славы, тамо и ЦАРСТВИЕ БОЖИЕ (4:130—131).

Что Апостолы сделали в мире (см. 2:75—77).

Апостолы научили весь мир

В день же пятидесятый по воскресении Его снисшел Дух Святый в виде огненных язык на всех апостолов, тогда в едином доме собравшихся (Деян. 2, 1—4), Которым они укрепившися, по всему миру разошлись и идолопоклонство, прелесть бесовскую упразднили, и пришествие Сына Божия в мир, страдание, смерть и воскресение проповедали, и так научили всех, как их самих научил Христос, и Дух Святый, в них живущий, тогда наставлял, которых учение Церковь святая и доныне содержит, и тем наставляема, спасается (1:27).

Апостолы простые, некнижные, но уловили весь мир

И, что умножает чудо, не чрез мудрецов и риторов века сего, не чрез славных и великородных вселенная отдала и записала сердца свои и имена Распятому, но чрез простых, некнижных, худородных, скинотворцев, рыбарей, мытарей. Сколько их было, которые так великое неслыханное и умом непонятное совершили дело? Дванадесять. Сему, так малому числу надобно было пройти всю поднебесную, по реченному: «шедше научите вся языки» (Мф. 28, 19); и паки: «шедше в мир весь, проповедите Евангелие всей твари» (Мк. 16, 15). Сим немногим, по человеческому разуму невеждам, надобно было стать противу премногих века сего мудрецов, и заградить уста их; сим немногим простым, худородным и безоружным следовало вооружиться противу безчисленных славных, великородных вельмож, князей и царей всея земли, и победить их. Учинили тое: «они же изшедше проповедаша всюду» (Мк. 16, 20); «во всю землю изыде вещание их» (Пс. 18, 5); стали некнижные противу премудрых книжников и совопросников века сего, и вооруженных без оружия одолели (2:83) (также 2:6, см. СЛОВО БОЖИЕ, 892).

Апостолы перевернули весь мир

Надобно было им погруженный и застарелый в идолобесии мир из глубины погибели исторгнуть, и насадить истинное богопочитание: прелесть диавольскую доказать, и научить истине; злобою обветшавший народ обновить, и привести к истинному покаянию; уставы, законы, обычаи застарелые опровергнуть, и новые поставить и утвердить; неверие от человеческих сердец, глубоко вкоренившееся, отнять, и насадить веру; прелестное многобожие уничтожить, и единого Бога, но в трех Лицах поклоняемого, в познание провести. Все сие ум человеческий и силу превосходит. Они тое в дело и совершенство произвели. Надобно было им проповедывать Иисуса Христа «распятого», и доказать и уверить неверные сердца, что Сей Иисус, Его же проповедуют, есть Христос, Мессия, пророками проповеданный, от Бога обещанный, есть Искупитель, Избавитель и Спаситель мира; уверить, что распятый Иисус не за Свои грехи, но за наши распят, пострадал и умер, и Своею волею, и благоволением Божиим; уверить, что в «распятом Христе» живот наш и блаженство и слава вечная сокровенна есть (2:83).

Апостолы разнесли свидетельство о Христе по всей земли (см. 3:132—133).

Апостолы проповедывали Спасителя

Проповедали Его спасительное тое смотрение раби Его, святии Апостоли во всех концах земли, и спасаются вси, котории ни приемлют спасительную их проповедь. И так ПРОРОКИ и Апостолы единаго Спасителя миру, СЫНА БОЖИЯ проповедали нам Пророки, имеющаго в мир прийти, — Апостоли, уже в мир пришедшаго и спасение соделавшего проповедали. Ветхозаветнии вернии в грядущаго Христа веровали, и спасались: новыя благодати вернии в пришедшаго Христа веруют, и спасаются. И тако един Христос, и в Ветхом и Новом Завете, верных есть СПАСИТЕЛЬ (4:31—32).

Апостоли устроили Церковь, основанную Христом (3:270, см. ЦЕРКОВЬ, 1153).

Господь через апостолов призывает в Царство Небесное (4:59, см. ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ, 1149).

За слово Божие Апостолы были терзаемы и закалаемы (5:260, см. СЛОВО БОЖИЕ, 899).

Как ветер не может препятствовать лучам проходить от солнца к земле, так и диавол не смог воспрепятствовать апостольской проповеди (2:6, см. СЛОВО БОЖИЕ, 899).


К предыдущей К началу статьи К следующей

1На главную 2Каталог