На главную
На главную

Глинские чтения

 
 
 
К предыдущей К оглавлению К следующей

Схиархимандрит Иоанн (Маслов)

Избранные письма и проповеди
II. ПРОПОВЕДИ

О СЛОВЕ БОЖИЕМ
Цит.по: Журнал Московской Патриархии.1983. № 6. С. 46-47.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Cлово Божие живо и действенно (Евр. 4, 12).

Христианину крайне необходимо тщательное изучение Священного Писания, ибо слово Божие живет и действует на сердца и мысли людей во все времена.

Книги Священного Писания, говорит святитель Тихон Задонский, — это «благоприятное Создателя нашего послание» о святой Его воле и милостивом Его благоволении. Они — Божие письмо к нам, недостойным грешникам, высочайший дар Божий, неоценимое сокровище. Здесь Сам Царь Небесный, «Бог Великий и Непостижимый… через слово Свое беседует» со Своим творением, как некогда беседовал в раю с невинным человеком. Читая Священное Писание, христианин обогащается духовно и делается способным познать благость и милосердие Божие. Вот почему слово Божие для всех нас истинно, неложно и непоколебимо.

Слово Божие открывает нам не только истины христианской веры, но и нравственные установления, необходимые для безошибочного шествия по спасительному пути в Царство Небесное. Незнание Священного Писания легко приводит к неправильной христианской жизни, удалению человека от Бога.

Внимая Божественному слову, христианин познает волю Божию, проникает в смысл и цель земного бытия, своих обязанностей к Богу, самому себе и ближнему. Нередко, пренебрегая словом Божиим, «люди за грех почитают то, в чем греха нет, и, напротив, грехом не считают то, в чем великий грех; добродетель называют пороком, а порок добродетелью».

Священное Писание в какой-то мере можно сравнить с зеркалом. Вещественное стекло помогает обнаружить человеку на его лице нечистоту и изъяны. Слово Божие проникает благодатной силой во все тайники души человека и показывает, насколько она помрачена и осквернена греховной нечистотой, побуждает, не медля, верой во Христа и покаянием очистить себя от этой греховной скверны, чтобы яснее «заблистал Божий образ».

Подобно телу человека, которое постоянно укрепляется пищей, чтобы не ослабеть и не прийти в состояние изнеможения, и душа нуждается в систематическом подкреплении духовной пищей слова Божия. Оно — «богатая трапеза, пресладкая христианской души вечеря».

Отсутствие ревности и стремления изучать глаголы Жизни Вечной свидетельствует о болезни души христианина. И как человек, подверженный болезни желудка, не способен принимать пищу до тех пор, пока не излечится, так желание слушать слово Божие, которое есть пища духовная, — известный признак того, что и душа расслабленна, разболелась и требует врачевства и целительного пластыря.

В Священном Писании сокрыты многообразные врачевства от различных немощей, недугов и болезней. В нем страждущий найдет утешение, сомневающийся — уверение, незнающий — знание, пребывающий в подвиге веры — ободрение и подкрепление. Слово Божие простирает действие не только на душу, но и тело человека, сообщает ему бодрость и крепость.

В Евангелии христианин может найти все, что приводит его к Богу. «Писание бо Святое дано нам от Бога ради спасения нашего и прославления имени Божия». Слово Божие подает душе страх Божий, любовь к Богу и ближнему, покаяние, умиление и духовную радость. Священное Писание насаждает и укрепляет веру, которая, «как семя посеянное, росою слова Божия растет и плоды приносит».

В нем содержится Божественная сила, побуждающая христианина к духовному деланию. Без укрепляющей силы Святого Духа он не может продолжать путь в обители Отца Небесного.

Если мы со всем вниманием слушаем и читаем Священное Писание, если размышляем над ним, то духовная жизнь возгорается, как лампада, вновь наполненная елеем. И, наоборот, посеянное в землю сердец человеческих слово Божие может остаться бесплодным, если мы проводим греховную жизнь. Как семена, попадая на скудную почву, не приносят добрый плод, так и слово Божие, не получив благоприятных условий в сердце человеческом, или остается без плода, или совсем погибает. Откровение Отца Небесного всегда звучит в сердцах людей, однако не всякий слышит его, потому что не у каждого, по слову Спасителя, открыты уши сердечные: «Имеяй ушы слышати да слышит» (Мф. 13, 9).

Каждый человек, по мысли святителя Тихона, должен испытывать себя: действуют ли в его душе заповеди Священного Писания, переживает ли он духовный подъем? Если да, то, значит, он правильно шествует по спасительному пути, ибо с помощью слова Божия христианин легче преодолевает все препятствия на жизненном пути. Как известно из слов Священного Писания, Сам Христос Спаситель отразил искушение диавольское именно этим оружием, опалив им и посрамив искусителя (Мф. 4, 1-11). Этим Он подал пример Своим последователям «в нужных случаях тем же оружием против него бороться, с Божией помощью».

Последователю Христову следует обратить самое большое внимание на очищение себя от греховной нечистоты. Сердце христианина не может быть праздным. Если оно не занято спасительным размышлением над словом Божиим, враг рода человеческого заполнит его своими скверными мыслями и пожеланиями, и тогда сердце — уже не храм Духа Святого, а вертеп разбойников. Всякий грех начинается с греховного помысла, поэтому на основании Священного Писания нам необходимо научиться отличать добрые помыслы от лукавых. «Живо бо слово Божие и действенно, — обращается к слову апостола святитель Тихон, — и острейше паче всякого меча обоюду остра, и проходящее даже до разделения души же и духа, членов же и мозгов, и судительно помышлением и мыслем сердечным» (Евр. 4, 12). Как садовник отрезает негодные сучки и ветки, так и верующий человек должен тотчас пресекать мечом глагола Божия злые помыслы в его душе, «дабы, укрепившись, они не повредили и не умертвили внутреннего человека». Если же христианин пренебрегает словом Божиим, то он подобен воину, вступающему в битву без оружия.

Итак, братия и сестры, если мы будем усердно изучать слово Божие и жить согласно его учению, то соделаемся духовно опытными, способными преодолевать все препятствия на нашем пути, и сподобимся благодатного общения с Богом в Царствии Небесном. Аминь.

  К предыдущей К оглавлению К следующей  

На главную Каталог