На главную
На главную

Глинские чтения

 
 
 
К предыдущей К оглавлению К следующей

Схиархимандрит Иоанн (Маслов)

Избранные письма и проповеди
II. ПРОПОВЕДИ

Поучение о гордости

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Всяк возносяйся смирится, и смиряяйся вознесется.
(Лк. 14, 11).

Господь наш Иисус Христос на протяжении всей Своей земной жизни постоянно учил народ, преподавая ему Свое спасительное учение. Божественное слово Спасителя вещало о Царствии Божием и в то же время было своим острием направлено против человеческих пороков и страстей. Он как Законодатель и Учитель нравственности и ее Исполнитель показал наглядным образом пред лицом всех Своих слушателей, что Он пришел исполнить закон, а не нарушить.

Вся жизнь Иисуса Христа была сплошным подвигом, исполненным глубочайшего смирения. А поэтому Он стремился довести до сознания Своих последователей, насколько гордость вредна и противна пред лицом Божиим, ибо Господь гордым противится, смиренным же дает благодать (Притч. 3, 34).

Что такое гордость? Гордость есть желание и стремление человека выделить себя перед другими, услаждение только собою и даже противление Богу. Все то доброе, что имеет гордец, он приписывает самому себе, своим собственным заслугам. Гордый человек тем самым грешит и против своих ближних. Он презирает их и осуждает, ибо говорит, подобно евангельскому фарисею, о своей святости: «Несмь, якоже прочии человецы» (Лк. 18, 11). Это высокомерие и осуждение ближних противно Творцу, Который «сотворил от единыя крове весь язык человечь» (Деян. 17, 26). Гордость есть мать всех пороков. Священное Писание ясно говорит, что начало греха — гордыня (Сир. 10, 15). Вот насколько вредна и пагубна гордость для каждого человека.

Иисус Христос Своим Божественным учением и собственной жизнью показал нам высочайший образец смирения. Ибо Он говорил Своими Богодухновенными устами, призывая к Себе всех труждающихся и обремененных: «Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем» (Мф. 11, 29).

Матерь Божия, Пресвятая Дева Мария, только лишь через глубочайшее смирение вознесена превыше Херувимов и славнее Серафимов. А гордость денницы низвергла его с небесной высоты «во юдоль плачевную». Смирение делает людей святыми, а гордость лишает их общения с Богом.

Мы видим это на примере жестоковыйного фараона, которого Господь за его гордость и надменность потопил в водах Чермного моря, а богоизбранный израильский народ возвысил перед всеми народами древнего мира. Этот пример ярко показывает нам, что всякий смирившийся перед Богом будет вознесен не только в очах Его, но и в очах всего мира. Другой подтверждающий эту истину пример мы видим в жизни Христа Спасителя, когда Он кротким и ласковым Своим словом оправдал величайшую грешницу в доме Симона фарисея, возвысил ее за покаяние и смирение в очах гордых иудеев, сказав ублажающие слова: «Отпущаются тебе греси» (Лк. 7, 48).

Смирение — это одна из основных христианских добродетелей, на которой зиждутся все остальные добродетели. Смирение — это степень совершенства, благодаря которой совершается наше восхождение к Богу. Смирение — это мост, возводящий от земли на небо, мост, по которому восходили все подвижники благочестия. Они смиряли себя не только в очах Божиих, называя себя «нищими духом», но и перед лицом греховного мира, в котором являлись они светильниками веры и благочестия. Через смирение они низводили Божественную благодать Святого Духа, которая восполняла и вспомоществовала им в жизни.

Смирение оправдывает нас пред Богом. Через сознание своей греховности, своего ничтожества мы получаем благодать Святого Духа. Святой Макарий Великий говорит: «Если кто не соблюдает великого смиренномудрия, тот предается сатане и обнажается от данной ему Божественной благодати» [Преп. Макарий Великий. Духовные беседы, послания и слова. Изд. Свято-Троицкой Лавры. 1904. С. 273.].

Вот, отцы и братья, какое важное значение придает смирению великий подвижник. Душа без смирения никогда не может молиться чистым умом и прославлять величие Божие. Душа, которая воплотила в себе Христово смирение, постоянно ощущает Бога; через это она имеет в себе великий покой, а гордая и надменная душа ежеминутно терзает себя волнениями и беспокойством. Гордый человек не знает красоты и сладости любви Божией, а смиренный человек всегда пребывает в Боге, и Бог пребывает в нем.

Но чтобы эта Божия благодать была всегда с нами, отцы и братья, нам необходимо подражать более всего Христову смирению. Мы должны идти по Его стопам, а путь этот только через смирение. Он Своим смирением показал, как мы должны достигать вечного блаженства.

Будем же, отцы и братья, воспитывать в своей душе это небесное благоухание, т.е. смирение. Иначе мы не можем быть последователями Иисуса Христа и даже называться христианами. Мы должны помнить, что не к гордости, а к самоотверженной любви призваны мы Богом. А смирение утвердит нас в святой вере и сделает нас носителями благодати, исцеляющей и укрепляющей для святой жизни. Оно оправдает нас пред Богом и приведет в Царство Небесное. Аминь.


  К предыдущей К оглавлению К следующей  

На главную Каталог