На главную
На главную

Глинские чтения

 
 
 
К предыдущей К оглавлению К следующей

Схиархимандрит Иоанн (Маслов)

Избранные письма и проповеди
II. ПРОПОВЕДИ

Проповедь о празднословии

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Глаголю же вам, яко всяко слово праздное, еже аще рекут человецы, воздадят о нем слово в день судный (Мф. 12, 36).

Братия и сестры! Обратим особое внимание на эти слова Христа Спасителя. Ведь Его слово является для нас непреложной истиной, которую мы должны воплощать в своей жизни, чтобы нам достигнуть вечного спасения.

Многие ли из нас воздерживаются в слове? Чаще всего мы отверзаем уста свои для празднословия и даже буесловия, тем самым наносим великий вред своей душе и оскорбляем Духа Божия, живущего в нас.

Слово, которым владеет человек, есть особый, неоценимый дар Божий, посредством которого мы выражаем наши мысли о Боге, о человеке, о мире видимом и невидимом. Оно отличает нас от всех прочих земных тварей.

Не словом ли угодники Божии совершали чудеса с помощью благодати Божией? Не словом ли они повелевали природе, укрощали бури, исцеляли болезни, воскрешали мертвых?

Устами человек произносит святое и страшное имя Божие, перед которым благоговеют все небесные силы. Но когда это святое имя произносится устами оскверненными или праздно, то этим человек наносит великое оскорбление Создателю своему.

Любящий празднословить напрасно губит время — этот драгоценный талант, данный человеку для приобретения блаженной вечности. Каждому из нас, братия и сестры, «лежит... единою умрети, потом же суд» (Евр. 9, 27), как говорит апостол Павел. Как же поступит Небесный Судия с теми из людей, которые большую часть своей жизни расточают на празднословие? Несомненно, Он поступит с ними так же, как поступил Господь с неключимым рабом евангельским, который зарыл в землю данный ему талант. Сии услышат от Небесного Судии тот же грозный приговор: «Неключимаго раба вверзите во тму кромешнюю: ту будет плач и скрежет зубом» (Мф. 25, 30). Вот насколько вредно для нас празднословие. Оно изгоняет из нашей души добрые мысли и благие намерения, удаляет от нас Духа чистоты и святости, а вместо добрых мыслей и чувств входят в нашу душу злые помыслы и нечистые пожелания, которые скоро пленяют все существо человека. Мы знаем, что этими грехами оскорбляем Бога, удаляем Его из своего сердца, однако расстаться с ними не хотим, потому что возлюбили более тьму, нежели свет.

Нет в природе источника воды, из которого бы текла одновременно горькая и сладкая вода. Человек создан для прославления Бога, но, к сожалению, он часто не только не прославляет Его, но и оскорбляет злоречием и праздными словами. Недаром Священное Писание говорит: «Умножаяй словеса мерзок будет» (Сир. 20, 8). А благоразумный в словах ублажается св. апостолом Иаковом: «Аще кто в слове не согрешает, сей совершен муж, силен обуздати и все тело» (Иак. 3, 2).

Великий вред причиняет любящий празднословить и ближнему своему. Он наполняет его душу пустыми мечтаниями, неблаговидными образами, которые делают его наклонным к злым делам. Ввести другого в соблазн — что может быть пагубнее этого? «Горе человеку тому, имже соблазн приходит» (Мф. 18, 7), — говорит Христос Спаситель.

Слово праздное, вышедшее из уст человека, уже не возвращается к нему. Оно идет по умам, по устам многих людей и производит неисчислимое множество дурных мыслей, чувств и поступков. Какое зло приносит необдуманное злое слово нашим ближним, мы можем увидеть из такого примера.

Жили два человека, горячо любившие друг друга. И вот один из них позавидовал другому и начал распространять о нем в народе плохой слух: якобы последний живет не по-христиански, делает зло и хищением и ложью приобретает себе славу и честь. Вскоре эта клевета сделала свое дело. От этого человека отвернулись все друзья и знакомые, и он пришел в большую бедность. Впоследствии оклеветавший своего друга раскаялся и пришел просить у него прощения. Но тот ему сказал: «Возьми мешок лебяжьего пуха, в сильную бурю залезь на высокое дерево и вытряхни его, тогда и приходи ко мне». Последний все сделал, как ему было повелено, и думал, что этим самым он получил прощение. Но повелевший ему сделать это сказал: «Теперь иди и собери до единой пушинки», на это клеветник ответил: «Это невозможно, потому что ветер разнес пух по всей вселенной». И сказал ему бывший друг: «Так невозможно и мне вернуть ту славу и честь перед моими ближними, которые ты отнял у меня своей клеветой».

Митрополит Московский Филарет по этому поводу пишет: «Ни в коем случае не расточай безрассудно слова... давай себе размыслить, во благо ли тебе и другому будет слово, которое ты рождаешь в мир, и которое, как бы ни казалось малым и ничтожным, будет жить до последнего Суда и предстанет на нем во свидетельство или о тебе или против тебя» [1].

Кто же из нас свободен от осуждения ближних?

Судия и Царь Небесный изрек заповедь: «Не судите». Но мы самовольно и дерзко предвосхищаем у Небесного Судии право судить всех людей.

Преподобный Иоанн Мосх увещает нас не осуждать никого и для нашего назидания приводит следующий пример. Один человек, живя на земле, не заботился о своем спасении, но когда умер, то все думали, что его участь за гробом будет плачевной. И вот однажды священник, вынимая из просфоры частицу об упокоении его души, произнес слова: «Помяни, Господи, новопреставленного...». И вдруг он увидел этого умершего человека перед собой. Священник спросил его: «Как ты здесь оказался и как прошел мытарства?» Он ответил: «Как молния». И рассказал следующее: «Когда моя душа отделилась от тела, то ее взяли ангелы и принесли к Богу, и я слышал слова от Него: «Я Законодатель и Законоисполнитель. Я дал закон: не судите, да не судимы будете. Вот этот человек, хотя он и жил небрежно, но во всю свою жизнь никого не осудил, а поэтому поместите его душу в Царствии Небесном»[2].

Вот насколько важно смотреть за собой и удерживать свой язык от осуждения. «Блюдись, человек, — говорит преподобный Антоний Великий, — возьми власть над языком своим, и не умножай слов, чтобы не умножить грехов»[3].

В «Отечнике» епископа Игнатия (Брянчанинова) приведен следующий пример действия слова праздного и слова благого. Однажды преподобный Макарий Великий с учеником своим шел по пустынной дороге в один монастырь. Ученик его, ушед-ши на некоторое расстояние вперед, встретил языческого жреца, который нес большой обрубок дерева. Ученик крикнул жрецу: «Куда бежишь, демон?» Жрец, обидевшись на ученика за такое обращение, жестоко избил его и оставил едва живым. Продолжая путь, жрец встретил Макария. Макарий приветствовал жреца словами: «Здравствуй, трудолюбец, здравствуй». Жрец был удивлен приветствием старца и спросил его, что доброго нашел он в нем. Старец ответил, что он увидел его трудящимся и спешащим заботливо куда-то, поэтому и приветствует его. Жрец пришел в умиление и понял, что перед ним муж великой святости и служитель истинного Бога. Он припал к ногам Макария и просил сделать его христианином[4].

Вот, отцы, братия, сестры, наглядный пример злого и доброго последствий, которые производят наши слова.

Преподобный Иоанн Лествичник говорит: «Многоглаголание есть признак неразумия, дверь злословия, слуга лжи, истребление сердечного умиления, помрачение молитвы»[5]. Язык празднословящего, по мысли апостола Иакова, подлинно есть огонь, сожигающий великие вещи, есть скопище неправды (Иак. 3, 5—6).

Обратимся же к Богу с молитвой, чтобы Он «положил хранение» устам нашим. Будем внимательны к своим словам, употребим их на пользу ближних наших и на прославление Творца Своего, Которого беспрестанно славят все небесные силы и сонм святых Его. Аминь.

 

Примечания

1. Цветник Духовный. М., 1903. Ч. II. С. 144.

2. Прот. В. Гурьев. Пролог. М., 1912. С. 580.

3. Цветник Духовный. Цит. соч. С. 146.

4. Игумен Марк (Лозинский). Отечник проповедника. Свято-Троицкая

Сергиева Лавра. 1971. С. 723—724.

5. Преп. Иоанн Лествичник. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1901. С. 99.

 


  К предыдущей К оглавлению К следующей  

На главную Каталог