На главную
На главную

Глинские чтения

 
 
 
К предыдущей К оглавлению К следующей

Схиархимандрит Иоанн (Маслов)

Избранные письма и проповеди
II. ПРОПОВЕДИ

Проповедь в Неделю 18-ю по Пятидесятнице
(О чудесном улове рыбы)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Господь наш Иисус Христос пришел на землю спасти род человеческий. Один только Он, Единородный Сын Божий, Ангел Завета вечного, Умиротворитель вселенной, Сокрушитель царства диавола, Властелин небесных, земных и преисподних, грядущий Судия живых и мертвых, Податель всякого дыхания, уподобившийся, кроме греха, во всем человеку, смиренно учил народ на берегу Генисаретского озера. Но так как народ теснил Его, то Он попросил рыбаков, которые всю ночь трудились и ничего не поймали, войти к ним в лодку, принадлежавшую Симону Петру, и отплыть немного от берега и так поучал народ.

Спаситель мира, Ловец душ человеческих, провидел в этих рыбаках будущих апостолов. Это были Симон Петр и сыны Зе-ведеевы — Иаков и Иоанн Богослов.

По окончании проповеди Христос сказал Симону: «Отплыви на глубину и закинь сети свои для лова». Но тот ответил: «Наставник! Мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть». И, закинув ее, он стал свидетелем обильного улова рыбы, так что даже сети прорывались. Этот чудесный случай привел рыбаков в ужас. Симон Петр, чувствуя свою греховность и недостоинство, в смирении припал к ногам Спасителя мира и умолял Его уйти от него. Но Господь сказал: «Не бойся: отныне будешь ловить человеков». Вытащив лодки с рыбой на берег, будущие апостолы оставили все и пошли за Господом. Они сделались Его постоянными спутниками и проповедниками, а впоследствии распространили Божественное учение о спасении по всей вселенной.

Повеление закинуть сеть — это были слова не простого человека, а Бога, Которому подвластна вся тварь. Господь знал, что Петр и его товарищи ловили всю ночь и ничего не поймали. Но как Бог Он повелевает Своей твари, живущей в воде, наполнить сеть — и рыбы по одному слову Господа тотчас наполняют ее, являя себя покорными слугами Того, Кому со страхом и трепетом служат небесные воинства и все святые. Это было чудо, которое ощутили в своих сердцах апостолы.

Они увидели в галилейском проповеднике Спасителя мира, пришедшего освободить род человеческий от мучительства диавола.

А ощущаем ли мы, отцы, братия и сестры, в своих сердцах голос своего Творца и Создателя? Все мы с вами предстоим в этом храме Лицу Того же Бога, пред Которым стояли апостолы. Он вчера и днесь Тойже, и во веки (Евр. 13, 8). Он же и постоянно стучит в дверь нашего сердца. От нас самих зависит принять Его или же удалиться «на страну далече», к другому ловцу — губителю душ человеческих, диаволу. Огрубевшие от грехов сердца не могут вместить слова Божественного Учителя: следуйте за Мною. И это происходит по одной причине: они более возлюбили тьму, нежели свет.

Мы с вами поступаем не так, как поступали святые апостолы, и стремимся свою жизнь устроить не по зову Божию, не по Его святой воле, а по своим греховным наклонностям. И поэтому при малых наших житейских неудачах мы теряем равновесие, горько жалуемся и готовы даже роптать на Бога. И наоборот, когда в нашей жизни бывает все благополучно, то мы становимся самонадеянными гордецами, думая, что наше благополучие зависит от нашего умения, а не от Бога милующего и спасающего.

Находясь в таком плачевном состоянии, мы не только не воссылаем Богу благодарение, но и забываем о повседневной молитвенной пище для души. А это, в свою очередь, делает нас неспособными к восприятию Божественной истины. Ведь сердце наше никогда праздным быть не может. Если только мы его не заполним молитвой и добрыми расположениями, то диавол заполнит его своими скверными мыслями и пожеланиями; тогда душа наша станет не храмом Духа Святого, а вертепом разбойников. И хорошо еще, если мы вовремя сумеем удалить из своего сердца злого духа с его мерзостью и нечистотой и обратиться к единому Врачу душ и телес — Богу. Но если уже грех успел полностью пленить нашу душу и возобладать нашей волей, то здесь требуется уже особое воздействие спасающей благодати Божией, чтобы возвратить нас на спасительный путь, иначе мы, предоставленные собственным силам и средствам, безвозвратно погибнем.

Вот почему мы должны постоянно следить за собой, за своими мыслями, делами и пожеланиями и всячески избегать того, что оскорбляет Бога и удаляет Его из нашего сердца. Очень часто мы по своему самолюбию считаем самих себя не хуже других людей и по этой причине стремимся извинить себя, оправдать свои греховные дела, хотя в нашей душе скрываются и действуют различные похоти и страсти.

Да сохранит нас Господь каждого из нас от такого страшного состояния. Нам с вами не следует забывать, что и счастье и несчастье в жизни нашей, успехи и неудачи в делах — все это устрояется и благословляется Богом для нашего же спасения.

Будем, отцы, братия и сестры, подобно галилейским рыбакам, во всем полагаться не на себя самих, а на всемилостивого Бога и принимать все — будет ли это поощрение или вразумление — как от руки Божией, потому что и то, и другое в про-мыслительном о нас плане Божием будет служить нам к достижению жизни вечной. Любовь и милость к нам Господа, правда Божия пусть будет для нас дороже всех благ земных. И только тогда мы с вами сможем сказать словами апостола Павла: «Подвигом добрым подвизался, веру соблюл, а теперь мне готовится венец правды, который воздаст мне Господь Бог в день оный». Аминь.


  К предыдущей К оглавлению К следующей  

На главную Каталог