На главную
На главную

Глинские чтения

 
 
 
К предыдущей К оглавлению К следующей

Схиархимандрит Иоанн (Маслов)

ЛЕКЦИИ
по пастырскому богословию

ОСНОВНЫЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПАСТЫРСТВА

Самым необходимым явлением в жизни человечества является пастырство. Оно существует с момента возникновения первого человека, а не обусловлено, как считают некоторые исследователи, исторически сложившимися обстоятельствами или чистой случайностью. По словам свящ. Г. Титова, "происхождение (даже) языческих жречеств лучше всего объясняется... потребностью греховной человеческой природы восстановить нарушенный союз человека с Богом"6. В том понятии, которое дается пастырству христианской Церковью, оно есть богоустановленное благодатное служение и существует в Церкви по Божественному праву.

Все поверхностные теории происхождения пастырства теряют свой смысл и значение, если рассмотреть главные основы, на которых оно зиждется. Таких основ четыре: историческая, психологическая, сверхеъстественная (мистическая) и богооткровен-ная (догматическая).

 

ИСТОРИЧЕСКАЯ ОСНОВА

Пастырство - одно из самых древних явлений в жизни человека. Оно берет свое начало со времени грехопадения первых людей. После нарушения заповеди первая чета лишилась общения с Богом, восстановить которое они стремились посредством жертвоприношений и молитв.

Пример жертвоприношения Каина и Авеля (Быт. 4, 3-5) свидетельствует, что первоначально жертвоприношения совершали все члены семьи. В дальнейшем эти обязанности стали выполнять главы семейств, которые стали обладать правом исполнения религиозных обрядов. Небезынтересно, что даже в настоящее время существуют некоторые племена, в которых обязанности жрецов выполняют главы родов или племен7.

Вот почему такое мнение, якобы пастырское служение выдумали и навязали людям ради своей наживы жрецы и законодатели, отпадает, так как пастырство гораздо древнее жрецов и законодателей; последние не могли быть изобретателями того, что предшествовало им8. С развитием форм общественной жизни человечества изменялась и форма религиозного служения. Здесь уже выступает особый класс людей, который избирается из народа независимо от племен или старейшин по роду. В израильском народе по указанию Божию избираются на это высокое служение люди особые, обладающие теми качествами, которые предписывались Богом. Этими людьми были Моисей, Аарон и их потомство. В языческой религии появились жрецы, которые также были представителями всего общества. О том, что пастырство в Ветхозаветной Церкви учреждено именно Богом, а не человеком, свидетельствует нам Слово Божие. А также оно предостерегает нас и от того бедственного наказания, происшедшего с Кореем, Дафаном, Авироном и их сообщниками, которые хотели присвоить себе священническое достоинство (Числ. 16, 5-20). А то обстоятельство, что пророки свое призвание и посвящение для общественного служения полностью принимали только от Бога, но не от людей (3 Цар. 19, 16; Числ. 12, 6), более наглядно показывает, что пастырское служение не было зависимо от человеческих прихотей.

Священство во времена теократического правления еврейского народа, по словам святителя Амвросия Медиоланского, "получает значение особенной важности; ибо звание левитов так высоко и так важно, что Моисей, благословляя сынов израилевых по их коленам пред смертию своею, в благословениях своих о колене Левиином изрек: дадите Левию явная его"9, т.е. левиты избираются из всех и посвящаются Господу как первенцы для служения и отпущения грехов, а не находятся в общем положении с народом. Слова, сказанные Господом Моисею: "Виждь, - говорит ему, -(колена) же Левиина да не сочислиши, и числа их да не приимеши среди сынов израилевых. И ты пристави левиты к скинии свидения, и ко всем сосудом ея, и ко всем елика суть в ней: да носят скинию, и вся сосуды ея, и тии да служат в ней, и окрест скинии да ополчатся"10 (Числ. 1, 49-51), указывают, что и обязанности священников также священны.

Пастырство оправдывается исторически также на основании всеобщности религии в человеческом роде.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА

Цель религиозных стремлений человека - единение с Богом. Для этого недостаточно только знать Божий закон и уметь внешне отправить известное предписание его, т.е. совершить известную молитву или жертву, но необходимо по самой жизни своей быть совершенным, как совершен Сам Бог. Сознание своего несовершенства пред Богом, сознание невозможности единения с Ним по причине греховности приводит к мысли о необходимости посредничества.

Такими посредниками и ходатаями между человеком и Богом избирались люди с высокими нравственными и духовными качествами, потому что народ знал, что порочных людей Бог услышать не может. Следовательно, необходимыми условиями сближения с Богом были нравственная чистота и целомудрие посредников. В некоторых языческих религиях служители алтаря - жрецы, весталки и другие - должны были вести безбрачную жизнь. Эти требования языческих и иудейской религий еще с большей силой проявились в христианстве. "Подобает убо епископу быти непорочну, единой жены мужу, трезвену, целомудру, благоговейну, честну, страннолюбиву, учительну, не пиянице, не бийце, не сварливу, не мшелоимцу; но кротку (независтливу), не сребролюбцу" (1 Тим. 3, 2-3).

Прирожденное общечеловеческое сознание греховности пред Богом побуждает народ выделить из своей среды самых лучших представителей. Например, в самый ответственный момент, когда еврейский народ должен был вступить в общение с Богом на горе Синай, они единодушно стали просить Моисея быть посредником между ними и Богом, вступить в общение с Иеговой вместо народа, обещаясь исполнить все, что Господь возвестит народу через Моисея. Профессор архимандрит Вениамин (Милов) говорит, что Господь признает правильным решение народа и принимает Моисея как ходатая народа и провозвестника Своей воли". И как тогда Господь избрал Моисея, затем Аарона, пророков, так и всегда, на протяжении всей истории, Он постоянно избирает для пастырского служения достойных людей, могущих возвестить людям волю Божию и быть их духовными руководителями: "И Той дал есть овы убо апостолы, овы же пророки, овы же благовестники, овы же пастыри и учители к совершению святых, в деле служения, в созидании Тела Христова" (Ефес. 4, 11-13).

Христос первый идет на небо, которое отверз для нас. Но так как люди могут следовать за Ним только издалека, то, чтобы они вовсе не потеряли Его следа, Он учредил сословие пастырей, посредствующее между Ним и верующими, руководимое Им и руководящее верующих, - сословие, которое никогда не должно терять из виду Его, и всегда оставаться пред глазами народа; должно принимать примеры от Начальника веры и передавать их людям.

 

МИСТИЧЕСКАЯ ОСНОВА

Свои внешне полномочия и благодатную силу пастырство получает от Бога. Это отличает его от всех других естественных общественных служений, ставит его на особое место и дает право именовать его служением благодатным. Сам Господь указывает, что пастыри суть избранники Божий: "Не вы Меня избрали, а Я вас избрал, и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод вам пребывал, дабы чего не попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам" (Ин. 15, 16). Святитель Тихон Задонский в поучении о пастырском призвании говорит: "По общему христианскому гласу, епископы и пресвитеры нарицаются пастырями, и Божие Слово им титул сей присваивает и поручает в руки их стадо Христовых словесных овец, Кровию Христовою искупленных... Без звания и избрания правильного никто не должен в пастырское служение вступать, как говорит Апостол: "Никтоже сам о себе приемлет чести (иерархической), но званный от Бога, якоже и Аарон; там и Христос не Себе прослави быти Первосвященника, но глаголивый к Нему: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя". И святый Предтеча поучает: "Не может человек принимати ничесоже, аще не будет дано ему с небесе" (Ин. 3, 27).

Соответственно той высоте и ответственности, какую имеет пастырское служение, пастырям и сообщается в таинстве Священства особая благодатная сила Святого Духа. Поставляющей силой на благодатное пастырское служение является Дух Святой, как воспевает св. Церковь в день Пятидесятницы, "вся подает Дух Святый: источает пророчествия, священники совершает, некнижные мудрости научи, рыбари богословцы показа"12. "Итак, кто говорит о иерархии, - учит св. Дионисий Ареопагит, - тот указывает на некоторое священное учреждение - образ Божественной красоты. Каждый чин иерархии по мере своих сил принимает участие в делах Божественных, совершая благодатию и силою, дарованною от Бога"13.

Господь, называя пастырей "светом мира и солью земли" (Мф. 5, 13-14), выделяет их из среды всех людей. Обращаясь к пастырям, святитель Амвросий Медиоланский пишет: "Вам вверено ведение высочайших тайн Божественных, что требует от вас свыше откровенной премудрости: вашему попечению вверена стража и бдительность надзора за нравственностью и спасением народа, что есть дело величайшей правды. Вам вверено хранение завета, требующее от вас мужества мучеников; вам вменяется в непременную обязанность хранить трезвенность ума и блюсти чистоту сердца, то есть воздержание от всех страстей; всему же этому основание -Христос, а живая вера в Него - высочайшая премудрость"14.

"Священнослужение, - говорит св. Иоанн Златоуст, - совершается на земле, но по чиноположению небесному; и весьма справедливо, потому что ни человек, ни ангел, ни архангел и ни другие какие-либо сотворенные силы, но Сам Утешитель учредил это чинопос-ледование, и людей, еще облеченных плотию, соделал представителями ангельского служения. Люди, живущие на земле и еще обращающиеся на ней, поставлены распоряжаться небесным и получили власть, которой не дал Бог ни ангелам, ни архангелам; ибо не им сказано: Нелика аще свяжете на земле, будут связана на небеси; и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на не-беси. "Земные" властители имеют власть связывать, но только тело, а эти узы связывают самую душу и проникают в небеса; что священники совершают на земле, то Бог довершает на небе, и мнение рабов утверждает Владыка. Не значит ли это, что Он дал им всю небесную власть?"15

 

БОГООТКРОВЕННАЯ ОСНОВА

Господь над Иисус Христос, основавший Свою Святую Церковь, явился тем камнем, тем основанием, на котором зиждется христианское пастырство. Именно об этом пастырстве говорит св. Апостол Павел, когда приводит слова пророка Давида, относящиеся к Иисусу Христу: "Ты священник вовек по чину Мелхисе-дека" (Пс. 109, 4; Евр. 7, 21), потому что истинное пастырство - длящаяся в мире жизнь Иисуса Христа. Спаситель называет Себя Добрым Пастырем, когда говорит: "Аз есмь Пастырь Добрый; Пастырь Добрый душу свою полагает за овцы" (Ин. 10, 11), и что таковым Пастырем Он пребудет вечно: "И будет едино стадо и един Пастырь" (Ин. 10; 16). Господь сравнивает Себя с пророком Ионой. Как Иона проповедовал покаяние для ниневитян, так и Он пришел с проповедью Царства Божия, войти в которое можно только через покаяние. (Лк. 11, 30).

Господь Иисус Христос называет Себя пастырем еще раз, когда в последние минуты Своего пребывания с учениками в Гефсиман-ском саду в беседе с ними относит к Себе пророчество Захарии: "Все вы соблазнитеся о Мне в нощь сию; писано бо есть: поражу пастыря, и разыдутся овцы стада" (Мф. 26, 31).

Освятив пастырство Своим собственным примером и Своей жизнью, Спаситель избирает 12 учеников, а потом 70, и таким образом оставляет преемников своего пастырского служения. Для выполнения этой великой цели Спаситель начинает готовить Своих учеников задолго до Своих крестных страданий. Он посылает их на проповедь, дает им особые наставления, а для подтверждения истинности этого учения дает им силу чудотворения (Мф. 10, 6-42). Словами: "Я дал вам пример, чтобы и выделали то же, что Я сделал вам" (Ин. 13, 15), Спаситель заповедует Своим ученикам всегда в своей деятельности руководстваться примером их Божественного Учителя, и как видно из жизни и учения св. Апостолов, они постоянно имели перед собой образ Пастыреначальника Господа Иисуса Христа (Евр. 12, 2) и призывали к этому всех продолжателей дела Христа Спасителя.

По мысли профессора С. Соллертинского, "христианское пастырство получает от Христа (Пастыреначальника) не только высочайший образ той цели, к осуществлению которой оно должно направить свои силы, но и свое право быть до скончания века"16, ведя людей к вечному блаженству.

 

НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОТЕСТАНТСКОГО УЧЕНИЯ О СВЯЩЕНСТВЕ

Протестантские богословы, основываясь на словах св. ап. Петра: "Вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет" (1 Пет. 2, 9), — отрицают пастырство как специальный Богоустановленный институт. По их мнению, этот текст не говорит о необходимости пастырского служения, так как все христиане - "род избран", "царское священие". Но достаточно прочитать это послание до конца, чтобы убедиться в ложности этого учения. Обращаясь к христианским пастырям, св. Апостол Петр пишет: "Пастырей ваших умолял я, сопастырь и свидетель страданий Христовых, и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно (и богоугодно); не для гнусной корысти, но из усердия; и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду. И когда явится Пас-тыреначальник, вы получите неувядающий венец славы" (1 Пет. 5, 1-4). Данный текст с неоспоримой очевидностью свидетельствует, что в апостольское время уже существовали христианские пастыри, которых Апостол Петр наставляет. Называя себя "сопастырем", то есть несущим такое же служение, как и пастыри, а Господа Иисуса Христа - Пастыреначальником, ап. Петр указывает на тесную связь христианских пастырей с Господом и Апостолами. Не может быть речи о всеобщем священстве, когда, наставляя христиан, Апостол Петр пишет: "Младшие, повинуйтесь пастырям" (ст. 5). По своем воскресении Господь являлся первоначально Апостолам, а не всему народу; только их Он поучал Тайнам Царствия Божия (Деян. 1, 3), и только им Он заповедал: "Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам" (Мф. 28, 19).

Данный текст Священного Писания служит также опровержением другого возражения протестантских богословов против пастырства, согласно которому нельзя распространять и передавать дар, принадлежащий только Апостолам. Если это верно, то апостольская проповедь прекратилась бы с их жизнью и повеление Спасителя не было бы исполнено. Кроме того, Господь сказал: "Я с вами во все дни до скончания века" (Мф. 28, 19), а также: "Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек" (Ин. 14, 15), что не сообразуется с протестантским мнением.

Мнение протестантов о "всесвященстве", основанное, по их толкованию, на разобранном тексте, а также на словах ап. Петра: "Устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить жертвы, благоприятные Богу" (1 Пет. 2, 5-9), также ошибочно. Ап. Петр, пользуясь ветхозаветным языком, учит, что христиане должны также приносить жертвы Богу, но уже не плотские, а духовные, т.е. жертвы своей чистоты чрез "отложение всякой злобы, всякого коварства, лицемерия, зависти и всякого злословия", что и есть "духовная жертва святого священства".

Следует, однако, сказать, что учение о "всесвященстве" имеет место и в Православной Церкви, только не в том смысле, как его понимают протестантские и сектантские учителя. Кроме вышеприведенных текстов Священного Писания (Исх. 19, 6; 1 Пет. 2, 5-9), о всесвященстве всех христиан говорит и святоотеческое учение. Так, св. Игнатий Богоносец называет всех христиан "Богоносцами, Христоносцами, Храмоносцами" и т.д. (Поел, к Ефес, гл. IX).

Св. Климент Адексаидсийский пишет верующим: "Мы - род избранный, царское священие, народ святой"17.

Св. Григорий Богослов пишет: "Целый мир священнодействует Владыке... не тельцов овнов закалают..., но всенощными бдениями и псалмопениями"18.

В "Православном исповедании" наиболее четко выражено, что священство есть двоякое: одно духовное, а другое таинственное. Согласно учению Св. Писания (1 Пет. 2, 9; Ин. 5, 9-10), все православные христиане имеют священство духовное и приносят жертвы в виде молитв, благодарений, умерщвления плоти, предания себя на мученичество за Христа и проч.19 Но одного духовного "всесвященства" недостаточно для жизни Церкви Христовой. Необходимо еще священство "таинственное" ради совершения таинств для освящения людей. Это священство установил Сам Господь, что отображено, например, в словах ап. Павла: "Иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями" (1 Кор. 12, 28).

Делая вывод из всего сказанного, можно сказать, что существование в Церкви пастырства подтверждается как Священным Писанием и учением святых отцов, так и другими данными, и поэтому всякое учение о ненужности в Церкви особого класса священнослужителей является несостоятельным и не выдерживающим никакой критики.

 

НАПРАВЛЕННОСТЬ НАУКИ ПАСТЫРСКОГО БОГОСЛОВИЯ

Наука Пастырского богословия призвана раскрывать высо кие идеи Пастырства Христа Спасителя. Содержание науки Пастырского богословия, при вдумчивом изучении этого предмета, таит в себе благодатную силу воздействия на душу.

Пастырское богословие основывается на Священном Писании и творениях святых отцов. Как св. отцы отражали в своих писаниях дух учения свв. Апостолов, так и наука Пастырского богословия должна быть по своей направленности апостольской.

Апостольская направленность означает, во-первых, сохранение установлений апостольских в отношении строя церковной жизни, что дает возможность сохранить в неповрежденности апостольские традиции в учении, богослужении и управлении. Это относится больше к внешней апостольской традиции, но не раскрывает ее внутреннего благодатного содержания. Следовательно, во-первых, под апостольством науки Пастырского богословия следует понимать дух пастырского служения свв. Апостолов, сущность которого состоит в самоотречении для славы Божией и спасения других. "Мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы раби ваши для Иисуса", - пишет Апостол Павел коринфским христианам (2 Кор. 4, 5).

Из апостольских посланий можно видеть, каков был дух пастырского служения свв. Апостолов. Этот дух пастырского служения живет в Церкви Христовой во все времена. Это мы наглядно можем проследить в развития учения о пастырстве в святоотеческом богословии. Св. отцы во всей своей деятельности руководствовались любовию к христианской истине и потребностям св. Церкви.

Учение свв. отцов о пастырстве, также как и св. апостолов, было плодом не только умственной деятельности, но, главным образом, результатом нравственного подвига, и поэтому это учение живо и действенно во все времена.

Пастырское богословие призвано сохранять апостольские и святоотеческие традиции не только во внешних, но и во внутренних проявлениях жизни Церкви, раскрывая постоянно дух апостольских наставлений в учении, священнодействии и в управлении церковном.

"Никто не ищи своего, - говорит ап. Павел, - но каждый пользы другого" (1 Кор. 10, 24); "старайтесь обогатиться духовными дарами к назиданию Церкви" (1 Кор. 14, 12). Одним из таких духовных даров является изучение Пастырского богословия при условии, что само пастырство осознается и осуществляется как смиренное и жертвенное служение Церкви. Когда же забывается "единое на потребу", тогда изучение богословия превращается в одно лишь исследовательство, в пустое разглагольствование о пастырском долге, оно теряет внутреннее спасительное содержание, оставаясь лишь формой. Такое богословствование бесплодно, потому что становится отвлеченным от духа апостольского.

Изучение науки Пастырского богословия принесет пользу изучающим ее только в том случае, оно будет приниматься чистым сердцем, а не одним холодным разумом. Одно внешнее научение недостаточно в деле освоения Пастырского богословия так же, как и других богословских дисциплин.

В этом отношении весьма ценными являются слова епископа Игнатия (Брянчанинова), сказанные им о богословских системах. "Одна система, - говорит святитель, - есть скелет, правильный, твердый, но сухой и безжизненный. Благодарите школу, что она дала вам его, и большего от нее не требуйте. Она сообщила вам все, что могла. Если мы так будем говорить образно - в том экземпляре скелета, который достался ва вашу долю, есть неполноты, спешите наполнить их. Думаю же, что все это немного займет у вас времени. Потом ваше дело - навести краску, дать плоть костяку и оживить новое тело духом. Для этого нужно постоянное упражнение в чтении Слова Божия, молитва и жизнь по заповедям Божиим. Молитва оплодотворяет упражнение в Слове Бо-жием, и плод будет состоять в познании заповедей Божиих. Прочитывайте св. Матфея и старайтесь жить по заповедям, изложенным в 5, б, 7 главах. Эта жизнь простая. Апостол Павел велит узнавать, что есть воля Божия, благая и совершенная, и этим отсылает нас к начальным страницам Нового Завета, к св. Матфею, которого книга недаром занимает в нашем новозаветном каноне первое место. Исполняйте заповеди деятельно, и незаметно перейдете к ведению по Иоанну"20.

Чтобы изучение пастырско-религиозных истин принесло пользу, необходимо, чтобы эти истины стали близки человеку, чтобы проникли в глубину его духа, а не остались на поверхности рассудочного знания. Богословие, особенно пастырское, познается опытным путем, путем внутреннего духовного подвига. Необходимо духовно приобщиться благодатному действию Откровения, и только после этого является способность отражать свет этого Откровения для просвещения других. Этого не в состоянии сделать пастырь, не просвещенный Духом Святым, потому что повести за собой пасомых, указать истинный путь ко спасению может только тот, кто сам уже опытно прошел или идет по пути, указанному Христом.

Эту благодатную настроенность, любовь к Богу, Церкви, пасомым, сознание своей немощи и необходимости Божественной помощи должно помочь воспитать Пастырское богословие. Именно об этом огне духовной ревности в деле спасения Спаситель сказал: "Огонь пришел Я низвесть на землю и как желал бы, чтобы он уже возгорелся" (Лк. 12, 49); этот огонь должен возгореться в душе каждого, приступающего к священному сану.

Таким образом, наука Пастырского богословия, располагающая определенной церковно-апостольской направленностью и обладающая неотразимой внутренней благодатной силой действенности, призвана самым ближайшим образом принять участие в формировании доброго пастыря.

К предыдущей К оглавлению К следующей

На главную Каталог