На главную
На главную

Глинские чтения

 
 
 
К предыдущей К оглавлению К следующей

Схиархимандрит Иоанн (Маслов)

ЛЕКЦИИ
ПО ЛИТУРГИКЕ

Вознесение Господне

Празднование Вознесения Господня совершается в сороковой день по Воскресении Христовом (Деян. 1, 1-12; Мк. 16, 12-19; Лк. 24, 50-52). Этот день всегда приходится на четверг 6-й седмицы после Пасхи.

Вознесшись на небо и сев одесную Отца Небесного, Христос Спаситель не оставил, не покинул землю Своим присутствием. Он вознесся от нас, Он невидим телесными очами среди верующих в Него, но, как говорится в кондаке праздника, «никакоже отлучаяся», пребывает «неотступный» и обещает верующим в Него и любящим Его: «Аз есмь с вами, и никтоже на вы».

Через Свое Вознесение Господь стал еще ближе к человечеству, к верующим в Него, ибо Он ныне пребывает на земле не только Своим вездесущим Божеством, но и прославленным Телом в великом и пренебесном таинстве Святой Евхаристии (Тела и Крови Его), причастниками которого бывают все верующие.

Вознесение Христа во славе с плотию вызывает благоговейное удивление всего духовного ангельского мира и прославление им великого снисхождения и милости Божией к человеческому роду.

«Чины ангельстии, Спасе, человеческое естество видевше совосходящее Тебе, непрестанно удивляеми воспеваху Тя»1.

Преславное Вознесение Спасителя на небо с плотию было продолжением и завершением прославления Его по человечеству (и прославлением самого человечества), которое началось в Воскресении и основанием которому послужил Крест Христов1.

Вознесение Господа Иисуса Христа на небо служит явным доказательством того, что всем людям, верующим во Христа, открыт путь к небу. Христос явился на небо как первенец из мертвых, представив в Своем Лице начаток искупленной и восстановленной Им человеческой природы. «Он взошел со славою» к Светоначальнику Отцу Своему, «умиротворив всяческая»2, разрушив осуждение человечества3.

Где Глава, там должны быть и члены. Глава — на небе, во славе, там будут в конце времен с Ним и все верующие в Него. И все это будет тогда, когда снова явится Христос на земле, как сказали Ангелы апостолам при Вознесении Господнем: «Приидет паки имже образом видите Его идуща на небо»4.

 

История праздника

Начало празднования Вознесения Господня восходит к самой глубокой древности. Так, уже Апостольские Постановления предписывают совершать его в сороковой день по Пасхе (книга 5, гл. 18). Особенно важны в этом отношении свидетельства св. Иоанна Златоуста и блаж. Августина. Первый называет этот праздник важнейшим и великим и относит его к разряду праздников, которые, подобно Пасхе и Пятидесятнице, несомненно, установлены апостолами. Последний, упоминая о повсеместном чествовании праздника, по преданию, прямо усвояет ему апостольское установление.

Каноны праздника написаны св. Иоанном Дамаскиным и св. Иосифом Песнопевцем. Кондак и икос принадлежат св. Роману Сладкопевцу.

 

Особенности богослужения

Праздник Вознесения Господня относится к числу подвижных Господских праздников. Он имеет один день предпразднства, совпадающий с отданием Пасхи, и восемь дней попразднства. Отдание праздника бывает в пятницу 7-й седмицы по Пасхе.

На великой вечерне «Блажен муж» не поется. По «Ныне отпущаеши...», на «Бог Господь» и в конце утрени поется тропарь праздника, глас 4-й:

«Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш,

радость сотворивый учеником обетованием Свя-

таго Духа, извещенным им бывшим благословени-

ем, яко Ты еси Сын Божий, избавитель мира».

На утрени — полиелей и величание:

«Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем

еже на небеса с пречистою Твоею Плотию

Божественное Вознесение».

Степенна — 1-й антифон, 4-го гласа. Прокимен: «Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне». Евангелие от Матфея, зач. 71-е. После Евангелия поется: «Воскресение Христово видевше...» (один раз). Канонов два, ирмосы по дважды. Тропари на 12. Каноны составлены св. Иоанном Дамаскиным и св. Иосифом Студитом. Катавасия — Пятидесятницы: «Божественным покровен…».

«Честнейшую» не поется, но поются припевы праздника. Первый припев (поет диакон): «Величай, душе моя, вознесшагося от земли на небо Христа Жизнодавца», и хор поет ирмос:

«Тя паче ума и словесе Матерь Божию

в лето Безлетнаго неизреченно рождшую,

вернии, единомудренно величаем».

К тропарям второго канона — свой припев: «Ангелы восхождение Владыки зряще, ужасахуся, како со славою взятся от земли на горняя». Во все седмичные дни попразднства до отдания праздника включительно на утреннем каноне поется катавасия — ирмосы Вознесения: «Спасителю Богу...».

На литургии — антифоны праздника. Входный стих (он же и причастный): «Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне». После малого входа — тропарь праздника и кондак:

«Еже о нас исполнив смотрение и яже на земли

соединив небесным, вознеслся еси во славе,

Христе Боже наш, никакоже отлучаяся, но пребы-

вая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь

с вами, и никтоже на вы».

Прокимен: «Вознесися на небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя». Апостол — Деяния, зач. 1-е. Евангелие – от Луки, зач. 114-е. Задостойник (и до отдания) – ирмос 9-й песни: «Тя паче ума и словесе Матерь Божию...» с первым припевом.

Вместо «Видехом свет истинный...» поется тропарь Вознесения. Отпуст — праздника: «Иже во славе вознесыйся от нас на небо и одесную седый Бога и Отца, Христос, истинный Бог наш...»1.

Вечером в день праздника — великая вечерня. Вход с кадилом и великий прокимен: «Бог наш на небеси и на земли, вся елика восхоте, сотвори».

Примечания 1. В попразднство до отдания Вознесения на литургии после малого входа «Приидите, поклонимся…» поется «Спаси ны, Сыне Божий, вознесыйся во славе, поющия Ти: Аллилуия».

2. Во все дни от Вознесения до дня Святой Троицы в начале часов и других служб «Царю Небесный» не читается; после начального возгласа читается сразу Трисвятое и прочее.

3. От Вознесения до Троицкой субботы в конце литургии вместо «Видехом свет истинный…» поется тропарь праздника, в Троицкую родительскую субботу — тропарь «Глубиною мудрости...». (Такая замена делается по аналогии с заменой этого песнопения, согласно Уставу, тропарем Пасхи в период от Пасхи до Вознесения).

 

 

Неделя седьмая по Пасхе, святых отцев Первого Вселенского Собора

В эту Неделю Святая Церковь празднует память трехсот восемнадцати отцов Первого Вселенского Собора в Никее, который был созван против Ария. Он начался в дни Святой Пятидесятницы, 19 июня 325 года, и послужил славе воскресшего Господа. Собор, как говорится в синаксарии, проповедал Сына Божия единосущна и единочестна Отцу и исповедал, что Он воистинну Сын Божий и совершенный Человек.

Собор постановил также праздновать светлый праздник Пасхи в первое воскресенье после иудейской Пасхи.

Празднование в честь богоносных отцов совершается один день и не имеет ни предпразднства, ни попразднства.

Канон на утрени имеет ту же катавасию, что и канон Вознесения, — «Божественным покровен…».

 

 

Троицкая родительская суббота

На богослужении Троицкой субботы (перед Пятидесятницей) поминаются все «от века усопшие» православные христиане, отцы и братия наша.

Последование службы этой субботы — такое же, как и службы субботы мясопустной (см. выше). Различие в службах состоит только в том, что в службе Троицкой субботы песнопения Октоиха, помещенные на ряду в Цветной Триоди, всегда 6-го гласа, потому что в предыдущее воскресенье поется 6-й глас, а в мясопустную субботу – песнопения Октоиха рядового гласа.

Примечание. Если в Троицкую субботу случится праздник святого с полиелеем (см.; например: Типикон, 25 мая), то служба его переносится на четверг 7-й седмицы. Если же случится храмовой праздник, то служба Троицкой субботы переносится на четверг (Типикон, 54-я храмовая глава).

 

 

Святая Пятидесятница

В этот двунадесятый праздник воспоминается и прославляется сошествие Святого Духа на апостолов в виде огненных языков (Деян. 2, 1-4).

Название Пятидесятницы этот праздник получил, во-первых, потому, что он праздновался еще в ветхозаветной Церкви, во-вторых, потому, что этот праздник приходится на 50-й день после Воскресения Христова. Сошествие Святого Духа на апостолов есть «свершение» нового, вечного Завета Бога с человеком.

Дух Святой в день Пятидесятницы явился в мир видимым образом и ощутительно для человеческой души — с дарами спасающей благодати.

В день Пятидесятницы на общество учеников, как начало Церкви Христовой, сошел Святой Дух, и оно стало как бы единым телом, оживленным душой. С этого времени Церковь Христова стала расти через усвоение и присоединение к себе других душ.

Чрезвычайное благодатное действие произвел Дух Святой на учеников Христовых и апостолов: они совершенно переменились, стали как бы другими людьми; они почувствовали в себе такую любовь к Богу и людям, о какой раньше представления не имели1. Это было излияние любви Христа в их сердца Духом Святым. Они почувствовали в себе силу и дерзновение все делать, всю жизнь отдать для славы Божией и спасения людей.

Святой Дух приводит в бытие («осуществляет») и оживотворяет всю тварь; в Нем все живет и движется: «вся бо созданная яко Бог Сый укрепляет, соблюдает во Отце Сыном же»1.

Святым Духом подаются глубина дарований, богатство славы, боговедения и премудрости. Им подается всем источник Божественных сокровищ, святость, обновление, обожение, разум, мир, благословение и блаженство, ибо Он есть Жизнь, Свет, Ум, Радость, Любовь и Благость2.

«Вся подает Дух Святый, точит пророчествия, священники

совершает, некнижныя мудрости научи, рыбари

богословцы показа, весь собирает собор церковный...»3.

В день Пятидесятницы впервые явственно открылась тайна Божественного Существа, тайна Святой Троицы. Догмат о Святой Троице является основным в христианстве. Он объясняет все дело искупления грешного человечества. На вере в Триединого Бога зиждется все христианское вероучение.

Все наше богослужение — общественное и частное – начинается с прославления Пресвятой Троицы. Молитвы ко Святой Троице сопровождают человека от появления его на свет до смерти. Первые слова, которые Церковь обращает к только что родившемуся младенцу, — «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». В таинстве Крещения Церковь возрождает младенца «во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». В таинстве Миропомазания полагается на него «печать дара Духа Святаго». С отроческого возраста кающемуся отпускаются на исповеди грехи его «во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». Во имя Святой Троицы совершается таинство Брака. Наконец, молитва иерея при погребении усопшего: «Яко Ты еси Воскресение...» заканчивается обращением ко Святой Троице.

Праздник Пятидесятницы, по словам церковных песнопений, есть праздник «попразднственный», конечный4. Он есть завершение всех великих праздников — от Благовещения Пресвятой Богородицы, до Пасхи и Вознесения Господа Иисуса Христа. Праздник Пятидесятницы есть славный конец долгого, крестного, тернистого пути спасения мира Богочеловеком Христом, день рождения Церкви Христовой, в ограде которой совершается спасение людей благодатью Святого Духа.

 

История праздника

Праздник Пятидесятницы установлен самими апостолами. По сошествии Святого Духа апостолы ежегодно праздновали день Пятидесятницы и заповедали воспоминать его всем христианам (1 Кор. 16,8; Деян. 20,16). Уже в Постановлениях Апостольских (кн. 5, гл. 20) есть прямая заповедь праздновать Св. Пятидесятницу: «Спустя десять дней по Вознесении бывает пятидесятый день от первого дня Господня (Пасхи), сей день да будет великим праздником. Ибо в третий час сего дня Господь Иисус послал дар Святого Духа». Праздник Пятидесятницы под названием дня Святого Духа от самых первых времен праздновался Церковью торжественно. Особенную торжественность ему придавал обычай Древней Церкви совершать в этот день крещение оглашенных (отсюда — песнопение литургии: «Елицы во Христа крестистеся...»). В IV веке были составлены св. Василием Великим читаемые на вечерне до сих пор коленопреклонные молитвы. В VIII веке св. Иоанн Дамаскин и св. Косма Маиумский составили в честь праздника многие песнопения, которые и теперь поет Церковь.

 

Особенности богослужения

На великой вечерне среди стиховных стихир – впервые после Великой Субботы — поется стихира: «Царю Небесный...» (она же поется на утрени, по 50-м псалме, и на хвалитех, на «И ныне»). По «Ныне отпущаеши», на «Бог Господь» и в конце утрени — тропарь праздника, глас 8-й:

«Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры

ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми

уловлей вселенную, Человеколюбче, слава Тебе».

На утрени, по полиелее, величание:

«Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Всесвятаго

Духа Твоего, Егоже от Отца послал еси Божественным

учеником Твоим».

Прокимен: «Дух Твой благий наставит мя на землю праву». Евангелие — от Иоанна, зач. 65-е. «Воскресение Христово видевше...» не поется. Канонов два: св. Космы Маиумского «Понтом покры...» и св. Иоанна Дамаскина «Божественным покровен...». К тропарям припев: «Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе».

По 3-й песни — седален праздника, по 6-й песни — кондак, гл. 8-й:

«Егда снизшед, языки слия, разделяше языки

Вышний: егда же огненныя языки раздаяше,

в соединение вся призва, и согласно сла-

вим Всесвятаго Духа» и икос.

На 9-й песни вместо «Честнейшую…» поется припев:

«Апостоли сошествие Утешителя зряще удивишася,

како в виде огненных язык явися Дух Святый»1.

Затем — ирмос 1-го канона. Тот же припев поется к тропарям обоих канонов. После 9-й песни – (на катавасию) ирмос второго канона:

«Радуйся, Царице, матеродевственная славо: всяка бо

удобообращательная благоглаголивая уста витийствовати не могут,

Тебе нети достойно: изумевает же ум всяк Твое

Рождество разумети. Темже Тя согласно славим».

(Этот же ирмос служит задостойником на литургии). «Свят Господь Бог наш» не поется2.

На литургии — антифоны праздника. Входный стих: «Вознесися, Господи, силою Твоею, воспоем и поем силы Твоя».

Вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся»3. Прокимен: «Во всю землю изыде вещание их...». (Этот прокимен поется до отдания — см. Типикон). Апостол — Деян., зач. 3-е. Евангелие — от Иоанна, зач. 27-е. Причастен: «Дух Твой благий наставит мя на землю праву».

Задостойник: ирмос «Радуйся, Царице...» (поется до отдания праздника).

В конце литургии, после возгласа: «Спаси, Боже, люди Твоя...», в первый раз после Великой Субботы поется: «Видехом свет истинный...». Отпуст — праздничный (см.: Служебник).

К особенностям службы Пятидесятницы относится и то, что великая вечерня в день Пятидесятницы обычно совершается сразу же после литургии. На вечерне к обычным прошениям великой ектении присоединяются особые прошения. Вход бывает с кадилом (но если служит архиерей, то вход совершается с Евангелием), и поется великий прокимен: «Кто бог велий...».

Особенностью вечерни является то, что на ней читаются три молитвы св. Василия Великого с коленопреклонением (колена преклоняются впервые после Пасхи)1. Священник читает их в царских вратах на коленях, лицом к народу.

Первая молитва читается сразу же после входа и пения великого прокимна «Кто бог велий...». Вторая — после сугубой ектении «Рцем вси...». Третья — после «Сподоби, Господи...».

В первой молитве, возносимой Богу Отцу, верующие исповедуют свои грехи, испрашивают прощения их и благодатной небесной помощи против козней вражиих. Во второй молитве верующие просят дарования им Духа Святого, наставляющего и укрепляющего их в соблюдении заповедей Божиих для достижения блаженной жизни. В третьей молитве, обращенной к Сыну Божию, исполнившему все смотрение (домостроительство) спасения человеческого рода, Церковь молится об упокоении усопших отцев и братий наших2.

После каждого чтения бывает сокращенная малая ектения, начинающая прошением: «Заступи, спаси, помилуй, возстави и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию».

После молитв произносится просительная ектения: «Исполним вечернюю молитву...» и поют стиховные стихиры. Окончание вечерни – обычное, но отпуст — особый (см. Служебник).

Вечерня в день Пятидесятницы совершается сразу после литургии для того, чтобы народ в трезвенном и благоговейном состоянии, не расходясь по домам, присутствовал при чтении на вечерне указанных возвышенных молитв св. Василия Великого (впервые совершаемом с коленопреклонением со дня Пасхи).

С древних времен сохраняется обычай в праздник Пятидесятницы украшать храмы и жилища зеленью (ветвями деревьев), растениями и цветами. Этот обычай был соблюдаем еще с ветхозаветной Церкви в праздник Пятидесятницы (Лев. 23,10-17; Числ. 28,26). Очевидно, так была убрана и Сионская горница, где Дух Святой в день Пятидесятницы сошел на апостолов. С того времени, по обычаю апостолов, и христиане украшают храмы и дома зелеными древесными ветвями и цветами. Эти украшения напоминают также ту священную дубраву, где патриарх Авраам удостоился принять Триединого Бога под видом трех странников.

Вместе с тем, деревья и цветы вечно обновляющейся природы указывают нам на таинственное обновление душ наших силою Святого Духа, служат напоминанием и призывом к духовному обновлению и к жизни во Христе, Господе н Спасителе нашем (Ин., гл. 15).

 

День Святого Духа

 

Песнопения в этот день — те же, что и в Пятидесятницу, только на малом повечерии поется канон Святому Духу.

Всенощного бдения на день Святого Духа не полагается, но на практике в этот день совершается такая же служба, как и в день Святой Пятидесятницы. Полиелея нет. Великое славословие.

«Честнейшую» не поется, поется ирмос 9-й песни.

На литургии поются изобразительны. Произносится входный стих, как в день Пятидесятницы, но вместо «Елицы...» — «Святый Боже...». Отпуст — праздника Пятидесятницы.

***

Праздник Пятидесятницы имеет 6 дней попразднства. Отдание праздника бывает в следующую субботу. На литургии до отдания праздника по входе — «Приидите, поклонимся... Спаси ны, Утешителю Благий, поющия Ти: Аллилуиа».

Седмица по Пятидесятнице, как и Светлая — сплошная (отменяется пост в среду и пятницу). Такое разрешение поста бывает не по причине наступающего Петрова поста и не для того, чтобы мы приступили к этому посту, насытившись мясоядением, но в честь Святого Духа, пришествие Которого мы только что праздновали в течение двух дней (в воскресенье и понедельник), и в честь семи даров Святого Духа.

Наконец, разрешение поста установлено и в честь Святой Троицы.

Один из церковных писателей XIII века пишет: «Разрешаем пост на седмице по Пятидесятнице в честь Спаса нашего Иисуса Христа, ибо Дух Святый равночестен Отцу и Сыну и по благоволению Их совершилось таинство нашего воссоздания и воссияло нам просвещение богопознания».

 

 

Неделя 1-я по Пятидесятнице, всех святых

В песнопениях Недели всех святых Церковь, исчисляя различные чины (лики) святых, напоминает нам о подражании их подвигам и добродетелям.

Неделей (воскресеньем) всех святых оканчивается Цветная Триодь и начинается ежедневное пение Октоиха.

Примечание. Октоих употребляется с понедельника после Недели (воскресенья) всех святых до пятой Недели (воскресенья) Великого поста включительно. (В период пения Постной Триоди от Недели сыропустной через всю Четыредесятницу Октоих употребляется только по воскресным дням).

Период от Недели всех святых и до Недели о мытаре и фарисее составляет 32 недели. Соответственно этому (с Недели всех святых) начинаются столпы воскресных утренних Евангелий, а столпы осмогласия (гласов Октоиха) начинаются со второй Недели (воскресенья) после Недели всех святых.

С понедельника после Недели (воскресенья) всех святых начинается Петров пост.

 

 

Неделя 2-я по Пятидесятнице, всех святых, в земле Российстей просиявших

На Поместном Соборе Русской Церкви 1918 года восстановлено древнее общее празднование памяти всех русских святых в первое воскресенье Петрова поста после Недели всех святых.

Служба русским святым полна глубоких назидательных мыслей. «Один за другим проходят чудные образы русских святых, поразительных в духовной красоте, великих во всех добродетелях. Русские святые, однажды воссиявшие, явились светилами незаходимыми земли нашей, никогда не меркнувшими, всегда сияющими ровным светом и являющимися для нас — их потомков — верными помощниками, от Христа нам дарованными, путь спасения нам указующими» (см. светилен по 9-й песни канона).

Служба совершается по особой книге: «Служба всем святым, в земли Российской просиявшим», изданной при Патриархе Тихоне в 1918 году и переизданной Московской Патриархией в 1946 году (см. Богослужебные указания на 1950 год.).

 

 

Петров пост

С понедельника после Недели (воскресенья) всех святых начинается Петров пост, установленный в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла, память которых празднуется 29 июня.

Об этом посте через неделю после Пятидесятницы упоминается еще в Апостольских Постановлениях. Продолжительность поста бывает различна и зависит от праздника Пасхи. Самый продолжительный период этого поста — шесть недель, а наиболее короткий — неделя и один день. Начало его бывает в промежутке от 18 мая до 21 июня1.

К предыдущей К оглавлению К следующей

На главную Каталог