На главную
На главную

Глинские чтения

 
 
 
К предыдущей К оглавлению К следующей

Схиархимандрит Иоанн (Маслов)

ЛЕКЦИИ
ПО ЛИТУРГИКЕ

Страстная седмица

 

Первые три дня

В богослужении первых трех дней Страстной седмицы удерживается еще общий покаянный его характер. Но, помимо этого, каждый день посвящается особому воспоминанию, которое отражено в песнопениях и евангельских чтениях на утрени и литургии.

В Великий Понедельник воспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф, по зависти проданный братьями в Египет, пострадавший, а потом прославившийся и тем прообразовавший страдания Христа Спасителя, преданного на смерть соотечественниками. Кроме того, в этот день воспоминается проклятие и иссушение Господом бесплодной смоковницы, послужившей образом лицемерных фарисеев, у которых, несмотря на их внешнюю набожность, Господь не нашел истинных плодов веры и благочестия, а только лицемерную сень (тень) закона.

Бесплодной, засохшей смоковнице бывает подобна и всякая душа человеческая, не приносящая духовных плодов, — истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.

В Великий Вторник воспоминается обличение Господом книжников и фарисеев, Его беседы и притчи, сказанные в этот день в Иерусалимском храме: о дани кесарю, о воскресении мертвых, Страшном суде и кончине мира, притчи о десяти девах и о талантах. В притчах изображается внезапность пришествия Господа (о десяти девах) и праведность суда Божия (о талантах).

В Великую Среду воспоминается жена-грешница, омывшая слезами и помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя, когда Он был на вечери в Вифании, в доме Симона Прокаженного, и этим приготовившая Христа к погребению. Здесь же Иуда мнимой заботливостью о нищих обнаружил свое сребролюбие, а вечером решился продать Христа иудейским старейшинам за 30 сребренников.

 

Уставные особенности богослужения первых трех дней Страстной седмицы

В первые три дня Страстной седмицы Устав предписывает прочитывать всю Псалтирь, кроме 17-й кафизмы, читаемой на утрени Великой Субботы.

В Неделю ваий (воскресенье), вечером, служба начинается с 3-го часа, затем следует вечерня1 и малое повечерие с трипеснцем. В Великие Понедельник и Вторник, вечером, служба начинается великим повечерием, а в Великую Среду и в последующие дни, вечером, — малым повечерием. На всех повечериях поются трипеснцы св. Андрея Критского.

На утрени, после «Аллилуиа», в первые три дня поется (трижды) особым напевом трогательный и умилительный тропарь:

«Се, Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже

обрящет бдяща; недостоин же паки, егоже обрящет

унывающа. Блюди убо, душе моя, не сном отяготися,

да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися;

но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят

еси, Боже, Богородицею помилуй нас».

Этим тропарем Церковь напоминает нам о внезапном пришествии Судии мира и побуждает нас к духовному бодрствованию. По богослужебной традиции Троице-Сергиевой Лавры и храма Московской Духовной академии, при пении «Се, Жених...» отверзаются царские врата и бывает каждение всего храма, после чего царские врата закрываются.

Вслед за тропарем стихословятся три кафизмы. После кафизм ектении не полагаются, но тотчас по окончании третьей кафизмы и седальна диакон произносит: «И о сподобитися нам...». Царские врата открываются, и читается (на престоле) особое (для каждого дня) Евангелие (в Понедельник – от Иоанна, зач. 84-е; во Вторник — от Матфея, зач. 90-е; в Среду — от Иоанна, зач. 41-е).

После Евангелия, 50-го псалма, молитвы «Спаси, Боже, люди Твоя...» и возгласа: «Милостию и щедротами...» поется трипеснец Триоди (в Понедельник — 1-я, 8-я и 9-я песни; во Вторник — двупеснец, 8-я и 9-я песни; в Среду — 3-я, 8-я и 9-я песни). Припев к тропарям трипеснцев и канонов в Страстную седмицу: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». (Библейские стихи не поются). Но сразу ирмос и чтение канона. По окончании трипеснца (канона в Четверг) в первые четыре дня поется светилен:

«Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и

одежды не имам, да вниду в онь (в него);

просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси

мя» (трижды).

В этом светильне мы исповедуем перед Господом свое недостоинство и сокрушаемся и плачем, подобно невесте, оставленной вне брачного чертога.

Далее — хвалитные псалмы и стихиры на хвалитех. По окончании стихиры на «И ныне» чтец читает «Тебе слава подобает...» и вседневное славословие. После просительной ектении — стихиры на стиховне, и чтец: «Благо есть исповедатися...» (дважды), Трисвятое по «Отче наш», тропарь: «В храме стояще славы Твоея...», «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Сый благословен...». Чтец: «Небесный Царю...». Иерей произносит молитву св. Ефрема Сирина с 16-ю поклонами, и чтец сразу без утреннего отпуста читает 1-й час.

В первые три дня Страстной седмицы (начиная с вечерни в Неделю ваий) в конце служб — утрени, изобразительных1 и литургии — бывает особый отпуст: «Грядый Господь на вольную страсть нашего ради спасения, Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных апостол, святых праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых...»1.

В первые три дня Страстной седмицы на 3-м, 6-м и 9-м часах2 последовательно и сполна прочитывается все Четвероевангелие (в 9 частях) до слов: «Ныне прославися Сын Человеческий...» (Ин. 13, 32). Евангелие читается (на середине храма) после Богородична часа. Порядок выноса Евангелия и каждения бывает такой же, как и на чтении Великих часов.

Паримии, в отличие от паримий Св. Четыредесятницы, взяты из других ветхозаветных книг. Так, на 6-м часе, вместо пророчества Исаии, читается пророчество Иезекииля, созерцавшего дивные образы херувимов на огненных колесницах, движимых Духом. На вечерне в первые четыре дня читается первая паримия не из книги Бытия, а из книги Исход — о бедствиях евреев в Египте и избавлении от них. Эти бедствия служили прообразом духовных бедствий греховного человечества и избавления от них страданиями Спасителя. Вторая паримия на вечерне читается из книги Иова, невинного и безропотного страдальца, служившего прообразом страданий Спасителя.

В первые три дня Страстной седмицы совершается литургия Преждеосвященных Даров3. После пения «Да исправится молитва моя...» и молитвы св. Ефрема Сирина с великими поклонами читается Евангелие, соответствующее воспоминанию каждого дня (в Понедельник — Мф., зач. 98-е, во Вторник — Мф., зач. 102-е, в Среду — Мф., зач. 108-е). (Апостол на литургии в эти дни не читается).

В Великую Среду в конце литургии (после «Буди имя Господне» и возгласа: «Благословение Господне на вас...»)4 последний раз читается молитва св. Ефрема Сирина с тремя великими поклонами. Далее священник произносит: «Слава Тебе, Христе Боже...» и отпуст: «Грядый Господь на вольную страсть...».

В Страстную седмицу, как и в первую седмицу Великого поста, не бывает поминовения усопших (Номоканон при Большом Требнике, гл. 169) и не совершается празднование памяти святых, так как вся седмица посвящена исключительно воспоминанию страданий и крестной смерти Господа1.

 

Великий Четверг

В богослужении этого дня воспоминаются четыре важнейших события из жизни Христа Спасителя: Тайная Вечеря, на которой Господь установил новозаветное таинство Св. Евхаристии; омовение ног ученикам в знак глубокого смирения и любви к ним; молитва в саду Гефсиманском и предательство Иисуса Христа Иудою на страдания и смерть.

Службы в этот день следующие: вечером (в среду) — малое повечерие и утреня с 1-м часом; утром — часы 3-й, 6-й и 9-й, изобразительные, литургия св. Василия Великого в соединении с вечерней.

 

Особенности богослужения

Накануне (в Среду вечером) совершается малое повечерие с трипеснцем св. Андрея Критского.

На утрени: после «Аллилуиа» и стихов поется (трижды) особым напевом тропарь:

«Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся,

тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся,

и беззаконным судиям Тебе, Праведнаго Судию,

предает. Виждь, имений рачителю, сих ради удавление

употребивша! Бежи несытыя души, Учителю таковая

дерзнувшия. Иже о всех благий, Господи, слава Тебе»1.

Кафизмы нет. Тотчас после тропаря – возглас диакона: «И о сподобитися нам...», и читается Евангелие от Луки, зач. 108-е от полу: «Приближашеся праздник опреснок...» По прочтении Евангелия и 50-го псалма поется полный канон: «Сеченое сечется море Чермное». (Молитва «Спаси, Боже, люди Твоя...» перед каноном не читается). К тропарям припев: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».

На 3-й песни канона «Честнейшую» не поем, но ирмос 9-й песни. Диакон запевает перед иконой Божией Матери начальные слова ирмоса: «Странствия Владычня», а хор продолжает: «и безсмертныя трапезы...»2.

После 3-й песни — ексапостиларий: «Чертог Твой...» (трижды).

Далее утреня совершается так же, как и в первые три дня, но конец ее другой. «Благо есть...» (единожды), Трисвятое и тропарь: «Егда славнии ученицы...», после которого — сугубая ектения. Затем — «Премудрость». Хор. «Благослови». Священник: «Сый благословен...». Хор: «Утверди Боже...», и 1-й час.

Особенностью 1-го часа является чтение после Богородична часа паримии из книги пророка Иеремии, в которой изображается кротость Божественного Страдальца и злоба Его врагов. Чтение пареимии предваряется и заключается пением прокимнов.

В конце 1-го часа, а также в конце изобразительных отпуст — тот же, что и в первые три дня: «Грядый Господь на вольную страсть...»3.

Часы 3-й, 6-й и 9-й и изобразительные совершаются вместе, «поскору», без пения4. Лишь в конце изобразительных, после возгласа священника «Премудрость», поется «Достойно есть» и прочее.

Литургия совершается по чину св. Василия Великого в соединении с вечерней (без кафизмы). Она совершается после вечерни по той причине, что и Сам Господь установил Евхаристию вечером1.

После стихир на «Господи, воззвах» и входа с Евангелием читаются три паримии (из книг: Исход, Иова и пророка Исаии), причем перед 1-й и 2-й паримиями поются особые прокимны.

После третьей паримии произносится малая ектения, возглас: «Яко свят...», поется Трисвятое и далее – обычным порядком литургия св. Василия Великого.

На литургии читается Апостол — Кор., зач. 149-е, Евангелие (выборное из трех Евангелий) — Мф., зач. 107-е, Лк., зач. 109-е и Ин., зач. 44-е2.

Вместо Херувимской песни, причастного стиха и стиха: «Тело Христово приимите...» (при причащении народа), а также вместо: «Да исполнятся уста наша...» поется песнь: «Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими...», в которой содержится обличение Иуды и исповедание благоразумного разбойника.

Вместо «Достойно есть» поется задостойник — ирмос 9-й песни канона, в котором верующие приглашаются насладиться «странствия (гостеприимства) Владычня и безсмертныя трапезы...».

Задостойник Великого Четверга

(ирмос 9-й песни канона)

В конце литургии произносится особый отпуст, указанный в Служебнике: «Иже за превосходящую благость путь добрейший смирения показавый, внегда умыти ноги учеником, даже и до Креста и погребения снизшедый нам, Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец». (Святые храма и дня не поминаются)1.

Вечером в Великий Четверг, по Уставу, положено совершать малое повечерие с трипеснцем.

Примечание. Если в Великий Четверг случится Благовещение, то в Среду вечером всенощное бдение начинается с великого повечерия. На литии и на стиховне — стихиры Благовещения, на благословении хлебов — тропарь Благовещения (трижды).

На утрени: на «Бог Господь» — тропарь Благовещения (дважды), «Слава, и ныне»: «Егда славнии ученицы...» (единожды). Затем — полиелей и величание Благовещения. Степенна 4-го гласа, 1-й антифон. Прокимен, Евангелие и (после него) стихира — Благовещения. Каноны — праздника и дня. Катавасия — ирмосы канона Великого Четверга. На 9-й песни вместо «Честнейшую» — припевы праздника. Светилен — праздника, «Слава» — дня, «И ныне» — праздника.

Часы 3-й, 6-й и 9-й, изобразительны совершаются как обычно.

Литургия совершается по чину св. Василия Великого в соединении с вечерней. Паримии, прокимен, Апостол и Евангелие — дня и праздника.

Вместо Херувимской песни (а также вместо «Да исполнятся уста наша...») поется «Вечери Твоея Тайныя...».

Вместо «Достойно есть» — ирмос «Странствия Владычня...», но если храм Благовещения, поется задостойник: «Яко одушевленному Божию Кивоту…» с положенным припевом.

Отпуст — Великого Четверга.

 

Великая Пятница

В Великую Пятницу совершаются три основные службы: утреня, Великие часы и великая вечерня с малым повечерием. Литургия в этот день не совершается по причине глубокого сокрушения и сугубого поста в честь распятия и смерти Господа Иисуса Христа, а также и потому, что в этот день Голгофская Жертва была принесена Самим Спасителем на Кресте.

Утреня. «Последование святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа» должно начинаться, по Уставу, во 2-м часу ночи, потому что страдания Господа начались ночью с Четверга на Пятницу. Подобно ученикам, сопутствовавшим с пением ночью своему Учителю и Господу с Тайной Вечери в Гефсиманский сад, верующие также в ночь на Пятницу совершают утреню с пением антифонов и Канона и назидаются слушанием евангельского повествования о Страстях Христовых, так что главное содержание утрени Великого Пятка составляет чтение 12 Евангелий — избранных глав из благовествования всех четырех евангелистов. В этих Евангелиях подробно повествуется о последних часах земной жизни Спасителя, начиная с Его прощальной беседы с учениками после Тайной Вечери и кончая Его погребением во гробе Иосифа Аримафейского.

Начало утрени обычное. После шестопсалмия и великой ектении поется «Аллилуиа» с великопостными стихами и тропарь: «Егда славнии ученицы...» (трижды). Иерей в фелони выносит Евангелие на середину храма, после чего совершается полное каждение храма, которое бывает также и перед 12-м Евангелием, а перед остальными — малое каждение.

По окончании пения тропаря произносится малая ектения и сразу же (после возгласа диакона: «И о сподобитися нам...») читается 1-е Евангелие Святых Страстей.

Перед чтением каждого Евангелия поется: «Слава Страстем Твоим, Господи» (по Уставу, полагается петь: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе»), а после Евангелия — «Слава долготерпению Твоему, Господи».

При чтении Евангелия священнослужители и народ стоят с зажженными свечами, выражая тем пламенную любовь к Божественному Страдальцу и уподобляясь мудрым девам, исшедшим со светильниками в сретение Жениху.

В 1-м Евангелии (от Иоанна) излагается последняя, прощальная беседа Господа Иисуса Христа с учениками и Его первосвященническая молитва.

Между первыми пятью Евангелиями (до 6-го) поется по три антифона (всего 15), произносятся малая ектения и седален, во время которого совершается каждение. По окончании каждого седальна диакон возглашает: «И о сподобитися нам...», и читается Евангелие.

Содержание 15 антифонов весьма умилительно и назидательно для христианской души. В них изображаются страдания Богочеловека Иисуса Христа, Его любовь к роду человеческому, а также обличается законопреступный Иуда и восхваляется благоразумный разбойник.

После 6-го Евангелия поются (или читаются) «Блаженны» с тропарями, произносится малая ектения и поется прокимен: «Разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий», после чего читается 7-е Евангелие — о крестных страданиях Господа. По 7-м Евангелии читается 50-й псалом и следует 8-е Евангелие — о распятии Господа и исповедании благоразумного разбойника. Затем поется трипеснец св. Космы Маиумского: «К тебе утренюю...» (5-я, 8-я и 9-я песни), причем после 5-й песни произносится малая ектения.

На 9-й песни «Честнейшую…» не поется, но диакон запевает первые слова ирмоса 9-й песни «Честнейшую Херувим», а хор продолжает: «и славнейшую...»1. После 9-й песни – малая ектения и поется (трижды) краткий, но полный глубочайшего сердечного умиления светилен:

«Разбойника благоразумнаго во едином часе

раеви сподобил еси, Господи, и мене Древом

Крестным просвети и спаси мя».

После светильна читается 9-е Евангелие — о предсмертном обращении Господа к Матери и возлюбленному ученику, о смерти Спасителя и прободении ребра Его. Затем читаются хвалитные псалмы и поются стихиры самогласны на хвалитех, после которых читается 10-е Евангелие — о снятии с Креста и погребении Господа. Далее читается вседневное славословие, произносится просительная ектения и читается 11-е Евангелие — о погребении Тела Господа в новом гробе. Затем — стиховные стихиры (они же и на вечерне, на «Господи, воззвах») и 12-е Евангелие — о приставлении стражи ко гробу и запечатании гроба. После чтения Евангелие уносится в алтарь.

После 12-го Евангелия утреня оканчивается обычным порядком: читается «Благо есть» (единожды), Трисвятое по «Отче наш», поется тропарь Великого Пятка: «Искупил ны еси от клятвы законныя...», затем — сугубая ектения: «Помилуй нас, Боже...». Диакон: «Премудрость». Хор: «Благослови». Священник: «Сый благословен...». Хор: «Утверди, Боже...». Священник: «Пресвятая Богородице...». Хор: «Честнейшую...» Священник: «Слава Тебе, Христе Боже...». Хор: «Слава, и ныне, Господи, помилуй (трижды), благослови», и бывает особый отпуст.

«Иже оплевания, и биения, и заушения, и Крест, и смерть претерпевый за спасение мира, Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных апостол, святых праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец»1.

1-й час не соединяется с утреней (кроме случая совпадения с Великой Пятницей праздника Благовещения), а бывает вместе с 3-м, 6-м и 9-м часами.

Великие часы, совершаемые в Великую Пятницу вместо литургии, отправляются все вместе (1-й, 3-й, 6-й и 9-й с чином изобразительных) по чину Великих часов в Навечерие Рождества Христова и Крещения, т.е. на каждом часе, кроме одного псалма обычных часов, вводятся два особых псалма, имеющих отношение к воспоминаемому событию. На каждом часе на «Слава» поется свой особый тропарь. После Богородична часа поются три особых тропаря и прокимен, читаются паримия, Апостол и Евангелие (от каждого Евангелиста). На всех часах после молитвы «Иже на всякое время…» — один и тот же возглас иерея: «Боже, ущедри ны…».

По окончании Великих часов сразу читаются («поскору») изобразительны, начиная с «Блаженны»: «Во Царствии Твоем помяни нас, Господи…» и т.д., и бывает особый отпуст (см.: Служебник): «Иже нас ради, человеков, и нашего ради спасения страшныя Страсти и Животворящий Крест, и вольное погребение плотию изволивый, Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных апостол, святых праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец». (Этот же отпуст — в конце великой вечерни в Великий Пяток и в Великую Субботу на утрени).

Великие часы составлены св. Кириллом, архиепископом Александрийским (V в.). По Уставу, их должно совершать во 2-м часу дня, т.е. в 8 часов утра по нашему времени.

На великой вечерне в Великую Пятницу, которая относится к Великой Субботе и совершается обычно в 2 часа дня — около того времени, когда Спаситель умер на Кресте (в 10-м часу дня, т.е. в 4-м пополудни), воспоминается снятие с Креста Пречистого Тела Господа Иисуса Христа и Его погребение.

Начало вечерни — обычное: «Благословен Бог...», чтец: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный...» и т.д. После мирной ектении, стихир на «Господи, воззвах» и входа с Евангелием читаются три паримии (из книг: Исход, Иова и пророка Исаии), в которых пророчески изображаются страдания Искупителя мира, перед первой и второй паримиями и перед Апостолом поются прокимны1.

После паримий читаются Апостол (Кор., зач. 125-е — о Божественной силе и премудрости, открывшихся в крестных страданиях Спасителя) и Евангелие (Мф., зач. 110-е), избранное из трех благовестий (кроме евангелиста Марка), — о страданиях и крестной смерти Господа.

После Евангелия — сугубая ектения: «Рцем вси...», «Сподоби, Господи...», просительная ектения и стиховные стихиры. На «Слава, и ныне» поется стихира: «Тебе одеющагося светом, яко ризою...».

Во время пения этой стихиры отверзаются царские врата, и настоятель совершает каждение (трижды) вокруг Св. Плащаницы, лежащей на престоле. Затем читается «Ныне отпущаеши...», Трисвятое по «Отче наш», и при пении тропарей: «Благообразный Иосиф...» и на «Слава, и ныне» — «Мироносицам женам...» Св. Плащаница выносится на главах священнослужителей (обычно через северные двери алтаря) и полагается посреди храма на особом столе (или гробнице), Главою Спасителя к северу (по храму она не обносится). Сам этот обряд изображает снятие с Креста Тела Господа Иисуса Христа и положение Его во гроб2.

Затем — обычное окончание великой вечерни. Диакон: «Премудрость», хор: «Благослови» и прочее. Отпуст на великой вечерне в Великую Пятницу тот же, что и на Великих часах.

Тотчас после вечерни совершается малое повечерие, на котором поется канон о распятии Господни и на плач Пресвятой Богородицы. Этот трогательный канон составлен в Х веке Симеоном Логофетом. Канон полный, по уставу, читается на малом повечерии, по прочтении Символа веры. После 9-й песни вместо «Достойно» поется ирмос 3-й песни. Затем читается Трисвятое по «Отче наш», кондак: «Нас ради распятаго...», «Господи, помилуй» (40 раз) и прочее и читается последование. По прочтении молитвы: «Упование мое Отец...» священник произносит: «Слава Тебе, Христе Боже...». Хор: «Слава, и ныне», и бывает обычный малый отпуст.

После отпуста все прикладываются к Св. Плащанице и лежащему на ней Евангелию1. (Елеем в это время не помазывают).

Согласно указу Святейшего Синода (от 1855 г.), вынос Св. Плащаницы в праздник Благовещения, случившийся в Великую Пятницу2, следует совершать на малом повечерии. Настоятель облачается в полное облачение, а прочие священнослужители — в малое. Повечерие начинается как обычно, но по прочтении «Верую» открываются царские врата, и поется стихира: «Тебе одеющагося светом...» В это время совершается каждение вокруг Св. Плащаницы, лежащей на престоле. Далее, при пении тропаря «Благообразный Иосиф...», Св. Плащаницу выносят (северными дверями) на приготовленное на середине храма место. Затем — проповедь, целование Св. Плащаницы и положенный на повечерии канон о распятии Господни и на плач Пресвятыя Богородицы. По распоряжению митрополита Московского Филарета (в 1855 г.) и Святейшего Патриарха Алексия I (в 1950 г.), чин выноса Св. Плащаницы в Великую Пятницу, совпавшую с праздником Благовещения, совершается в конце литургии. После заамвонной молитвы поются стиховные стихиры вечерни (в это время царские врата закрыты), и далее все совершается по обычному чину (приведенному на с. 341). Затем — «Буди имя Господне…» (трижды), 33-й псалом, прочее окончание литургии и отпуст (см. 340)1.

 

Великая Суббота

В этот день Церковь воспоминает погребение Христа Спасителя, пребывание Его тела во гробе, сошествие душею во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия, введение разбойника в рай. Вместе с тем в богослужении этого дня предуказывается и славное Воскресение Господа Иисуса Христа. Основные воспоминания дня Великой Субботы выражены в одном из тропарей часов следующего дня — Святой Пасхи:

«Во гробе плотски (т.е. телесно. — архим. И.),

во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбой-

ником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем

и Духом, вся исполняяй (т.е. наполняяй. — архим. И.),

Неописанный».

Богослужения, совершаемые в этот день: утреня с 1-м часом, часы 3-й, 6-й и 9-й с чином изобразительных, литургия св. Василия Великого в соединении с вечерней.

Утреня Великой Субботы начинается с двупсалмия. После шестопсалмия, великой ектении и «Бог Господь» с обычными стихами поются три тропаря: «Благообразный Иосиф...», «Слава»: «Егда снизшел еси к смерти...», «И ныне»: «Мироносицам женам...». Священнослужители в это время выходят из алтаря царскими вратами к Св. Плащанице. Настоятель, раздав свечи сослужащим, совершает каждение вокруг Св. Плащаницы, алтаря, народа и всего храма.

После тропарей поются «Непорочны», т.е. стихи 17-й кафизмы, с «похвалами» (краткими песнопениями в честь Господа, «в мертвецех вменившагося»). Стихи кафизмы поются хором, а «похвалы» читаются священниками. В это время все стоят с зажженными свечами.

«Эти похвалы представляют в своем содержании дивное соединение высоких догматических созерцаний и сердечных чувств плача и радости. В них то прославляется неизреченное долготерпение и человеколюбие Божие и Его спасительные страдания, то изображается ужас и изумление всей твари неба и земли при виде Господа, почившего во гробе, то раздается плач Богородицы и погребавших Его, то проливается отрадный луч надежды на Его Воскресение»1.

«Непорочны» с «похвалами» разделяются на 3 статии, из которых каждая заканчивается малой ектенией и особым возгласом. В начале второй и третьей статии бывает малое каждение (Св. Плащаницы, иконостаса и молящихся). Начало и конец каждой статии по обычаю поется.

Сразу после 3-й статии поются воскресные тропари св. Иоанна Дамаскина: «Ангельский собор удивися...» и совершается каждение всего храма.

После малой ектении читается седален, 50-й псалом и поется канон Великой Субботы: «Волною морскою...», представляющий собой и по содержанию, и по напеву дивное и прекраснейшее творение христианского богословско-религиозного песнотворчества. Канон читается на 12, ирмосы по дважды. Канон до 6-й песни включительно принадлежит св. Марку, епископу Идрунтскому, остальные песни — св. Косме, епископу Маиумскому, ирмосы — инокине Кассии (IX в.). Припев к тропарям канона: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». При пении канона священнослужители входят в алтарь. Здесь настоятель облачается во все священные одежды, а другие священники — только в фелонь и епитрахиль.

На 9-й песни вместо «Честнейшую» поется ирмос 9-й песни. Диакон поет его начальные слова: «Не рыдай Мене, Мати», хор продолжает: «зрящи во гробе, Его же во чреве без семене зачала еси Сына: востану бо и прославлюся и вознесу со славою непрестанно яко Бог, верою и любовию Тя величающия»1.

После малой ектении — «Свят Господь Бог наш» (трижды), («Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы). Стихиры на хвалитех, на «И ныне» — «Преблагословенна еси, Богородице Дево...» (в это время священнослужители выходят из алтаря к Св. Плащанице). Поется великое славословие, во время которого совершается троекратное каждение вокруг Св. Плащаницы. После великого славословия совершается торжественный обряд обнесения Св. Плащаницы и Евангелия вокруг храма, которым живо и наглядно воспоминается погребение Спасителя.

Это обнесение Плащаницы вокруг храма совершается следующим образом. В конце великого словословия при протяжном пении особым напевом заключительного «Святый Боже...», в преднесении фонаря, светильников, запрестольного Креста и хоругвей, при печальном перезвоне колоколов, настоятель или архиерей идет под Св. Плащаницей с Евангелием в руках вместе с другими священнослужителями, поддерживающими Св. Плащаницу.

После обнесения Св. Плащаницу вносят в храм и подносят к царским вратам — в знак того, что Господь Иисус Христос и по Своей смерти, пребывая телом во гробе, по Божеству Своему неразлучно был «на престоле со Отцем и Святым Духом». Настоятель, стоя под Св. Плащаницей, возглашает: «Премудрость, прости», и хор поет (один раз) тропарь «Благообразный Иосиф...». В это время Св. Плащаница с Евангелием полагается на прежнее место и совершается вокруг нее каждение (трижды)1.

Затем следует тропарь пророчества, поется прокимен, читается паримия из книги пророка Иезекииля (37,1-14), созерцавшего воскресение мертвых в образе сухих костей па поле, оживших по повелению Божию. После паримии поется второй прокимен2 и читаются Апостол (Кор., зач. 133-е — о плодах смерти Спасителя) и Евангелие (Мф., зач. 114-е — о запечатании гроба Господня и приставлении к нему стражи).

Далее произносятся сугубая и просительная ектении. Диакон: «Премудрость», и прочее окончание утрени. Отпуст — тот же, что на Великих часах и на великой вечерне в Великую Пятницу.

После отпуста — целование Плащаницы при пении стихиры: «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго...» (в это время елеем не помазывают), и читается 1-й час. Отпуст 1-го часа — малый: «Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец»3.

Часы 3-й, 6-й и 9-й с изобразительными совершаются вместе, «поскору» (без пения). Отпуст в конце изобразительных — малый: «Христос, истинный Бог наш...».

После изобразительных совершается литургия св. Василия Великого в соединении с вечерней4. Она начинается возгласом: «Благословенно Царство...». По Уставу, литургия совершается поздно — «о часе 10-м дне» в (4-м часу дня по нашему времени) — после вечерни, как бы входя этим в пределы наступающего радостнейшего дня Святой Пасхи и являясь предпразднством величайшего христианского торжества – Христова Воскресения.

На вечерне, после глубокосодержательных стихир на «Господи, воззвах» (воскресных и Триоди) и догматика 1-го гласа совершается вход с Евангелием; после пения «Свете тихий» (прокимен не поется) диакон произносит: «Премудрость», и читаются 15 паримий (у Св. Плащаницы), в которых содержатся пророчества и прообразы о страданиях, смерти и Воскресении Христа, о наступлении благодатного Царства Господа и славе Новозаветной Церкви1.

По прочтении 6-й паримии — о чудесном переходе евреев через Чермное море — поется при открытых царских вратах песнь Моисея: «Поим Господеви, славно бо прославися». Священннослужители в алтаре и хор попеременно поют многократно припев: «Славно бо прославися», а чтец читает стихи этой песни.

По прочтении последней паримии (о чудесном избавлении от огня трех отроков в пещи Вавилонской, прообразовавших невредимое исшествие Христа из гроба и ада) таким же образом поется песнь трех отроков: «Господа пойте и превозносите Его во веки».

Затем следует малая ектения и возглас: «Яко свят еси, Боже наш...». Вместо Трисвятого поется: «Елицы во Христа крестистеся...» — в воспоминание древнего обычая крестить оглашенных в Великую Субботу. Далее — прокимен и чтение Апостола (Рим., зач. 91-е), в котором раскрывается значение и таинственная сила Крещения.

Чтением Апостола как бы заканчивается погребальный день субботний, и начинает уже светить денница Воскресения, а потому с этого момента и отлагается в храме все, что напоминало скорбь этих дней. После Апостола вместо «Аллилуиа» к стихам 81-го псалма, которые читает чтец, поется припев: «Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех». В это время великопостные черные облачения священнослужителей, престола, жертвенника, а также черная завеса меняются на белые – в знак небесного Света и Славы воскресшего Господа и в напоминание о светлых Ангелах, возвестивших мироносицам о Воскресении Христовом.

В евангельском чтении (Мф., зач. 115-е) возвещается о Воскресении Господа Иисуса Христа. Далее литургия св. Василия Великого совершается обычным порядком.

Вместо Херувимской песни поется трепетная и благоговейная песнь:

«Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит

со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да

помышляет: Царь бо царствующих и Господь

господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным.

Предходят же Сему лицы ангельстии со всяким началом

и властию, многоочитии Херувими и шестокрилатии Серафими,

лица закрывающе (в благоговении) и вопиюще

песнь: Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа».

Вместо «Достойно есть...» — ирмос 9-й песни канона: «Не рыдай Мене, Мати...». Отпуст — воскресный: «Воскресый из мертвых, Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, иже во святых отца нашего Василия Великаго, архиепископа Кесарии Каппадокийския, и всех святых помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец»1.

После отпуста бывает благословение пяти хлебов и вина2 — в память того, что древние христиане, оставаясь в храме после субботней литургии до пасхальной утрени, вкушением освященного хлеба и вина подкрепляли себя на подвиг бдения в эту священную и спасительную ночь, предвозвестницу светозарного дня Воскресения.

Примечание. Если Благовещение случится в Великую Субботу, то накануне, в Великую Пятницу, на вечерне на «Господи, воззвах» поются стихиры дня и праздника (всего 10), причем на «И ныне» поется стихира Благовещения: «Послан бысть...», и бывает вход с Евангелием. Затем читаются три паримии дня и пять паримий праздника. Прокимен, Апостол и Евангелие — только дня, т.е. Великой Пятницы. Далее — ектении и стихиры на стиховне. Каждение престола, на котором лежит Св. Плащаница, совершается как обычно, то есть во время пения стихиры на «И ныне» — «Тебе одеющагося…». После «Ныне отпущаеши...» — тропари: Благовещения, «Слава»: «Благообразный Иосиф...», «И ныне»: «Мироносицам женам...». Во время пения «Благообразны Иосиф...» — вынос Плащаницы.

В сам праздник служба начинается рано утром, как обычно, с утрени. После «Бог Господь» поются тропари: «Благообразный Иосиф...», «Егда снизшел еси…», ...», «Слава»: «Мироносицам женам...», «И ныне»: «Днесь спасения нашего главизна...». Затем поются «Непорочны» с похвалами.

После «Непорочны», воскресных тропарей и малой ектении — полиелей и величание праздника. Степенна 4-го гласа, 1-й антифон. Прокимен и Евангелие — праздника. По 50-м псалме поется стихира праздника.

Каноны — праздника и Великой Субботы. Катавасия — ирмосы канона Великой Субботы.

На 9-й песни «Честнейшую» не поется, но поется припев праздника; в конце 9-й песни — ирмос: «Не рыдай Мене, Мати ...». После 9-й песни и малой ектений — «Свят Господь Бог наш».

На хвалитех – стихиры дня и Благовещения, причем на «И ныне» поется «Преблагословенна еси, Богородице Дево...».

После великого славословия — обнесение Св. Плащаницы вокруг храма и прочее.

На литургии вместо Трисвятого — «Елицы во Христа крестистеся…», вместо Херувимской песни — «Да молчит всякая плоть...», вместо «Достойно» — «Не рыдай Мене, Мати...», и только в храме Благовещения поется задостойник праздника: «Яко одушевленному Божию Кивоту...». Апостол и Евангелие — дня и праздника.

К предыдущей К оглавлению К следующей

На главную Каталог