На главную
На главную

Глинские чтения

 
 
 
К предыдущей К оглавлению К следующей

Схиархимандрит Иоанн (Маслов)

ЛЕКЦИИ
ПО ЛИТУРГИКЕ

Вход Господень во Иерусалим

 Об этом событии сказано у всех четырех евангелистов (Мф. 21, 1-11; Мк. 11, 1-11; Лк. 19, 29-44; Ин. 12, 12-19). Этот праздник называется еще Неделей ваий (ветвей), Цветоносной Неделей, а также Вербным воскресением — от обычая освящать в этот день пальмовые ветви, заменяемые у нас вербою.

Начало праздника восходит к глубокой древности. Древнейшее указание на праздник принадлежит Мефодию, епископу Патарскому (III в.), который оставил поучение на этот день. В IV и веке празднование Входа Господня в Иерусалим совершалось торжественно, как об этом свидетельствует св. Епифаний Кипрский. Многие из святых отцов IV века оставили свои поучения на этот праздник. Начиная с VII века, многие песнопевцы, как-то: св. Андрей Критский (VII в.), преподобные Косма Маиумский и Иоанн Дамаскин (VIII в.), Феодор и Иосиф Студиты, а также император Лев Философ, Феофан и Никифор Ксанфопулы (IX в.) – прославили праздник песнопениями, которые и теперь поет Православная Церковь.

Праздник Входа Господня в Иерусалим принадлежит к двунадесятым, но он не имеет ни предпразднства, ни попразднства, так как окружен днями поста — Св. Четыредесятницы и Страстной седмицы. Вся служба праздника отправляется по Триоди, за исключением лишь того случая, когда на этот день приходится праздник Благовещения или храмовой праздник, тогда службы этих праздников соединяются.

 

Уставные особенности богослужения

На великой вечерне поется «Блажен муж...» (вся кафизма). На «Господи, воззвах» — 10 стихир. После входа читаются три паримии: первая — из книги Бытия (49,1-2, 8-12), в которой патриарх Иаков дает наставления своим сыновьям; вторая – из книги пророка Софонии (3,14-19), где говорится о том, что Господь по Своей благости спасает людей; третья – из книги пророка Захарии (9, 9-15), в которой пророк предсказывает о торжественном входе Христа Спасителя в Иерусалим на осляти.

В Неделю ваий на благословении хлебов поются два тропаря: первый — «Общее воскресение...» (дважды) (см. в Лазареву субботу) и второй (глас 4-й):

«Спогребшеся Тебе крещением, Христе Боже наш,

безсмертныя жизни сподобихомся Воскресением Твоим

и воспевающе зовем: осанна в вышних, благословен

Грядый во имя Господне» (единожды).

На утрени, по полиелее — величание:

«Величаем Тя, Живодавче Христе, осанна в вышних,

и мы Тебе вопием: благословен Грядый во имя Господне».

(Тропари: «Ангельский собор...» не поются). Степенна — 1-й антифон 4-го гласа: «От юности моея...». Прокимен: «Из уст младенец и ссущих...». Евангелие — только праздника (Мф., зач. 83-е). «Воскресение Христово видевше...» не поется, но сразу после Евангелия читается 50-й псалом, и в это время священник с диаконом совершает троекратное каждение вокруг ваий, поставленных на середине, около аналоя с праздничной иконой. Затем, по окончании чтения 50-го псалма, диакон возглашает: «Господу помолимся». Хор: «Господи, помилуй». Священник читает молитву на благословение ваий из Триоди: «Господи, Боже наш...» и затем трижды окропляет святой водой ваии, говоря:

«Благословляются и освящаются ваиа сия окроплением

воды сея священныя, во имя Отца, и Сына, и

Святаго Духа» (трижды)1.

 

Далее, после Евангелия, хор поет: «Слава»: «Днесь Христос...», «И ныне» — то же, затем — «Помилуй мя, Боже...» и стихиру: «Днесь благодать...». Канон — св. Космы Маиумского, на 12, ирмосы по дважды.

Ваии раздаются во время помазания молящимся, которые стоят с ними и с зажженными свечами в продолжение канона, тем самым изображая собой древних жителей Иудеи, вышедших на сретение Господа при входе Его во Иерусалим.

Употребление ваий и с ними свечей при богослужении относится к древним временам, как об этом свидетельствуют святые отцы Церкви: Иоанн Златоуст, Амвросий, Прокл и другие. Эти зеленеющие ветви служат знамениями победы над смертью и Воскресения Христа. Свечи, которые держат при ваиах (вербах), означают величие и светлость торжества Воскресения Господа и немерцающий свет блаженного воскресения для вечной жизни.

Кондак: «На престоле на небеси, на жребяти на земли

носимый, Христе Боже, Ангелов хваление и детей

воспевание приял еси, зовущих Ти: благословен

еси, Грядый Адама воззвати».

На 9-й песни «Честнейшую…» не поется. Вместо нее диакон запевает начальные слова ирмоса 9-й песни канона: «Бог Господь и явися нам», и певцы продолжают:

«Составите праздник и, веселящеся, приидите,

возвеличим Христа, с ваиами и ветьми, песньми

зовуще: благословен Грядый во Имя Господа, Спаса

нашего».

В конце всенощного бдения (и литургии) бывает отпуст праздника: «Иже на жребяти осли сести изволивый, нашего ради спасения, Христос, истинный Бог наш...».

Совершается литургия  св. Иоанна Златоуста. Вместо изобразительных псалмов поются антифоны праздника. Входный стих: «Благословен Грядый во имя Господне...». По входе — тропари: «Общее воскресение...» и на «Слава» — «Спогребшеся...», на «И ныне» — кондак праздника. Затем — Трисвятое. Прокимен: «Благословен Грядый во имя Господне...». Стих: «Исповедайтеся Господеви, яко благ...». Апостол — к Филиппийцам, зач. 247-е, Евангелие — от Иоанна, зач. 41-е. Задостойник: один ирмос 9-й песни (без припева): «Бог Господь, и явися нам, составите праздник...». Причастен: «Благословен Грядый во имя Господне...».

Лазарева суббота и Вербное воскресение служат переходом от Св. Четыредесятницы к Страстной седмице.

Примечание. Если в Неделю ваий случится праздник Благовещения, то на «Господи, воззвах», на литии и на стиховне поются стихиры праздника Благовещения и Недели ваий. После прокимна: «Господь воцарися...» читается 8 паримий: 5 — Благовещения и 3 – Недели ваий.

На благословении хлебов поются тропари Благовещения (дважды) и Недели ваий (один раз). Точно так же и на «Бог Господь».

После полиелея — величание Благовещения, прокимен и Евангелие – Недели ваий, после освящения ваий — стихира Недели ваий.

Канон — Благовещения и Недели ваий (с ирмосами сбоих канонов). На 3-й песни вместо «Честнейшую» — припев праздника Благовещения, к тропарям же канона Недели ваий обычный припев: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».

На литургии (св. Иоанна Златоуста) поются изобразительны. Входный стих: «Благословите день от дне...», прокимен, Апостол и Евангелие Благовещения и Недели ваий. Задостойник — Недели ваий. Причастен — Благовещения и Недели ваий.


К предыдущей К оглавлению К следующей

На главную Каталог