На главную
На главную

Глинские чтения

 
 
 
К предыдущей К оглавлению К следующей

Схиархимандрит Иоанн (Маслов)

ЛЕКЦИИ
ПО ЛИТУРГИКЕ

Первая седмица и Неделя Великого поста

Вечером с понедельника по четверг первой седмицы Великого поста на великом повечерии читается канон св. Андрея Критского. В тропарях этого канона изложены все побуждения к посту и покаянию, приводятся многочисленные примеры из Ветхого и Нового Завета, применительно к нравственному состоянию души грешника, оплакивающего свои грехи. Канон назван Великим как по множеству благочестивых мыслей и воспоминаний, в нем заключенных, так и по количеству его тропарей (около 250, тогда как в обычных канонах их бывает около 30). Великое повечерие первых четырех дней называется еще «малым стоянием», в отличие от «Андреева, или Мариина стояния» на 5-й седмице и «великого стояния» в Великий Пяток.

Внешнее отличие канона св. Андрея Критского от других канонов состоит в том, что он имеет все девять песней (включая 2-ю) и к каждому тропарю поется припев: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». В среду и четверг к покаянному канону прибавляются несколько тропарей в честь св. Марии Египетской, обратившейся от глубокого падения к высокому благочестию. Впоследствии к этому канону были прибавлены тропари и в честь творца его — св. Андрея Критского.

В субботу первой седмицы Церковь совершает память св. великомученика Феодора Тирона, который в 362 году явился епископу Антиохийской Церкви Евдоксию и повелел ему сообщить христианам, чтобы они не покупали оскверненную императором Юлианом Отступником идоложертвенной кровью пищу, но употребляли коливо (отваренные зерна пшеницы).

Этим воспоминанием Церковь внушает верующим, что пост угоден Богу и что постящиеся находятся под особым покровительством Божиим.

Служба св. великомученику Феодору Тирону начинается в пятницу с вечерни (соединяющейся с литургией Преждеосвященных Даров). В конце литургии, сразу же по заамвонной молитве, поется молебный канон св. Феодору и благословляется коливо в конце молебна. Молебен состоит из чтения 142-го псалма, пения на «Бог Господь...» тропарей и затем — канона в честь святого. (Апостол и Евангелие не читаются)1.

В субботу утреня совершается по чину вседневной утрени с пением «Бог Господь», но без пения великого славословия. Канон в честь святого составлен Иоанном, митрополитом Евхаитским. Первый канон – храма, на 6, и второй – святого, на 8. Катавасия: «Отверзу уста моя...». На литургии в субботу положено читать два Апостола и два Евангелия: дня и святого; прокимен поется один, 7-го гласа: «Возвеселится праведник о Господе...».

Первая Неделя Великого поста называется Неделей Православия, ввиду совершаемого в этот день торжества Православия, установленного в Греции в первой половине IX века в память окончательной победы Православия над всеми ересями, возмущавшими Церковь, и особенно над последней из них — иконоборческой, осужденной на VII Вселенском Соборе в 787 г.

Победа Православия в Константинопольской Церкви первоначально была отпразднована в первую Неделю Великого поста. Из Греции это празднование перешло вместе с христианством и в Русскую Церковь.

В Неделю Православия совершается особый чин молебна, приспособленный к торжеству. Этот чин составлен Мефодием, патриархом Константинопольским (IX в.), и напечатан в отдельных изданиях1.

 

Вторая седмица Великого поста

В субботу 2-й седмицы, а также в субботы 3-й и 4-й седмиц поста совершается заупокойная служба2.

 

Особенности службы в субботу 2-й седмицы (Поминовение усопших)

На утрени после «Аллилуиа» с заупокойными стихами поются тропари, глас 2-й: «Апостоли, мученицы...» (дважды). «Слава»: «Помяни, Господи...», «И ныне»: «Мати Святая...». Затем — кафизма 16-я, с обычным делением на три «Славы». Малая ектения, седальны (мученичны Октоиха с Богородичными). Хор поет начальные стихи 1-й статии 17-й кафизмы: «Блажени непорочнии...» с припевом: «Благословен еси, Господи…» Иерей читает последующие стихи 118-го псалма, а к каждому стиху поется тот же припев. Кафизма разделяется на две статии. По окончании 1-й статии (последний стих ее №93): «Во век не забуду оправданий Твоих, яко в них оживил мя еси»1, священнослужитель (с кадилом) произносит малую заупокойную ектению. Хор: «Господи, помилуй» (единожды, а не трижды). По возгласе: «Яко Ты еси воскресение и живот...» (молитва «Боже духов...» читается тайно), хор поет начальные стихи 2-й статии 7-й кафизмы: «Твой есмь аз...» с припевом к каждому стиху: «Спасе, спаси мя». По окончании 2-й статии «Жива будет душа моя... взыщи раба Твоего, яко заповедей Твоих не забых» и «Заблудих, яко овча погишее…» (стихи 175-й и 176-й) поются тропари «Святых лик...» с припевом: «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим». В это время совершается полное каждение храма. По окончании тропарей — малая заупокойная ектения и молитва: «Боже духов...». По возгласе хор поет седален, глас 5-й: «Покой, Спасе наш...», «Слава, и ныне»: «От Девы возсиявый...», после чего читается псалом 50-й. (Молитва «Спаси, Боже, люди Твоя...» по субботам Четыредесятницы не произносится).

Каноны – Минеи, с ирмосом на 6 и храма святого, на 4. Если храм Христов или Богородицы, то сначала поется канон храма, с ирмосом на 6, и потом Минеи, на 4.

«Глаголется бо ирмос и тропарь без стихов, и держим стихи от «Тогда потщашася...». Не стихословим бо песней от начала до 6-я песни во всех субботах святыя Четыредесятницы... От 6-я же песни начинаются трипеснцы…, стихословятся же и песни»

(Постная Триодь, суббота 2-й седмицы). Это уставное указание означает, что начальные библейские стихи 1-й — 5-й песней не поются.

Исполнение канона в храме святого будет такое.

1-я песнь. Поется ирмос Минеи (без предшествующего пения или чтения библейских стихов) и читается (без стиха, с обычным припевом) первый тропарь Минеи. Затем хор поет библейский стих, имеющий надпись «на 8»: «Тогда потщашася...». Чтец — 2-й тропарь и т.д. Со стиха, пред которым стоит надпись «на 4», читается канон храма. Катавасия — ирмос канона храма.

3-я песнь. Хор — ирмос Минеи. Чтец — 1-й тропарь (с обычным припевом). Хор — библейский стих с надписью «на 8»: «Даяй молитву молящемуся...». Чтец — 2-й тропарь и т.д. Со стиха с надписью «на 4»: «Господь взыде на небеса...» читается канон храма. Далее — катавасия (ирмос канона храма), малая (не заупокойная) ектения, кондак и икос святого Минеи.

4-я песнь. Хор — ирмос Минеи. Чтец — 1-й тропарь, без библейского стиха. Далее хор — библейские стихи с цифры 8 («Зане смоквь не плодопринесет...»), и читаются тропари канона Минеи. От стиха с надписью «на 4»: «Господь Бог мой — сила моя...» — тропари канона храма. Катавасия.

5-я песнь. Ирмос и 1-й тропарь канона Минеи. Хор – стихи с цифры 8 («Приложи им...»). Чтец – тропари канона Минеи. Со стихи «на 4»: «Воскреснут мертвии...» — тропари канона храма. Пением на катавасии ирмос 5-й песни канона храма заканчивается чтение канона храма.

С 6-й по 9-ю песнь поются канон Минеи и четверопеснец Триоди. Канон храма оставляется. «Песни же шестая, яже во Псалтири, не глаголем, но поем ю всю в запевах» (Типикон). Это указание означает, что 6-я песнь не имеет предыдущих стихов до цифры 14, и поэтому все 14 стихов распределяются по тропарям этой песни канонов. Исполняется 6-я песнь так. Сначала поется ирмос канона Минеи и первый библейский стих 6-й песни: «Возопих в скорби моей...». Чтец — тропарь Минеи. Хор: «Из чрева адова...». Чтец — 2-й тропарь Минеи. Хор: «Вся высоты Твоя...». Чтец — 3-й тропарь Минеи. Хор: «И аз рех...». Чтец — 4-й тропарь; если его нет, то повторяется 3-й тропарь. Хор: «Возлияся вода...». Чтец — Богородичен Минеи. Затем хор — библейский стих, перед которым стоит надпись «на 8»: «Понре глава моя...». Чтец — 1-й тропарь 1-го четверопеснца Триоди и так далее по порядку. Со стиха с надписью «на 4»: «Хранящии суетная и ложная...» чтец читает 1-й тропарь 2-го четверопеснца Триоди. Хор: «Аз же со гласом...». Чтец — 2-й тропарь. Хор: «Слава». Чтец — Троичен. Хор: «И ныне». Чтец — Богородичен. Хор: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе» или стих: «Дивен Бог во святых Своих...». Чтец — мученичен. Хор: «Души их во благих водворятся». Чтец — покоин. Хор поет на катавасию ирмос 2-го четверопеснца: «Глубина страстей...». Малая заупокойная ектения. Кондак: «Со святыми упокой...» и икос: «Сам еси...».

7-я песнь. Хор поет (или чтец читает) первые 22 библейских стиха. После стиха с надписью «на 14»: «И разливашеся пламень...», поется ирмос канона Минеи и сразу же стих: «И обыде и пожже...». Чтец — 1-й тропарь Минеи. Хор: «Ангел же Господень...». Чтец — 2-й тропарь. Хор: «И оттрясе пламень...». Чтец — 3-й. тропарь. Хор: «И сотвори среднее пещи...». Чтец повторяет 3-й тропарь (если 4-го нет). Хор: «Тогда трие...». Чтец — Богородичен Минеи. Хор — стих с надписью «на 8»: «Благословен еси, Господи, Боже отец наших...» Чтец — 1-й тропарь 1-го четверопеснца Триоди и так далее по порядку. После стиха «на 4»: «Благословен еси на престоле...» — 1-й тропарь 2-го четверопеснца Триоди. Хор: «Благословен еси на тверди...». Чтец — 2-й тропарь. Хор: «Слава». Чтец — Троичен. Хор: «И ныне». Чтец — Богородичен. Хор: «Блажени, яже избрал...». Чтец — мертвен. Хор — ирмос 2-го четверопеснца на катавасию.

8-я песнь. Начальные библейские стихи, как и в 7-й песни, поет хор или читает чтец. После стиха с надписью «на 14»: «Благословите, огнь и вар...» поется ирмос канона Минеи и сразу — следующий стих: «Благословите, росы и иней...». Чтец — 1-й тропарь канона Минеи и так далее по порядку. После стиха с надписью «на 8»: «Благословите, вся птицы небесныя...» – тропарь 1-го четверопеснца Триоди и так далее по порядку. После стиха с надписью «на 4»: «Благословите, Анания, Азария, Мисаил...» — тропарь 2-го четверопеснца Триоди и т.д. В конце хор поет катавасию – ирмос 2-го четверопеснца.

9-я песнь начинается возгласом священнослужителя (после каждения алтаря и иконостаса): «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим». Хор поет «Честнейшую...», затем ирмос 9-й песни канона Минеи и сразу стих: «Благословен Господь Бог Израилев...». Чтец — 1-й тропарь канона Минеи и т.д. Со стиха с надписью «на 8»: «Клятву, еюже клятся...» – читается 1-й четверопеснца Триоди, а со стиха с надписью «на 4»: «В нихже посети...» — 2-й четверопеснца Триоди. Катавасия — ирмос 2-го четверопеснца.

«Достойно есть…» не поется. После обычной малой ектении — светилен гласа и хвалитные стихиры по гласу Октоиха. Затем читается: «Слава Тебе, показавшему нам свет» и вседневное славословие. Ектения: «Исполним утреннюю...». Стиховные стихиры гласу Октоиха. После «Благо есть...» (единожды)1 и Трисвятого — тропари: «Апостоли, мученицы и пророцы...», «Слава»: «Помяни, Господи...», «И ныне»: «Мати Святая...». Ектения: «Помилуй нас, Боже...». Священнослужитель: «Премудрость», «Сый благословен Христос, Бог наш...». Хор: «Утверди, Боже...». И сразу читается: «Приидите, поклонимся...», и 1-й час. В конце его — полный отпуст2.

Во все субботы часы 1-й, 3-й и 6-й совершаются обычные, трехпсалмные, тропари и кондаки на них – дневные (со 2-й по 4-ю седмицу — тропари: «Апостоли, мученицы и пророцы...», «Слава»: «Помяни, Господи, яко Благ...», «И ныне» — Богородичен часа, кондак — «Со святыми упокой...»).

На литургии: «Блаженны» — гласа, на 6. По входе — тропари: «Апостоли, мученицы и пророцы...» и «Помяни, Господи...», «Слава» — кондак: «Со святыми упокой...», «И ныне» — Богородичен: «Тебе и стену...». Прокимен, глас 8-й: «Веселитеся о Господе...», другой прокимен, глас 6-й (заупокойный): «Души их во благих водворятся». Апостол — дня (Евр., зач. 309-е) и заупокойный (Сол., зач. 270-е). Евангелие — от Марка, зач. 6-е и от Иоанна, зач. 16-е. Причастен: «Радуйся, праведнии…» и «Блажен, яже избрал…» (Срав. службу в субботу мясопустную). Литургия св. Иоанна Златоуста (см.: Богослужебные указания на 1954 год. Изд. Моск. Патриархии. С. 104-106). Такая же служба бывает в субботу 2-й, 3-й и 4-й Недель Великого поста (суббота 5-й Недели — акафистная, 6-й недели — Лазарева), если она не совпадет с одним из трех праздников: Обретением главы св. Иоанна Предтечи, 40 мучеников и Благовещением.

Вторая Неделя. Православное учение о посте как средстве к благодатному озарению с особенной силой раскрывается в богослужении второй Недели, посвященном памяти святого Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского, Чудотворца (жил в XIV веке, память 14 ноября по старому стилю). Св. Григорий Палама, великий подвижник горы Афон, известен как защитник Православия и обличитель ереси Варлаама, калабрийского монаха, который отвергал православное учение о благодатном свете, озаряющем внутреннего человека и иногда открывающемся видимо (например, на Фаворе и Синае), и не допускал возможности достигнуть этого озарения молитвой, постом и другими подвигами самоотвержения. На созванном по этому поводу Соборе в Константинополе в 1341 году св. Григорий Палама, названный «сыном Божественного света», обличил еретиков и защитил учение о свете Божественном, несотворенном, присносущном, которым сиял Господь на Фаворе и которым озаряются подвижники, достигающие этого озарения посредством молитвы и поста.

Церковная служба в честь св. Григория Паламы и его житие составлены в XIV веке Филофеем, патриархом Константинопольским (1362-1365 гг.), а канон — Геннадием Схоларием, патриархом Константинопольским (XV век).

 

Третья Неделя Великого поста — Крестопоклонная

Великого поста называется Крестопоклонной, так как в службе этой Недели Церковь прославляет Святой Крест и плоды крестной смерти Спасителя.

Особенностью богослужения этой Недели является вынос Креста на середину храма для поклонения. Совершается этот вынос так же, как и в праздники Происхождения честных Древ Животворящего Креста (1 августа) и Воздвижения (14 сентября)1. Отличие от службы праздника Воздвижения Креста Господня состоит в том, что в Неделю Крестопоклонную, а также 1 августа, если этот день случится в воскресенье (в остальные дни в этот день по Уставу положена служба с великим славословием), по полиелее величание Кресту не поется, но сразу — тропари: «Ангельский собор удивися...». В конце утрени, в конце великого славословия (настоятель облачается во все одежды, и вынос совершается так, как и в праздник Воздвижения) — вынос Креста. Произносится «Премудрость, прости» перед царскими вратами. На литургии вместо «Святый Боже» поется «Кресту Твоему...», читаются особые Апостол (Евр., зач. 311-е) и Евангелие (Мк., зач. 37-е).

Крест находится посреди храма до пятницы 4-й седмицы.

По Уставу положено делать четыре поклонения на Крестопоклонной Неделе: в воскресенье, в понедельник, в среду и в пятницу.

В воскресенье поклонение Кресту бывает на утрени (после выноса Креста), в понедельник и среду — на 1-м часе, а в пятницу — по отпусте часов1.

Поклонение Кресту в понедельник и среду совершается на 1-м часе. Во время чтения Богородична: «Что Тя наречем...» иерей выходит из алтаря царскими вратами, кадит Крест на аналое с четырех сторон и поет трижды: «Кресту Твоему...». То же поют певцы трижды. Иерей поклоняется, за ним все присутствующие так же. Певцы поют: «Приидите, вернии...». После поклонения чтец читает: «Стопы моя...» и прочее последование 1-го часа, а иерей уходит в алтарь, и царские врата закрываются2. На всех часах и изобразительных — кондак «Не ктому пламенное оружие…». Во вторник на вечерне, в среду и пятницу на утрени поется вся служба только Триоди (см.: Типикон, в Неделю 3-ю вечера, а также в среду и пятницу).

В пятницу, во время молитвы «Всесвятая Троице...», открываются царские врата, и иерей с кадилом и диакон со свечой выходят к аналою с Крестом. Совершается каждение и все прочее, как в понедельник. По окончании поклонения и целования иерей возлагает на свою главу Крест и, в предшествии диакона с кадилом и свечой, вносит Крест в алтарь, полагает его на престоле и кадит крестообразно. Закрываются царские врата. Затем — возглас: «Премудрость», «Достойно есть...» и прочее3.

Вынос и поклонение Кресту в Крестопоклонную Неделю совершаются с той целью, чтобы видом Креста и напоминанием о страданиях Спасителя укрепить верующих в прохождении трудного поприща поста4.

 

Четвертая Неделя Великого поста

В богослужении этой Недели (воскресенья) Церковь предлагает нам высокий пример постнической жизни в лице подвижника VI века, преподобного Иоанна Лествичника (память его 30 марта по старому стилю), который с 17 до 60 лет подвизался на Синайской горе и в своем творении «Лествица рая» изобразил путь постепенного восхождения человека к духовному совершенствованию, как по лестнице, возводящей от земли к вечно пребывающей славе. Таких ступеней в «Лествице» указано 30 — по числу лет земной жизни Спасителя до Его выступления на общественное служение человеческому роду. Добродетели в «Лествице» расположены в естественном их порядке: от приготовительных и низших — к высшим.

В песнопениях четвертой Недели Церковь, ободряя постящихся тем, что они уже прошли половину поста, и побуждая их к неослабной богоугодной жизни, напоминает верующим, что они впали в грехи, подобно человеку, впадшему в руки разбойников, и внушает упование на милосердие пострадавшего за нас Господа.

 

Пятая седмица и Неделя Великого поста

Св. Пятая седмица и Неделя Великого поста характерны тем, что в четверг 5-й седмицы на утрени прочитывается весь Великий канон святого Андрея Критского, который читался по частям в первые четыре дня 1-й седмицы, а также читается Житие преподобной Марии Египетской (память ее 1 апреля по старому стилю), представляющее образец истинного покаяния, борьбы с грехом и пример неизреченного милосердия Божия1. Мария Египетская из бездны порока взошла путем покаяния на такую высоту совершенства и святости, что уподобилась бесплотным Ангелам.

Житие преп. Марии составил св. Софроний, патриарх Иерусалимский, а св. Андрей Критский, посланный Иерусалимским патриархом Феодором на VI Вселенский Собор (692 г.), представил это Житие вместе со своим каноном. Чтение канона св. Андрея и Жития Марии Египетской в четверг 5-й седмицы совершается Церковью со времени VI Вселенского Собора.

В среду 5-й седмицы на вечерне (относящейся к четвергу), кроме обычных стихир на «Господи, воззвах», читаются еще 24 покаянные стихиры (творение св. Андрея Критского), имеющие одно окончание: «Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя», которое поется хором.

В четверг по случаю чтения Великого канона совершается литургия Преждеосвященных Даров и бывает звон в «красныя», т. е. не великопостный.

Если в четверг 5-й седмицы случится праздник Благовещения, то чтение Великого канона переносится на вторник, и тогда в этот день совершается литургия Преждеосвященных Даров.

 

Богослужебные особенности чтения Великого канона

По Уставу, вечером в среду 5-й седмицы служба начинается с двухпсалмия. После шестопсалмия и великой ектении бывает «Аллилуиа» и троичные текущего гласа, затем кафизма (8-я), седален Октоиха, «Слава, и ныне» — Богородичен, после чего читается первая половина Жития преп. Марии Египетской. Далее — псалом 50-й («Спаси, Боже, люди Твоя...» не произносится), и тотчас начинается пение Великого канона, который читается на середине храма, при закрытых царских вратах. Ирмосы — по дважды. Припев к тропарям канона: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». Катавасия поется только по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях. На 4-й, 8-й и 9-й песнях присоединяются трипеснцы, которые читаются перед песнями великого канона, но ирмосы их не поются, «Слава, и ныне» не бывает. Припевы к тропарям трипеснцев: 1) «Святии апостоли, молите Бога о нас»; к троичным тропарям: 2) «Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе»; а к Богородичным: 3) «Пресвятая Богородице, спаси нас».

По катавасии 3-й песни — малая ектения, седален, после которого читается вторая половина Жития преп. Марии1.

По 6-й песни — кондак: «Душе моя...» и икос, и читаются «Блаженны» с тропарями. По 8-й песни диакон с кадилом перед образом Божией Матери возглашает: «Богородицу и Матерь света». Хор: «Честнейшую...». После 9-й песни и малой ектении читается светилен — Троичен текущего гласа. Далее читаются хвалитные псалмы и вседневное славословие. Остальное все, как обычно2.

Суббота 5-й седмицы называется субботой Акафиста, а сама служба этого дня получила название «Похвалы Пресвятой Богородицы». В этот день на утрени читается (в четырех частях) акафист Божией Матери в память Её заступничества и избавления Константинополя в эти дни поста от сарацин и скифов в 626 году.

По Уставу, утреня (на практике вечером в пятницу) начинается с двухпсалмия. По шестопсалмии, на «Бог Господь» поется тропарь: «Поведенное тайно...» (трижды).

Акафист прочитывается в четыре приема, каждый раз по 3 икоса и 3 кондака:

первая часть акафиста читается после 16-й кафизмы и малой ектении;

вторая часть — после 17-й кафизмы («Непорочны») и малой ектении:

третья часть — после 3-й песни канона и малой ектении;

четвертая часть — после 6-й песни канона и малой ектении.

Каждая часть акафиста начинается и заключается пением кондака «Взбранной Воеводе...», и на каждое чтение священнослужители выходят через царские врата на середину храма1.

В конце утрени поется великое славословие.

В пятую Неделю (воскресенье) Великого поста Церковь воспоминает и прославляет св. Марию Египетскую, великую подвижницу конца V—начала VI в. (+ 530 г.; память ее 1 апреля по старому стилю), в ее лице представляет нам образ истинного покаяния и ободряет нас надеждой на неизреченное милосердие и человеколюбие Божие к искренне кающимся.

 

Шестая седмица — ваий

В пятницу 6-й седмицы заканчивается Св. Четыредесятница. В этот день на вечерне, соединяемой с литургией Преждеосвященных Даров, в одной из стихир на «Господи, воззвах» поется: «Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и святую седмицу страсти Твоея просим видети, Человеколюбче, еже прославити в ней величия Твоя, и неизреченное нас ради смотрение (домостроительство) Твое». Вечером в пятницу — великое повечерие.

В субботу седмицы ваий Церковь воспоминает чудо воскрешения Лазаря, поэтому суббота называется Лазаревой. Воскрешение Лазаря Церковь прославляет как доказательство Божественной силы Христа Спасителя и как удостоверение в Воскресении Христовом и в общем воскресении всех умерших, что и выражается в тропаре праздника (глас 1-й):

«Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя

(т.е. удостоверяя), из мертвых воздвигл еси Лазаря,

Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы (еврейские)

победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием:

осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне».

Чудом воскрешения Лазаря Господь Иисус Христос явил Свою Божественную силу и славу и уверил Своих учеников и всех в должном быть вскоре после распятия Своем Воскресении, победе над смертью и общем воскрешении умерших в день Страшного суда.

 

Уставные особенности богослужения в субботу ваий

Служба по своему построению подобна воскресной, но без полиелея. На утрени, на «Бог Господь» — тропарь: «Общее воскресение...» (трижды). Затем стихословятся 16-я и 17-я кафизмы, после которых поются воскресные тропари: «Ангельский собор...». Царские врата открываются, и бывает каждение по обычаю. (Евангелие на утрени не читается).

Далее — малая ектения, седален и поется (один раз) «Воскресение Христово видевше...». Затем читается 50-й псалом и сразу поются каноны: первый — на 8 (Феофана) и второй — на 6 (монаха Иоанна). С 6-й песни поется четверопеснец, как и в прочие субботы1. Припев к тропарям канона: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». (Этот же припев — в Неделю ваий и в Страстную седмицу).

По 8-й песни «Честнейшую» не поем1. Диакон запевает начало ирмоса 9-й песни: «Чистую славно почтим», хор продолжает: «Людие, Богородицу, Огнь Божества приимшую во чреве неопально, песньми величаем».

После катавасии 9-й песни и малой ектении поется: «Свят Господь Бог наш» (на 1-й глас) и сразу — «Всякое дыхание...» с хвалитными стихирами. На «И ныне» — «Преблагословенна еси, Богородице Дево» и поется великое славословие.

На литургии: «Блаженны» – тропари канона, песни 3-я и 6-я, на 8. На входе «Приидите, поклонимся...» поется не «Воскресый из мертвых», а «Во святых дивен Сый...»2. Тропарь праздника «Общее воскресение...», «Слава, и ныне» — кондак: «Всех радость Христос, Истина, Свет, Живот и мира Воскресение, сущим на земли явися Своею благостию, и бысть образ воскресения, всем подая Божественное оставление».

Вместо Трисвятого поется: «Елицы во Христа крестистеся...». Прокимен: «Господь Просвещение мое и Спаситель мой...». Апостол — к Евреям, зач. 333-е; Евангелие — от Иоанна, зач. 39-е. Вместо «Достойно» — ирмос 9-й песни канона: «Чистую славно почтим...». Причастен: «Из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу».

К предыдущей К оглавлению К следующей

На главную Каталог