На главную
На главную

Глинские чтения

 
 
 
К предыдущей К оглавлению К следующей

Схиархимандрит Иоанн (Маслов)

ЛЕКЦИИ
ПО ЛИТУРГИКЕ

БОГОСЛУЖЕНИЕ ВЕЛИКОПОСТНОЕ

(Период пения Постной Триоди)

Древность Великого поста и его значение

Пост перед праздником Святой Пасхи (или Святая Четыредесятница), называется Великим по особой важности его установления.

Древние христианские писатели единогласно свидетельствуют, что Святая Четыредесятница установлена апостолами в подражание сорокадневному посту Моисея (Исх., 34 гл.), Илии (3 Цар., 19 гл.), а главным образом — Господу Иисусу Христу, постившемуся в Иудейской пустыне сорок дней (Мф. 4, 2).

О том, что Великий пост — установление святых апостолов, свидетельствует и 69-е Апостольское правило, повелевающее поститься в Св. Четыредесятницу. Кроме того, на апостольское установление Св. Четыредесятницы и соблюдение ее всей первохристианской Церковью указывают святые отцы Церкви I-IV веков: Игнатий Богоносец (I в.), Виктор, еп. Римский (II в.), Дионисий Александрийский (IV в.) и многие другие.

О том, что с самого начала продолжительность Великого поста была сорокадневной, мы имеем свидетельства, идущие от глубокой древности. Само название Четыредесятницы встречается весьма часто в древних письменных памятниках. Святители Василий Великий и Григорий Нисский утверждают, что Великий пост в их время существовал повсюду. Но еще более непререкаемое свидетельство о древности этого поста представляет пасхальный круг св. Ипполита Римского (III в.), начертанный на его седалище.

Сорокадневный Великий пост соблюдался, однако, в Древней Церкви не в одно и то же время, что зависело от неодинакового исчисления дней поста, в которые он назначался. Но уже в IV веке в восточных Церквах установился существующий и доныне порядок соблюдения Великого поста: с понедельника (после Недели сыропустной) до Великой Субботы. Таким образом, Великий пост состоит собственно из сорока дней поста Четыредесятницы и поста Страстной седмицы — «ради спасительных Страстей Христовых» (св. Симеон Солунский).

В Апостольских Постановлениях (кн. 5, гл. I) о Великом посте говорится: «Да совершается этот пост (т.е. Св. Четыредесятница) прежде поста Пасхи (т.е. Страстной седмицы), начиная со второго дня (т.е. понедельника) и оканчивая в пятницу: потом начинается св. седмица Пасхи (т.е. страданий Христовых), постясь во время её все со страхом и трепетом, принося ежедневно моление о согрешающих». В этих Апостольских Постановлениях ясно обозначается продолжительность Великого поста, состоящего из сорокадневного поста и Страстной седмицы. Св. Епифаний Кипрский пишет о том, что Четыредесятница продолжается до Пасхи (то есть до Страстной седмицы). Эти дни Церковь обыкновенно проводит в посте. Сверх того, и шесть дней Пасхи (Страстную седмицу) весь народ проводит в сухоядении (Изложение кафолической веры, ХХII).

С самой глубокой древности был определен и сам образ соблюдения Св. Четыредесятницы. Древние христиане проводили этот пост с особой строгостью, воздерживаясь даже от вкушения воды до девятого (третьего по полудни) часа дня. Пищу вкушали после девятого часа, употребляя лишь хлеб и овощи. Древняя практика соблюдения Великого поста отражена и в нашем Церковном уставе (см.: Типикон, гл. 32: «От правил святых апостол и святых отец о святой велицей Четыредесятнице, яко должен всякий христианин опасно (строго) хранити»). Особо строгий пост Православная Церковь предписывает в своем Уставе хранить в первую и Страстную седмицы. В чистый понедельник и вторник первой седмицы следует соблюдать высшую степень поста — «отнюдь вовсе ясти не подобает». В остальные же седмицы поста (кроме суббот и воскресений) принятие пищи разрешается один раз в день — вечером, причем «сухоядение». В субботние и воскресные дни разрешается вкушение вареной пищи с елеем (растительным маслом), и притом дважды в день. Только в праздник Благовещения (когда он не совпадает со Страстной седмицей) и в Вербное воскресенье разрешается вкушение рыбы.

Употребление в пищу мяса, молока, сыра и яиц в Св. Четыредесятницу запрещено Шестым Вселенским Собором (правило 56-е). По Апостольской заповеди, если клирик вкушает постом мясо или даже сыр и яйца, то должен быть извержен, а если мирянин, то отлучен от Церкви.

Нарушающих пост в Св. Четыредесятницу Церковь строго осуждает. Так, правило Лаодикийского (с 49-го по 52-е), Трулльского (29-е, 56-е и 89-е) и Гангрского (19-е) Соборов, а также 69-е Апостольское правило говорят, что если «епископ, или пресвитер, или диакон, или чтец, или певец в четыредесят дней не постится и всякия среды и пятка всего лета, кроме немощи, да извержется (из сана). Аще мирской человек (не постится), да отлучится».

В Номоканоне говорится: «Ядяй мясо или сыр в Великую Четыредесятницу, или в среду и в пяток — лета два (т.е. года два) да не причастится» (Малый Требник, прав. 85-е). Отсюда мы видим, как строго соблюдали пост христиане древних времен.

Но, действуя в духе любви и милосердия, Православная Церковь не возлагает подвиг поста во всей полноте на немощных и не отчуждает непостящихся по немощи от участия в радости Причащения и Пасхи. Однако немощные телом, как и здоровые, особенно обязаны хранить в Четыредесятницу, равно как и в другие посты, духовный пост – воздержание от грехов – и творить дела любви и милосердия1.

«Пост, — говорится в одной древней книге,– делает человека умеренным, трезвым, стыдливым, молчаливым, целомудренным. Пост укрощает похоти, умеряет страсти, умножает святые желания, уничтожает порочные; все внутри нас в порядок приводит; развращенные помыслы отдаляет, знание насаждает, огнь похоти погашает, мысль тихим спокойствием исполняет, и всегда от бури пороков защищает» («Нетленная пища». С. 235).

Через подобающе исполненный пост мы приобщаемся свету Богообщения, «сладости жизни во Христе Господе и Спасителе нашем»2.

 

Понятие о Триоди Постной

Службы Великого поста, а также подготовительных к нему Недель (начиная с первой подготовительной Недели о мытаре и фарисее и кончая Великой субботой), обнимающие в общей сложности период времени в 70 дней, помещены в богослужебной книге, называемой Триодью Постной.

Свое название «Триодь» (греч. — «Триодион», т.е. трипеснец — от слов «трио» — три и «оди» — одна песнь) получила от того, что в ней больше всего содержится трипеснцев.

Своим употреблением и распространением Триодь, как указывает синаксарий в Неделю о мытаре и фарисее, обязана св. Косме Маиумскому (VIII в.), современнику св. Иоанна Дамаскина. Впрочем, многие трипеснцы написаны более ранними песнотворцами, например, св. Андреем Критским, которому принадлежат трипеснцы на повечериях Недели Ваий, Понедельника, Вторника, Среды и Пятницы Страстной седмицы, а также Великий канон, читаемый на первой и пятой седмицах Великого поста.

В IX в. преподобные Иосиф и Феодор Студиты собрали вместе все, что до них было написано, привели в надлежащий порядок, присоединили много собственных стихир и канонов, и таким образом образовалась богослужебная книга – Постная Триодь, заключающая в себе около 160 служб. В XIV веке Триодь Постная была дополнена синаксариями, составленными Никифором Каллистом.

 

Общее понятие о подготовительных Неделях Великого поста

Святую Четыредесятницу предваряют четыре подготовительные Недели, а именно:

о мытаре и фарисее (без седмицы),

о блудном сыне (с седмицей),

мясопустная (с седмицей),

сыропустная (сырная) (с седмицей).

В продолжение подготовительных Недель Церковь приучает верующих к подвигу поста постепенным введением воздержания. После сплошной седмицы, следующей за Неделей (воскресеньем) о мытаре и фарисее, она восстанавливает пост среды и пятницы; затем возводит христиан на более высокую ступень подготовительного воздержания запрещением вкушать мясную пищу и дозволением употреблять лишь сырную.

Такое особое приготовление к Великому посту является древним установлением Церкви. Так, уже знаменитые проповедники IV века – святители Василий Великий, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский и другие — оставили нам беседы, произнесенные ими в каждую из названных подготовительных Недель.

Каноны и многие песнопения, в которых раскрывается значение подготовительных Недель, также относятся к древнему периоду. В IX веке Феодор и Иосиф Студиты составили службы на Недели: о блудном сыне, мясопустную и сыропустную; в том же веке Георгий, митрополит Никомидийский, написал канон на Неделю о мытаре и фарисее1.

Приготовляя верующих к Св. Четыредесятнице, Церковь в своих службах, по ее собственному выражению, поступает как вождь, ободряющий мудрым и благовременным словом своих воинов на брань. В приготовительных службах она не забывает сказать все то, что может расположить верующих к посту, покаянию и духовному подвигу. В своих священных воспоминаниях она восходит и к первым дням мира и человека — к блаженному состоянию прародителей и их падению, чтобы показать начало греха и пробудить сокрушение о грехах; а также ко времени пришествия на землю Сына Божия для спасения человека, чтобы обратить нас к Богу. Для пробуждения чувства покаяния и сокрушения о грехах Церковь уже в приготовительные Недели предлагает нам на утрени умилительные стихиры: «Покаяния отверзи ми двери... На спасения стези настави мя, Богородице... Множество содеянных мною лютых...». Для той же цели, как бы ассоциируя 70-дневный период великопостной Триоди с 70-летним пребыванием Израиля в плену Вавилонском, Церковь в некоторые приготовительные Недели оплакивает духовный плен нового Израиля пением 156 пс.: «На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом...».

 

Неделя о мытаре и фарисее

Свое наименование эта подготовительная Неделя получила от того, что на ней читается Евангельская притча о мытаре и фарисее (Лк., зач. 89-е), из которой видно, что мытарь вышел из храма более оправданным, чем фарисей.

Приготовляя к посту и покаянию, Церковь примером мытаря указывает на истинное начало, основание покаяния и всякой добродетели — смирение, а примером фарисея — на главный источник греха, препятствие к покаянию и добродетели — гордость. Гордость разрывает связь, общение с Богом, общение любви, делает человека богоотступником, замкнутым в своей греховной, эгоистической натуре, препятствует развитию в нем добра. Об этом говорится и в песнопениях службы: «Тщеславие отщетевает (наносит убыток) богатство правды, смирение же расточает (рассеивает) страстей множество»2.

Превосходный путь к прославлению показал Бог Слово, Сам смирившийся до немощнейшего состояния человеческой природы («до зрака раба»), и всякий, кто Ему подражает, смиряясь, прославляется1.

Поэтому в песнопениях Недели Церковь призывает отвергнуть («отринуть») высокохвальную гордыню и стяжать «высокотворное смирение» и умиление2.

 

Особенности богослужения

Начиная с Недели о мытаре и фарисее, во все подготовительные Недели (воскресенья) Великого поста к песнопениям Октоиха присоединяются стихиры и канон из Триоди Постной.

На утрени3 в воскресные дни, начиная с Недели о мытаре и фарисее и кончая 5-й Неделей Великого поста, в воскресные дни после Евангелия, пения «Воскресение Христово…» и чтения 50-го псалма поются покаянные песни, в которых покаянное чувство выражается с особой силой глубиной: на «Слава»: «Покаяния отверзи ми двери...» (вместо: «Молитвами апостолов...»), на «И ныне»: «На спасения стези...» (вместо: «Молитвами Богородицы...»); затем «Помилуй мя, Боже...» и «Множества содеянных мною лютых...».

В основу первой песни «Покаяния отверзи ми двери...» положена притча о мытаре и фарисее; из нее заимствуются все сравнения для изображения покаянного чувства. В основу второй песни: «На спасения стези...» положена притча о блудном сыне, а в основу третьей: «Множества содеянных мною лютых...» — предсказания Спасителя о Страшном суде. Таким образом, эти покаянные песнопения тесно связаны с Евангелиями, которые читаются в подготовительные Недели к Великому посту (о мытаре и фарисее, о блудном сыне и мясопустную).

Начиная с Недели о мытаре и фарисее до Недели всех святых Евангельская стихира поется перед 1-м часом (на «Слава, и ныне»), так как на хвалитех на «Слава» поется стихира Триоди1.

На литургии — прокимен гласа; Апостол – к Тимофею, зач. 296-е; Евангелие от Луки, зач. 89-е.

Таким образом, богослужение в Неделю о мытаре и фарисее имеет следующие особенности:

1) Пение на утрени после полиелея и Евангелия особых покаянных песнопений.

2) Присоединение к песнопениям Октоиха песнопений (в том числе и канона) Постной Триоди.

3) Чтение на литургии Евангельской притчи о мытаре и фарисее.

4) От Недели о мытаре и фарисее до Недели ваий по существующей практике к тропарям канона Постной Триоди по воскресеньям полагается припев: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя» и только в Недели Православия и Крестопоклонную — припев: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Определенного указания в Типиконе и Триоди на этот счет нет2.

5) От Недели о мытаре и фарисее до Недели всех святых включительно воскресные кондаки не читаются, а заменяются (на часах, на повечериях, на полунощнице и на литургии после входа) кондаками Триоди, а иногда Минеи, если в воскресенье случится предпразднство, попразднство или память великого или храмового святого, за исключением 4-й, 5-й и 6-й Недель, когда поются специальные кондаки. Например: в Недели 4-ю и 5-ю Святой Четыредесятницы вместо кондака Триоди берется кондак святому (преп. Иоанну Лествичнику, преп. Марии Египетской); на литургии этот кондак следует петь на «Слава», а на «И ныне» поется кондак храма (если храм Спасов или Богородицы) или кондак «Предстательство христиан непостыдное» (если храм святого)3.

Кроме того, отменяется пост в среду и пятницу после Недели (воскресенья) о мытаре и фарисее («сплошная», или «всеядная» седмица) – в знак обличения этим горделивого поста фарисея.

 

Седмица и Неделя о блудном сыне

В эту Неделю Евангельской притчей о блудном сыне (Лк., зач. 79-е), от которой получила свое название и сама Неделя, Церковь показывает нам пример неисчерпаемого милосердия Божия ко всем грешникам, которые с искренним раскаянием обращаются к Богу; в этом случае благодать Божия исходит к ним во сретение, лобзает их, украшает и помогает им в достижении спасения.

«Познаим, братие, таинства силу, от греха бо к отеческому дому востекшаго (опять пришедшего) блудного сына преблагий Отец предустрет лобзает, и паки Своея славы познание (отличия) дарует; и таинственное вышним (силам) совершает веселие, закалая тельца упитанного, да мы достойно сожительствуем (будем обитать вместе) заклавшему человеколюбному Отцу и славному Заколению — Спасу душ наших»1.

Церковь учит, что истинная полнота и радость жизни заключается в благодатном союзе с Богом и постоянном общении с Ним («да достойно сожительствуем»). Удаление от этого общения служит, напротив, источником всевозможных бедствий и унижений.

Таким образом, показав в Неделю о мытаре и фарисее истинное начало покаяния, Церковь теперь раскрывает всю силу его: при условии истинного смирения и раскаяния со стороны человека-грешника для милосердия Божия возможно прощение самых тяжких грехов, и потому ни один грешник в дни приближения времени покаяния не должен отчаиваться в благодатной помощи и помиловании Отца Небесного.

 

Особенности богослужения

1) На утрени в Неделю о блудном сыне (и затем в Недели мясопустную и сырнопустную), после пения полиелейных псалмов (134-го и 135-го) «Хвалите имя Господне» и «Исповедайтеся Господеви» поется еще псалом 136-й: «На реках Вавилонских...» («с Аллилуиею красною»)2. Этот псалом побуждает грешников, находящихся в плену греха и диавола, осознать свое несчастное, греховное состояние, подобно иудеям, которые осознали свое горькое положение в плену Вавилонском и впоследствии раскаялись. Затем поются воскресные тропари: «Ангельский собор...».

2) На утрени после 50-го псалма поются покаянные песнопения: «Покаяния отверзи ми двери...».

3) На литургии читаются Апостол — к Коринфянам, зач. 135-е, и Евангелие от Луки, зач. 79-е. Причастен: «Хвалите Господа с небес...».

Неделя (воскресенье) о блудном сыне заключает собой седмицу (с тем же названием), которая, как уже указывалось, является сплошной (отмена поста в среду и пятницу).

 

Седмица и Неделя мясопустные

Седмица после Недели (воскресенья) о блудном сыне и заключающая ее Неделя (воскресенье) называются мясопустными по той причине, что на этой Неделе заканчивается вкушение мяса. Само воскресенье называется еще «мясопуст» (то есть отпуск мяса, лишение, прекращение вкушения мяса). Неделя мясопустная называется также Неделей о Страшном суде, так как о нем на литургии читается соответствующее Евангелие (Мф., зач.106-е).

В субботу мясопустную — перед воспоминанием Страшного суда Христова, на котором предстанут все живые и умершие, — Церковь совершает поминовение «всех от Адама и до днесь усопших во благочестии и правой вере».

По неисповедимому Своему Промыслу Бог предопределил разную кончину людям. «Подобает же ведати, — говорится в синаксарии мясопустной субботы, — яко не вси в пропасти впадающии, и во огнь, и в море, и глаголемыя пагубы, и студени (холод) и глад, по повелению Божию сие страждут: сия бо (ибо таковы) суть Божии судьбы, ихже ова (когда одним смерти) бывают по благоволению (Божию), ова (другим) же по попущению: другая же (смерти) и ведения ради и прещения (грозного предупреждения), и уцеломудрения иных бывают».

В эту субботу Церковь, по своему человеколюбию, особенно молится о тех умерших, которые по тем или иным причинам не получили церковного отпевания или церковной молитвы («узаконенных псалмов и песнопений памяти не получиша»1.

Мысль о конце нашей жизни, при воспоминании об отшедших уже в вечность, отрезвляюще действует на каждого, кто забыл о вечности и прилепился всей душой к тленному и мимотекущему.

«Приидите прежде конца, вси братие, перст нашу видяще, … и яко прах человек, снедь червием и тление, яко сухия кости наша всяко (вовсе) не имущия дыхания. Во гробы вникнем: где слава, где доброта (красота) зрака? Где благоглаголивый (красноречивый) язык? Где брови? Или где око? — вся прах и сень: темже пощади, Спасе, всех нас»1.

Последование службы в мясопустную субботу в целом такое же, как и в субботу перед праздником Святой Пятидесятницы, с тем только различием, что в субботу мясопустную вместе с песнопениями Триоди Постной поются песнопения Октоиха рядового гласа, а в субботу перед Пятидесятницей песнопения Триоди Цветной чередуются с песнопениями субботы Октоиха непременно 6-го гласа.

 

Особенности службы мясопустной субботы

1) На вечерне вместо прокимна поется «Аллилуиа» с заупокойными стихами. 1-й стих: «Блажении яже избрал и приял еси Господи». 2-й стих: «Память их в род и род». 3-й стих: «Души их во благих водворятся».

2) На утрени:

а) вместо «Бог Господь» поется «Аллилуиа» с заупокойными стихами и тропарями: «Глубиною мудрости…» (дважды), «Слава, и ныне»: «Тебе и стену, и пристанище имамы...».

б) После рядовой, 16-й кафизмы, малой ектении и седальна Октоиха поются «Непорочны» (17-я кафизма), разделяемые на 2 статии.

В обычной практике на пение «Непорочны» священник и диакон через царские врата выходят на середину храма к заупокойному столу (тетраподу, или «кануну»).

Первая статия начинается пением «Блажени непорочнии...» (поются первые два стиха). Священник читает псаломские стихи, в это время хор к каждому стиху поет тихо припев: «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим»  (или: «Благословен еси, Господи») (петь «Аллилуиа» не положено).

После 91-го стиха хор поет 92-й и 93-й стихи: «Яко аще бы не закон Твой поучение мое был, тогда убо погибл бых во смирении моем. Во век не забуду оправданий (законов) Твоих, яко в них оживил мя еси...».

Затем малая заупокойная ектения и возглас «Боже духов...».

Вторая статия начинается пением «Твой есмь аз, спаси мя...» (поются первые два стиха). Хор припевает к читаемым стихам: «Спасе, спаси мя».

Последние стихи кафизмы — 175-й и 176-й — поет хор: «Жива будет душа моя и восхвалят Тя, и судьбы Твоя помогут мне. Заблудих, яко овча погибшее: взыщи раба Твоего, яко заповедей Твоих не забых». После этого сразу поются тропари по «Непорочных: «Святых лик обрете источник жизни...» с припевом: «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим». И бывает полное каждение всего храма. Затем произносится малая заупокойная ектения, и поется седален: «Покой, Спасе наш...». Священнослужители остаются на середине храма.

По 50-м псалме — канон. Первым читают канон храма (т.е. главного престольного праздника), а затем — канон Триоди.1

После 3-й песни — ектения обычная. После 6-й песни — ектения заупокойная, кондак: «Со святыми упокой...» и икос: «Сам един еси, Бессмертный...» Диакон кадит тетрапод, иконостас, священнослужителей и народ. После этого священнослужители уходят в алтарь. По 9-й песни — ектения обычная.

Далее — обычное последование вседневной (субботней) утрени.

3) На литургии: тропари на «Блаженны» берутся из Триоди, песнь 3-я и 6-я, на 8. По входе — тропарь: «Глубиною мудрости...», «Слава» — кондак: «Со святыми упокой...», «И ныне»: «Тебе и стену и пристанище...». Прокимен, гл. 6: «Души их во благих водворятся». Стих: «К Тебе, Господи, воздвигох душу мою...». Апостол — дня (Кор., зач. 146-е) и заупокойный (Сол., зач. 270-е). Евангелие — дня (Лк., зач. 105-е) и заупокойное (Ин., зач. 16-е). Причастный стих: «Блажени, яже избрал и приял еси, Господи, и память их в род и род» (см.: Триодь Постную)2.

Мясопустная Неделя, как уже было сказано, посвящена воспоминанию о всеобщем последнем и Страшном суде живых и мертвых. Это воспоминание совершается для того, чтобы грешники — по грубости своей духовной природы — в надежде на неизреченное милосердие Божие не предались беспечности и нерадению о своем спасении. Православная Церковь в богослужебных стихирах и тропарях этой Недели изображает ужасные следствия беззаконной жизни, когда грешник предстанет перед нелицеприятным («неумытным») судом Божиим.

Напоминая о последнем и Страшном суде Христовом, Церковь вместе с тем указывает и истинный смысл самой надежды на милосердие Божие. Бог — милосерд, но Он вместе с тем и праведный Судия. В богослужебных песнопениях Господь Иисус Христос, имеющий прийти судить мир, называется правосудным, а Его суд — праведным и неподкупным испытанием («неумытным истязанием», «неумытным судом»). Все равны будут перед праведным судом Божиим:

«В чину своем, монах и иерарх, старый и юный,

раб и владыка истяжется (будет спрошен),

вдовица и дева исправится (будет испытана): и

всем горе тогда, не имевшим житие неповинное»1.

 

Основные особенности богослужения мясопустной седмицы и Недели

1. Поминовение усопших в субботу («родительская суббота»).

2. В Неделю на утрени — пение 136-го псалма: «На реках Вавилонских» и покаянных стихир: «Покаяния отверзи ми двери...»

3. На литургии в воскресенье – прокимен: «Велий Господь...», Апостол – Кор., зач. 140-е. Евангелие (о Страшном суде Христовом) — Мф., зач. 106-е. Причастный стих: «Хвалите Господа...», другой — «Радуйтеся, праведнии...».

 

Седмица и Неделя сыропустные

Последняя подготовительная к Св. Четыредесятнице Неделя (седмица) называется сырной, а в просторечии — масляной, масленицей, так как в эту седмицу употребляется скоромная пища — молоко, сыр, масло и яйца, а в саму Неделю (воскресенье) сырную заканчивается употребление молочной (сырной) пищи.

Сырная седмица. Начиная с понедельника сырной седмицы (следующей за мясопустной Неделей), в Триоди помещаются на каждый день стихиры, трипеснцы и целые каноны, соединяемые со службами святому Минеи и Октоиха.

Песнопениями сырной седмицы Церковь подготавливает нас к подвигу Святого поста и заботится, чтобы мы положили «начало умиления и покаяния, злых отчуждение и страстей воздержание, лукавых дел отсечение»1. Своим богослужением в сырную седмицу Церковь внушает нам, что эта седмица есть уже «преддверие покаяния»,  «предпразднство воздержания», седмица «предочистительная»2. В сырные среду и пятницу разрешается вкушение молока и яиц (Типикон, гл. 33)3.

 

Уставные особенности сырной седмицы

1. В песнопениях всей этой седмицы Святая Церковь приглашает нас к воздержанию, напоминая нам о грехопадении прародителей, происшедшем от невоздержания.

2. Во все дни сырной седмицы к песнопениям Октоиха и Минеи присоединяются песнопения Постной Триоди.

3. В среду и пятницу сырной седмицы литургии, по Уставу, не бывает4, за исключением тех случаев, когда с этими днями совпадает Сретение Господне или храмовой праздник. В сырные среду и пятницу совершается служба, подобная великопостной, но с некоторыми отличиями.

Во вторник и четверг сырной седмицы вечером (не после литургии, а в свое время) первая половина вечерни совершается по обычному уставу вседневной вечерни, то есть без чтения (как это бывает в Великом посту) кафизмы, без особых прокимнов и паримий.

Как обычно после «Сподоби Господи...» — ектения: «Исполним молитву...». Но по «Ныне отпущаеши...», как и в Великом посту, полагается пение (постовым распевом) тропарей: «Богородице Дево, радуйся...», «Слава»: «Крестителю Христов...», «И ныне»: «Молите за ны, святии апостоли...» с тремя земными поклонами. Далее — «Под Твое благоутробие...» (без поклона). Вместо сугубой ектении: «Помилуй мя, Боже...» читается «Господи, помилуй» (40 раз), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним благослови, отче». Священник: «Сый благословен…» и читается молитва «Небесный Царю...», после которой священник произносит молитву св. Ефрема Сирина (с 16-ю поклонами): «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь». (Далее — Трисвятое по «Отче наш», «Господи, помилуй» (12 раз). Священник: «Слава Тебе, Христе Боже...» и прочее, и бывает отпуст.

Вечерня соединяется с великим повечерием и утреней. Соединение следующее: сразу после отступа вечерни (во вторник и четверг вечера) бывает великое повечерие с великими поклонами.

Особенности великого повечерия в сравнении с великопостным следующие

В третьей части после канона — «Достойно есть…», Трисвятое по «Отче наш», и затем следуют тропари: дневного святого, храма, «Боже отец наших…», «Иже во всем мире…», «Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: «Молитвами, Господи, всех святых…»1. Далее — прочее последование по Часослову. Тропари «Господи сил, с нами буди…» не поются. Отпуст малый. (Молитва «Владыко Многомилоствие…» не читается). После отпуста – чин прощения: «Благословите, отцы святии, и простите ми, грешному...». Затем ектения: «Помолимся о Великом Господине...».

В среду и пятницу сырной седмицы на утрени:2

1) вместо «Бог Господь» поется «Аллилуиа» во глас Октоиха (4 раза) со стихами: «От нощи утренюет дух мой…» и прочими. Далее читаются тропари Троичны гласа (см. их в конце Триоди и Ирмология).

2) к канонам Октоиха и Минеи присоединяются из Постной Триоди полный канон и трипеснец. Особенность соединения канонов та, что в тех песнях, где имеются трипеснцы Триоди (в среду – в 3-й, 8-й и 9-й,  в пятницу – в 5-й, 8-й и 9-й песни), канон Октоиха оставляется, а песни канона Минеи (только в среду и пятницу) переносятся в предыдущие песни, например: 3-я песнь — в 1-ю; 8-я — в 6-ю, 9-я — в 7-ю1, ирмосы, тропари и катавасия берутся из Триоди (в остальные дни седмицы в этом случае песни канона Минеи не присоединяются к предыдущим песням, опускается только канон Октоиха). В остальных песнях первым идет канон Октоиха, с ирмосом на 4, затем — каноны Минеи, на 6 и Триоди (без ирмосов), на 4. По существующей практике, припев к тропарям Триоди: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя».

Для большей ясности приведем схему соединения утренних канонов Октоиха, Минеи и Триоди в дни сырной седмицы. (Таблица № 1).

По окончании канона – хор: «Достойно есть…». Далее следуют ектения и светилен троичен гласа, как в Великом посту. Окончание утрени такое же, как и утрени великопостной.

Дневное богослужение в среду и пятницу состоит из часов: 3-го, 6-го и 9-го, изобразительных и вечерни.

Часы в сырные среду и пятницу совершаются великопостные, с молитвой св. Ефрема Сирина и поклонами, но только с тем отличием, что на них не читаются кафизмы2. Тропари, например, к 1-му часу «Заутра услыши глас мой...» и подобные ему на других часах не поются, а читаются3. На 6-м часе по прочтении тропаря и Богородична часа: «Яко не имамы дерзновения...» чтец произносит тропарь пророчества (глас 3-й) «Царю Святый...», после чего священник или диакон возглашает: «Вонмем», чтец: «Прокимен, глас 6-й: Спаси, Господи, люди Твоя...» и т.д. Далее — священник: «Премудрость», чтец: «Пророчество Иоилева чтение...». По окончании паримии — священник: «Вонмем» и чтец — второй прокимен. После него читается: «Скоро да предварят ны...» и т.д. После 9-го часа сразу бывает чин изобразительных: читаются изобразительные псалмы 102-й и 145-й. (Великим постом они опускаются) и «поскору» читаются (а не поются) «Блаженны». В конце — молитва св. Ефрема Сирина с поклонами, после которых сразу — вечерня, относящаяся уже к следующему дню.

Вечерня (в среду и пятницу сырные) – совершается сразу после часов обычная, вседневная, но со следующими особенностями.

После «Свете тихий…» – диакон: «Вонмем». Священник: «Мир всем». Чтец: «И духови твоему». Диакон: «Премудрость, вонмем». Чтец – прокимен1. Хор его повторяет, и читается одна паримия. Затем — второй прокимен.

После «Ныне отпущаеши» поется тропарь святого Минеи. «Слава, и ныне» — Богородичен по гласу тропаря. Вместо «Господи, помилуй» (40 раз) священник произносит сугубую ектению: «Помилуй нас, Боже...». После возгласа — молитва св. Ефрема Сирина (с тремя поклонами), и чтец читает молитву: «Всесвятая Троице…». Хор: «Буди имя Господне...». Чтец — псалом 33-й: «Благословлю Господа...». Священник на амвоне произносит: «Премудрость». Хор: «Достойно есть...». Священник: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Хор: «Честнейшую Херувим...». Священник: «Слава Тебе, Христе Боже...». Хор: «Слава, и ныне… Господи, помилуй (3). Благослови». И бывает отпуст2.

В сырную субботу совершается воспоминание святых мужей и жен, в посте просиявших. Церковь укрепляет нас на духовные подвиги примером святых подвижников. Служба — с великим славословием.

В сыропустную неделю (воскресенье) Церковь, приблизив нас к вратам Св. Четыредесятницы, приводит нам на память «от пищи испадение Адамово»3, изгнание прародителей из рая за непослушание и невоздержание.

Итак, особенности богослужений в сыропустную седмицу и Неделю следующие.

1. В среду и пятницу литургии не бывает; богослужение совершается (с некоторыми особенностями) такое же, как в Великом посту (великое повечерие, часы, изобразительны и вечерня).

Воспоминание в сырную субботу преподобных отец, в посте просиявших.

2. В воскресенье сырнопустное, как и в предыдущие два, поется на утрени (в последний раз) 136-й псалом «На реках Вавилонских», а покаянные тропари «Покаяния отверзи ми двери...» — продолжаем петь до 5-й недели Великого поста.

В сырное воскресенье воспоминается изгнание прародителей из рая, чему посвящены в основном все песнопения вечернего и утреннего богослужения.

3. На литургии в воскресенье читается Апостол (Рим., зач. 112-е), указывающий, что пост есть наиболее удобное время и истинный день для совершения благих дел, и Евангелие (Мф., зач. 17-е), повествующее о том, что нужно человеку для получения от Бога прощения грехов во время поста и как должно поститься.

К предыдущей К оглавлению К следующей

На главную Каталог