На главную
На главную

Глинские чтения

 
 
 
К предыдущей К оглавлению К следующей

Схиархимандрит Иоанн (Маслов)

ЛЕКЦИИ
ПО ЛИТУРГИКЕ

Воздвижение Животворящего Креста Господня
(14 сентября)

 

История праздника

Первоначально этот праздник установлен Церковью в воспоминание обретения Креста Господня в IV веке. По описанию древних христианских историков (Евсевия, Феодорита и др.), событие это представляется в таком виде.

Император Константин Великий, по чувству благоговения ко Кресту Господню, с помощью которого он одержал многие победы, возымел желание отыскать Честное Древо Креста Господня и соорудить храм на Голгофе. Для исполнения этого желания благочестивая мать Константина — Елена — отправилась в 326 году в Иерусалим для отыскания Креста Господня. По древнеиудейскому обычаю, орудия казни обычно зарывались вблизи места совершения ее. По преданию, записанному у Григория Турского, место обретения Креста Господня под развалинами языческого капища указал один престарелый иудей по имени Иуда (впоследствии принявший христианство).

Во время раскопок вблизи Лобного места нашли три креста, гвозди и ту дощечку с надписью на трех языках, которая прибита была над главою распятого Христа. Узнать Крест Господень было трудно; нужно было высшее свидетельство о нем, и это свидетельство было явлено в чудодейственной силе Креста Господня (по свидетельству многих историков, прикосновением ко Кресту Господню исцелилась находившаяся при смерти женщина).

В полноте благоговейной радости и духовного умиления Елена и все бывшие с нею воздали поклонение и целование Кресту. А так как, вследствие множества народа, не все могли поклониться Честному Древу Креста Господня и даже не все могли видеть его, патриарх Иерусалимский Макарий, став на высоком месте, поднимал («воздвизал») Святой Крест, показывая его народу. Народ поклонялся Кресту, восклицая: «Господи, помилуй!» Отсюда и получил свое начало и название праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста, который был уже установлен в год обретения Святого Древа. Так как Крест был обретен перед праздником Святой Пасхи, то первоначально Воздвижение Креста Господня праздновали на второй день Пасхи.

С 335 года, когда совершено было освящение храма Воскресения Христова (13 сентября), праздник Воздвижения был перенесен на 14 сентября. Так как освящение храма совершалось собором епископов, прибывших со всех концов Римской империи, это событие послужило поводом к распространению празднования Воздвижения в этот день во всем христианском мире.

В VII веке с воспоминанием обретения Креста Господня было соединено другое воспоминание — о возвращении Древа Животворящего Креста Господня из Персидского плена.

В 614 г. Хозрой, царь Персидский, во время войны с Византийским императором Фокою овладел Иерусалимом, разграбил его сокровища и в числе их увез из Иерусалима в Персию и Древо Животворящего Креста Господня, где оно пребывало 14 лет. В 628 году, после победы над персами и заключения мира, Святое Древо Креста Господня было возвращено императором Ираклием в Иерусалим. Император встретил Крест Господень в Иерусалиме и, по внушению патриарха Зосимы, в смиренной одежде и босой, внёс его в храм, откуда он и был ранее похищен персами. Это событие совершилось 14 сентября. Таким образом, в праздновании Воздвижения соединились два воспоминания: об обретении Креста Господня и возвращении его из плена.

О дальнейшей судьбе Креста Господня есть различные мнения. По одним источникам, Животворящий Крест оставался до 1245 года, т.е. до седьмого крестового похода, в том виде, в каком он был обретен при св. Елене. А по преданию, Крест Господень был раздроблен на малые части и разнесен по всему миру. Безусловно, большая Его часть хранится до сего времени в Иерусалиме, в особом ковчеге в алтаре храма Воскресения, и принадлежит грекам1.

 

Предпразднство и попразднство

Праздник Всемирного Воздвижения Животворящего Креста Господня принадлежит к числу двунадесятых. Он имеет один день предпразднства (13 сентября) и семь дней попразднства (с 15 по 21 сентября). Отдание праздника – 21 сентября.

Кроме того, празднику Воздвижения предшествуют суббота и Неделя (воскресенье), называемые субботой и Неделей перед Воздвижением.

В субботу перед Воздвижением на литургии поется особый прокимен: «Пойте Богу нашему пойте, пойте Цареви нашему пойте» и читаются Апостол (Кор., зач. 126-е) и Евангелие (Мф., зач. 39-е) (имеющие близкое отношение к предстоящему празднику Воздвижения), а затем – рядовые Апостол и Евангелие2.

В Неделю пред Воздвижением – тоже особые прокимен: «Спаси, Господи, люди твоя...», Апостол (Гал., зач. 215-е) и Евангелие (Ин., зач. 9-е), а затем — рядовые чтения3.

Суббота же и Неделя, следующие за праздником Воздвижения, называются субботой и Неделей по Воздвижении.

В субботу по Воздвижении на литургии — прокимен праздника, Апостол (Кор., зач. 125-е) и Евангелие (Ин., зач. 30-е) – особые. В Неделю но Воздвижении — прокимен праздника «Возносите Господа Бога нашего...» (прокимен гласа опускается). Апостол (Гал., зач. 203-е) и Евангелие (Мк., зач. 37-е) — тоже особые4. Указанные субботы и Недели (пред Воздвижением и после него) хотя и входят в состав предпразднства и попразднства, но  не имеют особых целых служб.

В Неделю пред Воздвижением и в Неделю по Воздвижении на литургии рядовые Апостол и Евангелие будут читаться в том случае, если не будет отступки.

 

Особенности богослужения праздника

Приготовление Креста перед всенощным бдением

Перед началом малой вечерни или перед началом всенощного бдения, если не служится малая вечерня, иерей износит Честной Крест из сосудохранилища, полагает его на жертвенник (обычно на покрытом блюде) и украшает венком из живых цветов. После отпуста малой вечерни (если она служится) или перед началом всенощной иереи и диакон в облачениях подходят к жертвеннику.

Диакон, взяв благословение на кадило и кадя Честной Крест, произносит тихо: «Благослови, Владыко». Иерей: «Благословен Бог наш...». Диакон читает (тихо) Трисвятое по «Отче наш». Затем служащие поют (тихо) тропарь Кресту: «Спаси, Господи, люди Твоя...», «Слава, и ныне» — кондак: «Вознесыйся на Крест волею...».

Во время пения кондака иерей, подняв на главу Крест, в сопровождении двух свещеносцев со свечами и диакона с кадилом переносит Честной Крест на престол и полагает его на место Евангелия, а Евангелие поставляет справа от Дарохранительницы (как на литургии). Перед престолом ставит подсвечник с зажженной свечой.

Всенощное бдение

На великой вечерне после мирной ектении «Блажен муж» поется только тогда, когда праздник случится в воскресенье или понедельник. Если же праздник случится во вторник, среду, четверг, пятницу и субботу, то «Блажен муж» не поется. (Это же относится и к остальным Господским праздникам).

После входа — прокимен дня. Если праздник случится в субботу, то поется великий прокимен: «Бог наш на небеси и на земли...» (Если праздник случится в другие дни, то на великой вечерне – прокимен дня, а великий прокимен поется вечером в самый праздник).

Паримии три: 1-я — книга Исход, гл. 15-16 (повествуется о горькой воде и ропоте евреев в Синайской пустыне);

2-я – книга Притчей, гл. 3 (о Божием наказании и вразумлении).

3-я – книга пророка Исаии, гл. 60 (Если все люди будут служить Богу, то спасутся).

На благословении хлебов, на «Бог Господь» и в конце утрени – тропарь, глас 1: «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство».

На утрени: полиелей совершается в алтаре. После полиелея — величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Крест Твой Святый, имже нас спасл еси от работы вражия (от рабства врагу – диаволу)».

Прокимен: «Видеша вси концы земли спасение Бога нашего». Стих: «Воспойте Господеви...». Евангелие – от Иоанна, зач. 42-е. (Тропари «Ангельский собор…», даже если праздник случится в воскресенье, не поются). Евангелие читается в алтаре и на середину церкви не выносится.

После Евангелия поется: «Воскресение Христово видевше...» (в какой бы день праздник ни случился) и читается 50-й псалом. (Царские врата закрываются). «Слава»: «Молитвами апостолов...», «И ныне»: «Молитвами Богородицы...», «Помилуй мя, Боже...» и стихира праздника: «Крест Христов...».

Канон – св. Космы Маиумского, ирмосы по дважды, тропари на 12. Припев к тропарям канона: «Слава, Господи, Кресту Твоему Честному». Катавасия – «Крест начертав…». По 3-й песни — седален, «Слава, и ныне» — то же. По 6-й песни — кондак и икос праздника.

После 8-й песни «Честнейшую» не поем, а поем припев и ирмос 9-й песни.

Припев: «Величай, душе моя, Пречестный Крест Господень».

Ирмос 9-й песни: «Таин еси, Богородице, рай (Ты — таинственный рай, Богородица), невозделанно возрастивший Христа, Имже крестное живоносное на земли насадися Древо. Тем (поэтому) ныне (Кресту) возносиму, поклоняющеся ему, Тя величаем».

Указанный припев припевается на 9-й песни и к каждому тропарю 1-го канона, а к тропарям 2-го канона, который имеет только одну 9-ю песнь, поют припев: «Величай, душе моя, Животворящаго Креста Господня воздвижение».

 

Вынос Креста

Во время великого славословия священник в полном облачении совершает с диаконом каждение трижды вокруг св. престола, на котором лежит Св. Крест.

По окончании великого славословия священник отдает кадило диакону, трижды поклоняется перед престолом и во время пения особым напевом последнего «Святый Боже...» поднимает Крест на главу. Чеpeз горнее место он выходит из алтаря северными дверями и в предшествии свещеносца и диакона с кадилом идет вокруг внутри храма (против солнца). В завершение крестного хода священник подносит Крест к царским вратам и произносит возглас: «Премудрость, прости». Хор: «Спаси, Господи, люди Твоя...» (трижды).

Крест обычно выносится на середину церкви и полагается на уготованном аналое. Священник совершает вокруг него троекратное каждение, после этого поет (если не совершается чин Воздвижения): «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко...» (трижды) с тремя земными поклонами. То же поет и хор. После этого при пении особых стихир священнослужители и молящиеся совершают поклонение Кресту и целование его.

Затем диакон произносит сугубую ектению: «Помилуй нас, Боже...», и далее всенощное бдение заканчивается по обычному чину.

 

Чин воздвижения Креста (Из «Богослужебных указаний на 1950 год»)

В соборах и приходских церквах, с благословения епархиального архиерея, после крестного хода в конце утрени совершается следующий чин воздвижения Креста.

После выноса Креста на середину храма и троекратного каждения настоятель совершает три земных поклона перед Св. Крестом. Затем, взяв на главу Честной Крест с живыми цветами, становится лицом к востоку на уготованное для этой цели место (кафедре) и начинает первое воздвижение.

Перед Крестом, на некотором расстоянии, становится диакон (держа в левой руке свечу, а в правой — кадило) и громко возглашает: «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молимся Тебе, услыши нас, Господи, и помилуй, рцем вси». Хор поет «Господи, помилуй» (100 раз).

В начале пения «Господи, помилуй» настоятель трижды осеняет Крестом на восток и при пении первой половины «сотницы» медленно преклоняет главу свою с Крестом насколько можно низко. По мере снижения Креста певцы постепенно понижают голос и стихают. При пении второй половины «сотницы» настоятель медленно поднимается. С такой же постепенностью повышают и усиливают звук и певцы, заканчивая пение «сотницы» громким и торжественным «Господи, помилуй». При пении в 97-й раз «Господи, помилуй» настоятель выпрямляется и, стоя прямо, снова трижды осеняет Крестом на восток. (При соборном служении два сослужащих священника поддерживают настоятеля под руки, облегчая ему преклонение, а другие два священнослужителя поливают Крест благовонным маслом, символизирующим собой благодать Святого Духа).

После этого настоятель с Крестом обращается лицом к западу. Диакон переходит на противоположную сторону и, стоя перед Крестом, возглашает:

«Еще молимся об оставлении грехов Великого Господина и Отца нашего…, Святейшего Патриарха Московскаго и всея Руси, и Господина нашего Преосвященнейшего (имя рек) епископа... и всего во Христе братства нашего, о здравии и спасении, рцем вси». Хор: «Господи, помилуй» (100 раз). Настоятель совершает второе воздвижение, как и первое.

Третье воздвижение он совершает лицом на юг. Диакон возглашает: «Еще молимся о стране нашей, властех и воинстве ея, рцем вси».

Четвертое воздвижение — лицом на север. Диакон: «Еще молимся о всякой душе христианской, скорбящей же и озлобленной (находящейся в беде и угнетении), здравия, спасения и оставления грехов требующей, рцем вси».

Пятое воздвижение — опять лицом к востоку. Диакон возглашает: «Еще молимся о всех служащих и служивших во святей обители сей (или храме сем), отец и братий наших, о здравии, и о спасении, и оставлении грехов их, рцем вси».

После пятого воздвижения Креста Господня поется «Слава, и ныне» и кондак: «Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству щедроты Твоя даруй, Христе Боже, возвесели нас силою Твоею, победы дая нам на сопостаты, пособие имущим Твое, оружие мира, непобедимую победу».

При пении кондака настоятель полагает Крест на аналое. Затем поются «Кресту Твоему…» с тремя земными поклонами, а также стихиры на поклонение Кресту. Если был совершен чин Воздвижения, то сугубая ектения опускается, и произносится сразу просительная: «Исполним утреннюю молитву нашу» и обычное окончание всенощного бдения. Если же чин Воздвижения не совершался, то после стихир на поклонение Кресту произносятся обе ектении – сугубая и просительная.

Литургия

Поются антифоны праздника. Входный стих: «Возносите Господа Бога нашего и поклоняйтеся подножию ногу Его, яко свято есть». Сразу после входного стиха — тропарь и кондак праздника. Вместо Трисвятого — «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко...» (поется только в день праздника).

Прокимен, глас 7: «Возносите Господа Бога...»

Апостол — Кор., зач. 125-е. Евангелие – от Иоанна, зач. 60-е. Задостойник – припев: «Величай, душе моя, Пречестный Крест Господень» и ирмос: «Таин еси, Богородице, рай...». Причастен: «Знаменася на нас свет лица Твоего, Господи».

Праздник Воздвижения — единственный Господский праздник, который не имеет в Служебнике особого отпуста. Отпуст в конце всенощного бдения и литургии праздника — такой же, как и седмичный — в среду и пятницу, только без упоминания седмичных и празднуемых святых (то есть Минеи), но в практике принято начало отпуста как в воскресный день: «Воскресый из мертвых Христос...», так как служба посвящена не только Кресту, но и воспоминанию Воскресения Христова (например, песнопение «Воскресение Христово видевше...» на утрени и др.).

В день праздника Воздвижения установлен пост, подобный обычному посту в среду и пятницу (рыба не разрешается). Он установлен в воспоминание страданий Господа, претерпевшего смерть на Кресте, и для внушения того, что почитание Креста связано с умерщвлением плоти (см.: Типикон, 14 сентября и гл. 33-я).

В попразднство на литургии после входа поется: «Приидите, поклонимся…» с окончанием: «Спаси ны, Сыне Божий, плотию распныйся, поющия Ти: Аллилуиа».

Животворящий Крест, вынесенный в праздник Воздвижения, лежит в храме на аналое до дня отдания праздника. В день отдания Воздвижения после отпуста литургии священник совершает вокруг аналоя с Крестом каждение (трижды) и при пении тропаря и кондака вносит Крест в алтарь, полагая его на св. престоле (см.: Типикон, 2 августа).

 

Праздник Воздвижения как грань летнего и зимнего периодов Устава

Устав чтения кафизм, пения «Непорочных» и полиелея имеет несколько периодов. Наиболее длительны два периода: летний и зимний, разделяющиеся между собой праздником Воздвижения.

По Уставу положено в летний период — от Недели Фоминой до отдания Воздвижения (включительно) — во все дни седмицы на утрени читать по две рядовые кафизмы и на вечерне – одну рядовую.

На воскресной утрени читаются две кафизмы и вместо полиелея поются «Непорочны», т.е. 17-я кафизма (за исключением Недели Фоминой, Пятидесятницы и дней, в которые положено совершать бдение или полиелей).

Второй большой период — зимний — начинается от отдания Воздвижения (с 22 сентября) до субботы перед Неделей о блудном сыне. (В него не входит время от предпразднства Рождества Христова — 20 декабря — до отдания Богоявления — 14 января).

Этот период характеризуется чтением на седмичной утрени трех кафизм, на вечерне — 18-й кафизмы, а на воскресной утрени — пением вместо «Непорочных» (т.е. 17-й кафизмы) полиелея, т.е. «Хвалите имя Господне...» (Типикон, гл. 17).

В период празднования Рождества Христова и Богоявления — с 20 декабря по 14 января — чтение кафизм и пение в воскресенье «Непорочных» (17-й кафизмы) совершается по тому же Уставу, что и в летний период1.

Для большей наглядности сказанного изобразим его в виде таблицы.

 

Порядок рядового чтения кафизм в летний и зимний периоды

(цифрами обозначены рядовые кафизмы)

 

 

Примечание. Полиелей — «Хвалите имя Господне...» – поется в седмичные и воскресные дни как в летний, так и зимний период Устава, если в эти дни случаются Господские, Богородичные праздники и праздники святых с бдением и полиелеем.

 

Об отступке и преступке

Годичный круг воскресных литургийных Апостолов и Евангелий (см.: «Толковый Типикон» проф. М. Скабаллановича, III. С. 32-34) точно не выдерживается. Этот круг охватывает чтения 32 Недель — от Святой Пятидесятницы (вернее, от Недели всех святых) до Недели мытаря и фарисея. Но в разные годы число этих Недель бывает неодинаково, и это колебание зависит от подвижности праздника Пасхи.

Если в прошедшем году Пасха была ранняя, а в наступающем году — очень поздняя, то количество Недель между Пятидесятницей и Неделей мытаря и фарисея будет больше. Таким образом, в период между Пятидесятницей и Неделей мытаря и фарисея может быть и более 32-х Недель, что бывает чаще1. Если количество чтений Евангелия недостаточно, то в Неделю по Рождестве Христовом, в Неделю пред Богоявлением и т. д. читаются только особо предназначенные для этих Недель Евангелия, а рядовые для этих Недель Евангелия, равно как и рядовые, положенные в Недели праотец и отец, читаются в избыточествующие Недели, но так, чтобы в Неделю, предшествующую мытаревой, было непременно Евангелие 32-й Недели о Закхее — Лк., зач. 94-е.

Если для избыточествующих Недель недостает и этих зачал, то в Неделю, предшествующую Закхеевой, читается Евангелие 17-й Недели – от Матфея, зач. 62-е (о хананеянке). Все эти дополнительные (помимо 32-х) Евангельские чтения и составляют так называемую отступку.

Если в годичном круге окажется менее 32 Недель, то опускается Евангелие перед Неделей о Закхее (так называемая преступка).

Апостол же всегда сопровождает свое Евангелие (см.: Типикон, 7 января, 6-е «зри»; срав.: 1-е «зри» и 26 декабря, 9-е «зри»; см. также в Служебном Евангелии «Сказание, приемлющее всего лета число евангельское, и евангелистам принятие, откуда начинают и до где стают»). В седмичные дни при чтении литургийных Апостолов и Евангелий следует возвратиться назад и повторить чтения истекших ближайших седмиц.

Примечания.

1. Практический пример применения отступки для Евангельских чтений (воскресных и седмичных) см.: Богослужебные указания на 1951 год. С. 11-13.

2. Отступка касается только литургийных Евангелий, но никак не утренних воскресных, которые идут по порядку до 5-й Недели (воскресенья) Великого поста; равно не касается отступка и гласов Октоиха — они так же, как и утренние Евангелия, следуют по порядку до 5-й Недели Великого поста.

К предыдущей К оглавлению К следующей

На главную Каталог