На главную
На главную

Глинские чтения

 
 
 
К предыдущей К оглавлению К следующей

Схиархимандрит Иоанн (Маслов)

ЛЕКЦИИ
ПО ЛИТУРГИКЕ

Крещение Господне. Богоявление
(6 января)

 

Литургическое освещение праздника

Праздник Крещения Господня, или Богоявления, называется еще днем Просвещения и праздником Светов — от древнего обычая совершать накануне его (в Навечерие) крещение оглашенных, которое является, в сущности, духовным просвещением.

Описание события Крещения дано у всех четырех Евангелистов (Мф. 3, 13-17; Мк. 1, 9-11; Лк. 3, 21-23; Ин. 1, 33-34), а также во многих стихирах и тропарях праздника.

 

«Днесь Небесе и земли Творец приходит плотию на

Иордан, Крещения прося безгрешный... и крещается

от раба Владыка всяческих...»1.

«Ко гласу вопиющаго в пустыне: уготовайте путь

Господень (т.е. ко Иоанну) пришел еси, Господи,

зрак рабий приим, Крещения прося, не ведый греха»2.

Крещение Господа Иисуса Христа находится в самой тесной связи со всем Его Богочеловеческим делом спасения людей, оно составляет решительное и полное начало этого служения.

Христос Спаситель в Крещении дарует (водою) благодать «решительную душ и телес купно»1.

Крещение Господне в деле искупления человеческого рода имело большое спасительное онтологическое значение. Крещение на Иордане источает смертным оставление, отпущение грехов, просвещение, воссоздание человеческого естества, свет, обновление, исцеление и как бы новое рождение («пакибытие»)2.

«Новотвориши земнородныя, Нов Адам быв Содетель,

огнем и Духом и водою странное совершая возрождение

и обновление чудное...»3.

Крещение Христа в водах Иорданских имело не только значение символа очищения, но и преобразующее, обновляющее действие на естество человеческое.

Погружением Своим в воды Иордана Господь освятил «все естество вод»4 и всю землю5. Присутствие Божественной силы в водном естестве наше тленное естество (через Крещение) преобразует в нетленное. Крещение оказало благодатное действие на все двуединое человеческое естество — на тело и душу человека.

 

«Духом души новотвориши, водою же освящаеши тело,

сложеное, животна назидая (воссоздавая)… имеющим в себе жизнь вечную»6.

Крещение Христа Спасителя было фактически предызображением и основанием данного после Его Воскресения и Вознесения таинственно-благодатного способа возрождения водою и Духом в таинстве Крещения. Здесь Господь являет Себя Основателем нового, благодатного Царства, в которое, по Его учению, нельзя войти без Крещения (Мф. 28, 19-20).

«Со Мною аще кто снидет и спогребется Крещением,

со Мною славы насладится и воскресения, — Христос

ныне возвещает»7.

Трикратное погружение (каждого верующего во Христа) в таинстве Крещения изображает смерть Христову, а исхождение из воды — приобщение тридневному Его Воскресению1.

Христос Спаситель «от воды (крещением) таинственно Духом соделал … многочадну Церковь, первее (прежде) безчадну»2.

При Крещении Господа во Иордане открылось людям истинное Богопочитание (религия), была явлена до тех пор неведомая тайна Троичности Божества, тайна о Боге Едином в трех Лицах, открылось поклонение Пресвятой Троице3.

«Троица Бог наш, Себе нам днесь нераздельно яви:

ибо Отец явленным (открытым, явным) свидетельством

сродства (родство) возгласи, Дух же голубиным образом

сниде с Небес, Сын Пречистый верх Свой Предтечи преклони...»4.

В песнопениях всесторонне и трогательно описываются те переживания, которые испытывает Предтеча, увидев Христа, пришедшего креститься у него. Иоанн Креститель слушавшему его народу указывает на пришедшего Иисуса как на ожидаемого всем Израилем Христа — Мессию: «Сей, избавляяй Израиля, свобождаяй нас от истления»5.

И когда Господь просил у него крещения, «Предтеча затрепетал и громко воскликнул: как светильник может освещать свет? Как раб возложит руку на Владыку? Спаситель, взявший на себя грехи всего мира, Ты Сам освяти меня и воды»6.

«Хотя Ты и Младенец от Марии,— говорит Предтеча, —

но я знаю Тебя, Предвечного Бога»7.

И тогда Господь говорит Иоанну:

«Пророче, гряди крестити Мене, тебе создавшаго, и

просвещающаго благодатию и очищающаго всех. Прикос-

нися Божественному Моему верху (головы) и не усумнися.

Прочее остави ныне, ибо исполнити приидох правду

всякую»8.

Крестившись от Иоанна, Христос исполнил «правду», т.е. верность и послушание заповедям Божиим. Святой Иоанн Предтеча принял от Бога повеление крестить народ в знак очищения грехов. Как человек, Христос должен был «исполнить» эту заповедь и, следовательно, креститься от Иоанна. Этим Он подтвердил святость и величие действий Иоанна, а христианам на вечное время дал пример послушания воле Божией и смирения.

В песнопениях широко использовано пророчество св. Псалмопевца (пс. 113) о том, что Иордан остановит свое течение «от Лица Господня».

«Днесь псаломское пророчество конец прияти (исполниться) спешит: море бо, рече, виде и побеже, Иордан возвратися вспять, от Лица Господня, от Лица Бога Иаковля, пришедша от раба прияти Крещение»1.

«Иордан, видя крещающагося Владыку, разделяется и останавливает свое течение», — говорится в 1-й стихире на освящение воды.

«Возвратися Иордан река вспять, не дерзая служити Тебе. Яже бо устыдеся Иисуса Навина, како Творца своего устрашится не имяше?»2

Церковь устами творцов стихир приглашает верующих мыслью и сердцем перенестись к тому великому событию Богоявления, которое совершилось некогда на реке Иордан, чтобы возблагодарить за «благоутробие неизреченное» Христа, в «рабии зраце» пришедшего в мир спасти род человеческий3.

Не забыла Церковь в предпраздничной и праздничной службе и великого служителя Христова и участника события — «Предтечу и Крестителя, и Пророка, и паче всех почтена пророк (из пророков)» – Иоанна4. Заканчивая предпразднственное пение и начиная воспевать само великое событие праздника, Церковь обращается к Иоанну Предтече и просит его воздвигнуть молитвенно свои руки к Тому, пречистой главы Которого он касался этими руками на Иордане; Церковь просит Крестителя прийти и духом своим соприсутствовать нам, стать вместе с нами, «запечатаяй пение и предначинаяй торжество»5.

 

История праздника

Как было уже сказано в разделе, посвященном истории праздника Рождества Христова, начало празднования Богоявления относится к временам апостольским. О нем упоминается и в Постановлениях Апостольских, где говорится: «Богоявления праздник да празднуют, понеже в тот день бысть явление Христова Божества, свидетельствовавшу Его Отцу в Крещении, и Утешителю Святому Духу, в виде голубине, показавшу предстоящим Свидетельствованнаго» (кн. 5, гл. 42; кн. 8, гл. 33). Во II веке на празднование Крещения Господня и ночное перед этим праздником бдение (богослужение) указывает Климент Александрийский. В Ш веке свои беседы на Богоявление составили священномученик Ипполит Римский и св. Григорий Неокесарийcкий. Святые отцы IV века: Григорий Богослов, Григорий Нисский, Амвросий Медиоланский, Иоанн Златоуст, Августин и многие другие оставили нам свои глубоко назидательные поучения, произнесенные ими в праздник Богоявления.

Святые отцы — Анатолий, архиепископ Константинопольский (V в.), Андрей и Софроний Иерусалимские (VII в.), Косма Маиумский и Иоанн Дамаскин (VIII в.) — составили каноны, а Герман, патриарх Константинопольский, Иосиф Студит, Феофан и Византий (IX в.) — многие песнопения на праздник Крещения Господня, до сих пор поющиеся в день праздника.

При праздновании Крещения между Восточной и Западной Церквами не было той разницы, которая существовала при праздновании Рождества Христова. Праздник Богоявления в Восточной и Западной Церкви с одинаковой торжественностью всегда праздновался 6 января.

Как уже было сказано, до IV века Крещение и Рождество праздновались совместно 6 января, и отделение праздника Рождества Христова и перенесение его празднования на 25 декабря произошло в IV веке. Древняя Церковь 6 января, кроме указанных событий, воспоминала и другие, в которых отражено Божественное достоинство и посланничество Иисуса Христа — как при рождении Его, так и при вступлении Его на проповедь после Крещения, а именно: I) поклонение волхвов как свидетельство откровения Иисуса Христа миру языческому посредством чудесной звезды (от этого воспоминания и сам праздник Богоявления в Западной Церкви получил название «праздника трех царей»; в Восточной Церкви оно хотя и входило в состав событий праздника, но ничем в службе праздника не выразилось); 2) явление Божественной силы Иисуса Христа в первом чуде Его на браке в Кане Галилейской и 3) в том же смысле (в Африканской Церкви) чудесное насыщение Христом Спасителем 5000 человек.

 

Предпразднство

Богоявление издревле было в числе великих двунадесятых праздников. Еще в Постановлениях Апостольских (кн. 5, гл. 12) заповедано: «Да будет у вас в великом уважении день, в который Господь явил нам Божество». Этот праздник в Православной Церкви совершается с равным величием, как и праздник Рождества Христова. Оба эти праздника, соединенные «Святками» (с 25 декабря по 6 января), составляют как бы одно торжество.

Почти сразу же после отдания праздника Рождества Христова (со 2 января) Церковь начинает готовить нас к торжественному празднику Крещения Господня специально посвященными наступающему празднику стихирами и тропарями (на вечерне), трипеснцами (на повечерии) и канонами (на утрени), а церковные песнопения в честь Богоявления звучат уже с 1 января: на утрени праздника Обрезания Господня на катавасию поются  ирмосы канонов Богоявления: «Глубины открыл есть дно...» и «Шествует морскую волнящуюся бурю...».

Своими священными воспоминаниями, следуя от Вифлеема к Иордану и сретая события Крещения, Церковь в предпразднственных стихирах призывает верующих:

«От Вифлеема на Иордан прейдем, тамо бо Свет

сущим во тьме озаряти уже начинает»1.

Ближайшая суббота и воскресенье перед Крещением называются субботою и Неделей пред Богоявлением (или Просвещением). В названную субботу полагаются по уставу особые Апостол (Тим., зач. 284-е) и Евангелие (Мф., зач. 5-е), а в Неделю пред Богоявлением — особый прокимен, глас 6-й: «Спаси, Господи, люди Твоя...», Апостол (Тим., зач. 298-е) и Евангелие (Мф., зач.1-е), посвященные наступающему празднику2.

Суббота и Неделя пред Просвещением всегда бывают после отдания праздника Рождества Христова.

Навечерие Богоявления

Канун праздника — 5 января — называется Навечерием Богоявления, или Сочельником. Службы Навечерия и самого праздника во многом сходны со службой Навечерия и праздника Рождества Христова.

В Сочельник Богоявления 5-го января (как и в Сочельник Рождества Христова) предписывается Церковью строгий пост: принятие пищи один раз после освящения воды. Если Навечерие случится в субботу и воскресенье, пост облегчается: вместо одного раза дозволяется принятие пищи дважды – после литургии и после освящения воды1. Если чтение Великих часов с Навечерия, случившегося в субботу или воскресенье, переносится на пятницу, то поста в эту пятницу не бывает.

 

Особенности богослужения в Навечерие праздника

Во все седмичные дни (кроме субботы и воскресенья) служба Навечерия Богоявления состоит из Великих часов, изобразительных и вечерни с литургией св. Василия Великого; после литургии (после заамвонной молитвы) бывает освящение воды.

Если Сочельник случится в субботу или воскресенье, то Великие часы совершаются в пятницу, и литургия в эту пятницу не бывает; литургия же св. Василия Великого переносится на день праздника. В самый же день Сочельника литургия св. Иоанна Златоуста бывает в свое время, а за ней – вечерня2 и после нее — водоосвящение.

 

Великие часы и их содержание

Схема построения Великих часов и изобразительных и порядок их отправления — такие же, как и в Навечерие Рождества Христова.

На 1-м часе к обычному3 5-му псалму прибавляются два особых — 22-й и 26-й, в них Господь, принявший Крещение, изображается Пастырем, Который, по предречению Давида, «пасет мя и ничтоже мя лишит». Господь – «просвещение мое и Спаситель мой…».

Тропари указывают на разделение вод Иордана Елисеем милотию пророка Илии как на прообраз истинного Крещения Христа в Иордане, Которым естество водное освятилось и во время которого Иордан остановил свое естественное течение. В последнем тропаре описывается трепетное чувство святого Иоанна Крестителя, когда к нему пришел креститься Господь.

В паримии 1-го часа словами пророка Исаии Церковь возвещает о духовном обновлении верующих в Господа Иисуса Христа (Ис. 25).

Апостол и Евангелие возвещают о Предтече и Крестителе Господнем, свидетельствовавшем о вечном и Божественном величии Христа (Деян. 13, 25-32; Мф. 3, 1-11).

На 3-м часе в особых псалмах — 28-м и 41-м — пророк изображает могущество и власть крестившегося Господа над водой и всеми стихиями мира:

«Глас Господень на водах: Бог славы возгреме,

Господь на водах многих. Глас Господень в

крепости; глас Господень в великолепии...»

К этим псалмам присоединяется и обычный, 50-й псалом. В тропарях часа раскрываются переживания Иоанна Крестителя — трепет и страх при Крещении Господа — и явление в этом великом событии тайны Троичности Божества.

В паримии мы слышим голос пророка Исаии, предвозвещающий духовное возрождение через крещение и призывающий к принятию этого таинства: «Измыйтеся, и чисти будете» (Ис. 1, 16-20).

Апостол повествует о различии крещения Иоаннова и крещения во Имя Господа Иисуса (Деян. 19, 1-8), а Евангелие — о Предтече, уготовлявшем путь Господу (Мк. 1, 1-3).

На 6-м часе в псалмах 73-м и 76-м царь Давид пророчески изображает Божественное величие и всемогущество Пришедшего креститься в образе раба:

«Кто бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй

чудеса. Видеша Тя воды, Боже, и убояшася: смято-

шася бездны».

Присоединяется и обычный, 90-й псалом часа. В тропарях содержится ответ Господа Крестителю на его недоумение по поводу Христова самоуничижения и указывается на исполнение пророчества Псалмопевца о том, что река Иордан останавливает свои воды при вхождении в нее Господа для Крещения.

В паримии говорится о том, как пророк Исаия созерцает благодать спасения в водах крещения и призывает верующих к усвоению ее: «Почерпите воду с веселием от источник опасения» (Ис. 12).

Апостол внушает крестившимся во Христа Иисуса ходить в обновлении жизни (Рим. 6, 3-12).

Евангелие благовествует о явлении Святой Троицы при Крещении Спасителя, о сорокадневном Его подвиге в пустыне и начале проповеди Евангелия (Мк. 1, 9-15).

На 9-м часе в псалмах 92-м и 113-м пророк возвещает о царском величии и всемогуществе крестившегося Господа. Третий псалом часа – обычный, 85-й.

Словами паримии пророк Исаия изображает неизреченное милосердие Божие к людям и благодатную для них помощь, явленную в Крещении (Ис. 49, 8-15).

Апостол возвещает о явлении благодати Божией, «спасительной всем человеком», и обильном излиянии на верующих Святого Духа (Тит. 2, 11-14; 3, 4-7).

Евангелие повествует о Крещении Спасителя и Богоявлении (Мф. 3, 13-17).

Окончание чтения Великих часов и изобразительных бывает такое же, как и в Навечерие Рождества Христова.

 

Вечерня в день Навечерия праздника

Вечерня в Навечерие праздника Богоявления подобна той, какая бывает в Навечерие Рождества Христова: вход с Евангелием, чтение паримий, Апостол, Евангелие и проч., но паримий на вечерне Богоявленского Навечерия читается не 8, а 131.

После первых трех паримий к тропарю и стихам пророчества певцы припевают:

«Да просветиши во тьме седящия: Человеколюбче,

слава Тебе» (на время пения царские врата открываются).

После 6-й паримии — припев к тропарю и стихам:

«Где бо имел бы свет Твой возсияти, токмо

на седящия во тьме, слава Тебе».

Если в Навечерие Богоявления вечерня соединяется с литургией св. Василия Великого (в понедельник, вторник, среду, четверг, пятницу), то после чтения паримий следует малая ектения с возгласом: «Яко свят еси, Боже наш...», затем поется Трисвятое и прочее последование литургии. На вечерне же, отдельно совершаемой после литургии (в субботу и воскресенье), за паримия, малой ектенией и возгласом: «Яко свят еси...» следуют прокимен: «Господь просвещение мое...», Апостол (Кор., зач. 143-е) и Евангелие (Лк., зач. 9-е)1. После этого — ектения «Рцем вси...» и прочее.

 

Великое освящение воды

Воспоминание Иорданского события Церковь обновляет особым чином великого освящения воды. В Навечерие праздника великое освящение воды бывает после заамвонной молитвы (если совершается литургия св. Василия Великого). А если вечерня совершается особо, без соединения с литургией, освящение воды бывает в конце вечерни, после возгласа: «Буди держава...». Священник через царские врата при пении тропарей «Глас Господень на водах...» выходит к сосудам, наполненным водой, неся на главе Честный Крест, и начинается освящение воды.

Освящение воды совершается также и в самый праздник после литургии (тоже после заамвонной молитвы).

Великое освящение воды в Навечерие и в самый праздник Православная Церковь совершает издревле, причем благодать освящения воды в эти два дня подается всегда одна и та же. В Навечерие освящение воды совершалось в воспоминание Крещения Господня, освятившего естество водное, а также крещения оглашенных, которое в древности совершалось в Навечерие Богоявления (Пост. Апост., кн. 5, гл. 13; историки: Феодорит, Никифор Каллист). В самый же праздник освящение воды бывает в воспоминание собственно события Крещения Спасителя. Водоосвящение в самый праздник получило свое начало в Иерусалимской Церкви и в IV—V вв. совершалось лишь в ней одной, где был обычай выходить на реку Иордан для водосвятия в воспоминание Крещения Спасителя. Поэтому и в Русской Православной Церкви водоосвящение в Навечерие совершается в храмах, а в самый праздник оно обычно совершается на реках, источниках и в колодцах (так называемое «Хождение на Иордань»), ибо Христос крестился вне храма1.

Великое освящение воды получило свое начало в первые времена христианства, по примеру Самого Господа, освятившего воды Своим погружением в них и установившего таинство Крещения, при котором издревле бывает освящение воды. Чин освящения воды приписывается евангелисту Матфею. Несколько молитв для этого чина написал св. Прокл, архиепископ Константинопольский. Окончательное оформление чина приписывается св. Софронию, патриарху Иерусалимскому. Об освящении воды в праздник упоминают уже учитель Церкви Тертуллиан и св. Киприан Карфагенский. В Постановлениях Апостольских содержатся и молитвы, произносившиеся при освящении воды. Так, в кн. 8-й говорится: «Священник призовет Господа и скажет: «И ныне освяти воду сию, и даждь ей благодать и силу».

Св. Василий Великий пишет: «По какому писанию благословляем мы и воду крещения? – От Апостольского предания, по преемству в тайне» (91-е правило).

Во второй половине V века Антиохийский патриарх Петр Фулон ввел обычай совершать освящение воды не в полночь, а в Навечерие Богоявления. В Русской Церкви Московский Собор 1667 г. постановил совершать двукратное водоосвящение — в Навечерие и в самый праздник Богоявления и осудил патриарха Никона, который запретил двукратное водоосвящение2.

Последование великого освящения воды как в Навечерие, так и в самый праздник одно и то же и в некоторых частях имеет сходство с последованием малого освящения воды. Оно состоит в воспоминании пророчеств, относящихся к событию Крещения (паримии), самого события (Апостол и Евангелие) и его значения (ектении и молитвы), в призывании благословения Божия на воды и троекратном погружении в них Животворящего Креста Господня.

На практике чин водоосвящения совершается следующим образом. После заамвонной молитвы (в конце литургии) или просительной ектении: «Исполним вечернюю молитву» (в конце вечерни) настоятель в полном облачении (как во время совершения литургии)3, а прочие священники только в епитрахили, поручах и фелони выходят через царские врата к священной купели в притвор или на источник. Впереди идут священосцы со свечами, за ними следуют певцы с пением тропарей «Глас Господень…», диаконы с кадилами, священники и настоятель, несущий Честный Крест на непокрытой главе (обычно Крест полагается на воздухе). На месте водоосвящения Крест полагается на благоукрашенный стол, на котором должна стоять чаша с водой и тремя свечами. Во время пения тропарей настоятель с диаконом совершает каждение приготовленной к освящению воды (окрест стола трижды), а если вода освящается в храме, то кадит также алтарь, священнослужителей, певцов и народ.

По окончании пения тропарей диакон возглашает: «Премудрость», и читаются три паримии (из книги пророка Исаии), в которых изображаются благодатные плоды пришествия Господа на землю и духовная радость всех, обращающихся ко Господу и причащающихся от живоносных источников спасения. Затем поется прокимен «Господь просвещение мое...», читаются Апостол и Евангелие. В Апостольском чтении (Кор., зач. 143-е) говорится о таинственном крещении иудеев в Моисея среди облака и моря, о духовной их пище в пустыне и питии от духовного камня, который был Христос. В Евангелии (Мк., зач. 2-е) повествуется о Крещении Господа.

После чтения Священного Писания диакон произносит великую ектению с особыми прошениями. В них содержатся моления об освящении воды силою и действием Святой Троицы, о ниспослании на воду благословения Иорданова и даровании ей благодати к исцелению душевных и телесных немощей, в отгнание всякого навета видимых и невидимых врагов, к освящению домов и на всякую пользу.

Во время ектении настоятель читает тайно молитву об очищении и освящении самого себя: «Господи Иисусе Христе...» (без возгласа). По завершении ектении священник (настоятель) громко читает освятительную молитву: «Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя...» (трижды) и прочее. В этой молитве Церковь умоляет Господа прийти и освятить воду для того, чтобы она получила благодать избавления, благословение Иорданово, чтобы она была источником нетления, разрешением недугов, очищением душ и телес, освящением домов и «ко всякой пользе изрядна». В середине молитвы священник трижды восклицает: «Сам убо, Человеколюбче Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа и освяти воду сию» и при этом каждый раз благословляет воду рукой, но персты в воду не погружает, как это бывает в таинстве Крещения1. По окончании молитвы настоятель тотчас благословляет воду крестовидно Честным Крестом, держа его обеими руками и погружая трижды прямо (низводя в воду и возводя), и при каждом погружении Креста поет со священнослужителями тропарь (трижды): «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи...».

После этого, при многократном пении тропаря певцами, настоятель с Крестом в левой руке кропит крестообразно во все стороны, а также окропляет святой водой храм. После окропления положено петь стихиру на «Слава, и ныне»: «Воспоим, вернии...». Если водоосвящение совершается после литургии, то следует петь еще: «Буди имя Господне…» и 33-й псалом, после которого возглашается «Премудрость» и отпуст2. А если водоосвящение совершается в конце вечерни, то после стихиры: «Воспоим, вернии...» – возглас: «Премудрость», хор: «Святейший Владыко...», священник: «Сый благословен...», хор: «Утверди, Боже...», иерей: «Пресвятая Богородице...», хор: «Честнейшую...», иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...», хор: «Слава, и ныне», и бывает отпуст праздника: «Иже во Иордане креститися изволивый от Иоанна, нашего ради спасения, Христос...»3.

 

Прославление праздника

В Навечерие после отпуста вечерни или литургии посреди церкви поставляется светильник (а не аналой с иконой), перед которым духовенство и певчие поют тропарь и (на «Слава, и ныне») кондак праздника. Свеча здесь означает свет Христова учения, Божественное просвещение, даруемое в Богоявлении.

После этого молящиеся прикладываются ко Кресту, и священник окропляет каждого святой водой.

 

Великая Агиасма

Богоявленская святая вода называется в Православной Церкви великой Агиасмой – великой Святыней. К освященной воде христиане с древних времен имеют великое благоговение. На ектении великого освящения воды Церковь молится:

«О еже освятитися водам сим, и дароватися им

благодати избавления (спасения), благословению

Иорданову, силою и действием и наитием Святаго Духа…»

«О еже быти воде сей, освящения дару, грехов

избавлению, во исцеление души и тела чер-

плющим ю и емлющим, во освящение домов..., и на

всяку пользу изрядну (сильную)...».

В этих прошениях и в молитве священника на освящение воды Церковь свидетельствует о многообразных действиях благодати Божией, подаваемой всем, с верою «черплющим и причащающимся» этой Святыни.

Святость воды очевидно для всех проявляется и в том, что она длительное время сохраняется свежей и неповрежденной. Еще в IV веке об этом в 37-й беседе на Крещение Господне говорил св. Иоанн Златоуст: «Христос крестился и освятил естество вод; и потому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь, приносят ее домой и хранят во весь год. И так вода в существе своем не портится от продолжения времени, почерпнутая ныне целый год, а часто два и три года остается свежей и неповрежденной, и после толикого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источника»1.

Эту Святыню Церковь употребляет для окропления храмов и жилищ, при заклинательных молитвах на изгнание злого духа, как врачевство; назначает ее пить тем, кто не может быть допущен до Святого Причащения. С этой водой и Крестом священнослужители в праздник Богоявления посещали раньше дома своих прихожан, окропляя их и жилища и, таким образом, распространяли благословение и освящение, начав с храма Божия, на всех чад Церкви Христовой.

В знак особого почитания Богоявленской воды как драгоценной великой Святыни в Крещенский Сочельник и установлен строгий пост, когда или совсем не полагается вкушение пищи до Крещенской воды, или допускается принятие малого количества пищи. Однако с надлежащим благоговением, с крестным знамением и молитвой можно пить святую воду без какого-либо смущения и сомнения и тем, кто уже что-нибудь вкушал, и во всякое время по потребе. Церковь в богослужебном Уставе (см.: Типикон, 6 января) дает на этот счет ясное и определенное наставление и разъяснение: те, которые отлучают себя от святой воды ради преждевременного вкушения пищи, «не добре творят». «Не вкушения ради ястия (пищи) нечистота в нас есть, но от скверных дел наших; очищени же от сих пием без сомнения сию святую воду»1.

 

Всенощное бдение праздника

Всенощное бдение на праздник Крещения (как и на праздник Рождества Христова), в какой бы день седмицы он ни случился, начинается великим повечерием, потому что в этот день великая вечерня совершается прежде, особо. Чин великого повечерия – тот же, что и на Рождество Христово: великое повечерие оканчивается литией с переходом к утрени.

Тропарь: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи,

Троическое явися поклонение: Родителев бо

глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго

Тя Сына именуя, и Дух, в виде голубине, извествоваше

словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже

и мир просвещей, слава Тебе».

Кондак: «Явился еси днесь вселенней, и свет Твой,

Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя;

пришел еси и явился еси, Свет Неприступный».

На утрени, по полиелее — величание:

«Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне

плотию крестившагося от Иоанна в водах Иорданских».

Степенна — 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен: «Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять».

Евангелие — от Марка, зач. 2-е. «Слава: Всяческая днесь да возрадуются, Христу явльшуся во Иордане», «И ныне» — то же, «Помилуй мя, Боже...» и стихира: «Бог Слово плотию роду человеческому...».

Канонов два: св. Космы Маиумского — «Глубины открыл есть дно...» и св. Иоанна Дамаскина — «Шествует морскую волнящуюся бурю...», ирмосы обоих канонов по дважды, тропари на 12. На 9-й песни «Честнейшую» не поем. Диакон с кадилом перед местным образом Божией Матери поет первый припев: «Величай, душе моя, Честнейшую горних воинств, Деву Пречистую Богородицу».

Хор поет ирмос: «Недоумеет всяк язык благохвалити по достоянию, изумевает же ум и премирный пети Тя, Богородице, обаче, Благая сущи, веру приими, ибо любовь веси Божественную нашу; Ты бо христиан еси Предстательница, Тя величаем».

(В русском переводе: «Никакой язык (человеческий) не в силах восхвалить Тебя по достоинству, и даже горний (ангельский) ум недоумевает, как воспеть Тебя, Богородице: но Ты, как благая приими веру, а любовь нашу Божественную Ты знаешь: ибо Ты — Предстательница христиан, Тебя мы величаем»).

Этот ирмос с указанным первым припевом 9-й песни является задостойником на литургии (до отдания праздника включительно).

К остальным тропарям как первого, так и второго канона 9-й песни поются свои припевы. Светилен — праздника (трижды). В конце утрени — отпуст праздника (см. Служебник).

 

Литургия

В день Богоявления, как и в день Рождества Христова, совершается литургия св. Иоанна Златоуста в том случае, если праздник Богоявления случится во вторник, среду, четверг, пятницу и субботу. Литургия св. Василия Великого в день праздника бывает тогда, когда он совпадает с воскресеньем или понедельником (так как накануне этих дней — в субботу или воскресенье, то есть в Навечерие праздника, совершалась в свое время литургия св. Иоанна Златоуста).

На литургии: антифоны праздника. Входное: «Благословен Грядый во имя Господне, благословихом вы из дому Господня, Бог Господь, и явися нам».

Вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся...» – в напоминание новопросвещенным, то есть крестившимся в древности в Навечерие праздника, что они «во Христа облеклись».

Прокимен: «Благословен Грядый во имя Господне, Бог Господь, и явися нам». Апостол – к Титу, зач. 302-е; Евангелие – от Матфея, зач. 6-е. Задостойник — «Недоумеет всяк язык...» с первым припевом 9-й песни поется до отдания включительно.

Причастен: «Явися благодать Божия, спасительная всем человеком».

 

Особенность вечерни в день праздника

На следующий день после праздника Богоявления празднуется Собор св. Иоанна Предтечи («Собор» на уставном языке означает собрание верующих в храме на торжественное бдение в память святого).

На вечерне в день праздника (под 7-е января) — вход с кадилом и великий прокимен: «Бог наш на небеси и на земли, вся елика восхоте, сотвори».

Если же праздник случится в субботу, то великий прокимен поется в Навечерие праздника (в пятницу).

Прочее последование вечерни, а также утрени и литургии имеет те же особенности, что и служба второго дня праздника Рождества Христова.

 

Попразднство и отдание праздника

Попразднство Крещения Господня бывает 8 дней – с 7 по 14 января. Во все дни попразднства — наряду со стихирами и каноном праздника (они поются первыми) – поются стихиры и канон святого Минеи. На утрени поется «Честнейшую…», за исключением 7 и 14 января (если эти дни не совпадают с воскресеньем).

На литургии во все дни попразднства до отдания включительно (кроме воскресных дней) после входа поется «Приидите, поклонимся…» с окончанием:

«Спаси ны, Сыне Божий, во Иордане крестивыйся, поющия Ти: Аллилуиа».

В день отдания праздника (14 января) — вся служба Богоявления, кроме входа, паримий, полиелея, — на вечерне и утрени — и, кроме антифонов, входного стиха и «Елицы», — на литургии.

Согласно Уставу, следует также учитывать особенности богослужения дней попразднства Богоявления при совпадении их (начиная с 11 января) с Неделей мытаря и фарисея (см.: Типикон, 11 января и 14 января).

 

Суббота и Неделя по Просвещении

Суббота и воскресенье, следующие за праздником Богоявления, называются субботой и Неделей по Просвещении. В эти дни читаются особые Апостол и Евангелие, имеющие отношение к празднику (см. Типикон, 7 января).

1) В субботу по Просвещении на литургии: прокимен, Аллилуиарий и причастен праздника. Апостол — к Ефесянам, зач. 233-е, Евангелие — от Матфея, зач. 7-е.

2) В Неделю по Просвещении на литургии: «Блаженны» — гласа, на 6, и праздника, 9-я песнь, на 4. По входе – тропари: воскресный, праздника, храма, святого Минеи. Кондаки: воскресный, храма, «Слава» — святого, «И ныне» — праздника. Прокимен Недели по Просвещении, глас 1-й: «Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя». Стих: «Радуйтеся, праведнии, о Господе, правым подобает похвала» и праздника. (Но если в этот день случится память полиелейного святого, то вместо праздничного прокимна поется прокимен святого. Прокимен гласа оставляется).

Апостол — Недели по Просвещении — к Ефесянам, зач. 224-е (от полу). «Аллилуиа», глас 5-й. Евангелие — от Матфея, зач. 8-е, Недели по Просвещении. Читаются также Апостол и Евангелие полиелейного святого, если память его случится в этот день. Причастен праздника: «Явися благодать Божия, спасительная всем человеком» и воскресный: «Хвалите Господа с небес…»

Если суббота по Просвещении совпадет с 7 января, то служба ее будет соединяться со службой Собору св. Иоанна Предтечи следующим образом.

На вечерне: кафизмы нет (ради труда бденного, бывшего накануне). На «Господи, воззвах» — стихиры праздника — 3 и Предтечи — 3. «Слава» — Предтечи, «И ныне» — праздника. Вход. Прокимен великий, глас 7-й: «Бог наш на небеси и на земли, вся лик восхоте, сотвори». Затем — сугубая ектения, «Сподоби, Господи...» и просительная ектения.

На стиховне — стихиры праздника с их припевами, «Слава» —Предтечи, «И ныне» — праздника. По «Ныне отпущаеши...» — тропарь Предтечи, глас 2-й:

«Память праведнаго с похвалами, тебе же довлеет

свидетельство Господне, Предтече: показал бо ся

еси воистину и пророков честнейший, яко и в струях

крестити сподобился еси Проповеданнаго. Темже

за истину пострадав, радуяся, благовестил еси и

сущим во аде Бога, явльшагося плотию, вземлющаго

грех мира и подающаго нам велию милость».

«Слава, и ныне» — праздника.

На утрени: на «Бог Господь» — тропарь праздника (дважды), «Слава» — Крестителя, «И ныне» — праздника. По 1-й и 2-й кафизмах — седальны праздника. Каноны: праздника — первый, с ирмосом на 6, второй — с ирмосом на 4 и Предтечи — на 4. Катавасия: «Глубины открыл есть дно...» и второго канона: «Шествует морскую...».

По 3-й песни — кондак, икос и седален праздника: «Иордан струями служит...», «Слава, и ныне» — седален Предтечи.

По 6-й песни — кондак Предтечи, глас 6-й:

«Плотскаго Твоего пришествия убоявся, Иордан страхом возвращашеся, пророческое же служение исполняя Иоанн, трепетом спряташеся. Ангельстии чины ужасахуся, зряще Тя во струях плотию крещаема, и вси сущии во тьме озаряхуся, воспевающе Тя, явльшагося и просветившаго вся» и икос.

На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника. К канону Предтечи – особый припев: «Величай душе моя, во пророцех великаго Предтечу».

И потом на сходе оба лика вместе поют 1-й припев праздника и ирмос: «Недоумеет всяк язык...», затем — 1-й припев 2-го канона и ирмос: «О паче ума...». Светилен — Предтечи, «Слава, и ныне» — праздника. На хвалитех — стихиры праздника, глас 1-й на 4, «Слава» — Предтечи, «И ныне» — праздника, глас 2-й: «Днесь Христос на Иордан прииде...». Славословие великое. По Трисвятом — тропарь Предтечи. «Слава, и ныне» — праздника. Ектении, отпуст и 1-й час.

На 1-м часе — тропарь праздника, «Слава» — Предтечи, «И ныне» — Богородичен часа. По Трисвятом — кондак праздника и прочее. Отпуст праздничный.

На литургии: на «Блаженны» – тропари от канонов: праздник
(песнь 3-я) на 4, и Предтечи (песнь 6-я) на 4. Вход. «Приидите, поклонимся…» с окончанием: «Спаси ны, Сыне Божий, во Иордане крестивыйся, поющия Ти: Аллилуиа». (Так поем до отдания праздника). Тропари праздника и Предтечи, «Слава» — кондак Предтечи, «И ныне» — праздника. Прокимен — праздника, потом — Предтечи, глас 7-й: «Возвеселится праведник о Господе...» Апостол — сначала субботы по Просвещении (к Ефесянам, зач. 233-е), потом – Предтечи (Деян., зач. 42-е): «Аллилуиа», глас 5-й. Евангелие — субботы по Просвещении (Мф., зач. 7-е) и Предтечи (Ин., зач. 3-е). Причастен: «Явися благодать Божия...» и другой: «В память вечную...».

Следует также отметить, что если Собор святого Иоанна Предтечи совпадет с воскресеньем (а это может случиться, если праздник Богоявления будет в субботу), то службу следует отправлять так так, как об этом было сказано в Неделю по Рождестве – святых Богоотец (см.: Типикон, 7 января и 26 декабря).


К предыдущей К оглавлению К следующей

На главную Каталог