На главную
На главную

Глинские чтения

 
 
 
К предыдущей К оглавлению К следующей

Н.В. Маслов

Православное учение о спасении по трудам глинских старцев

Часть II.
Учение глинских старцев о спасении

 

9. Частные наставления мирянам

К глинским старцам многие обращались с различными вопросами, связанными с семейным неустройством, с жизнью в миру. Старцы принимали самое живое участие в нуждах мирских лиц и подавали им полезные советы. В их наставлениях, письмах можно найти мудрые наставления родителям о чадах, о христианском воспитании детей, о вступлении в брак и выборе невесты.

Желавшим вступить в брак схиархимандрит Иоанн (Маслов) отвечал: «Вопрос о женитьбе — это действительно вопрос сложный, и надо всем нам помолиться, чтобы Господь послал человека, по пути шедшего... Хорошо было бы найти человека с хорошей и красивой душой. Именно это и является основой, а остальное — второстепенное».472

Отец Порфирий (Левашов) говорил, что не нужно искать в супруге внешнюю красоту: «Наружная красота стареет и блекнет; а страх Божий облекает в красоту неувядаемую».473

Вступающием в брак необходимо знать, что брак есть Таинство. «Таинство Брака — благословение Божие вступающим на путь семейной жизни — есть таинственный союз мужа и жены во образ союза Христа с Церквью. Цель брака как Таинства — закрепить союз любви супругов, сделать его духовным, священным. В нем подается брачующимся благодать Святого Духа, освящающая и помогающая им в деле рождения и воспитания детей. Брак, правильно совершенный, остается в силе до конца жизни супругов. <...> Таинство Брака имеет своей целью одухотворить брачующихся и тем укрепить в их сердцах единомыслие, шествование святым путем для достижения своего спасения».474

По учению глинских старцев, вступившие в брак должны жить в согласии, мире и любви и все супружеские трудности нести вместе,475 снисходить к немощам друг друга.476

Если же нет мира в семье, то терпением побеждать всякое зло.477

Семья — это домашняя церковь. «Семья каждого христианина должна быть в своем роде малою Церковью, руководимою главою дома, отцом семейства, в которой так же, как и в великой Церкви, есть известные лица, есть имущество, хозяйство, сохраняются те или другие отношения к посторонним семьям, лицам и учреждениям».478

Людям семейным схиархимандритИоанн (Маслов) пишет: «Дай Бог, чтобы ваша домашняя церковь всегда пребывала в мире, любви и благополучии. Ведь это, пожалуй, основное и дороже всякого богатства. Любите друг друга во Христе. Несите все невзгоды с терпением и смирением, и Бог мира всегда будет пребывать с вами».479

Старец учит как спасаться в семье: «В семье нужно проводить жизнь в любви к Богу и друг к другу. Это вернейший способ, направляющий человека по спасительному пути, ведущему к вечному блаженству <...>. На молитву следует побуждать друг друга».480

«В семье нужно отсечь все свои капризы и находить общий язык [с ближними], т. е. не вступать в споры и не доказывать свою правоту. А без этого жизнь будет очень трудной и непрочной».481

«Дома со своими родными живи в мире и любви. Будь им не в тягость, а в радость. Это угодно Богу и спасительно для души».482

Глинские старцы отвечают на вопрос от чего зависит прочность брачного союза: «Прочность брачных союзов зависит не столько от взаимного согласия на брак или предварительных условий жениха и невесты, сколько от доброты характера и чистоты нравов. Где нет ни того, ни другого, там и взаимные обязательства, и самые законы, скрепляющие их, ничего не значат».483

Особое значение старцы уделяют роли женщины в семье.

О назначении жены иеромонах Порфирий (Левашов) пишет: «По плану предвечных судеб Божиих, первая жена предназначена быть помощницею своего мужа. Первая жена долженствовала быть сотрудницею своего мужа в великом деле возделывания и хранения своего сердца. Эта честь принадлежала бы и дочерям ея. Но, за утратою невинности в лице праматери, судьба женщины подверглась новому назначению, — скорбному, трудному и грозному: умножая умножу печали твоя и воздыхания твоя, говорит Бог, в болезнях родиши чада; и к мужу твоему обращение твое, и той тобою обладати будет (Быт. 3, 16). Очевидно, в какие отношения теперь поставляется она к мужу: на нее падает долг — разделять все многочисленныя его работы и попечения, счастие и невзгоды, благодушно переносить суровость и все странности его характера, поддерживать упадающия силы его духа, разнообразить и возвышать его радости, содействовать лучшему и существенному образованию ума и сердца в детях своих, управлять домом, посеять в среде своей дух мира, согласия и любви. А все это — каких высоких требует от нея доблестей, — какого благоразумия, какой предусмотрительности, какой кротости, какого терпения, какой любви! И сколько затем еще приведется ей переиспытать, перечувствовать горечей неблагодарности, досад, оскорблений и неверности! Можно сказать, вообще, что ея страданиями должно быть искупаемо семейное благо. Так важно назначение жены! Мир прекрасен по мере того, как женщины сохраняют верность своему долгу».484

Схиархимандрит Иоанн (Маслов) учит: «Пример жен — мироносец показывает, как много тепла, ласки и любви Господь вложил в душу женщины, которая, благодаря этому, способна на великие дела любви и самопожертвования, если она будет жить во Христе и со Христом, как заповедует Апостол, в «неистлении кроткого и молчаливого духа». (1 Петр. 3, 4)».485

О влиянии жены на мужа  отец Порфирий говорит: «Супруга благочестивая, с умом и сердцем образованным, направит своего мужа ко всему высокому и прекрасному, хотя бы он имел наклонности и совсем тому противополжныя: аще есть на языце жены милость и кротость, говорит сын Сирахов, несть муж ся точен сыновом человеческим (Сир.36,25). И наоборот: будь эта половина противных качеств, до какой крайности, до какого уничижительнаго положения не доведет она и благонравного мужа: яко же в древь червь, тако мужа погубляет жена злотворна, говорит Дух Святый (Притч. 12, 4)».486

Особенно подчеркивают старцы, что разлад в семье сказывается на обществе: «Семейные смуты сказываются на обществе: из-за них подавляется чувство чести и правоты, теряется доверие, зачинаются раздоры и тяжбы, упадает деятельность, слабеют промышленные силы народа, умножается бедность, и приходят в расстройство дела общественные».487

Поэтому так важно созидать и хранить мир в семейной жизни.

На воспитание детей глинские старцы обращали особое внимание, считая, что очень многое зависит от того, как младенец будет воспитан в детском возрасте. Прежде всего, старцы определяют цель воспитания: «Прямую цель христианского воспитания и главный предмет его учения должно составлять не иное что, как само благочестие, от которого проистекают все блага временные и вечные. Телесное бо обучение, говорит св. апостол Павел, вмале есть полезно: а благочестие на все полезно есть, обетование имеюще живота нынешняго и грядущаго (1 Тим. 4, 8)».488

«Благочестие основывается на вере и состоит из страха Божия и любви».489

Иеромонах Порфирий (Левашов) подробно раскрывает задачи  воспитания детей: «Богатые средства воспитания должны противодействовать растлению человеческой природы — усовершать, по возможности, ея недостатки, отсекать дурные привычки и склонности, смягчать суровость, укрощать страсти, облагораживать нравы и чувства, пробуждать и раскрывать силы духа на столько, на сколько требуются они для христианской деятельности».490

Далее старец подробно пишет о том, как воспитывать детей и девиц, в частности: «Воспитывать детей надобно не по духу мира и его правилам, а по началам святой веры; склонять их под иго закона Господня, подавлять в них всякую склонность к рассеянности и своеволию; внушать им любовь и повиновение к родителям и предержащей власти, уважение к старшим, благорасположение к равным, упражнять их в чтении назидательных книг; назначать для них уроки из тех особенно мест Святого Писания и истории Церкви, где раскрываются доблести, или сильные характеры великих людей; требовать от них точного исполнения уставов святой Церкви и всех христианских правил; вводить их в круг благочестивых занятий на дела человеколюбия, или на благолепии святых Божиих церквей: предотвращать от них все поводы и случаи к соблазнам, — встречающиеся, например, в народных зрелищах, театрах, шумных собраниях и чтении книг худого содержания; приготовлять их к трудам, сообразным их состоянию и семейным обязанностям; приучать их к умеренности в пище, отдыхе и сне; избирать для них такие игры, которые укрепляя силы их, с тем вместе возвышали бы и нравственное чувство; обращать внимание и на самую одежду, поддерживая в ней скромность, простоту и постоянство; одним словом, — по псалмопевцу, пригвоздить страху Божию плоти их (Псал. 118,120). Ибо где обитает сей страх, там всякая душевная чистота; оттуда бежит всякий порок и всякое преступление».491

О том какими должны быть воспитатели отец Порфирий пишет: «Наставниками и педагогами должны быть у нас не иностранные учителя, а свои, присные, отличающиеся притом чистотою нравов, благочестием, ревностью по Богу и пламенною любовью к Отечеству».492

Велика роль женщины в воспитании детей. Отец Порфирий пишет: «Женщины бывают первыми деятелями особенно там, где только что загорается луч жизни. Обыкновенно первые начатки воспитания детей получаются в недрах семейств; по свойству матерей, раскрываются в детях добрые и худые стороны; матери служат для них первообразом. Оттого-то общественное воспитание не всегда достигает своей цели. В обществе как-то больше проявляется то, что уже подготовлено было в детстве. Если дети с матерним млеком будут напитаны христианскими правилами, одушевлены и укоренены в страхе Божием: то они принесут семействам и обществу благословенные плоды мира,воздадут всем должное: ему же урок-урок ему же дан — дан, ему же страх — страх, и ему же честь — честь (Римл. 13, 4). Но когда эти леторасли покоятся на дикой лозе и лишены животворной влаги — чего можно ожидать от них полезного? Из них выдут тунеядцы, или зловредные члены общества: еда объемлют от терния грозди или от репия смоквы (Матф. 7, 1б)? Не очевидно ли, что сумма добра или зла слагается из частных интересов, которые матери приносят обществу в лице своих детей?».493

Отец Порфирий (Левашов) говорит, что у предков наших больше благородства было во взаимных отношениях и объясняет почему это так: «Сравните с настоящим поколением ваших предков — и вы увидите, что превосходство-то — на их стороне; увидите, какая была твердость в их характерах, какая чистота в правах, какая нравственность в жизни, какая точность в исполнении уставов Святой Церкви, какое благородство во взаимных отношениях, какое чинопочитание, какое уважение к старшим, какая добросовестность во всем! Одним словом, увидите резкую противоположность нынешнего с прошедшим! Отчего же это? — Оттого, что нынешнее воспитание много ослаблено обычаями иноземными; тогда как предки наши воспитывали детей по указанию святой веры и всегда держали их под грозою. Вот всегдашнее их правило: не престивай младенца наказовати: аще бо биети его, не умрет: ты бо побиеши его жезлом, душу же его избавиши от смерти (Притч. 23, 13. 14)».494

Прежде всего детей нужно учить вере, потом другим наукам. «Неразумно поступают родители, научая детей различным наукам и языкам, забывая о внутреннем воспитании».495

«Для ясного понимания христианской жизни родители должны читать детям Священную Историю и житие святых по выбору, незаметно сея в них семена страха Божия и христианской жизни. Родители должны научить своих детей, чтобы они знали наизусть некоторые молитвы: «Символ веры» и избранные псалмы <...>.

Мать должна научить ребенка правильно налагать на себя крестное знамение. Особое внимание надо уделять воспитанию детей в страхе пред Богом».496

Об одежде детей отец Порфирий (Левашов) пишет: «Необходимо обращать внимание на одежду детей, поддерживая в ней скромность, простоту и постоянство».497

В семьях, где отсутствует православное воспитание проявляется конфликт между детьми и родителями. «Чем старше ребенок, тем более сложный характер приобретает проблема воспитания, особенно в тех случаях, когда в семье отсутствует религиозное воспитание в духе православного учения, в результате чего во взаимоотношениях между родителями и детьми нередко назревает или открыто проявляется конфликт. В таких семьях дети часто прибегают к лжи, которая, как известно, омрачает их жизнь, наступают душевные переживания, тревоги, печаль, уныние, а это подчас приводит к трагическим случаям».498 «Родители за плохое воспитание будут наказаны неблагодарностью детей и дадут ответ пред Богом».49


К предыдущей К оглавлению К следующей

На главную Каталог