На главную
На главную

Глинские чтения

 
 
 
К предыдущей К оглавлению К следующей

Н.В. Маслов

Православное учение о спасении по трудам глинских старцев

Часть II.
Учение глинских старцев о спасении

 

3. О смирении

Фундаментом в деле спасения глинские старцы считали смирение. “Самое главное для спасения — смирение”, — учил схиархимандрит Илиодор (Голованицкий)108.

«Без смирения, основания всех добродетелей, никто не может наследовать Царствие Небесное, ибо Господь взирает  токмо на кроткого и смиренного и трепещущего словес Его (Ис. 66, 2)», — пишет иеросхимонах Макарий (Шаров)109.

«Во всяком месте всеми силами мы должны стараться соблюдать все то, без чего мы жить и спасаться не можем, именно: иметь глубочайшее смирение, то есть думать о себе и считать себя всегда наигрешнейшими и худшими всех живущих», – наставляет иеромонах Петр (Лешенко)110.

Схиархимандрит Иоанн (Маслов) учит: "Христианское смирение — это проявление силы человеческого духа111. Победить эту силу ничто не может. Кто носит в себе такое смирение, какое носили преподобный Серафим, святой праведный Иоанн Кронштадтский, преподобный Амвросий Оптинский и сами Глинские старцы — тот проявляет не слабость духа, а его величие и красоту". Старец Иоанн дает удивительно точное, емкое и редкое определение смирения: «Смирение — это способность видеть истину»112. Учение схиархимандрита Иоанна о смирении занимает одно из центральных мест в его трудах.

Схиархимандрит Иоанн указывает, что смирение имеет Божественное происхождение, поскольку начало свое имеет от Христа. По мысли отца Иоанна, за гордость и непослушание человека Сын Божий принес в жертву Богу Отцу всесовершенное смирение, кротость и покорность. Смирение Христово поэтому имеет непосредственную связь с делом искупления всего человечества. И только смирение, выразившееся в покорности Богочеловека воле Небесного Отца, даже до самой страшной унизительной крестной смерти, принесло удовлетворение правде Божией, примирило человечество с Богом. Таким образом, смирение Христа Спасителя, лежащее в основании Его искупительного подвига, открыло для людей всех времен и народов путь ко спасению, к вечной блаженной жизни в Царствии Небесном»113.

Поэтому каждый христианин должен стремиться подражать Христу. Подражая Спасителю в смирении, христианин “совершает сознательное уничтожение в душе последствий прародительского грехопадения”114.

Отец Иоанн учил, что если в основании греха прародителей лежала гнусная и мерзкая гордость и неотделимое от нее своеволие, то в основании новой благодатной жизни во Христе должно лежать диаметрально противоположное начало — смирение. Следовательно, от стремления человека к смирению или гордости зависит его близость к Богу или удаление от Него.115

Отец Иоанн говорил: «Смирение делает людей святыми, а гордость лишает их общения с Богом».

Глинские старцы, основываясь на святоотеческом учении, считали смирение небесным даром, который должен стяжать каждый христианин. Так, схиархимандрит Серафим учит: «Всего необходимее для спасения смирение истинное, внутреннее убеждение, что вы хуже и грешнее всех и всего, но это величайший дар Божий и приобретается он многими трудами и потами. Тогда человек в душе своей ощущает такое спокойствие, которое никакими человеческими словами неизъяснимо. Ищите денно и нощно этот драгоценный бриллиант»116.

В своей проповеди о смирении схиархимандрит Иоанн (Маслов), также называя смирение небесным даром, призывает всех стяжать в своей душе это “небесное благоухание”117.

В своих письмах старец так пишет о великом значении смирения в деле спасения: «...Более всего облещися подобает нам в Христово смирение. Эта последняя добродетель нам настолько необходима и нужна в земной жизни, как воздух или вода для тела. Без нее мы не сможем правильно шествовать по спасительному Христову пути. Пусть в нашем сердце постоянно звучат слова Христа Спасителя: «Научитесь от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим». Если мы приобретем эту добродетель, то с ней и умирать будет не страшно»118.

Старец учил, что смиренное устроение души обнаруживает себя в отношении человека к Богу и ближнему. Смиренный человек глубоко сознает, что он сам по себе ничего не значит, ничего доброго сделать не может, а если и делает что-то доброе, то только с помощью Божией, Его силой и любовью.

По учению глинских старцев, смирение – это азбука,119 или алфавит120 христианской жизни, без которого ни одна добродетель не может помочь человеку в деле спасения. Если у человека появляется малейшая мысль о каких-либо заслугах пред Богом, то все его духовные подвиги становятся бездейственными и единение с Богом нарушается. «Без смирения человек беден и никогда не может быть покоен в духе, без смирения вся великодаровитость человека есть навозная куча», — пишет схиархимандрит Серафим (Романцов).121

Эту же мысль подтверждает иеросхимонах Макарий (Шаров): «Вся наша правда и добродетели, если не растворит Господь Своим милосердием, обрящутся пред Ним аки рубище, в срамоте поверженное; посему нам необходимо всегда смирять себя, а не возноситься»122.

Схиархимандрит Иоанн (Маслов) считает смирение лучшим средством в борьбе не только с грехом (поскольку смирение искореняет человеческую гордыню), но и с духами злобы.

В одном из писем старец писал: «3лой дух со своими полчищами предлагает нам свои злочестивые планы, мы же, в свою очередь, принявшие их, уходим на страну далече.

Единственными средствами освобождения от тиранства диавола и распознания его злого умысла являются смирение, то есть осознание своего ничтожества, и молитва. Это — два крыла, могущие вознести на небо каждого христианина.

Кто упражняется в этих двух добродетелях, тому нетрудно бывает возлететь, возвыситься и соединиться с Богом в любую минуту своей жизни.

И даже тогда, когда нам кажется, что мы оставлены и людьми, и Богом и что ад вот-вот готов поглотить нас, — то и тогда эти две добродетели, подобно обоюдоострому мечу, невидимо для нашего взора поразят и удалят от нашей души все супротивные силы».123

Эту же мысль развивает в своих письмах схиархимандрит Серафим (Романцов). “Только одно истинное сердечное смирение недоступно дьявольским ухищрениям. Оно все его сети разрушает”124.

“Истинно христианское смирение человека, — учит отец Иоанн, – есть живое чувство и глубокое сознание того, что он сам по себе ничего не значит и ничего доброго сделать не может, а если и делает что-то доброе, то только с помощью Божией... Христианин, имеющий в своей душе этот драгоценный дар, всегда бывает доволен своим положением и за все выражает благодарение Богу... Он считает себя недостойным милости Божией, но достойным всякого наказания”125.

Смирение обнаруживает себя в отношениях с окружающими человека людьми. “Смиренному человеку свойственно не осуждать не только словом, но и мыслию”126.

Согласно учению отца Иоанна, пробным камнем для смирения человека являются обиды, причиненные ему другими людьми, и различного рода поношения. Батюшка учил, что истинное смирение должно проявляться в терпеливом перенесении обид и укоризн, так как смиренные считают себя достойными всяких унижений127.

Смирение служит наилучшим путем к стяжанию благодати. В проповеди о смирении отец Иоанн говорил: «Через сознание своей греховности, своего ничтожества мы получаем благодать Святого Духа... Смирение делает нас носителями благодати, исцеляющей и укрепляющей для святой жизни. Оно оправдает нас пред Богом и приведет в Царствие Небесное»128.

Отец Иоанн учит, что в деле нравственного совершенствования главное внимание необходимо сосредоточивать на воспитании смирения, которым приобретается полное внутреннее удовлетворение и покой души при любых жизненных обстоятельствах. “Без смирения немыслимо и само духовное совершенство христианина”129.

Далее отец Иоанн прослеживает связь между добродетелью смирения и христианским совершенством. Определяя совершенство как совокупность всех  добродетелей, старец пишет: “Но всякое добро исходит от одного источника – Бога. Вследствие этого христианское совершенство, как совокупность добродетелей, есть не что иное, как обилие Божественных дарований”130. Таких благодатных дарований сподобляются только смиренные сердцем. «Смирение — это мост, возводящий от земли на небо, по которому восходили все подвижники благочестия. Они смиряли себя не только в очах Божиих, называя себя “нищими духом”, но и перед лицом греховного мира, в котором являлись они светильниками веры и благочестия. Через смирение они низводили Божественную благодать Святого Духа, которая вспомоществовала им в жизни»131.

Исключительно важное значение смирения, по мысли отца Иоанна, состоит в том, что оно является стимулом духовного роста человека,132 ведущим к высотам нравственной чистоты и богоуподобления. Действительно, стремление к исправлению своих недостатков и порочных наклонностей, стремление стать лучше, совершеннее может возникнуть только у того, кто глубоко осознал свою греховность и духовную нищету.

Схиархимандрит Иоанн описывает свойства и признаки истинного смирения. “Первый признак смирения, — учит он, — сознание недостоинства”133.

Далее старец указывает на другие признаки смирения: познание своей греховности, самоукорение, непрестанное стремление к благодати и оправданию Божию, безропотное терпение.134

Ввиду исключительной важности добродетели смирения в деле спасения человека большую ценность представляет учение Глинских старцев о средствах стяжания этой добродетели.

Схиархимандрит Иоанн (Маслов) учит, что стяжание смирения — длительный процесс, “требующий целенаправленной деятельности всех душевных сил человека”. И эта деятельность должна быть, прежде всего, направлена к самопознанию. Каждый христианин, стремящийся к приобретению добродетели смирения, должен жить внутренней, духовной жизнью, быть внимательным к своим действиям и поступкам. Только в таком случае он легко сможет замечать греховные движения собственной души. И чем чаще будет проникать христианин своим мысленным взором в тайники своего сердца, тем более будет познавать свою нравственную испорченность и греховность. От этого познания в душе человека рождается смирение»135.

Схиархимадрит Илиодор (Голованицкий) пишет: «Смирение есть высокая добродетель, и, кто достиг до степени оной, тот стал познавать себя»136. Он продолжает: “Глубокое смирение приобретается лишь подъятием на себя спасительного ига креста Господня и несения оного”137.

Игумен Филарет (Данилевский) учит так искать смирения: “Побуждать себя считать меньшим и худшим всех во всех добродетелях и недостаточным в познании духовного делания”138.

Схиархимандрит Серафим (Романцов) указывает, что "смирение обычно рождается от послушания”139.

В «Симфонии по творениям святителя Тихона Задонского» отец Иоанн указывает, от чего рождается смирение: от познания величия Божия, от рассуждения о благости Божией, от страха наказания, от страха Божия.140 Наконец, старец особо подчеркивает, что "смирение есть плод действия благодати”,141 и поясняет: «Смирение есть благодатный дар Божий и поэтому должен испрашиваться молитвой; смирение рождается от познания своих недостатков и самоукорения»142.

В лекциях по Пастырскому богословию отец Иоанн добавляет, что “смирение рождается от исполнения заповедей, но всуе будет трудиться тот, кто не стремится к чистоте духовной и телесной”143. В указанных лекциях старец учит, как пастырю Церкви приобрести смирение. «Чтобы приобрести смирение, должно постоянно укорять, порицать и обвинять себя во всем, считать себя не только грешнее всех, но даже и всякой бессловесной твари; когда укоряют в чем-либо, то молчи; кротко объясняй истину; отвергнуть свою волю, терпеть поношения, оскорбления и уничижения — вот истинный путь к смирению. <...> Приобретается эта великая добродетель путем целожизненного подвига, и если сердце пастыря день и ночь, по словам Аввы Дорофея, не ищет с болезнью Господа, то он не может преуспеть. Смирение есть дар Божий, и необходимо молить Господа о сокрушении и смирении своего сердца, всегда склонного к превозношению и гордости»144.

Схиархимандрит Иоанн, заключая учение о спасении, делает важный вывод о том, что труд христианина, направленный на приобретение добродетели смирения, должен иметь неразрывную связь с его общим религиозно-нравственным развитием, направленным на достижение христианского совершенства145.


К предыдущей К оглавлению К следующей

На главную Каталог