На главную
На главную

Глинские чтения

 
 
 
К предыдущей К оглавлению К следующей

Н.В. Маслов

Православное учение о спасении по трудам глинских старцев

Часть II.
Учение глинских старцев о спасении

 

2. О покаянии

«Покайтесь» (Мф. 1,15) — так начинает свою проповедь Спаситель. О покаянии, как о необходимом условии спасения христианина, учили святые апостолы и святые отцы.

Глинские старцы, в основу своей жизни положившие покаяние, также поучали своих пасомых стремиться к этой основной добродетели.

«Отныне положим начало покаянию. Не будем откладывать покаяние на завтра, не знаем, дождемся ли завтрашнего дня», — призывает иеромонах Петр (Лешенко)60.

«Глубокое раскаяние в прошедшем приносит великую пользу», — учит схиархимандрит Илиодор (Голованицкий)61. Схиархимандрит Серафим (Романцов) в своих письмах наставляет: «Если по немощи что согрешаем — вечером надо слезно покаяться, а если близко духовный отец есть, то еще лучше ему рассказать. Если таковой далеко, то пред всевидящим Богом открывать надо, хотя Он все видит и знает Сам»62.

Схиархимандрит Иоанн (Маслов) в своих трудах глубоко и многогранно раскрыл сущность истинного покаяния и на многочисленных примерах ярко показал его спасительную силу. Считая покаяние одной из основ, на которой должна созидаться духовная жизнь христианина, он прежде всего возбуждал в своей пастве чувство покаяния, являющееся началом всех видов христианского подвига. Своими проповедями, письмами, устными наставлениями отец Иоанн прививал духовным чадам жажду покаяния.

Прежде всего, старец раскрывает, что такое покаяние. Определению этого понятия посвящен отдельный раздел «Симфонии по творениям святителя Тихона Задонского» (С. 702—709). По мысли отца Иоанна, покаяние есть первейшее дело христианина63. В проповеди в Неделю перед Просвещением отец Иоанн называет покаяние долгом христианина: «Под покаянием, которое проповедовал в пустыне св. Иоанн Предтеча и которого требовал от людей Сам Спаситель, разумеется не одно только временное исповедание грехов, а постоянное старание сознавать свою греховность, очищать свое сердце сокрушением и стремлением к добродетели. На покаяние мы должны смотреть как на существенный наш долг, как на постоянный и непрерывный подвиг всей нашей жизни»64.

Старец также дает следующие определения покаяния: «Покаяние — сокрушение, что прежней греховной жизнью оскорбил Бога», «Покаяние есть печаль по Боге, сопровождаемая слезами», «Покаяние — сознание себя недостойным никаких благ от Бога», «Покаяние есть звание христианина»65.

Возрожденный в Крещении христианин после совершения греха снова духовно умирает, но милосердный Господь дает ему примиряющее средство — покаяние. По мысли отца Иоанна, покаяние есть воскресение духовное66. «Пока человек находится во грехах, он, хотя и живой телесно, но духовно мертв. Поэтому через покаяние ему следует воскреснуть духом еще при жизни на земле, чтобы и в день всеобщего воскресения воскреснуть не для осуждения, но для вечной жизни на небесах (Ин. 5. 29)»67.

Далее отец Иоанн определяет, в чем состоит покаяние. «Покаяние в том состоит, чтобы жизнь и сердце изменить»68.

Отец Иоанн указывает, что во время земной жизни человек имеет великую возможность изменить качества своей души, духовно переродиться посредством покаяния.

В проповеди в Неделю перед Просвещением старец так поясняет эту мысль: «Наклонность ко грехам, наследованная нами от прародителей, именуется в Слове Божием «ветхим человеком». Ветхий наш человек так крепко, так глубоко укоренился в нас, что мы грешим каждый день, каждый час, грешим мыслями, словами и делами... и сами собой никак не можем освободиться от него. И только Господь наш Иисус Христос, придя на землю, даровал нам все силы для борьбы с ветхим человеком. ...И первое оружие против него — это покаяние.

Посредством покаяния мы можем умерщвлять в себе ветхого и облекаться в нового человека, т. е. украшать свою душу верой, правдой, любовью и другими добродетелями...

Если же мы чужды спасительного Таинства Покаяния, если, допуская грехи, не раскаиваемся в них, то ветхий наш человек более и более утверждается и развивается в нас, овладевая всем существом нашим, покоряя себе и ум, и сердце, и волю нашу. Тогда спасительное пришествие Иисуса Христа на землю остается бесплодным для нас, и мы можем лишиться Царства Небесного»69.

Старец также учит, что покаяние дано лишь в земной жизни, а в загробной — воздаяние. Для перешедших в иной мир покаяние уже невозможно.

Человек всегда стоит перед выбором: или каяться и спастись, или оставаться в грехах и навлечь на себя вечное осуждение. Подчеркивая, что  «нет другого пути к очищению — только покаянием», отец Иоанн делает важный вывод о том, что покаяние есть духовно-нравственный переворот в человеке.

«Покаянное настроение является первейшим средством и в деле подготовления христианина к принятию бесповоротного решения исправить свою жизнь, дать ей совершенно другое направление, чтобы стать действительно новой тварью во Христе и всячески беречь себя от новых падений, как от смертоносного яда. Отсюда покаяние есть полный духовно-нравственный переворот в человеке, кардинальная перемена его внутренних настроений, стремлений и самой жизни, то есть истинно кающийся должен умереть греху и жить для Бога, ибо и греху, и Богу жить, и миру и Христу работать невозможно. Умирание же заключается в окончательном оставлении греха, а жизнь для Бога — в творении плодов, достойных покаяния. Эти плоды, или добродетели, являются следствием полной духовно-нравственной перемены и исправления сердца и всего внутреннего состояния в лучшее. Как сосуд, очищенный и наполненный благовонием, и вне себя издает благоухание, так и душа, очищенная от зла и наполненная добрыми мыслями и нравами, естественно, и вне себя творит все доброе, сообразное внутреннему состоянию70.

Неотъемлемой частью покаяния отец Иоанн считал искреннюю, чистосердечную исповедь. В одном из писем он писал: «По святоотеческому учению... мы должны как можно чаще очищать свою совесть посредством Таинства Покаяния перед духовником. А это, в свою очередь, будет способствовать духовному росту и нравственному перерождению души... Ставшие на этот спасительный путь обретут в своем сердце благодатную силу, которая будет помогать им не только распознавать козни диавольские, но и возводить их ум и сердце к Престолу Божию»71.

Старец указывает: «Исповеди не надо бояться. Ведь если чего не знает человек, то все видит Бог, и Он ждет чистосердечного покаяния, посредством которого кающийся становится чист и свят»72.

По мысли отца Иоанна, открывшие все грехи в таинстве Покаяния ощущают в своем сердце внутреннее успокоение и облегчение. Вот почему каждому следует как можно чаще приступать к его врачебной силе.73 В одном из писем старец пишет: «… Нужно как можно чаще приступать к исповеди, посредством которой мы снова сможем приобрести мир с Богом и любовь между собой»74.

Отец Иоанн раскрывает сущность Таинства Покаяния. Он пишет: «За человеческую душу ведут борьбу злой дух и мир со своими соблазнами. Христианин, хотя и получил от Бога благодатную помощь, может впасть в искушение и склонить свою волю на путь греха. Поэтому нужно еще богоустановленное средство, которое бы очищало человека от греховной накипи и снова воссоединяло его с Источником жизни — Богом. Таким средством является Таинство Покаяния. Сущность его заключается в том, чтобы грешник имел в своем сердце жалость и болезнь о грехах, по крещении содеянных, которые через нелицемерное и истинное исповедание и сокрушение сердца, через разрешение иерейское отпускаются. Это спасительное Таинство установлено Искупителем мира словами: «Елика аще свяжете на земли, будут связана на небеси, и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на небесех» (Мф. 18, 18)»75.

Далее старец указывает на то, от чего зависит действенность Таинства Покаяния. «Действенность Таинства зависит как от совершающего, так и от приемлющего его. Необходимо правильно произносить формулу, без чего Таинство, как таковое, не может быть спасительным. Что касается самого исповедающегося, то от него требуется соблюдение следующих условий: во-первых, он должен «подробно и по единому» объявлять свои грехи пред священником; во-вторых, иметь искреннее сокрушение во грехах и твердое намерение не возвращаться больше к ним»76.

Ценно разъяснение старца о том, при каких условиях покаяние является истинным. «Покаяние только тогда будет истинным, когда человек осознает свой грех, возненавидит его, постарается не повторять и получит прощение через исповедь»77.

“Покаяние истинное, когда человек внутренне изменяется и отстает от греха”78.

Истинное раскаяние состоит в сожалении и сердечном сокрушении о беззаконных своих поступках, осуждении себя за них перед всевидящим Богом и прошении прощения.79

Отец Иоанн раскрывает христианам и то, каков верный признак истинного покаяния: “Когда грешник в глубине своего сердца осознает свою греховность, обратится к Богу и воздаст Ему благодарение как своему Создателю и Искупителю, тогда он сможет духовными очами увидеть перед собой Бога, по слову Псалмопевца: “Предзрех Господа предо мною выну” (Пс.15,8), это будет верным признаком его истинного покаяния и воскресения духовного”80.

Старец учит, что покаяние может быть ложным. Каков же признак ложного покаяния? “Но кто не заботится о стяжании плодов покаяния, а повторяет те же грехи, тот далек от спасительного пути, прельщает свою совесть и остается духовным мертвецом. Да и как может ожидать оставления грехов от Бога тот, кто сам их оставить не хочет, но после покаяния снова возвращается к ним? Такое ложное покаяние говорит о том, что кающийся не имеет твердой веры во Христа. И если истинно кающийся христианин всем своим существом устремляется к спасителю с твердой верой и надеждой на то, что Господь, будучи любвеобильным отцом, примет его, как возвратившегося блудного сына, и простит ему всякое согрешение, то, наоборот, возвращающийся после покаяния к тому же греху тем самым показывает не только свою неблагодарность Богу, но и маловерие. Вот почему Господь не прощает ему грехи, а покаяние в таком случае остается только церемонией, обрядом, совершаемым перед духовником и не приносящим никакой пользы”81.

Особое внимание отец Иоанн уделял тому, как важно осознать грех. Старец учил: «Надо сознавать грехи и каяться. Великое дело, если сознает человек». В этом случае кающийся начинает осуждать свои поступки, укорять себя, сердце его наполняется болезнью и печалью. В своих письмах батюшка пишет: «Если мы нарушаем закон Божий, то для нас остается единственное средство — осознать свои поступки и просить у Бога прощения». Он подчеркивает: «Хорошо бы было поглубже осознать всем нам это плачевное свое состояние». И далее поясняет: «Что же нам остается делать, как избавиться от смерти духовной? На это мы находим множество указаний в книгах святых отцов, которые дают нам советы и указывают путь к Богу через слезное покаяние. Постараемся и мы отстать от злых наших беззаконий и омыть душу слезами”82.

По мысли схиархимандрита Иоанна, христианин должен постоянно  всю свою жизнь каяться в своих грехах, даже и тех, которые он исповедовал. Каяться – в смысле сокрушаться. “Жизнь христианская есть постоянное покаяние”83.

Старец учит: «Истинное покаяние есть не кратковременное или периодическое воспоминание и сокрушение о своих грехах, но целожизненный подвиг, постоянная душевная настроенность, занимающая исключительно важное место в деле спасения каждого христианина»84.

“Кто не кается – тот мертв”, — говорит отец Иоанн, и объясняет: “Вся жизнь христианина должна проходить в покаянии, ибо с прекращением покаяния прекращается и духовная жизнь человека, так как без покаяния не может человека черпать силы из благодатного источника, поддерживающего в христианине духовную жизнь”85.

Основное внимание отец Иоанн обращает на то, что “покаяние есть средство для восстановления общения с Богом, которое нарушено грехом”86.

Христос воплотился и сходил на землю именно для того, чтобы открыть людям путь к спасению через покаяние. Поэтому “с покаяния и смирения должен начинать тот, кто хочет возобновить союз с Богом. И как бы ни было велико бремя грехов, человеку прежде всего необходимо восстать от сна греховного, принести смиренное покаяние, и тогда, возрожденный благодатию Божией в таинствах Покаяния и Причащения, он сможет начать жизнь по Богу”87.

Далее отец Иоанн определяет тот момент в жизни человека, когда у него появляется покаяние. “Когда человек истинным сердцем и своевременно обращается ко Господу, то он освобождается от прикрывающей его бедственное состояние греховной завесы и явно видит свои заблуждения и погибель, и тогда у него появляется желание исправить свою жизнь и творить в оставшееся время плоды, достойные покаяния”88.

Второй раздел учения отца Иоанна о покаянии включает исследование о плодах покаяния. “Первый плод покаяния, — учит отец Иоанн, — прощение грехов. Второй – новое сердце и новый дух”89.

Старец разъясняет, что только путем покаяния можно перейти в состояние духовное: “Через покаяние христианин возрастает духовно и удостаивается великих милостей Божиих. Только при посредстве покаяния можно перейти из состояния душевного в состояние духовное”90.

Старец открывал омраченному грехами человеческому разуму ту высокую истину, что без покаяния не может человек черпать силы из благодатного источника, поддерживающего в христианине духовную жизнь. Поэтому в своих письмах он пишет: «Нужно посредством Таинства Покаяния очистить душу, чтобы она стала способна получить Божию милость»91. Искреннее раскаяние способствует удержанию в душе Божественной благодати, которая укрепляет волю человека в добре и постепенно перерождает для вечной блаженной жизни92.

По мысли отца Иоанна, покаяние возвращает благодать крещения.93 Наоборот, «за утаенные грехи, — говорил отец Иоанн в Слове перед исповедью, — человек еще здесь, на земле, мучим бывает злой силой, а по смерти подлежит вечным мукам. Об этом многократно напоминают нам святые отцы»94.

Отец Иоанн учит, что истинное покаяние не только освобождает человека от грехов и делает достойным членом Церкви95, но и избавляет от смерти.

«Для истинно покаявшегося смерти уже не существует, она утратила над ним свою власть и силу. Истинное обращение к Богу с сокрушенным сердцем, сожалением и плачем о своих согрешениях действительно освобождает человека от горести вечных мучений в жизни будущего века, ибо Господь судит не по прошлой греховной жизни, но по настоящей, и не множество грехов губит грешника, но нераскаянная  жизнь»96.

Наконец, по образному выражению отца Иоанна, “покаяние вводит в рай”97. Более подробно старец так пишет об этом: «Покаяние не только готовит христианина к вечной жизни и указывает путь в нее, но, сопровождая до гроба, отверзает ему и самые врата рая»98.

Схиархимандрит Иоанн отвечает на вопрос: “Что способствует истинному Покаянию?” Старец учит: “Покаяние есть действие Божие. Покаяние истинное от благодати”99. И далее разъясняет: “Для немощного человека совершить самостоятельно пробуждение и всецелое восстание от греховного сна бывает очень трудно и даже почти невозможно. Здесь требуется особое действие Божие. Пасть в грех, заблудиться от истинного пути и погибнуть человек может сам, но восстать, обратиться и спастись без Бога не может. Господь каждому человеку дает Свою благодать, призывающую и обращающую от греха, и кто принимает ее и идет вслед за ней, тот спасается силой Божией, а кто противится ей, тот остается вне спасительного ковчега”100.

Чтобы стяжать покаяние, отец Иоанн всех призывает к спасительным размышлениям о содеянных грехах. Это, в свою очередь, сможет привести христианина к познанию мерзости греха и тяжелых его последствий, к осознанию, что грех есть величайшее зло, что все бедствия, временные и вечные, происходят от него, что именно он есть корень всех зол как в этой, так и в будущей жизни. Действенным средством, помогающим прийти к спасительному сокрушению сердца, служит сопоставление своей греховной жизни с законом Божиим, которое, как молотом, печалью сокрушает сердце, а к сокрушенному сердцу не замедлит прийти и Евангельское утешение. Познав, таким образом, свои немощи, грешник, естественно, придет к самоуничижению перед Богом и людьми, увидит, что и ум его помрачен грехами, и душа осквернена, и тело растленно. Имея в себе такие чувства, грешник начинает понимать, что и на слово обличительное не должно ему никогда гневаться, потому что оно направлено не с целью унизить его человеческое достоинство, но против его греховных привычек. Далее, рассуждая о гибельности и крайней опасности своего греховного состояния, человек может прийти, наконец, в разумение того, что земная его жизнь неумолимо быстро сокращается и что нечаянно может постигнуть его смерть.

Немаловажным средством, возбуждающим человека от смертной греховной спячки, служит воспоминание о вечных мучениях. Несомненная вера в то, что будут, по слову Господа, вечные муки для нераскаянных грешников, способствует коренному изменению, обновлению и очищению всех помышлений и чувствований человека. Страх будущего Суда, как огонь, поедает нечистоту сердца и приготовляет его к принятию евангельского утешения. Внутреннее состояние человека при этом исправляется, появляется сердечная молитва, внимание к себе и частые воздыхания. Осознавая суетность земных благ и утешений, грешник отвращается от мирских, греховных сладостей и со всей серьезностью начинает вести борьбу с греховной скверной.

С другой стороны, к истинному покаянию приводит и размышление о Царствии Небесном и блаженной жизни праведных. Памятование о блаженной вечности возбуждает в христианине сильное желание оставить грех и провести дни своей земной жизни в доброделании. А это, в свою очередь, не только настраивает душу на истинное покаяние (5:109), но и способствует к возвышению мыслей человека от вещей временных к вечным.

Таким образом, цель этих душеспасительных размышлений заключается в том, чтобы создать в душе христианина постоянное покаянное настроение»101.

Условием истинного покаяния схиархимандрит Иоанн считает познание человеком своей духовной нищеты. “Покаяние невозможно без осознания своей греховности”102.

Старец отвечает на вопрос: «Что нужно, чтобы покаяние стало действительно основой духовной жизни христианина? — Для этого человеку необходимо контролировать каждый свой поступок, слова и мысли так, чтобы при малейшем нарушении заповедей Божиих спешить возвратиться с греховной стези на праведный путь к Богу. Так постепенно покаяние сможет перейти в навык, способствующий постоянной, повседневной духовной трезвенности»103.

По мысли отца Иоанна, более всего подвигает грешника на покаяние рассуждение о вечности, о неизвестности времени смерти.104 Тяжким грехом называет старец откладывание покаяния на более позднее время, до случая болезни, ведь покаяние необходимо всегда, а не только при смерти.105

“Диавол, исконный враг рода человеческого, простирает свои сети на грешных, идущих по его стопам, и внушает им мысль отложить время покаяния до тяжелой болезни, до старости или даже до смерти. Откладывающий свое покаяние ожесточается подобно фараону, не слушает призыва Божия и подвергает себя опасности при случае внезапной смерти лишиться всякой надежды на спасение. С другой стороны, откладывание покаяния указывает на нерадение грешника о своем спасении, что является еще большей опасностью, потому что покаяние при тяжелой болезни или при смерти не всегда бывает полноценным. У немощного покаяние бывает немощное, а у умирающего — мертвое. Кроме того, тяжелобольные иногда теряют дар речи, часто бывают не в полном сознании; эти и многие другие причины являются для них непреодолимым препятствием для принесения истинного покаяния. Притом, отлагающий покаяние до конца своей жизни тем самым оскорбляет Бога, потому что жизнь человеку дана для прославления Имени Божия, а некающийся грешник, проводя ее для угождения своей плоти и диаволу и намереваясь каяться лишь тогда, когда оканчивает свою земную жизнь, т. е. когда уже не может грешить, тем самым не выполняет своего высокого назначения”.106

Отец Иоанн показывает, в чем заключена вся сила покаяния: “Покаяние требует глубочайшего смирения, смирения мытарева,  в смирении и заключается вся сила покаяния...Смиренное покаяние изглаживает все грехи, оно привлекает милость Божию к кающемуся грешнику... Господь обещает покой тем, кто вслед Его идет, подражая Ему не только в послушании, но и в кротости, и в смирении”107.


К предыдущей К оглавлению К следующей

На главную Каталог