На главную
На главную

Глинские чтения

 
 
 
К предыдущей К оглавлению К следующей

Н.В. Маслов

Православное учение о спасении по трудам глинских старцев

Часть I.
Жизнеописания глинских старцев и характеристика их трудов

 

Схиархимандрит Иоанн (Маслов)

(1991)
(продолжение)

В Московских Духовных школах вспоминают о полном любви отношении отца Иоанна к ученикам и отеческой заботе об их духовном и материальном благополучии. Он всегда напоминал, что нужно не теоретическое, а практическое, нравственное усвоение Божественных истин. “Все науки, связанные с прославлением Бога, весьма полезны и спасительны. Но они без доброй святой жизни бывают мертвы. Значит, нужно не только знать о Боге, но и исполнять Его Святые заповеди. Только в таком понимании человек сможет принести духовный плод на ниве Христовой. В Духовной школе надо быть образцом для остальных учащихся, то есть смиренным, кротким, любвеобильным и послушным. И все эти добрые дела должны быть основаны на Евангелии и святоотеческом учении”.

Ректор Московской Духовной Академии, архиепископ Евгений вспоминает: “Однажды отец Иоанн пришел к нам на урок и сказал, что сейчас многие студенты проходят мимо преподавателей, мимо других студентов и не здороваются, а надо всегда приветствовать друг друга и ко всем относиться с почтением. Тогда один из студентов спросил: “А как?” Отец Иоанн положил земной поклон перед всей аудиторией. — “Вот так”.

Благотворность влияния отца Иоанна не оканчивалась и после выхода учащихся из стен духовной школы. Отец Иоанн на всю жизнь оставался в памяти студентов. Многие и многие пастыри со всех концов страны обращались к отцу Иоанну за советами, рекомендациями в их пастырском служении. Некоторые из них приезжали с толстыми тетрадями, в которых были записаны вопросы к батюшке. Старец часами отвечал на эти вопросы.

Особо следует подчеркнуть необыкновенно глубокое чувство любви к Родине, присущее отцу Иоанну. Через своих учеников, духовных детей, он занимался общественной деятельностью, и не было такого положительного общественного явления, которое бы его одухотворенный и просвещенный ум упустил из виду и не поддержал бы своей отзывчивостью.

Отец Иоанн был истинным патриотом. Он называл чувство любви к Родине священным и писал, что патриотизм — это христианский долг. “Христово учение требует от каждого последователя беззаветной любви к своим братьям. И эта любовь верующих русских людей находит яркое проявление в защите родного Отечества... Если в сердце христианина горит огонь истинной любви, завещанной Христом, это сердце не требует указаний, в чем проявить свою любовь: оно само и голодного накормит, и плачущего утешит. То же можно сказать и о священном чувстве любви к Родине. Если в душе и сердце христианина ярко горит пламень патриотизма, он сам найдет пути для проявления своей любви к Отечеству”. Особенно же напоминает старец об этом клирикам. “Священнослужитель должен быть искренним патриотом своей Родины... и в этом же духе воспитывать своих прихожан”.

Отец Иоанн широко известен как ревностный поборник чистоты Православия. В начале 1990-х годов даже комментаторы радиостанции “Свобода” говорили о нем как о столпе Православия. Профессор Московской Духовной Академии, доктор церковной истории К. Е. Скурат называет отца Иоанна православнейшим человеком.

Отец Иоанн пользовался огромным авторитетом у священнослужителей, монахов, мирян и вообще у всех, кто когда-либо к нему обращался. Многие иерархи Русской Православной Церкви (и не только Русской) понимали, какое большое духовное влияние оказывал отец Иоанн на воспитанников Московских Духовных школ. Митрополит Тетрицкаройский Зиновий (Мажуга) (в схиме Серафим), например, писал батюшке: “Дорогой мой, берегите себя, берегите для будущих пастырей”. Святейшие Патриархи Алексий I и Пимен высоко ценили его заслуги. В 1967 году отец Иоанн был возведен в сан игумена и награжден палицей, а в 1973 году — в сан архимандрита. В 1972 году утвержден доцентом Академии. Он был награжден двумя орденами преподобного Сергия, удостоился права служения литургии с открытыми Царскими вратами по “Отче наш”, имел два креста с украшениями и высшую церковную награду — Патриарший крест. Святейший Патриарх Алексий II назвал отца Иоанна выдающимся подвижником XX века.

Преподаватели Московской Духовной Семинарии архимандрит Феодосий (ныне епископ Полоцкий и Глубокский) и протоиерей Владимир Кучерявый вспоминают: “Почти 25 лет трудился отец Иоанн в Московских Духовных школах. За эти годы среди членов большой академической семьи он снискал всеобщее уважение и авторитет как глубокий богослов, опытный наставник и ревностный пастырь”.

И поистине отец Иоанн много трудов положил, чтобы горячо любимая им Духовная школа действительно служила делу Христову.

Ученый секретарь Совета Московской Духовной Академии архимандрит Платон в своей речи в день памяти отца Иоанна 29 июня 1996 года сказал: “Многие сотни, тысячи людей хранят светлую благодатную память о пастырских трудах, молитвенных воздыханиях, дерзновенной любви к Богу и людям, самоотверженном служении Православной Церкви, высоком смирении схиархимандрита Иоанна”.

Всем было известно огромное трудолюбие старца, но то, сколько он успевал сделать, было поистине удивительно. Он совершал богослужения, преподавал, обновлял ризницу, заботился о благолепии храма, окормлял многочисленную паству, отвечал на множество писем. Непостижимо, когда он успевал обдумывать и писать духовные сочинения. Ректор Московской Духовной Академии архиепископ Евгений называет отца Иоанна подвижником церковной науки и православной духовности.

В 1985 году магистр богословия, один из лучших наставников Духовных школ был направлен духовником в Жировицкий Свято-Успенский монастырь. Сырой климат Белоруссии был ему категорически противопоказан и представлял большую опасность для здоровья. Однако чашу скорбей праведнику пришлось испить до дна.

Для насельников Жировицкого монастыря старец явился подлинным духовным сокровищем. Об этом еще до приезда батюшки писал инокиням обители митрополит Ленинградский и Новгородский Антоний (Мельников, +1986). Владыка советовал им плодотворнее использовать духоносные наставления старца — отца Иоанна, так как он пробудет у них недолго. Сразу же после появления отца Иоанна в монастыре к нему стали стекаться все ищущие спасения и жизни во Христе Иисусе. Началось устроение внутренней духовной жизни обители, за которым последовало преображение и внешнего уклада жизни монастыря. Во всем стала наблюдаться чинность, благопристойность. Широта деятельной натуры старца проявилась в благоустройстве хозяйственной жизни обители: наладилось садовое хозяйство, огородничество, появилась пасека. Когда батюшка только приехал в Жировицкий монастырь, там жили очень бедно. Выращивали лишь небольшое количество овощей (в Жировицах тогда временно находились два монастыря — мужской и женский).

Один из жировицких иноков, отец Петр, вспоминает: “С приездом к нам отца Иоанна в жизни обители началась новая, можно сказать, эпоха. Он возродил духовно-нравственную жизнь, наладил хозяйство монастыря... В нашем монастыре был обычай на Пасху не готовить общую трапезу, а выдавать каждому сухим пайком, после чего все расходились по своим келлиям. Отец Иоанн предложил совершать общую трапезу в этот торжественный день. Помню, приготовили обед: сварили суп с крапивой и яйцом, все были довольны, а отец Иоанн неоднократно похваливал: “Вот хорош суп...”

В первую же весну после приезда отца Иоанна дополнительно вскопали много земли. Из Москвы его духовные чада привезли много саженцев черной смородины, кусты клубники (очень хороших урожайных сортов). Сажали все вместе: и монашествующие, и приехавшие московские духовные чада батюшки. Сколько же было радости, когда летом на столах появились первые вкусные ягоды, выращенные в своем саду.

Старец стал учить инокинь шить церковные облачения, вышивать и делать митры. И вскоре в обители появились свои искусные мастерицы. Одна монахиня рассказывала, как батюшка научил ее шить облачения. Однажды он достал очень красивую зеленую греческую парчу. Ткани было мало, и кроил ее сам батюшка, а шить велел этой монахине. Она отказывалась, говорила, что не сможет, все испортит, так как только начинала еще учиться в швейной мастерской, ей поручали лишь сметать что-нибудь или распороть.

Она боялась появиться в мастерской с такой красивой парчой, которую не держали в руках и лучшие мастерицы. Но батюшка сказал, чтоб она шила: “Сошьешь, потом все будешь шить”, — и подробно рассказал, как надо шить. Когда она пришла в мастерскую, все очень удивились тому, что она впервые будет шить облачения из такой дорогой парчи. Но она сшила и теперь умеет все шить. Закончила она свой рассказ словами: “Для батюшки нет невозможного”.

Но, конечно, главное внимание уделял старец духовной жизни обители. Часто проводил общие исповеди отдельно для иноков и инокинь. Его вдохновенное слово перед исповедью подвигало к покаянию, сокрушению о грехах. Он учил монашествующих чистосердечному откровению помыслов, послушанию, смирению, а также строгому соблюдению монастырского устава (старец велел размножить устав и раздать всем насельникам). Вот одно из наставлений отца Иоанна жировицким инокам: “На инока со всею злобою нападают и мир со своими обманчивыми прелестями, и плоть со своими требованиями, и диавол, который ищет, как лев, кого бы поглотить. Но с нами Бог и Его Пречистая Матерь. И поэтому нам не следует унывать и падать духом, но вступать в борьбу, иногда и в жестокую, и выйти из нее победителями. У нас имеется для этой борьбы сильнейшее оружие — Крест Христов, посредством которого разрушаются все стрелы вражии. Но чтобы победить все зло, набрасывающееся на нас, мы должны мобилизовать все свои силы, а особенно — свою свободную волю на борьбу с искушениями”.

Иноки сохранили письменное наставление отца Иоанна священнослужителям Жировицкого монастыря: “По святоотеческому учению все насельники монастыря должны как можно чаще очищать свою совесть посредством таинства Покаяния перед братским духовником. А это в свою очередь будет способствовать духовному росту и нравственному перерождению души. Иноки, ставшие на этот спасительный путь, обрящут в своем сердце благодатную силу, которая будет помогать им не только распознавать козни диавольские, но и возводить их ум и сердце к Престолу Божию. Особенно священнослужители алтаря Господня обязаны каждый раз очищать свою совесть посредством спасительного таинства Покаяния перед братским духовником, когда они заступают в седмичное богослужение (25. 05. 1987 г.)”.

Отец Петр вспоминает: “На всю жизнь запомнилось общение с отцом Иоанном на исповеди, его теплое отеческое обращение: “Друг мой...”. Один диакон считал, что это формальность — часто ходить на исповедь (“Что одно и то же повторять!”), но, поисповедовавшись у батюшки, он изменил свое мнение, и, спускаясь из его келлии по лестнице, вслух говорил: “Ух, как полегчало!” Многие быстро почувствовали великую пользу откровения помыслов и жизни, в которой каждый шаг освящен благословением старца. Они часто приходили к нему за наставлением, а когда батюшка выходил на улицу, шел в храм или в сад, всегда к нему по очереди подходило много людей: разрешить какие-либо вопросы, получить благословение, исповедать грех.

Богомольцы, узнав о благодатном старце, съезжались в монастырь. И прежние духовные чада отца Иоанна ехали сюда со всех концов страны. Часто в один день приезжали люди из самых разных городов Союза. Но время было трудное, старались все-таки ездить по одному, чтобы не так был заметен приток богомольцев в монастырь. Когда у батюшки спрашивали разрешение приехать к нему, он иногда отвечал: “Меня на казнь поведут, а вам все дай”, — так как местные власти знали, что в монастырь стало ездить много людей именно к батюшке. Еще говорил: “Это тебе не семнадцатый век”.

Заботясь о высоте нравственно-подвижнической жизни братии, батюшка решил другую, не менее важную задачу, связанную с улучшением чина богослужения, церковного чтения и пения. Конечно, пение в Жировицах сильно отличалось от стройного строгого пения в храме Московской Духовной Академии. Но старец поправил и это. Через некоторое время он подготовил новых регентов, снабдил их нужными нотами, и на богослужениях в Жировицах петь стали, как в Академии.

Постепенно все в монастыре стали делать по благословению старца. Настоятель несколько раз в день приходил в келлию старца, долго беседовал с ним и ничего не предпринимал без его совета. Игумения женского монастыря особо благоговела перед старцем, очень его почитала и по всем вопросам, даже мельчайшим, советовалась. Батюшка очень много помог ей в руководстве сестрами. Фактически он управлял монастырем, его духовной и хозяйственной жизнью. Игумения радовалась, как дитя, когда батюшка давал ей какой-нибудь гостинчик. Например, говорила близким: “Вот батюшка дал мне какую бочечку”, — и показывала огромный грейпфрут, который батюшке прислали из Москвы. Батюшка же часто просил ее молитв.

Однако не все в монастыре с такой любовью и преданностью относились к старцу. Были люди, восстававшие против правильного духовного руководства, вводимого им по примеру Глинской пустыни. Батюшка сам говорил: “Не все тут меня любят”. Были даже лица, восстанавливающие против него сестер, огорчавшие его своим непослушанием, не понимавшие, что такое истинное духовное окормление и старческое руководство. Обиды от таких людей батюшка терпел до конца своего пребывания в Жировицах.

Очень тяжело было батюшке в Жировицах и из-за сырого болотистого климата, отрицательно влиявшего на состояние его больного сердца. Служить батюшка часто там не мог, так как в каменном большом соборе было тоже сыро и холодно. После службы он почти всегда простужался и заболевал, у него часто была повышенная температура.

В одном из писем отец Иоанн писал: “Безусловно, климат здесь для меня очень тяжелый. Большая сырость и сплошные туманы отрицательно действуют на мое пошатнувшееся здоровье. Сколько я смогу продержаться здесь, трудно сказать”.

Но, несмотря на все это, он ревностно продолжал свое самоотверженное служение Богу и ближним. Какие бы волны искушений житейское море не воздвигало на него, он никогда не поколебался, так как всегда умом и сердцем предстоял Богу.

Жировицкая инокиня рассказывала, как на Пасху в 1990 году батюшка служил ночью утреню и литургию. Когда он кадил на амвоне перед Царскими вратами и иконостасом, то ходил так быстро и легко, что, казалось, не касался пола ногами и все время бодро говорил: “Христос воскресе!” — и тихо добавлял: “А мы Христовы”. И опять:”Христос воскресе!” — “А мы Христовы”. Она слышала, так как стояла на клиросе. Это была его последняя Пасха в храме. На следующий год тяжело больной батюшка служил пасхальную утреню в келлии.

Недолго пришлось ему трудиться на новой ниве пастырского делания. В июне 1990 года он приехал в отпуск в Сергиев Посад, а в августе, перед очередным отъездом в Белоруссию, недуг окончательно приковал его к постели. Страдания то усиливались, доходя до критических состояний, то ослабевали. Постоянные сердечные приступы не оставляли его уже до самого исхода из этой жизни. Таким было завершение жизненного крестоношения отца Иоанна, его восхождение на свою Голгофу. Истаивало, иссыхало в страданиях тело верного служителя Христова, но дух его по-прежнему был бодр и деятелен. При малейшем облегчении он сразу принимался за труд: работал над докторской диссертацией о Глинской пустыни, над “Глинским Патериком” и статьями. Рядом с кроватью была прибита рейка, на которой лежали ручка и карандаш. Батюшка брал небольшой легкий лист фанеры, ставил его ребром на грудь и, положив на него бумагу, писал. Так же он проверял курсовые и кандидатские сочинения студентов, конспекты лекций преподавателей Московских Духовных школ.

В это трудное время особенно проявилась жертвенная любовь батюшки к Богу и ближним. До последнего дня он жил не для себя, а для людей. В то тяжелое время батюшка фактически управлял несколькими монастырями. Так, часто приезжали и звонили, спрашивая о всех сторонах духовной и материальной жизни обителей, настоятель Жировицкого монастыря архимандрит Гурий, наместник Киево-Печерской Лавры архимандрит Елевферий. Батюшка не переставал принимать духовных чад даже тогда, когда после очередной беседы терял сознание (так было не раз). Те, кто служил ему в эти дни, сетовали на посетителей, пытались оградить от них старца. Но однажды он сказал: “Не препятствуйте людям приходить ко мне. Я для того родился”. За несколько дней до кончины старца к нему привезли женщину, которую на исповеди священники не разрешали от какого-то страшного греха. Она находилась в сильном унынии и хотела даже покончить с собой. Попала она к батюшке лишь на несколько минут. И за эти минуты он вернул ее к жизни. Когда она вышла от старца, глаза ее сияли радостью, а батюшка горячо молился за нее. И столько любви было в его голосе, когда он к ней обращался: “Деточка, все будет у тебя хорошо”. И действительно, впоследствии жизнь ее устроилась, она благодарила батюшку за то, что он спас ее. Так до последнего вздоха этот адамант духа нес на себе наши грехи и скорби, наши немощи и недостатки. Величие и красоту души батюшки можно передать только его же словами: “Любить добро, плакать с плачущими, радоваться с радующимися, стремиться к жизни вечной — вот наша цель и духовная красота”.

Лучшей наградой для батюшки была братская любовь среди окружавших его чад, и, напротив, ничем так не огорчался старец, ни о чем так не скорбел, как о несогласии или ссорах людей между собой. В последние дни жизни батюшка часто повторял: “Вы дети одного отца. Вы должны жить, как дети одного отца, я ваш отец. Любите друг друга”. В одном из писем он писал: “Хочется, чтобы все вы жили одной духовной семьей. Ведь это очень похвально от Бога и спасительно для души”.

Батюшка неоднократно предсказывал свою кончину. Примерно за месяц он попросил, чтобы его отвезли на могилу матери и монахини Серафимы, его духовной дочери (они похоронены вместе). Здесь батюшка показал сопровождавшим его, как перенести ограду и приготовить место для третьей могилы. Чувствовал он себя плохо, но оставался на кладбище (сидел около могилы в раскладном кресле), пока все не было выполнено по его указанию. Потом сказал: “Вот место, где скоро меня положат”. За несколько дней до кончины сказал духовному сыну: “Мне осталось жить совсем немного”. За два дня велел все убрать во дворе дома, разобрать вещи на террасе, чтобы был свободный проход, укрепить крыльцо, перила. Одна духовная дочь батюшки очень просила принять ее, несмотря на тяжелое состояние старца. Он по телефону ответил ей за несколько дней до кончины: “Ты приедешь в понедельник или во вторник”. Слова его, как всегда, сбылись. В понедельник она узнала о преставлении старца и тут же приехала.

27 и 28 июля 1991 года отец Иоанн чувствовал себя особенно плохо. 29 июля в понедельник в 9 часов утра старец причастился. Священник, причащавший его, говорил, что лицо отца Иоанна после принятия Святых Таин просияло, он весь как бы устремился вверх. В 9.30 старец мирно отошел ко Господу в полном сознании. Сразу же священноиноки начали непрерывное чтение Евангелия, служили панихиды. На следующий день после преставления отца Иоанна две его духовные дочери, подойдя к дому, где была келлия старца, ясно услышали прекрасное стройное пение. Одна из них со слезами сказала: “Ну вот, и на отпевание мы опоздали”. Но когда они вошли в дом, то выяснилось, что в тот момент никто не пел, лишь священник читал Евангелие.

30 июля гроб с телом почившего схиархимандрита Иоанна был поставлен в Духовской церкви Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, где вечером собором священнослужителей был отслужен парастас, а ночью продолжалось чтение Евангелия и совершались панихиды. Народ подходил к гробу и, прощаясь с великим печальником душ человеческих, воздавал ему последнее целование. Тела особых избранников Божиих противятся тлению, будучи проникнутыми благодатью Божией. Так и тело схиархимандрита Иоанна после кончины не подверглось тлению. До самого погребения лик его оставался просветленным и одухотворенным, руки гибкими, мягкими и теплыми.

Утром 31 июля собором клириков была совершена заупокойная литургия, которую возглавил наместник Киево-Печерской Лавры, духовный сын батюшки архимандрит Елевферий (Диденко). После литургии он же в сослужении священнослужителей совершил чин отпевания. Необыкновенное впечатление оставило в душах всех присутствующих это отпевание. Все священнослужители были в белых одеяниях, величественно пел монастырский хор, и ему проникновенно вторил сонм духовенства. Архимандрит Иннокентий (Просвирнин, +†1994) произнес глубоко прочувствованное прощальное слово. Он сказал, что отец Иоанн жил не для себя, но для народа. Это был великий угодник Божий, в жизни которого действие Божественной благодати сочеталось с большим личным трудом, молитвенным подвигом. И в его лице все мы обрели предстателя у престола Святой Троицы. После окончания отпевания духовенство, а затем опять народ стали прощаться со старцем. В 12 часов дня гроб был вынесен на площадь перед Троицким собором, где при стечении богомольцев была отслужена лития, после чего прощальная процессия направилась к месту погребения на Старое кладбище в Сергиевом Посаде. По совершении литии гроб с телом верного служителя Церкви Христовой при пении “Вечной памяти” был опущен в могилу.

 

Богословское наследие отца Иоанна

Схиархимандрит Иоанн оставил нам в духовное наследство не только яркий и поучительный пример своей жизни, но и свои мудрые, глубоко назидательные труды. Если бы даже не сохранилось никаких сведений о жизни старца и мы имели бы только его труды, то образ духоносного старца и тогда предстал бы перед нами во всей полноте. В сочинениях его нашли отражение те святые мысли и чувства, которыми питалась его душа и которые воодушевляли его великое, любящее сердце.

Но самое главное, по Промыслу Божию, именно отец Иоанн в своих трудах наиболее полно отразил учение о спасении старцев Глинской пустыни, в частности, учение, касающееся творения мира и человека, а также ключевых вопросов антропологии, христологии и сотериологии.

 

Диссертационные исследования

В 1969 году отец Иоанн защитил кандидатскую диссертацию по кафедре Патрологии на тему: «Иеросхимонах Амвросий Оптинский (Гренков) и его эпистолярное наследие», за которую ему была присуждена степень кандидата богословия. Диссертация состоит из трех разделов: жизнеописание отца Амвросия; учение о спасении (по его письмам); избранные из разных источников и систематизированные изречения старца.

Жизнеописание отца Амвросия, составленное отцом Иоанном, по праву считается одним из самых ярких повествований о его старческой деятельности. Недостатка в историческом материале для полной и всесторонней биографии отца Амвросия не было. Но не было и биографии, которая бы весь этот материал одухотворила, сконцентрировав его в одно целое и вокруг единой идеи — представления образа живой личности великого старца. Именно эту идею воплотил в своем труде отец Иоанн.

В отзывах оппонентов на эту работу сказано, что сочинение отличается целостностью, законченностью, «читается легко и с неослабным интересом. Автор ярко показал основную черту духовного облика старца. В труде отца Иоанна старец Амвросий предстает как сама любовь».

Сопоставляя труд отца Иоанна с сочинениями других авторов о старце Амвросии, нельзя не отметить замечательное жизнеописание старца, отличающееся прекрасными духовными характеристиками, составленное протоиереем Сергием Четвериковым («Описание жизни блаженной памяти Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия», 1912). Но в этом труде, к сожалению, не раскрыто само учение Оптинского старца о спасении, поэтому сложно говорить о том, что образ этого праведника передан во всей полноте.

Отец Иоанн впервые исследовал эпистолярное наследие старца Амвросия и представил его учение в стройной, доступной любому читателю системе. В этом — особое значение его труда. Раскрывая учение Оптинского старца о спасении (о покаянии, о смирении, о молитве, о страхе Божием, о страстях и т. д.), отец Иоанн сопоставляет его с учением отцов Церкви, показывая непрерывающуюся преемственность старческого делания. В этом своем труде он дает четкое определение старчества, прослеживает его историю с момента возникновения и до времени старца Амвросия.

По отзывам оппонентов, большой интерес представляют приведенные в систему избранные изречения Оптинского старца, которые в краткой форме воспроизводят основные черты его учения. Если труд отца Иоанна о старце Амвросии трижды был издан полностью (в 1990, 1993 и 2000 гг.), то этот раздел переиздавался еще отдельно в 1996 году.

В 1983 г. отец Иоанн защитил магистерскую диссертацию: «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении». Тема этого исследования исключительно актуальна. В России не было другого духовного писателя, чьи труды были бы столь читаемы, столь популярны (отдельные его творения переиздавались свыше 60 раз), но со дня преставления святителя и до труда отца Иоанна (т. е. в течение 200 лет) Русская Православная Церковь не имела полного жизнеописания этого святого.

Составленное отцом Иоанном житие святителя Тихона, охватывая все стороны его жизни и деятельности, отличается исключительной полнотой. Но ценность и особенность этого труда состоит в том, что автор не просто пересказывает события жизни святителя, а раскрывает перед читателем сокровенное святилище его души.

В труде схиархимандрита Иоанна святитель Тихон, как живой, предстает перед нами. Образ его передан столь ярко, что невольно приходит мысль о том, что, не зная святителя лично во время его земной жизни, схиархимандрит Иоанн знал его духом. Он пишет о таких подробностях духовной жизни святого отца, о которых не сообщали ни келейники святителя, ни его ближайшие друзья.

Недаром в рецензиях на этот труд отмечается: «При чтении книги наступает благостное соединение с двумя могучими душами русских подвижников — святителя Тихона и отца Иоанна.

Такое ощущение, что именно такого исследователя ждало житие и наследие Задонского святого. Перед нами не только научный труд — перед нами учебник жизни, духовного роста и прозрения, написанный двумя выдающимися русскими умами... Перед нами книга из семейства настольных. Она являет собой духовное единение пастырей прошедшего времени и нашего, отличается простотой и ясностью»!.1

Диссертация отца Иоанна состоит из 8 томов (2 тома основного текста и 6 томов приложений).2

В I томе изложено житие святителя Тихона.

По отзывам рецензентов, «путь святителя Тихона описан так ярко, что будто видишь его детство и отрочество, будто присутствуешь при его пастырских беседах, вместе с ним переживаешь гонения и наветы»3.

Отца Иоанна называют современным подвижником, которому «был открыт духовный мир святителя Тихона и который обладал редким даром ясно рассказать об этом читателям»4.

Шаг за шагом в доступной форме объясняет отец Иоанн неискушенному в духовных подвигах читателю, что такое, например, богомыслие, как и когда занимался им святитель, почему богомыслие явилось основанием его внутреннего совершенствования.

Отец Иоанн повествует и о благодатных состояниях, которые переживал святитель. Он показывает, как душа святителя озарялась Божественным светом и в ней водворялась такая радость, которую нельзя описать человеческим языком. Отец Иоанн пишет об этом как подвижник, сам испытавший подобные состояния. Из того, как он передает молитвенный, литургический опыт святителя Тихона, можно заключить, что отец Иоанн вошел в духовно-молитвенное общение со святителем.

Во II томе в свете высказываний святителя Тихона раскрывается его учение о спасении.

Во второй части своей диссертации отец Иоанн обобщает и приводит в четкую, стройную систему учение святителя Тихона о спасении, выбрав из множества его разнообразных творений основное зерно этого учения5. До сих пор это не удавалось ни одному из исследователей, которые, как правило, ограничивались лишь простым пересказом трудов святителя.

Сочинения святителя Тихона изданы на русском языке со множеством архаичных и древнерусских форм. Это затрудняет их чтение.

Заслуга отца Иоанна состоит в том, что он изложил богословскую систему взглядов святителя Тихона в более понятной и доступной современному читателю форме.

Труд схиархимандрита Иоанна написан высокодуховным, строгим слогом, вместе с тем — это простое задушевно-теплое сердечное повествование, преисполненное любви к святителю и почитания его. Так написать о святом мог лишь человек, имеющий с ним истинное духовное единение.

Особого внимания заслуживает стиль и язык, которым написано это выдающееся произведение. Высокие истины Православия изложены просто, четко, ясно и доступно. Язык же отличается удивительной красотой и образностью.

Например, раскрывая роль благодатной помощи Божией в деле спасения человека, отец Иоанн пишет: «Без благодатной силы Божией легко христианин поддается всевозможным соблазнам и греховным преткновениям. Человек на жизненном пути бывает подобен лодке, уносимой течением реки, и для движения против течения нуждается в сильных гребцах или в парусе с попутным ветром»6

Или, призывая всегда помнить о вечности и стремиться ко спасению, отец Иоанн пишет: «Мысль о вечности, подобно горящей свече, станет показывать человеку, от чего удаляться и к чему стремиться»7.

Большое научное и практическое значение имеет составленная впервые схиархимандритом Иоанном и представленная в виде приложения к диссертации шеститомная Симфония8 к творческому наследию святителя Тихона. Ее ценность заключается в том, что, помимо предметных рубрик, она включает цитаты — тексты из творений святителя Тихона, духовное наследие которого, благодаря труду отца Иоанна, гораздо плодотворнее может быть использовано как учащимися, студентами Духовных школ, богословами, пастырями, так и широким кругом читателей.

«Заслуга отца Иоанна в том, что он обобщил и привел в систему высказывания святителя, разбросанные по разным источникам. Более того, он тонко и деликатно осовременил труды святителя Тихона. Это тот пример и образец умного и мудрого пересказа ценных мыслей, когда полностью сохранен смысл высказывания и оно сделано более доступным и доходчивым для понимания современников, более действует и впечатляет»9.

Ценность магистерской диссертации схиархимандрита Иоанна была отмечена уже во время ее защиты — магистерского диспута, проходившего в Московской Духовной Академии: «Архимандрит Иоанн в своем исследовании «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении» выявил сотериологический аспект трудов великого русского святителя и подвижника»10.

Официальные оппоненты высоко оценили труд отца Иоанна. Так,  профессор Б. А. Нелюбов подчеркнул, что исследование отца Иоанна является горячим откликом на призыв Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена о необходимости изучения  святоотеческой литературы и усердным вкладом в это богоугодное дело.

Второй официальный оппонент, доцент И. А. Глухов, оценивая диссертационное исследование архимандрита Иоанна, сказал, что оно представляет собой «труд опытного исследователя, отображающий глубины православного церковного сознания»11.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II труд схиархимандрита Иоанна был издан дважды — в 1993 и 1995гг.

 

Труды о Глинской пустыни

История знаменитой Глинской пустыни, ее духовно-просветительная деятельность, жизнь ее старцев до сих пор были мало изучены. Великая заслуга отца Иоанна в том, что его труды о Глинской пустыни восполняют этот пробел в истории Русской Православной Церкви.

В 1991 году старец закончил уникальный труд — «Глинская пустынь. История обители и ее духовно-просветительная деятельность в XVI—XX веках», который он писал как докторскую диссертацию. Это книга о старчестве. Однако произведение выходит далеко за рамки какого-то одного частного вопроса и представляет читателям широкую панораму событий отечественной истории и многих явлений русской духовной жизни XVI—XX вв., которым дана точная богословская оценка.

Можно сказать, что в русской церковно-исторической литературе до сих пор не было описания ни одного монастыря, где бы со столь всеобъемлющей полнотой и духовной целенаправленностью раскрывались вся многогранная жизнь обители, влияние ее на историю нашей страны, на духовно-нравственное воспитание народа и в целом на русскую культуру. В книге 10 глав, последовательно раскрывающих основные этапы жизни обители, начиная с возникновения в XVI веке и кончая ее состоянием перед вторым закрытием в 1961 году. Большое место уделено описанию Чудотворной иконы Рождества Пресвятой Богородицы и тех чудес, которые совершались от нее.

Отдельные главы посвящены игумену Филарету как строителю и возобновителю Глинской пустыни в 1817—1841 гг., состоянию обители в период настоятельства архимандрита Иннокентия (1862—1888), а также перед первым закрытием в 1922 году.

Особый интерес представляет глава, раскрывающая духовную связь Глинской пустыни с Оптиной. В ней сопоставляется учение о спасении Глинских и Оптинских старцев на основе их эпистолярных наследий. Отец Иоанн проанализировал и систематизировал эпистолярные наследия Глинского старца Илиодора (Голованицкого) и Оптинских старцев: Макария (Иванова), Антония (Путилова), Амвросия (Гренкова). Исследование хотя бы одного из этих наследий представляет собой тему отдельной диссертационной работы.

В книге подробно освещена патриотическая, духовно-просветительная и благотворительная деятельность обители за весь период ее существования.

Заключительная глава «Глинская пустынь как центр духовного просвещения и возрождения старчества (1942—1961)» знакомит со старческим деланием, процветавшим в обители в середине XX века.

Этот научный труд отличается достоверностью исторических фактов, основанных не только на литературных, но и на архивных источниках, высокой библиографической культурой.

Работу завершает богатейший «Список литературы и архивных документов» (с. 587—604), материал которого систематизирован по четырем большим разделам: I. Литература общего характера. II. Литература о Глинской Рождество-Богородицкой пустыни и ее подвижниках. III. Энциклопедии, справочники, словари, библиографические указатели. IV. Архивные документы. В каждом из четырех разделов имеются подразделы, облегчающие читателю поиск необходимых материалов. Список отличается полнотой отбора литературы и архивных документов

Необходимо отметить особый стиль изложения работы: научные истины о Православии раскрываются доступно, ясно, просто, но не упрощенно. Книга снабжена множеством фотографий, портретов.

Высокую оценку докторской диссертации схиархимандрита Иоанна дала международная газета «Мегаполис-Континент», в которой говорилось: «Этому сочинению автор посвятил последние годы земной жизни, собрав воедино не только исторические сведения и изустные предания о монастыре, но и рассеянный за годы гонений на Церковь архив Глинской пустыни.

Это — труд, не имеющий аналогов в российской исторической науке. Автор использовал сотни книг, тысячи архивных документов, хранящихся в центральных, областных и других древлехранилищах нашей страны, обширную личную переписку со старцами Глинской пустыни, сотни фотографий и других источников.

Несомненно, это сочинение отца Иоанна послужит прекрасным руководством для всех ищущих спасения, для вновь открываемых монастырей и, в первую очередь, для Глинской пустыни, которая в 1994 году передана Церкви после длительного перерыва...

Даже такие известные русские монастыри, как Соловецкий, Кирилло-Белозерский, Троице-Сергиева Лавра и другие, не имеют столь обширного исторического исследования с подобным охватом археографического материала»12.

В 1991 году отец Иоанн закончил фундаментальное историко-богословское исследование в области отечественной патрологии — «Глинский Патерик».

В первой редакции Патерик был составлен еще в Московской Духовной Академии в 1970 году и содержал 38 жизнеописаний Глинских старцев. В законченном варианте Патерик содержит 140 жизнеописаний Глинских старцев и настоятелей периода XVIII—XX веков. Они написаны автором на основании архивных документов, воспоминаний и писем Глинских старцев, литературных источников, а также личного опыта отца Иоанна как насельника обители.

После каждого жизнеописания приведены перечни литературных и архивных источников, содержащие сведения о данном подвижнике и списки его проповедей, трудов, если таковые были.

Как духоносный пастырь-богослов, отец Иоанн в своем труде ясно и доступно раскрывает глубокие истины Православия. Он пишет о том, что такое духовная жизнь, в чем состоит очищение сердца, почему христианину необходимо трезвение духовное, как подвижники достигали истинного познания Бога и т. п. На ярких примерах он показывает значение молитвы, смирения, послушания, терпения, чтения Слова Божия и других добродетелей в деле спасения христианина. В Глинском Патерике отец Иоанн приводит жизнеописания старцев, прославившихся разными подвигами: безмолвников, отшельников, постников, юродивых и др. И все эти виды подвигов близки и понятны автору.

Схиархимандрит Иоанн предоставил читателям редчайшую возможность близко познакомиться с подлинной жизнью обители. Особенно важно, что, будучи выдающимся подвижником Глинской пустыни, он обладал даром раскрыть духовный мир ее насельников, приподнять завесу с их сокровенного внутреннего делания, ввести читателя в атмосферу той высокой духовной настроенности, которой была проникнута вся жизнь монастыря. Автор использовал много эпизодов из собственной жизни. Он был духовным другом и сотаинником славившихся святостью жизни Глинских схиархимандритов Андроника и Серафима.

 

Архив Глинской пустыни

Уникальный по своему составу и полноте архив Глинской Рождество-Богородицкой пустыни, восстановленный схиархимандритом Иоанном на основании документов, хранящихся в различных архивах страны и в личном архиве автора (изначальный архив Глинской пустыни XVII — начала XX века был утрачен в 1917 году), содержит 480 единиц хранения объемом около 4000 машинописных страниц.

Архив охватывает практически всю историю существования одной из самых прославленных русских обителей — период с начала XVII до середины XX века. Наиболее древние документы, относящиеся к истории Глинской пустыни, представлены фондами РГАДА.

Здесь — выпись из писцовых и дозорных книг Молченского Рождественского монастыря (1621 г.), в состав которого вначале входила Глинская пустынь, и древнейшая из сохранившихся описей Глинской пустыни (1764 год); подробные Межевые книги на земли в Крупецкой волости Севского уезда за 1685 год с приложением древнего плана монастыря и его земельных угодий и Жалованная грамота императора Петра I украинскому гетману И.С. Мазепе на вотчину в Крупецкой волости Севского уезда (где находилась пустынь); карты и чертежи Глинской пустыни и прилегающих к ней земель (вторая половина XVIII века) и другие уникальные материалы.

Сведения о Глинской пустыни второй половины XVIII века содержатся также в документах из Государственного архива Брянской области (ГАБО).

Значительная часть документов, относящихся к разным периодам в истории Глинской пустыни, представлена фондами РГИА. Это ежегодные отчеты в Священный Синод о состоянии Курской епархии за период со второй половины XIX по начало XX века, содержащие сведения о деятельности Глинской пустыни, послужные списки монашествующих обители, ведомости о ее настоятелях, подробные описи церковного имущества, документы о наделении монастыря землями и лесом, о пожертвованиях, постройках в монастыре, а также внутренние документы монастыря — прошения братии и распоряжения монастырского начальства.

Несомненный исторический интерес представляют Прошение игумена Путивльского Молченского монастыря Моисея с братиею «об отдаче по-прежнему ко оному монастырю Глинской пустыни, которой завладел Киевский архиерей собою» (1729—1731 гг.); ряд документов, повествующих о пожертвовании путивльским помещиком Дмитрием Бровцыным постоялого двора с 10 десятинами земли в пользу Глинской пустыни (1821 г.); о введении в Глинской пустыни устава Афонской Горы (1821 год); Дело о напечатании представленной Филаретом, митрополитом Московским и Коломенским, рукописи строителя Глинской пустыни Филарета «Поучение к новопостриженному монаху» (1823 г.); Прошения и письма архимандрита Макария (Глухарева), будущего основателя Алтайской православной Духовной миссии, о дозволении ему отправиться в Иркутскую епархию для проповедования Слова Божия языческим народам (1829 г.). Сюда относятся также несравненные образцы эпистолярного жанра XIX века — письма игумена Филарета (Данилевского) к Императорам Александру I и Николаю I, не публиковавшиеся ранее, а также письма игумена Ювеналия (Половцева), впоследствии архиепископа Виленского и Литовского, епископу Курскому и Белгородскому Сергию (Ляпидевскому), впоследствии митрополиту Московскому и Коломенскому (1862 г.), и его же письма к игуменам Оптиной пустыни Моисею (Путилову) и Исаакию (Антимонову) (1862—1865 гг.).

Большой интерес для изучения духовной связи двух знаменитых центров старчества — Глинской и Оптиной пустыней — представляют материалы из Отдела Рукописей РГБ: письма преподобных Оптинских старцев о. Амвросия (Гренкова), о. Макария (Иванова), о. Моисея и о. Антония (Путиловых), письма великого Глинского старца схиархимандрита Илиодора (Голованицкого) к духовным чадам, письма других Глинских старцев: схиархимандрита Иоанникия (Гомолко), о. Арсения (Митрофанова), архимандрита Макария (Глухарева), в том числе его письмо к Императору Николаю I.

Основная часть документов, относящихся ко времени октябрьского переворота 1917 года, представлена материалами Государственного архива Курской области (ГАКО). Это послужные списки монашествующих и перечневые ведомости монастыря конца XIX — начала XX века, документы пустыни 1917—1918 годов: о постригах насельников обители в монашество, в схиму; о рукоположениях в священный сан; о переводе в Глинскую пустынь монашествующих из других монастырей, документы Глинской пустыни за 1919—1921 гг.: послужные списки монашествующих, рапорты настоятеля о пострижении в монашество, об умерших в обители, прошения о переводе иноков других монастырей в Глинскую пустынь, документы об изъятии церковных ценностей из Глинской пустыни в 1922 году, о создании комиссии по ликвидации монастырей Курской епархии, об организации в Глинской пустыни Детского городка им. Ленина, а также анкеты монахов Глинской пустыни, перешедших после ее закрытия в другие монастыри.

Документы комиссии Путивльского уездного исполкома по ликвидации Глинской пустыни в 1922 году представлены материалами фондов Государственного архива Сумской области (ГАСО). В эти материалы включены акт о закрытии монастыря и зловещие по своей подробности (вплоть до количества свечных огарков) ликвидационные описи имущества пустыни. Здесь же — документы конца 1920-х годов, содержащие сведения о судьбах монахов Глинской пустыни после ее закрытия.

Период с 1917 по 1922 год в истории обители представлен также документами из Центрального государственного архива Октябрьской революции ГАРФ.

Хранящиеся в ГАСО документы 1944—1961 гг. включают в себя списки монашествующих, сведения о нетрудоспособных, о численности богомольцев, посещавших обитель, о постройках в монастыре и т.п. Отдельное дело составляют материалы о закрытии Глинской пустыни в 1961 году, в том числе акт и опись имущества монастыря при его закрытии.

О жизни возрожденной обители в период с 1942 по 1961 гг. рассказывают документы архива Сумского епархиального управления. Это указы Святейшего Патриарха Алексия I о Глинской пустыни, донесения епархиальных архиереев, рапорты в епархиальное управление настоятелей монастыря и благочинного, подробные послужные списки насельников обители, приемо-сдаточные акты имущества монастыря и многие другие документы пустыни. К этому же периоду относятся и материалы из архива уполномоченного по делам Русской Православной Церкви по Сумской области (АУПЦ): ежегодно предоставляемые настоятелем обители отчеты о доходах и расходах монастыря, о денежных суммах, выданных монастырем в фонд государства, инвентарные описи имущества Глинской пустыни за несколько лет, договоры о передаче в пользование монастыря зданий, акты проверок паспортного режима и санитарного состояния в монастыре, анкеты всех насельников пустыни и т.п.

Эти документы — горькое свидетельство о тех притеснениях, которые терпели от советской власти вернувшиеся на пепелище насельники некогда одного из самых могучих монастырей. Архив содержит богатый изобразительный материал: это карты и чертежи, фотографии храмов и скитов Глинской пустыни XIX — начала XX века, а также фотографии и портреты ее известных подвижников.

В обширное собрание документов входят также материалы из личного архива схиархимандрита Иоанна: подлинные послужные списки насельников Глинской пустыни, письма великих Глинских старцев схиархимандрита Андроника (Лукаша) и Серафима (Романцова), схимитрополита  Серафима (Мажуги), а также других Глинский иноков.

По отзывам специалистов, этот труд не имеет аналогов в российской археографической науке13. Академик Н. Н. Визжилин называет его археографическим атласом православного монастыря.

Практически никакие из перечисленных документов ранее не публиковались. Они не только освещают историю Глинской пустыни, но и позволяют лучше понять историю нашей страны и судьбы Русской Православной Церкви. Разнообразие материалов, охватывающих многие стороны взаимоотношений внутри обители и связей ее с миром, делает архив чрезвычайно информативным не только для интересующихся историей Церкви: в жизни обители на протяжении четырех веков отражается история нашего Отечества и духовно-нравственная жизнь народа, материалы архива дают новые сведения по истории церковного и гражданского права, литературы, этнографии, а также представляют большой интерес для культурологов.

 

Статьи

Схиархимандрит Иоанн постоянно занимался богомыслием. По-видимому, богомыслие было основой его внутреннего делания. Плодом молитвенных размышлений явились его богословские статьи на самые разные темы. Всего им написано более 40 статей.

Большинство из них (10) отец Иоанн посвятил проблемам сотериологии. В этих статьях раскрыто значение воплощения Христова, благодати Божией, смирения, послушания, надежды, терпения, милосердия, чтения Слова Божия в деле спасения человека.

Две статьи посвящены православному пониманию поминовения усопших.

Особое место занимает статья «Тайны жизни и смерти». Она публиковалась в различных изданиях более 20 раз. Такая популярность объясняется, вероятно, тем, что написана она с особой глубиной проникновения в сущность жизни человека. На эту статью поступило много откликов читателей. Поскольку они отражают многогранность этой статьи, силу ее воздействия на самый широкий круг читателей, то приводим некоторые из них. Так, один из художников-реставраторов Государственных музеев Московского Кремля пишет: «В некоторых религиозных трудах, написанных в наше время, к сожалению, чувствуется какое-то колебание, нечеткость мыслей, недосказанность. Но этого нельзя сказать о статье отца Иоанна (Маслова) «Тайны жизни и смерти». Она удивляет своей духовной собранностью, целенаправленностью, глубиной. Статья оставляет неизгладимый след в душе, побуждает к действию, дает толчок к нравственному исправлению, покаянию» («Мегаполис-Континент», 1991, № 24).

Любовь Куренкова делится: «У меня пятеро детей, два года назад умер муж. Мы очень любили друг друга, и боль утраты останется со мной до конца дней. Но эта статья как-то особенно укрепила меня в вере в жизнь будущую, в то, что моя скорбь небезутешна. И раньше умом я знала все эти истины, но вот прочла статью, и в сердце появилась надежда и даже стремление самой как-то подтянуться, исправиться.

Но главное — это чувство необыкновенной душевной теплоты, искреннего участия, заботы о каждом человеке, которое пронизывает всю эту высокохудожественную статью. Как это удивительно в наше время! Мне кажется, именно потому, что автор писал от всего своего любящего сердца, с состраданием и молитвой обо всех нас, каждое слово ее воспринимаешь сразу с полной верой. И, больше того, кажется, что у меня самой стало больше тепла в отношении к людям и появилось желание хоть как-нибудь обогреть их».

Андрей Орлов, заместитель председателя Государственной комиссии СМ СССР по экономической реформе, говорил: «Как выразительно пишет автор: «Любить добро, плакать с плачущими, радоваться с радующимися — вот духовная красота!» Ведь все мы сейчас так нуждаемся во взаимном внимании, помощи, любви друг к другу. Несмотря на то, что основная мысль статьи — мысль о неизбежности смерти (а, может быть, именно поэтому), статья имеет большую жизнеутверждающую силу. Автор убедительно раскрывает подлинный смысл жизни человека, показывает ее величайшую ценность, вызывает у читателя стремление исправить свою жизнь, построить ее в соответствии с высшими духовными истинами»14.

Ряд статей отец Иоанн посвятил экклезиологическим темам: «Церковь, ее историческое развитие и назначение», «Церковь, ее история в свете прообразов и пророчеств», «Церковь Христова и ее необходимость в деле спасения человека».

Проблемы Пастырского богословия освещены в статьях: «Учение святого Киприана, епископа Карфагенского, о пастырстве» и «Миротворческое служение пастыря».

Целый ряд статей отец Иоанн посвятил литургическим вопросам. В статьях: «Божественная литургия, ее смысл и назначение», «Божественная литургия (Опыт изъяснения начального возгласа и мирной ектении)», «Проскомидия», «Православное богослужение» — отец Иоанн раскрывает содержание и сущность литургии и других служб, составляющих основу внутренней духовной жизни Православной Церкви. Эти статьи являются вкладом в развитие литургического богословия и отличаются глубиной богословского умозрения.

В статьях «Значение каждения в Православной Церкви» и «Храм — место совершения богослужения и таинств» объясняется этимология и назначение храма и предметов христианского богослужения. Статья о каждении раскрывает глубокий духовный смысл этого действия и его значение в деле спасения.

В статье «Обрядовая сторона праздника Крещения Господня в Древней Руси» раскрыты значение, содержание, цель праздника Богоявления, богослужебные обряды, чинопоследование, их эволюция и существующие формы.

Некоторые важные литургические вопросы и вопросы церковной истории рассмотрены в статье «Обрядовые особенности покаянной дисциплины Древней Руси».

Вот один из отзывов на эту статью, пришедший в газету «Мегаполис-Континент»: «Статья о покаянной дисциплине христиан Древней Руси пробуждает желание исполнять древние обычаи на деле. Хочется возродить в душе путь к нравственному совершенствованию через покаяние и самоограничение»15.

Статья «Об епитимиях» — обширное отдельное богословское исследование о смысле, значении и роли епитимий в современной пастырской деятельности. Особое место занимает статья «Значение благодатного мира в деле преобразования общества». В ней отец Иоанн особо подчеркивает, что именно слова Спасителя «Мир вам» легли в основу внутренней жизни Христовой Церкви, именно они имели и имеют величайшее значение в деле перерождения огрубевших сердец в новое во Христе благодатное общество. Эта статья также неоднократно публиковалась (иногда с названием «Не поднимет народ на народ меча»).

Беззаветной и беспредельной любовью к Родине полна статья «Вклад Русской Православной Церкви в победу над фашизмом». Именно в этой статье о. Иоанн написал свои слова, ставшие широко известными: «Если в душе и сердце христианина ярко горит пламень патриотизма, он сам найдет пути для проявления своей любви к Отечеству».

Свои статьи отец Иоанн посвятил и тем русским подвижникам, которые, вероятно, особенно духовно были близки ему. Прежде всего, это статья о старце Амвросии: «Преподобный Амвросий Оптинский и русская интеллигенция второй половины XIX века». Эта статья написана о. Иоанном через 20 лет после кандидатского сочинения об Оптинском старце и существенно отличается от него. Здесь использованы совсем иные наставления и изречения старца.

Статья «Св. Иоанн Кронштадтский — светильник праведности земли Русской» написана с необыкновенной любовью и глубоким пониманием внутреннего духовного мира Кронштадтского пастыря.

Еще одна статья посвящена также Оптинскому старцу — «Настоятель Оптиной пустыни схиархимандрит Моисей (Путилов) и его пастырская деятельность». В ней отражены те христианские принципы, которыми должен руководствоваться каждый пастырь.

Наконец, две статьи посвящены настоятелю Глинской пустыни отцу Филарету: «Игумен Филарет — возобновитель Глинской пустыни» и «Игумен Глинской пустыни Филарет и его эпистолярное наследие» (к 150-летию со дня блаженной кончины).

Кроме этих двух статей, Глинской пустыни (ее истории, чудотворной иконе Рождества Пресвятой Богородицы, жизнеописанию ее подвижников) отец Иоанн посвятил еще 9 статей. Одна из них — «Глинская пустынь как центр духовного просвещения и возрождения старчества» — освещает период жизни обители в 1940—1960-е годы. Отдельные статьи посвящены благотворительной, просветительной и патриотической деятельности пустыни.

 

Проповеди

Схиархимандрит Иоанн был широко известен и как выдающийся проповедник. «Ревностно относился отец Иоанн и к проповеди Слова Божия. Его пастырские наставления были достоянием не только учащихся и прихожан Академического храма — посредством церковных периодических изданий слова духовного наставника достигали наиболее удаленных точек православного мира»16.

Сохранившиеся проповеди отца Иоанна были произнесены им в храме Московской Духовной Академии. Среди них можно выделить следующие:

— на Господские праздники (На Рождество Христово) и в дни Великого поста («Слово о крестоношении», «Чертог Твой вижду, Спасе мой...», «Поучение перед св. Плащаницей»);

— на дни празднования памяти святых (св. апп. Петра и Павла, Усекновение главы святого Иоанна Предтечи, святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, святителя Тихона Задонского, преподобного Серафима Саровского);

— о страстях и грехах («О празднословии», «О гордости», «Слово перед исповедью»);

— о различных состояниях души («О свободной воле», «О духовном мужестве», «О чудесном улове рыбы»).

Все эти проповеди отца Иоанна пользуются большой популярностью и за прошедшие годы многократно переиздавались различными газетами и журналами (см. список трудов отца Иоанна). Особенно часто переиздаются «Проповедь в день преставления св. ап. и ев. Иоанна Богослова», которую можно назвать проповедью о христианской любви, а также «Проповедь о празднословии» и «Слово перед исповедью», чтение которых позволяет внимательно заглянуть в свою душу и подготовиться к исповеди. Особое внимание обращает на себя проповедь «О духовном мужестве», в которой старец объясняет, что смерть души, вызванная грехом, гораздо страшнее смерти телесной. И этой смерти подвергается бесчисленное множество людей, хотя они и живы телом. Он призывает всех непрерывно «оживлять свои души и, если они умирают или умерли, воскрешать их из мертвых».

 

Эпистолярное наследие

Учение о многих истинах духовной жизни раскрывалось отцом Иоанном не только в его сочинениях, но и в письмах. Ответы на некоторые вопросы (например, об очищении помыслов, о нашем времени и времени перед концом света, о подготовке к Причастию и о том, как часто можно причащаться и др.) можно найти только в его письмах. Поэтому письма дополняют его сочинения.

В личном архиве автора этих строк хранится 154 письма, содержащих ответы его духовным чадам, и 87 писем поздравительных.

Ответы духовным чадам написаны к разным лицам по самым различным вопросам и поводам, но все они содержат нравоучительные наставления. Эпистолярное наследие отца Иоанна было исследовано в кандидатской диссертации Н.В. Маслова «Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Его пастырская деятельность и богословское наследие», и показано, как в письмах старца раскрыто учение о спасении, молитве, смирении, покаянии и др.

Особенностью писем можно считать то, что нет ни одного письма, где старец с отеческой любовью не утешал бы адресата в его скорбях и не учил бы терпеливому несению креста (т. е. прежде всего, все обращались к батюшке со своими скорбями и болезнями и всегда получали поддержку от него).

В них также содержится много конкретных советов относительно борьбы с различными страстями. Очень важны наставления старца о сущности счастья, о благодарении, о свободе духа, о том, как привлечь благодать Святого Духа.

В письмах поздравительных также рассматриваются многие важные вопросы, в том числе: что такое монашеская жизнь, каковы основные добродетели, имея которые душа сможет воспринять благодатную силу, ведущую по спасительному пути, какое единственное духовное средство, умягчающее наши души, и др.

Письма схиархимандрита Иоанна заключают в себе драгоценные уроки христианской жизни, основанные на писаниях отцов-подвижников и собственном огромном духовном опыте, чуткости и проницательности смиренного и любящего старца. Они представляют собой сокровищницу духовных советов, и в то же время все письма проникнуты удивительной простотой.

Письма отца Иоанна дают полную и ясную картину внутренней духовной жизни человека. Они раскрывают перед читателем законы этой жизни, условия, при соблюдении которых каждый, стремящийся ко спасению, сподобляется вечного блаженства в общении с Богом.

Конспекты лекций по пастырскому богословию и Литургике

В 1969—1970 гг. отец Иоанн написал конспект лекций по пастырскому богословию (издан в 2001 году).17 Этот труд имеет особое значение, так как вносит весомый вклад в развитие отечественной пасторологии. Содержание его охватывает 3 обширных раздела: 1) Библейское учение о ветхозаветном пастырстве; 2) Пастырство как благодатное служение в Церкви Христовой; 3) Пастырская аскетика, или учение о духовно-благодатном возрастании пастыря, и учение о пастырстве святых отцов, выдающихся отечественных и западных пасторологов.

Лекции состоят из 6 глав.

В I главе рассматриваются основные понятия науки Пастырское богословие, ее история, место среди других богословских наук, а также задачи, предмет и метод этой науки. Доказывается несостоятельность протестантского учения о священстве и освещается апостольская направленность науки Пастырское богословие.

II глава посвящена учению о пастырстве в Ветхом Завете, III глава — пастырству новозаветному. (Здесь же выделены темы: «Христос Спаситель — Основатель новозаветного пастырства» и «Пастырская деятельность святых апостолов»).

В IV главе рассматривается учение святых отцов о пастырстве. Здесь проведен сравнительный анализ и сделано обобщение учений о пастырстве святых Климента Римского, Игнатия Богоносца, Поликарпа Смирнского, Ермы, Иринея, епископа Лионского, Киприана Карфагенского, Амвросия Медиоланского.

V глава посвящена истории отечественного пастырства, основное внимание уделено в ней пастырской деятельности Оптинских старцев Льва, Моисея, Макария и Амвросия.

VI глава раскрывает отличительные черты истинного духовного пастырства в сравнении с пастырством душевным. Еще в начале XX века ряд пасторологов считал необходимым углубить раскрытие пасторологических вопросов, в свете аскетических творений. Однако и к 1960-м годам эта задача не была решена. Заслуга отца Иоанна как пасторолога состоит в том, что он:

— исследовал, обобщил и привел в стройную систему разносторонние материалы, изложенные в отечественных пасторологических трудах;

— углубил и развил учение о пастырстве на основе творений святых отцов. В частности, основываясь на творениях святых: Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Иоанна Лествичника, Григория Двоеслова, блаж. Иеронима, Симеона Нового Богослова, Димитрия Ростовского, Тихона Задонского, Игнатия (Брянчанинова), Феофана Затворника расширил понимание многих вопросов пастырской аскетики, пастырской психологии;

— раскрыл роль старчества как особой формы пастырства;

— доказал апостольскую направленность пастырства, показал особую значимость Пастырского богословия в сохранении апостольских и святоотеческих традиций не только во внешних, но и во внутренних проявлениях жизни Церкви.

В лекциях отца Иоанна пастырское служение представляется в полном освещении, где отражены как теоретические, так и практические стороны этого служения. Старец подчеркивает, что изучение богословия не должно превращаться в одно лишь исследовательство, в пустое разглагольствование о пастырском долге, ибо тогда оно теряет внутреннее спасительное содержание, оставаясь лишь формой. Такое богословствование бесплодно, потому что оно лишено духа апостольского. «Богословие, особенно пастырское, познается опытным путем, путем внутреннего, духовного подвига. Необходимо духовно приобщиться благодатному действию Откровения, и только после этого является способность отражать свет этого Откровения для просвещения других»18, — писал отец Иоанн.

В 1974 году отец Иоанн составил конспект лекций по Литургике, а в 1984 году значительно переработал и дополнил этот конспект19.

Главной темой этих лекций является годичный круг богослужения (двунадесятые праздники, службы Постной и Цветной Триоди). В частности, в них рассматриваются: история праздника, его смысл и значение; эволюция и существующие формы богослужения, особенности богослужения.

Отец Иоанн особое внимание в своих лекциях обращает на неукоснительное выполнение Церковного Устава. «Церковный Устав, — пишет он, — принят Церковью и действует в ней более тысячи лет. Он приобрел в Церкви силу закона высшего Богопочитания. Богослужение, порядок и чин совершения которого указывает Церковный Устав, есть плод многовекового живого религиозного опыта и творчества великих отцов, учителей и подвижников веры. Церковь смотрит на Церковный Устав не как на обычное произведение человеческого ума, а как на книгу святую, обязательную для всех православных христиан при совершении богослужения»20. Старец указывает, что богослужение в Православной Церкви, исполняемое именно по Церковному Уставу, во все времена являлось средством и духовного обучения, и воспитания — общенародным церковным Богословием21. Он приводит слова глубокого знатока богослужения и Церковного Устава профессора М. Н. Скабаллановича: «О, если бы все знали, какую глубину богословия заключают церковные песнопения. Недаром некоторыми знатоками высказывалась мысль, что православное богословие может исчерпываться одним богослужением, то есть в богослужении нашем собрано и изложено все, что может и должен думать о Боге и спасении всякий христианин»22.

Далее отец Иоанн продолжает: «Имея такое сокровище — наше православное богослужение, мы не должны пренебрегать им, и Церковный Устав (Типикон) предлагает нам идеал богослужения, к которому нам следует стремиться.

Долг пастыря — совершать богослужение неукоснительно по чину и требованиям церковной уставности»23. Он отмечает, что часто и в городских, и в сельских храмах уставность не только нарушается, но иногда совершенно игнорируется. И поясняет пагубность этого: «Забвение уставности пастырями порождает равнодушие верующих к службам»24.

Вместе с тем, учитывая сложности пастырской деятельности на приходе, отец Иоанн говорит: «Устав не есть что-то неподвижное, и его цель — удовлетворить идеальной религиозной потребности Богообщения в молитве... Не люди для Устава, а Устав для них... Личное молитвенное настроение и рассудительность подскажут благоговейному пастырю меру возможного приближения к Уставу»25.

 

Издание трудов отца Иоанна

Труды отца Иоанна издавались еще во время его земной жизни. С 1974 до 1991 г в различных изданиях было опубликовано около 60 его проповедей и статей. В 1990 году в «Богословских трудах» (№ 30) была опубликована кандидатская диссертация «Преподобный Амвросии Оптинский и его эпистолярное наследие», в 1991 году там же (№ 31) — статья «Обрядовые особенности покаянной дисциплины Древней Руси».

Но наиболее широко его труды стали издаваться после его праведной кончины. Уже в 1992 году вышла книга «Глинская пустынь», содержащая две статьи: «Глинские подвижники благочестия XVIII—XX вв.» и «Глинская пустынь как центр духовного просвещения и возрождения старчества».

В 1993 году вышла в свет магистерская диссертация «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении». Эта книга включает в себя и избранные статьи отца Иоанна. Несмотря на то, что она вышла большим тиражом (10 тысяч экземпляров), уже в 1995 году она была переиздана еще большим тиражом (30 тысяч экземпляров). В 1993 году вышла в свет также кандидатская диссертация отца Иоанна «Преподобный Амвросий Оптинский и его эпистолярное наследие» (переиздана в 2000 году); в 1994 году — докторская диссертация «Глинская пустынь. История обители и ее духовно просветительская деятельность в XVI—XX веках»; в 1996 году — приложение к магистерской диссертации «Симфония по творениям святителя Тихона Задонского» (переиздана в 2000 году) и в 1997 году — «Глинский Патерик».

В период с 1992 по 1997 год издавались многочисленные брошюры с избранными статьями отца Иоанна, «Глинские листки». В периодической печати постоянно печатались также его статьи и проповеди.

 

Значение произведений отца Иоанна

Во всех своих сочинениях схиархимандрит Иоанн прежде всего имел в виду нравственное воспитание верующего народа.

Особенностью слова отца Иоанна является редкий дар действовать на ум и сердце христианина не силой богословских рассуждении, но внутренней силой христианского учения, которое само свидетельствует о своем Божественном достоинстве и покоряет ум и сердце человека.

«Схиархимандрит Иоанн — духовный просветитель нашего времени. Еще Н. В. Гоголь писал, что слово «просвещение» есть только в русском языке. И означает оно не образованность, не приобретение каких-то научных знаний. Духовное просвещение сообщает человеку познание нравственных истин, дает ему возможность опытно ощутить их. Истинное просвещение перерождает душу. Именно такое просвещение несут людям труды отца Иоанна. Сила их воздействия удивительна. Читателя нравственно пробуждает и вдохновляет благодатная жизнь жившего в наши времена старца, духовная мощь его слова. Его труды — это наше оружие против бездуховности, нравственного омерщвления народа»26.

Все многочисленные сочинения отца Иоанна проникнуты евангельским и святоотеческим духом и потому представляют собой богатую сокровищницу духовной мудрости для каждого христианина, какого бы развития, умственного и нравственного, он ни был, какое бы социальное положение ни занимал. Эти труды служат ему духовным руководством во всех случаях жизни, утешая в скорбях, останавливая от грехов, поучая его нравственному христианскому долгу, раскрывая обязанности в семье и обществе и указывая верный путь к Царству Небесному.


К предыдущей К оглавлению К следующей

На главную Каталог