На главную
На главную

Глинские чтения

 
 
 
К предыдущей К оглавлению К следующей

Н.В. Маслов

Православное учение о спасении по трудам глинских старцев

Часть I.
Жизнеописания глинских старцев и характеристика их трудов

 

Иеромонах Порфирий

(1868)

Иеромонах Порфирий (в миру Петр Левашов) родился в 1797 г. Он был сыном священника, отличался выдающимися способностями. В 1816 году окончил курс Оренбургской семинарии и в ту же семинарию был определен учителем. Через два года возведен в сан священника. В 1810 г. он протоиереем был переведен в г. Бузулук, где был благочинным и цензором проповедей. Все свои доходы о. Петр раздавал бедным и сам терпел крайнюю нужду: каждый месяц оставался должен 20—50 руб. и, как говорят, не мог свести концы с концами. Но во всем уповал на Бога, Который не оставлял его в нуждах. Однажды ему нужны были деньги, но он не стал ни у кого просить. Однако любящие его граждане сами собрали ему 1000 руб. и просили их принять на расходы.

Любя правду и прямоту, скорбя за все, что нарушает нравственные законы в человеке, в обществе и государстве, отец Петр особенно возмущался откупной продажей спиртных напитков, которая в сороковых годах XIX столетия действовала в полной силе. Откупщики или спаивали народ дешевой водкой, или преследовали желающих купить водку на стороне за более дешевую цену. Оттого немало было столкновений, побоищ и убийств. Протоиерей Левашов, готовый душу свою положить за други своя, ради общего блага, решился действовать против откупной системы. Но  отменить откуп мог только государь. Печальник о благе народа долго боролся между желанием пресечь отечественное горе и опасностью оскорбить своего монарха. Первое желание превозмогло. В 1848 году, во всеподданнейшем прошении императору Николаю I протоиерей Левашов в ярких красках изобразил все бедствия народа и просил отменить откупную систему. Вместе с тем, в органах государственного правления предлагал оставить неправые пути и следовать во всем закону Господню.

За резкие выражения в прошении его сослали на Валаам, как человека, который взялся не за свое дело и одержим манией все представлять в самом мрачном виде. Настоятелю Валаамского монастыря предписали устранять Левашова от общения с посторонними и не дозволять вести переписку без ведома начальства. На Валааме о. Петр был помещен в скиту Всех Святых. Сначала к нему относились очень подозрительно, все сторонились его, о нем пронесся «всяк зол глагол». Тут его не поняли. Одни считали его прельщенным, другие мятежником. В слезах его видели хитрость, в мольбах — притворство. За это время о. Петру пришлось много вытерпеть. Одно утешение он находил в молитве. Пресвятую Деву Богородицу перед Иконой «Всех скорбящих радосте» он молил:

«Дай всю твердость мне терпенья

Принимать позор, глумленья,

Как бы перлы в тех венцах,

Кои ждут нас в небесах».

Но всеизглаждающее время смягчило отношение к изгнаннику. С другой стороны, его духовная мудрость и дар прозрения не укрылись от людей беспристрастных. К нему стали приходить и приезжать лица разных званий. Одни хотели его видеть, другие получить совет, третьи утешение и т.д. Отец Петр, по доброте своей, не мог отказывать и всех наставлял богомудрыми речами. Начальство обители поставлено было в недоумение. Отказывать богомольцам не желалось так же, как и нарушать распоряжение высшей власти о недопуске посетителей к о. Петру. Поэтому сочли за лучшее просить перевести его куда-либо в другое место. В мае 1857 года его перевели в Спасо-Прилуцкий монастырь близ Вологды. Но северный болотный климат разрушительно действовал на здоровье о. Петра. Он просил перевести его в Глинскую пустынь, которая известна была ему по строгости иноческой жизни. Желание его исполнили: в сентябре 1859 года протоиерей Левашов прибыл в обитель, которую сам избрал. Здесь он вел себя уединенно, прилично, скромно, благочестиво, к церкви был прилежен и с усердием участвовал в соборных богослужениях.

Если не скоро можно предпринять какую-либо перемену в обычной жизни семьи или общества, — тем более это надо сказать в отношении ко всему государству. Но народное бедствие не давало покоя отцу Петру, ревность побуждала его ускорить ход дела, и вот он повторил свою просьбу в прошении императору Александру II. С  1 января 1863 года отменена была откупная продажа спиртных напитков, и о. Петр утешился.

В Глинской пустыни протоиерей Левашов пленился умилительным чином богослужений, полюбил благочестивые уставы и обычаи обители, освоился с братиями, привык к их пустынной жизни и остаток дней своих желал окончить в монашестве, почему и просил епархиальное начальство постричь его в монахи и зачислить в братство Глинской пустыни. Игумен Иннокентий, представляя его прошение, доносил, что «благое настроение духа, образовавшееся у о. Петра вследствие многолетнего безотрадного положения, при преклонных летах, может быть принято за прочное основание для будущей его жизни в звании монашеском», и ходатайствовал о пострижении протоиерея Левашова и о снятии с него надзора. 16 февраля 1863 года отец Петр с именем Порфирий пострижен в монашество, а на другой год по высочайшему повелению освобожден из-под надзора.

В тиши глинского уединения о. Порфирий не укрылся от народа. О нем узнавали как о своем печальнике и радетеле, к нему шли, писали и просили советов, присылали деньги. Нестяжательный старец просил денег ему не присылать, принимал только чай и сахар для угощения приходящих к нему братий; все присылаемое отдавал бедным и иногда сам терпел великую нужду. Претерпевший много скорбей, иеромонах Порфирий особенно умел утешать скорбящих, заступать обидимых и плакать с плачущими.

Мягкое, любвеобильное его сердце исполнялось чуть ли не большей скорбью, когда ему говорили о скорбях; из глаз его струились слезы. «Родной мой», — скажет он — это его любимое выражение — и начнет утешать своей мудрой речью. Невольно приходилось выходить от него с радостью. Подвижник высоко ценил слезы утешающего и по собственному опыту писал:

«Для несчастного слеза

Выше перлов драгоценных,

Если в дар ему она

Пролилася от чувств нежных».

Не без скорбей пришлось нести подвиг утешителя скорбящих. Когда обидимые утешались, — обидящие не всегда были довольны им.

В часы своего досуга о. Порфирий писал статьи стихами и прозой. Несколько его статей напечатано было в журнале «Странник» за 1866—1868 гг. Последняя его статья называлась «О бессмертии», и сам он 23 марта 1868 г. отошел в бессмертие.  В последнее время о. Порфирий заметно слабел. В день смерти до двух часов пополудни находился в забытьи, а очнувшись, стал говорить: «Бог человеколюбив, Он грешников (кающихся) прощает. В Глинской много монахов спаслось, много спасется».

По причащении о. Порфирий вечером скончался. Лицо его просияло особенным светом. Прозревая будущее, отец Порфирий говорил: «Со временем падет вера в России. Блеск земной славы ослепит разум; слово Истины будет в поношении, но за веру восстанут из народа неизвестные миру и восстановят попранное»1.

Статьи иеромонаха Порфирия пользовались большой популярностью.

Статья «О воспитании девиц в духе истинно христианском» посвящена не только проблемам воспитания, но и раскрывает роль и назначение женщины. О содержании статьи говорят ее подзаголовки: «Ничто так не возвышает женщину как благочестие», «Назначение жены», «Нравственная сила женщины», «Цель христианского воспитания девиц», «Невозможность совместить дух христианского воспитания девиц с духом времени», «Наряды», «Светские книги», «Какая должна быть дисциплина при воспитании девиц», «Как вредно воспитывать девиц по началам иноземным», «Древнерусские обычаи».

В заключении старец пишет, в чем состоит истинное счастье: «Дочери ваши своим счастьем могут быть обязаны не своим  будущим супругам, не состоянию их и богатству, а своим добродетелям и благонравию <…> если не потеряют того, что собрано и хранится в собственных душах их».

«Положите же для себя правилом — воспитывать их не по духу века сего, а по указанию Слова Божия и по примерам благочестивых предков. Храните их как драгоценные залоги народного благоденствия... Основания бо иного воспитанию никтоже не может положити паче лежащаго, еже есте Иисус Христос» (1 Кор.3,11).

В статье «О бессмертии» отец Порфирий рассматривает неоспоримые доказательства бессмертия души и показывает, как вера в бессмертие — созидает общество, и, наоборот, неверие — разрушает его.

Статья «Взгляд на монашество» раскрывает православные основы возникновения и понимания монашества. Отец Порфирий дает четкое  объяснение: «Причиной появления монашества была скорбь об утраченном Отечестве — тоска по небесной отчизне». «Монах поставляется на высшей степени евангельского совершенства».

«Беседа со старообрядцами» посвящена раскрытию заблуждений старообрядцев и содержит  следующие подзаголовки: «Исправление книг», «Сложение перстов», «Четвероконечный крест», «Седмеричное число просфор», «Старые русские обычаи», «Поведение духовенства», «Святая Церковь». Статья «О причинах раскола» раскрывает причины возникновения и существования раскола. Отец Порфирий учит: «Раскол в государственном организме, оставленные на произвол судьбы те же могут иметь последствия, что и злокачественная болезнь в животном теле без врачевания».


К предыдущей К оглавлению К следующей

На главную Каталог