На главную
На главную

Глинские чтения

 
 
 
К предыдущей К оглавлению К следующей

Н.В. Маслов

Православное учение о спасении по трудам глинских старцев

От автора

В 2002 году исполняется 70 лет со дня рождения выдающегося глинского старца, богослова-просветителя, великого учителя христианской нравственности схиархимандрита Иоанна (Маслова).

Схиархимандрит Иоанн начал свои иноческий подвиг в знаменитой Глинской Рождество-Богородицкой пустыни. Эта обитель в течение столетий была для наших соотечественников олицетворением высшего христианского подвижничества и нравственного мужества. Наряду с Киево-Печерской и Троице-Сергиевой Лаврами Глинская пустынь служила общему всенародному духовно-просветительскому делу и была своеобразным университетом старческого окормления на Руси.

Глинская обитель даровала миру сонм благодатных старцев. «Это были святые вожди нравственности земли Российской»*. Глинские старцы всех времен духовно едины. Подобно святым отцам прежних веков, они имели такую большую заботу о пастве, что «не пропускали ни малейшего небрежения или преслушания; они были милостивы, где следовало, и были строги, где настояла потребность, согрешавших обличали и понуждали к добру»**. Глинских подвижников объединяло и стремление к исполнению строгого устава обители, составленного «по чину Афонскому» еще игуменом Филаретом (Данилевским), 160 лет со дня блаженной кончины которого исполнилось в 2001 году.

Литературное  богословское наследие старцев Глинской пустыни обширно и по своей тематике многогранно. Старцы считали главной целью бытия человека на земле — спасение души. Мысль о спасении красной нитью проходит через все их труды. Христианин найдет здесь неисчерпаемый источник для своего духовного назидания, утешения и руководства в затруднительных и недоуменных случаях.

Для того чтобы понять дух и смысл богословского наследия глинских старцев, следует обратиться к фактам их биографий. В жизнеописаниях подвижников Глинской пустыни во всей полноте обнаруживается внутреннее богатство этих высоконравственных личностей. Раскрытие этого богатства дает возможность яснее и полнее представить богословские воззрения глинских подвижников.

Исходя из этого, данная работа делится на две части: в первой приводятся жизнеописания старцев Глинской пустыни, труды которых сохранились до наших дней, и дается характеристика этих трудов; во второй части раскрывается центральная тема их учения — спасение человека.

В конце работы помещена обширная библиография. Всю литературу, имеющую прямое или косвенное отношение к жизни, деятельности, богословскому наследию глинских старцев, пришлось разделить на три отдела. В первом отделе помещены труды (опубликованные и неопубликованные) глинских старцев. Во втором отделе — литература о Глинской пустыни. Третий отдел содержит литературу о глинских старцах, труды которых сохранились до наших дней.

Издается по благословению Высокопреосвященного Симона, митрополита Касимовского и Рязанского.

 


К предыдущей К оглавлению К следующей

На главную Каталог