На главную
На главную

Глинские чтения

 
 
 
К предыдущей К оглавлению К следующей

Письма Глинских старцев

Письма настоятеля Глинской Пустыни игумена Исаии (Гомолко)

Схиархимандрит Иоанникий (в миру Иоанн Гомолко) родился в 1842 г. в семье обер-офицера. В 1865 г. поступил в Глинскую пустынь. В 1874 году пострижен в монашество игуменом Иннокентием (Степановым) с именем Исаия; в 1880 г. рукоположен во иеродиакона, в 1884 г. — во иеромонаха.

После кончины архимандрита Иннокентия возведен в сан игумена. Управлял обителью почти четверть века — с 1888 по 1912 г. В должности настоятеля много потрудился для благоустройства и процветания монастыря. С ростом благосостояния Глинской пустыни возросла и ее благотворительность. В годы настоятельства отца Исаии Глинская пустынь ежегодно принимала около 50 тысяч богомольцев, которые бесплатно обеспечивались жильем, монастырской трапезой, лекарствами, одеждой, обувью, а иногда получали и денежную помощь. В случае нужды жители окрестных деревень пользовались безвозмездно от пустыни хлебом, деньгами, а пострадавшие от пожара, голода, падежа скота всегда получали от пустыни пособие. К особому виду благотворительности можно отнести и создание в 1890 г. при Глинской пустыни «Дома трудолюбия» для обучения в нем разным ремеслам и грамоте крестьянских детей-сирот.

Но не только благотворительностью славилась при отце Исаии Глинская пустынь. Велика была ее роль и в духовно-просветительной деятельности. В 1891 г. отец Исаия организовал издание религиозно-нравственных книг и листков.

Старец проводил жизнь смиренную, желая только угождения Господу. Как высшего подвига ради любви ко Христу отец Исаия желал схимы, которую удостоился принять в 1906 г. с именем Иоанникий.

В 1912 г. претерпел неправедное гонение. Когда архимандрит Иоанникий не по своей воле уходил из обители, вокруг Глинской пустыни был сильный весенний разлив рек, но старец перекрестил воду и на глазах у всех пошел по ней, как по суху. Так Господь прославил Своего угодника и всем открыл несправедливость возведенных на него обвинений. Дальнейшая судьба отца Иоанникия неизвестна.

Письмо игумена Исаии Дмитрию Михайловичу Струкову

Милостивый Государь,

Д.М. Г-н Струков!

В нашей обители имеется живописная мастерская, ученики которой предварительно приготовляются рисованием. Цель обучения, если они не останутся в обители, дать им кусок хлеба посредством своего заработка. При обучении рисованию у нас заведена такая система: сначала на грифельных досках от руки чертят с тетрадки линии и геометрические фигуры, потом на тетрадях карандашом от легких контурных рисунков по оригиналам переходят постепенно к более трудным тушевым рисункам. Затем, по достаточном навыке в рисовании, ученики переходят к иконописи, так как собственно для монастыря более необходимо писание икон. Желая воспользоваться многолетним опытом Вашим и высоко ставя Ваш совет, имеем честь покорнейше просить Вас, Милостивый Государь, не отказать сообщить нам, насколько принятый нами способ обучения пригоден, и не можете ли дать каких-либо практических советов, ускоряющих обучение, так как очень часто ученики переменяются, что, конечно, не без вреда отзывается на наше иконописное дело. В скором ожидании Вашего ответа с истинным почтением и благорасположением имею честь быть Благожелательный Вам

Игумен Исаия

Адрес: В г. Глухов Черниг. губ.

Настоятелю Глинской пустыни

19 января 1891 года

 

***

Его Преосвященству,

Преосвященнейшему Иустину, Епископу Курскому и Белоградскому и Кавалеру

Глинской Богородицкой пустыни

настоятеля игумена Исаии с братиею

Рапорт

Составленные в Глинской Пустыни за истекший 1892-й год послужные списки: 1) о мне, настоятеле, 2) о священнослужителях и монашествующих штатного положения, 3) о послушниках указных и 4) о послушниках, на временном испытании находящихся, вместе с перечневою ведомостью о числе всех и ведомостью о Глинской пустыни при сем Вашему Преосвященству имеем честь представить и донести, что таковой же экземпляр списков с ведомостью о Глинской пустыни при рапорте от 31 декабря 1892-го года за № 326 представлен в Курскую Духовную Консисторию.

Настоятель игумен Исаия

И.д. казначея иеромонах Иосия

№ 325

31 Декабря 1892 г.*

 

 

***

Письмо настоятелю Оптинской пустыни

архимандриту Исаакию**

24 февраля. Отв. 1 марта

Ваше Высокопреподобие,

Всечестнейший и Боголюбивейший Батюшка,

Отец Архимандрит Исаакий!

Первым делом считаю обязанностию поздравить Вас с текущею Святою Четыредесятницею и засвидетельствовать Вам нижайший поклон с пожеланием Вам здравия и долгоденствия на многия годы. Досточтимейший Батюшка, усерднейше прошу Вас, будьте настоль великодушны, не откажите, Бога ради, выслать в нашу обитель копию с Вашего скитского устава. Нам очень желательно видеть относительно порядка богослужения и порядка внутренней жизни братии в Вашем скиту, так как у нас в обители тоже устраивается скит во имя Нерукотворенного образа Спаса на средства благодетельницы графини Анны Гейден на месте подвигов покойного Батюшки Архимандрита Илиодора, и я думаю в недалеком будущем просить ходатайства об утверждении там скитского устава Святейшим Синодом.

О здравии Вашем я и обитель наша молятся.

Испрашивая Ваших святых молитв, с нижайшим почтением при пожелании Вам всего лучшего и отрадного имею честь быть

Вашего Высокопреподобия

покорный послушник

недостойный игумен Исаия

16 февраля 1893 г. Глинская пустынь

 

 

***

Ваше Высокопреподобие,

Высокочтимый и Боголюбивый Батюшка,

Отец Архимандрит Исаакий!

Девятого февраля сего года скончался у нас иеромонах Герман, по духовному завещанию отказавший в Ваш монастырь на поминовение его десять рублей, которые при сем препровождаю.

Испрашивая Ваших святых молитв, с искренним благожеланием и нижайшим почтением имею честь быть

Вашего Высокопреподобия

недостойный послушник

Игумен Исаия

15-го Февраля 1894 г. Глинская Пустынь

РS. О получении денег прошу почтить меня уведомлением.



Письмо иеросхимонаха Максима (КУЗЬМИНА) настоятелю Оптинской Пустыни архимандриту Ксенофонту

Иеросхимонах Максим (в миру Михаил Кузьмин) родился в 1852 году. Окончил юнкерское училище, проходил военную службу, но в 1887 году вышел в отставку в чине капитана. На 38-м году жизни поступил в Глинскую пустынь. Игумен Исаия назначил его на послушание «при письмоводстве», а затем, видя усердие и ревность к жизни иноческой, перевел в библиотеку Спасо-Илиодоровского скита. Здесь Михаил занимался изучением документов архива Глинской пустыни, связанных с жизнью ее выдающихся подвижников. По благословению Глинских старцев Михаил переработал существовавшие жизнеописания игумена Филарета и подготовил к переизданию новое, 3-е издание его жизнеописания, которое было опубликовано в 1905 году. По сравнению с прежними оно значительно дополнено сведениями из дел архива Глинской пустыни, первого описания Глинской пустыни 1829 года, других печатных и рукописных источников, а также устными рассказами Глинских старцев. Кроме подробного жизнеописания отца Филарета, эта книга содержит ценные сведения о многих подвижниках Глинской пустыни.

Будучи свидетелем многих чудес, происходивших от Пустынно-Глинской иконы Рождества Пресвятой Богородицы, отец Михаил записал многие из них. Его записи были использованы при составлении очерка истории явления иконы и описания чудес, от нее происшедших.

24 августа 1906 года рукоположен во диакона, а 25 августа — во иерея. 11 февраля 1908 года пострижен в монашество с именем Мартиниан. Через год по прошению из-за болезни пострижен в святую схиму с именем Максим. Точная дата его кончины неизвестна. Последний раз иеросхимонах Максим упоминается в послужных списках братии Глинской пустыни за 1911 год.


 

***

Ваше Высокопреподобие, Всечестнейший и Боголюбивейший Батюшка Отец Архимандрит! Благословите!

В житии молдавского старца Паисия Величковского, издания Оптиной пустыни, Глинский игумен Филарет несправедливо показан учеником иеромонаха Василия Кишкина, что подтверждает посылаемое бандеролью «Жизнеописание Глинского возобновителя…» (стр.10). При следующем издании книги о старце Паисии благоволите приказать сделать соответствующее исправление.

С почтением и благожеланием, просящий святых молитв Вашего Высокопреподобия, автор посылаемой книги инок Глинской пустыни

Михаил Кузьмин

14 июля 1905 г.



Письма настоятеля Глинской пустыни игумена Нектария (Нуждина)

 

Архимандрит Нектарий (в миру Николай Нуждин) родился в 1863 г. в городе Рыбинске Ярославской губернии в семье мещан. Шестнадцатилетним юношей поступил в Глинскую пустынь. В 1894 г. пострижен в монашество, в 1898 г. рукоположен во иеродиакона, а в 1901 г. — во иеромонаха.

В декабре 1912 г. указом Святейшего Синода утвержден настоятелем Глинской пустыни с возведением в сан игумена. Стал достойным преемником богомудрых Глинских настоятелей. Строгий Афонский устав соблюдался при игумене Нектарии столь же ревностно, как и при его предшественниках. В духовной жизни пустыни главное место занимало старчество. Старчествовал и сам отец Нектарий.

Отец Нектарий руководил деятельностью Глинской пустыни вплоть до ее закрытия в 1922 г. В 1918 г. возведен в сан архимандрита. После закрытия обители ему удалось сохранить незначительную часть имущества монастыря. По Промыслу Божию он не был ни арестован, ни сослан, а жил в Путивле, в затворе, в подвигах строгого поста, богомыслия и молитвы. Тайно принимал духовных детей на исповедь, каждую ночь неопустительно служил Литургию.

При первой же возможности архимандрит Нектарий приехал в обитель с целью ее возрождения. Почти без средств, надеясь только на Бога и на помощь благотворителей, от Него посылаемую, принялся архимандрит Нектарий за восстановление пустыни. Главное внимание он уделял возрождению духовных традиций монастыря. Архимандрит Нектарий восстановил истинно подвижнический, составленный по образцу Афонского, устав Глинской пустыни. Точная дата кончины архимандрита Нектария неизвестна, но в списке монахов Глинской пустыни на 6 апреля 1944 г. он уже не значится. Старец был похоронен у южной стены Крестовоздвиженской церкви.

 

***

В Курскую Духовную Консисторию

Настоятеля Глинской пустыни

игумена Нектария с братиею

Рапорт

Почтительнейше имеем честь донести Духовной Консистории, что к перемещению в действующую армию временно проживающего на покое в Глинской пустыни священноархимандрита Адриана препятствий не встречается. Церковные богослужения о. архимандрит посещал и усердно проповедывал слово Божие и ни в чем предосудительном замечен не был.

Настоятель пустыни игумен Нектарий

Казначей иеромонах Трифон

Духовник иеромонах Терентий

Благочинный иеромонах Иринарх

И. д. ризничего иеромонах Виталий

10 февраля 1918 г.*

 

***

Его Преосвященству,

Преосвященнейшему Феофану,

Епископу Курскому и Обоянскому

Настоятеля Глинской пустыни

игумена Нектария с братиею

Почтительнейший рапорт

При сем почтительнейше имеем честь представить Вашему Преосвященству прошение иеромонаха Климента и монаха Аркадия о пострижении их в схиму, при этом смиреннейше докладываем Вашему Преосвященству, что иеромонах Климент, 70 лет от роду, и за 46 лет своего жительства много потрудился для нашей пустынной обители, а также монах Аркадий, 65 лет от роду, и за 25 лет своего жительства весьма потрудился для общего блага в нашей Глинской пустыни, а потому испрашиваем Вашего Архипастырского благословения и разрешения постричь их во святую схиму.

Настоятель пустыни игумен Нектарий

Ризничий иеромонах Трифон

Духовник иеромонах Терентий

За благочинного иеромонах Иринарх

12 декабря 1917 г.**

 

***

Его Высокопреподобию

Настоятелю Глинской пустыни

отцу игумену Нектарию

болящих иеромонаха

Глинской пустыни Климента

и монаха Аркадия

Прошение

В настоящее время здоровье наше сильно слабеет, что и напоминает нам о приближении к близкой нашей кончине. Ввиду таких обстоятельств мы имеем сильное желание повторить иноческие наши обеты и с Божею помощию провести последние дни нашей жизни в покаянии сердечном, сокрушении о содеянных нами пред Господом грехах, а потому смиренно просим ходатайства Вашего Высокопреподобия пред епархиальным начальством о пострижении нас в схиму, в чем и подписуемся.

За себя и монаха Аркадия расписался иеромонах Климент

12 дек. 1917 г.*


К предыдущей К оглавлению К следующей

На главную Каталог