На главную
На главную

Глинские чтения

 
 
 
К предыдущей К оглавлению К следующей

Письма Глинских старцев

Письма Иеросхимонаха Макария (Шарова)

Иеросхимонах Макарий (в миру Матвей Терентьевич Шаров) происходил из богатой мещанской семьи г. Ефремова Тульской губернии. Двадцати шести лет, в 1828 году, он решил оставить мир и поступить в Глинскую пустынь. 16 декабря 1833 года пострижен в монашество с именем Макарий. В 1839 году возведен в сан иеромонаха.

Приобретая в Священном Писании и творениях святых подвижников глубокое познание высоких истин христианского аскетизма, отец Макарий стремился воплотить их в жизни своей. Келлия старца представляла собой тесную комнату. Стекла в ней были заклеены бумагой, чтобы не развлекаться взором. Люди состоятельные, благодарные старцу за его добрые советы и исцеления, готовы были сделать многое для подвижника, но он все предложения о помощи отклонял, желая остаться в боголюбезной нищете.

Приняв на себя трудную должность благочинного монастыря, отец Макарий самоотверженно предался исполнению своего долга. Во дни его благочиния в обители царила примерная тишина. Настоятель был спокоен, зная, что ради святого послушания отец Макарий готов пожертвовать своим собственным спокойствием для общего блага.

Получив некое откровение о приближающейся кончине, старец пожелал принять на себя великий ангельский образ и удостоился святой схимы 1 июня 1863 года с оставлением прежнего имени. После этого он еще более усугубил и без того великие свои подвиги. За шесть месяцев до смерти подвижник затворился в своей келлии и принимал только иноков, но более предпочитал совершенное уединение. Напутствованный в жизнь грядущую христианскими Таинствами, оплакиваемый почитателями, блаженный старец 21 февраля 1864 года, на 63-м году от рождения, тихо и мирно предал душу свою Господу, Которому усердно служил во все дни своей жизни.

По свидетельству современников, старец Макарий ежедневно отвечал более, чем на 70 писем. Эпистолярное наследие старца содержит в себе благодатные наставления по многим вопросам духовной жизни. Приводим несколько его ответов.

***

Н. при обращении на путь богоугодной жизни, сразу хотел стяжать великие добродетели. Отец Макарий писал ему: «В мире живучи, не ищи великой меры и не печалься о неимении слез, довольно, если помощью и покровительством Божиим соблюдешься грехов падательных, а в повседневных — будешь приносить Господу Богу исповедание и молитвы. Пока не вступишь в монастырь, не доискивайся многого, соблюдай себя от возношения, осуждения, дурных, праздных и вредных сообществ, наипаче содружества и пристрастия женского. Целомудрие и смиренный нрав всего нужнее. Когда будут слезы — плачь, но не услаждайся ими и не мни о преуспеении; теперь тебе не дастся великое, а только милосердный Господь, желая спасения грешника, посылает вдохновение и понуждение с подкреплением, чтобы востекал на путь покаяния и приучился к постоянству. Вступлению в монастырь слабое здоровье не считай препятствием, и слабейшие тебя живут».

Монахине Н., увлеченной первыми подвигами ревности по Боге, старец дает мудрое наставление и предостережение: «Желаю тебе с помощью Царицы Небесной преуспевать во благое, не удаляясь от смиренномудрия. Письмо твое меня и порадовало, но вместе и озаботило напомнить тебе, чтобы ты не быстро смотрела на свои мнимые исправления (подвиги); помни, что Господь сказал Своим ученикам: аще и вся повеленная вам сотворите, глаголите, яко раби неключимы есмы, ибо вся наша правда и добродетели, если не растворит Господь Своим милосердием, обрящутся пред Ним аки рубище, в срамоте поверженное; посему нам необходимо всегда смирять себя, а не возноситься и идти по совету премудрого средним путем, не уклоняясь ни на десно, ни на шуие; всегда нужно умерять себя, чтоб не быть ни слишком горящей, ни охладевающей, ибо и то и другое не полезно; притом же старайся быть ко встречающимся оскорблениям сколько возможно снисходительной, дабы не зазорно могла произносить: и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. Господь, убеждая нас к сему, сказал: отпущайте и отпустится вам».

На письмо о постигших скорбях в подвиге спасения старец писал: «Господь наш Иисус Христос и Пречистая Его Матерь Приснодевственная Мария да утешит вас печальных и скорбных, и укрепит изнемогающих! Вы уже уверены святым царем Давидом, что сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Истинно не уничижит Господь претерпевающих скорби. Он сладко защищает к Нему воздыхающих и сладко питает сирых. Господь знает все наши болезни и оскорбленное ваше сердце; Он смотрит отеческим оком на терпение, благоугодное пред Ним и, когда Ему угодно, предающуюся в волю Его душу освободит от всех болезней и скорбей! И тогда страждущее сердце возрадуется о милости Божией радостью неизреченной».

Послушниц П. и Е. напоминанием о цели их поступления в монастырь старец хочет подвигнуть к большему усердию и потому пишет им: «Прошу помнить, зачем мы пришли в монастырь и на какой конец? Для спасения души нужно непременно: терпение, смирение, молчание, незлобие, безмолвие, молитва и пост, а наипаче послушание безропотное; будьте осторожны в словах, никого не осуждайте, а то как ржа железо поедает, так и осуждение все добродетели истребляет. Прошу вас, вооружайтесь обоюдоострым мечом — словом Божиим».

Монахине, писавшей ему, что она худо живет и некому ее научить, отец Макарий отвечал: «Прежде всего и более всего молись усерднее Господу Богу, чтобы Он тебя вразумил и научил всему благому и полезному, имей всегда и ограждай себя страхом Божиим, ибо это начало всей премудрости; прилежи смирению и послушанию, не удаляйся от терпения, оно очень полезно. Сколько возможно убегай смеха и разных кощунств, всему время, время всякой вещи под небесем. Было время смееться, но уже пришло время, в которое надо оплакивать прежде содеенное. В подтверждение сего и святой апостол Павел пишет: егда бех младенец, тогда яко младенец глаголах, яко младенец мудрствовах, и яко младенец смышлях; егдаже бех муж, тогда отвергох вся младенческая. Вот так-то и ты поступай и не держи в памяти своей сего, что некому тебя научить, как жить и спасти душу свою. Если захочешь учиться, то всегда от всего будешь учиться, а если не захочешь внимать себе, то и никто тебя не научит, — помни всегда, последняя твоя и во веки не согрешишь, так некогда сказал премудрый».

Сетующей монахине, что у нее нет слез для оплакивания грехов, мудрый опытом старец пишет: «Жалеешь ты, что у тебя нет слез для оплакивания грехов; но не скорби о сем, ибо Господь отвергнул все добродетели фарисее, а принял мытарево одно воздыхание и две лепты вдовицы предпочел всем приношениям; посему несомненно надо верить, что если мы воздохнем только от чистого сердца ко Господу, то Он и сие приимет от нас паче источников слез, которые, может быть, текли бы у нас с примесью или тщеславия, или осуждения, или еще – всего хуже – гордости; поэтому советую тебе всегда во всем благодарить Господа и не желать излишне того, чего не имеем, потому что мы не знаем, послужит ли то нам в пользу. Нам необходимо внимать себе, стараться сколько возможно уклоняться от пороков и прилежать добродетели, на всяк день стремиться положить начало благое».

На вопрос о келейном рукоделии он отвечал: «О рукоделии я тебе ничего не могу сказать определенно, но советую поступать так, чтобы тебя совесть не упрекала, ибо нам должно лучше любить Бога, нежели свои прихоти, посему и советую тебе поступать по своей совести».

Желая предостеречь монахиню от тщеславия, что она с ним имеет переписку, он пишет: «А мне, смиренно тебя прошу, в другой раз не обещать своей усердной благодарности, да не приидет тебе помысел, что на твое письмо отвечает грешный Макарий благодарности ради. Прости, что я тебе о сем напомнил. Желаю тебе убегать злого и творить благо, да спасешься! Чего тебе и всем усердно желаю».

В скорби об участи умерших родителей старец письмом утешает. «Скорбь по земным родителям пользы им не приносит, упокоевайте их поминовением, панихидами и милостыней. Это уже есть надежда крепкая и помощь сильная. Истинный помощник и утешитель наш Всесильный Бог. Вы только к Нему Единому обращайтесь, и воздыхайте, и плачьте, и Господь, видя такое ваше на Него упование и преданность, будет вашим заступником и поможет вам во всем и я, немощный и слабый иеромонах Макарий, по силе своей, не забуду помянуть в своей холодной молитве вас и родителей ваших».

Должностному лицу о. Макарий писал: «Не тяготитесь делать добро бедным вдовам и сиротам, пока время для вас удобное и возможное. Не думайте, что это вам не принесет никакой пользы и награды. Нет, это будет самое прочное богатство для вашего спасения; оно, может быть, оправдает вас перед Богом во время великой нужды».

Вот увещание о. Макария о благоугождении Богу, писанное одной боголюбивой особе: «Любящим Бога вся поспешествует во благое: и самый злобный дух, озлобляющий разными способами весь человеческий род, хотя и невольно, но служит к увенчанию благодушно претерпевающих. А временное все, что бы ни было, как сон по пробуждении: только что помнится, но уже прошло, предстоит лишь настоящее. Так и по истечении всех дней нашей жизни, в минуту разлучения души от тела, сердца же от суетных помышлений и желаний, представится как какое пробуждение от сна. Тогда придем в познание самих себя, и дел наших и окончания дней наших, но уже поздно! Тогда ясно откроется глазам нашим и увидим, в какой суете и забвении о вечности провели мы всю жизнь нашу, какая неизъяснимая жалость будет о том, что не усердствовали вниманием слову Божию и не жили так, как научал нас через проповедь Священного Писания Господь наш Иисус Христос. Тогда увидим, что ласкательствующий сон мира сего уже кончился, и мы, усыпленные его прелестными видениями, уже проснулись; тогда увидим, чего никогда не видели столь явно, хотя иногда и слышали, как через сон, доходящее до нас апостольское слово: что сеей в плоть свою от плоти пожнет истление. Тогда-то мы увидим, как все это истинно и как суетны были наши дела и помышления, которые не были о жизни будущей по смерти сей временной, но о том только, что угодно было нашему плотскому вожделению, что услаждало плотскую нашу чувственность, и как мы уже пожинаем невольно плод гибели и смрада, томления и муки, определенные праведным судом Божиим. Увы! Тогда уже поздно раскаяние: потеряли время, данное ко спасению, провели дни свои в празднословии и осуждениях о ближнем; охотно, назирая других пороки и немощи, не внимали нимало своему спасению. Сладки были разговоры даже и в церкви Божией о разных посторонних вещах, а о своем душеспасении не хотели помышлять и не старались предстоять в молитве со страхом Божиим, где святые ангелы невидимо предстоят славе Божией, и тут пустословили и смеелись безумно! О, бесстрашные! И обычно стало уже между многими ходить в Святую Церковь для взаимного свидания, а не для слушания, что поют или что читают, чтобы поучаться слову Божию и вести по оному жизнь свою: нет, не для того сердце идти сюда умышляло, когда оно об украшении тела пышными одеждами более всего заботилось, чтобы показаться перед знакомыми. Так мы стоим в бесстрашии перед Господом, взирающим на мысли каждого! Итак, почтеннейшая сестра о Господе, будем почаще говорить: «Всели в мя, Господи, корень благих и страх Твой в сердце мое!..» К вам пишу, пребывающим в благочестии, к вашему сердцу, всегда благоговеющему к слову Божию; пишу я к душе, любящей Бога, пусть она внимает истине, во всякой вещи славословить Господа. Кротость и смирение, терпение и любовь о Господе ко всем — вот путь к Царствию Небесному. А истина и путь есть Сам Христос Спаситель мира. Простите меня сердечно, если какое-нибудь слово, писанное мной, оскорбило вас; да воздаст вам Господь все благое и да сохранит вас от того, что есть злое. Буди вам мир на сердце и благоволение Божие во спасение, и мое буди вам благословение».

Девица N. искала душеспасительных советов у многих старцев. Отец Макарий через друга своего, Глинского подвижника схиархимандрита Илиодора, передал ей, чтобы она, «если хочет быть спокойной, избрала себе одного старца опытного, внимательного и его советов слушалась, а не многих, ибо там мало пользы, где учат многие и всякий советует по-своему».



Письма монаха Петра (Лешенко)

Отец Петр (Лешенко) родился 21 декабря 1820 года в бедной благочестивой семье в селе Дунайце Глуховского уезда Черниговской губернии. Более 20 лет прослужил в армии. Выйдя в отставку, в декабре 1861 года поступил в число братии Глинской пустыни. 1 октября 1864 года по личному благословению Преосвященного Сергия, епископа Курского и Белгородского, за ревность к послушанию был пострижен в рясофор. Тогда же или в скором времени отца Петра назначили уставщиком левого клироса. В этой должности он пробыл 30 лет.

Церковный устав отец Петр знал на память, он сам был живым ходячим уставом: на любой вопрос, касающийся богослужения, мог ответить сразу. Прямой своей обязанностью считал не допускать нарушений уставов церковного и Глинского.

Вся жизнь отца Петра была непрерывным служением Богу. До утрени он не спал; с первым полночным ударом колокола спешил, даже бежал, в храм на утреню, боясь пропустить начало богослужения, которое выстаивал всегда до конца и слушал его с полным вниманием, иногда умилялся до слез. Жизнь подвижника была укором для небрегущих о спасении. Такие нередко очень грубо оскорбляли отца Петра; но ради будущих воздаяний и, считая себя, как грешника, достойным и большего оскорбления, старец все терпел молча.

В последний год жизни от слабости он иногда падал на клиросе, но по-прежнему понуждал себя на подвиги. В четверг Светлой седмицы он в последний раз был на повечерии в храме. На другой день его пособоровали, в субботу после утрени причастили — больному сделалось легче, он принял постриг в мантию без перемены имени. Во время обетов от умиления плакал. В 8 часов утра 14 апреля 1898 года, во вторник Фоминой недели, сидя в кресле, со священными словами псалмов на устах, без всякой муки, тихо, незаметно отец Петр перешел в вечность.


***

Христос посреди нас, всегда был, есть и будет! Возмогай брат о Господе и в державе крепости Его. Облекись во вся оружия Божия, как святой апостол Павел повелевает. Мужайся и крепися, подвизайся и борися и о мне грешном молися. Господь скоро да поможет тебе, помилует тебя и исполнит желание сердца твоего. Получив от тебя письмо, узнал твою печаль и весьма горько о тебе заплакал. От истинной моей к тебе любви я весьма усердно желал и старался исполнить прошение сердца твоего и утешить тебя в горести. Ходил к отцу игумену и усердно просил о тебе, давал ему твое письмо, но никак не мог упросить его, а только узнал, что он еще любит и жалеет тебя.

Дал книгу «Духовное врачевство» и сказал: «Пошли ему сию от меня в знак памяти и истинной моей любви к нему, в мое благословение и наставление, во утешение его печали и в руководство для побеждения страстей». Недоумеваю, каким бы еще образом твоему горю помочь. Предлагаю три совета. Первый совет. Если брат твой имеет свой собственный дом, живут в доме его все так хорошо, что для тебя молодого нет и не предвидится соблазна, и если ты сам более охоты и ревности имеешь к телесным трудам, то ты живи с братом в доме его, трудись ради Бога и работай всякую работу, угождай брату во всем добром, почитай его, как отца.

Второй совет. Если ты более охоты имеешь к подвигам духовным, об монашеской жизни так скорбишь и печалишься, что никак не можешь ничем утешить себя и истинно желаешь быть сыном обители, то нимало не медли, но теперь же вместе с братом приходи и сие письмо и книги с собою принеси. Здесь святые отцы с Божиею помощью, может быть, упросят отца игумена принять тебя в монастырь.

Третий совет. Если никогда не желаешь быть сыном Глинской обители, то со вниманием прочти в книжице наставления святителя Тихона Задонского, писанные для монашествующих, ответ просившему у него совета, где ему удобнее для спасения души жить, и прочитай наставление пошедшему в монастырь, что наблюдать ему должно. Отец архимандрит Илиодор благословляет тебе: где бы ты ни был и в каком бы монастыре ни жил, посылаемую книжицу св. Тихона как можно почаще читать и стараться везде жить и поступать так, как св. Тихон учит. Ибо я после того, как был у отца игумена, ходил еще и к отцу архимандриту Илиодору, просил и его ходатайствовать о тебе. Он сказал: «Теперь не могу без него» (т.е. без тебя не может). Я давал ему это мое и твое письма читать и с ними книгу «Духовное врачевство». Он письма прочитал, книгу же и советы похвалил, сказав: «Второй совет лучше избрать паче первого и третьего, ибо первый опаснейший, а третий относится ко второму». Итак, брат, избирай один из сих советов, который для тебя кажется лучший и меня уведоми. А в печали пой стих: Реку Богу моему, заступник мой еси почто мя забыл еси! И к душе взывай: Вскую прискорбна еси, душе моя, и вскую смущаеши мя. Уповай на Бога, яко исповемся Ему, спасение лица моего и Бог мой.

Ты весьма юн. Святые отцы говорят и Священное Писание свидетельствует, что юность, не под наказанием живущая, удобь есть поползновенна и если в совершенных мужах добрый от злого развращается, со строптивым, рече, развратишися, то кольми паче в юных, которые естественно ко злым делам паче нежели к добрым преклонены суть, по писанному: прилежит помышление человеку прилежно на злое от юности его. Часто о сем тексте рассуждая, я весьма сожалею о тебе.

При сем посылаю тебе св. книги в наставление, во утешение, руководство и для побеждения злых страстей и привычек. Ты же, брат, с молитвою и помощью Божией начни оные, не спеша со вниманием и благоговением читать и, уразумев прочитанное, будешь твердо в памяти содержать, при случае оным на деле себя пользовать. Советую тебе некоторые вопросы и ответы выучить наизусть. Святые книги всему доброму научают. От усердной молитвы и чтения святых книг ты скоро вкусишь небесной сладости и увидишь сам, сколь благ Господь и сколь блажен муж, который всегда уповает на Бога. Веди себя всегда честно и боголюбезно, пред всеми смиряйся, ибо Господь наш Иисус Христос говорит: Всяк возносяйся смирится, смиряяй же себе вознесется, то есть кто сам себя смиряет, того Бог вознесет и прославит. Да утешит тя Господь в день печали, да заступит тя имя Бога Иаковля, да послет ти помощь от святого и от Сиона заступит тя, помянет всяку жертву твою и весь совет твой да исполнит. Тогда возрадуемся и мы о спасении твоем и во имя Господа нашего возвеличимся! Но мое искреннее желание без твоего собственного хотения и старания исполниться не может.

 

***

Спасайся, возлюбленный мой о Христе брат! Молися о мне грешном. Мне весьма жалко тебя, каждый день вспоминаю, письма от тебя ожидаю. Какую избрал жизнь, имеешь ли твердое намерение опять в Глинскую обитель возвратиться? Прошу тебя, когда ты приидешь, Бога ради укрепи себя смирением и терпением, чтобы с Божией помощью возмог перенести все то, что ни случилось бы тебе неприятного. Древние св. отцы новоначальных послушников также испытывали, а потом принимали, в монашество постригали. Так Антоний Великий испытывал Павла Препростого. Прочитай житие его и прочих преподобных, и сам узнаешь, что если мы не будем иметь сих главных добродетелей: смирения и терпения, то все российские монастыри обойдем и ни в одном из них долгое время спокойно и богоугодно не поживем, а, следовательно, и в Царствие Небесное не войдем.

Брат, Бога ради прошу тебя, не трать всего времени жизни твоей на попечение только о теле своем, но когда тело алчет и требует пищи, то рассуждай, что и душа имеет нужду в свойственной ей пище и она (душа) так же от голода изнемогает и делается мертвою, как и тело. Удаляйся чревоугодия, чтобы не утратить тебе всего того, что было тобою приобретено. Пророк Давид говорит: да будет слезы мне хлеб день и нощь. О, как блажен Давид! Он днем и ночью проливал слезы, а мы, виновные в тысячах худых дел, не хотим и на один час прийти в сокрушение и покаяться?.. О, если бы мы истинно знали и твердо веровали, какая радость бывает на небе о кающихся? Тогда проливали бы слезы, отвергли бы худой навык, возненавидели бы всякий грех, каялись и жалели о том, что столь много преблагого Бога оскорбляли.

 

***

Ты долгое время находился в болезни. Чем далее откладываешь лечение, тем более у тебя ослабевают душевные и телесные силы. Без больницы и доктора вылечиться не можешь. Я, многогрешный, от истинной моей любви к тебе и сострадания предлагаю душеполезный совет. Попекись прежде всего о исцелении своей души. Когда душа будет здорова, и тело твое скорее исцелеет и примет прежний вид. Остановись в городе N. на целую неделю, поговей, исповедайся и причастися. Потом сходи в городскую больницу и попроси доктора освидетельствовать болезнь твою и принять тебя в больницу. Скажи ему, что деньги за лечение будут уплачены родителями. Если же не примет в больницу, проси дать рецепт и наставление: как принимать лекарство, пищу, питие и чего воздерживаться. Смотри, брат, исполни, что тебе говорю. Если не исполнишь, то будешь несчастным человеком, погибнешь телом и душою навеки. Только не дай, Господи, сим словам моим исполниться.

 

***

Ты всегда находишься в опасности. Водки отнюдь не пей, ибо все твое счастие временное и вечное зависит от водки. Счастие, если не будешь пить, то будешь здоровым, хорошим и честным человеком и скорее сыщешь себе место в какой-либо обители. За сие и Бог и люди тебя любить будут. Несчастие твое будет, если одну рюмку водки выпьешь, потому что выпивши не утерпишь, выпьешь и более и сделаешься пьяным. Пьяный на все дерзает. Берегись малого греха, то никогда великого греха не будет. Читай ежедневно Псалтирь, Канонник и молитву: Господи, не лиши мене небесных Твоих благ. Прочитывай ее несколько раз в день: она весьма утешительна.

 

***

Сколько я ни старался уговаривать тебя, просить и умолять многократно: «Ей, брат, горе тебе будет, покайся, береги голос свой, береги здоровье, отстань от злой дружбы, ходи ежедневно в церковь на клиросное послушание и ты будешь жить спокойно. За сие тебя Бог, начальство, отцы и братия будут любить и награждать». Ты меня не слушал. Много раз предостерегал тебя. За ослушание всегда следует наказание, как поживешь, так и прослывешь.

Но умоляю тебя: Бога ради прости и не скорби на меня, не унывай, а на Бога уповай. Еще легко можно покаяться, если захочешь. Ты только от сего дня, от сего часа положи во уме своем твердое намерение непременно исправиться. Не откладывай до завтра, ибо не знаешь, дождешься ли завтрашнего дня; смерть нечаянно нападает не только на больных, но и на самых здоровых, а ты весьма болен не только душою, но и телом; сильный кашель предвещает чахотку, от чахотки смерть. Смерть в чем застанет, в том и всю вечность будешь. Если она застанет тебя покаявшегося, то и Бог простит твои согрешения, и ты будешь в Царствии Небесном, если же застанет без покаяния, то увы и горе будет! погибнешь телом и душою навеки! Ах, брат, как мне жаль тебя! Бога ради, хотя теперь послушай меня; покайся и пожалей себя.

Ежедневно читай молитву, исповедания к Богу от человека, полагающего спасения начало. Премилосердный Бог весьма скоро поможет тебе исправиться, возвратить тебе здравие, и ты будешь всегда спокоен, благополучен. Если будешь отдыхать в поле или на квартире, также во время ночлега, прочитывай из Псалтири хотя по одной кафизме в сутки, из канонника акафист Спасителю или Божией Матери, или же что-нибудь во славу Божию и на пользу души своей. Поверь мне, ты все сие легко можешь исполнить, если сам захочешь.

Спаситель сказал: кто хочет идти за Мною, тот первое: отвергнись себя, второе: возми крест свой и третие: иди за Мною. Он не хочет иметь Своими учениками невольников, но желает, чтобы всякий человек охотно, без всякого принуждения предал себя Ему. Следовательно, в Царствие Небесное входят только те, которые сами желают и стараются войти. Господь по Своей премудрости и любви даровал тебе волю и свободу делать, что хочешь. Он не хочет отнять у тебя сего драгоценного дара. Итак, брат, хочешь ли ты идти за Иисусом Христом в Царствие Небесное? Он указывает путь; Сам будет помогать тебе на сем пути. Не хочешь идти за Ним, твоя воля на то. Но только смотри, берегись пренебрегать призывом Иисуса Христа. По Своему милосердию Он долго, долго толкает в двери сердца твоего, чтобы пробудить твою душу и возбудить в тебе желание спасения. Горе тебе будет, если Он, наконец, отступит и отринет тебя, как сына погибели. Премилосердный Бог спасти тебя хочет, но без твоего хотения и старания не может.

 

***

Письмо твое получил с великою радостию. Всегда Господа Бога молю, да вознаградит Он тебя и спасет Своею благодатию. Весьма сожалел, что ты оставил ангелоподобный образ жизни. Еще более сожалел и соболезновал, что пошел слабым, боялся смерти твоей без покаяния. Но когда получил твое письмо и узнал, что слава Богу, здоров и с помощью Божиею совершил путь свой, что отец игумен тебя с любовию в свою святую обитель принял, в которой, как слыхал, весь церковный устав, правила и обряды Глинской пустыни, возблагодарил Бога. С тех пор я немного успокоился и уже не имею такой скорби и печали о тебе. Каково твое здоровье: поправился ли твой голос, на каком находишься послушании, хорошо ли тебе жить, любят ли тебя отцы и братия, не скучаешь ли о Глинской обители? Ибо схиархимандрит Илиодор говорит и прочие старцы утверждают, что всякий хороший монах или послушник, как бы ему хорошо ни было, во всю свою жизнь непременно будет скорбеть и скучать о том месте или обители, где полагал своего спасения начало. Пиши ко мне подробно, я по совету старцев буду тебе отвечать! Непременно старайся всегда и везде вести себя так точно, как от имени твоего написано в письме к нашему отцу игумену, и будешь жить всегда и везде спокойно и благополучно, как в раю, ибо в том письме ничего нет невозможного. Обещание свое напиши на сердце и на бумаге и носи с собою, чтоб удобнее помнить, ибо сказанное и прочитанное долго сохраняется. Не для тщеславия все сие пишу, но во славу Божию и для пользы души твоей. Мы оба хорошо знаем того человека, который писал письмо от тебя отцу игумену, и что там написано, он сам все с Божией помощью весьма легко исполняет.

 

***

Упоминаемое письмо от имени послушника к отцу игумену Иннокентию писал сам о. Петр, и говорит он о себе в третьем лице. Содержание письма было такое: «Святой апостол Павел говорит: все испытывайте, хорошего держитесь, удерживайтесь от всякого рода зла (1 Сол. 5, 21—22). Я, окаянный, по сие время испытывал, ныне же познал, что есть добро и что есть зло. Познал я добро, когда боялся Бога, слушал своих начальников и старцев, когда жил воздержно, и меня все любили. Познал я зло, когда не стал бояться Бога, слушать своих начальников и старцев; стал жить беспечно, и меня из святой обители уволили. Теперь я претерпеваю величайшее зло. Ах, горе мне, величайшему грешнику! Кто поможет моему горю, когда я сам оному виновен? И так, я, окаянный, подумал: восстану, пойду к отцу игумену и скажу ему: Отче святый, согреших на небо и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим. Приими меня хотя в число наемников твоих. Восстал, написал сие письмо и послал вам, положив твердое намерение исправиться. Воззрите на меня оком благоутробным и помилуйте несчастного, не дайте погибнуть души моей в печали, да не возрадуется враг мой о мне. Примите меня опять, как блудного сына, во святую обитель, умилосердитесь надо мной и простите меня премногогрешного за прежнюю жизнь. В вашей святой обители желаю умереть. Хотя я в ней согрешил, но надеюсь на Бога, Пресвятую Богородицу и святые молитвы ваши, что исправлюсь: где согрешил, там и покаюсь. Тогда вы можете сказать про меня: сей сын мертв был, но ожил, пропадал и нашелся, согрешил, но покаялся. А я даю вам свое обещание: 1) Водки и вина никогда не пить. 2) В проходку не ходить. 3) В церковь на клиросное послушание, на все службы и правила ходить. 4) В келлии в свободное время от послушания заниматься чтением божественных книг и рукоделием. 5) Всем начальникам и старшим беспрекословно повиноваться, любить и почитать их. 6) С равными себе и младшими обходиться вежливо, снисходительно. 7) Вести себя, как можно тише, скромнее, так, чтобы братия любила и начальники жаловали. Еще прошу вас: поручить меня какому-либо благонадежному старцу, чтобы жить в его келлии, и он мог бы наблюдать за мною в исполнении данного обещания. Верую, отче, и надеюсь, что услышите просьбу мою и исполните прошение сердца моего».

 

***

Получил от тебя два письма. Первым письмом меня и прочих отцов весьма возрадовал, обещаясь прибыть к нам на праздник Пасхи. С великою радостию ожидали. Вторым весьма опечалил; ибо не намерен скоро возвратиться к нам. Там тебе «жить лучше». Этим самым и меня из монастыря враг гонит. «Иди, иди скорее, там тебе лучше будет». Но я, грешный, так рассуждаю, что во всяком монастыре есть свои выгоды и превосходства, свои недостатки и неудобства.

Во всяком монастыре всеми силами мы должны стараться соблюдать все то, что от нас самих зависит и без чего мы жить и спасаться не можем, именно: иметь глубочайшее смирение, то есть думать о себе и считать себя всегда наигрешнейшими и худшими всех живущих в монастыре. Ибо Господь гордым противится, смиренным же дает благодать, и всяк возносяйся смирится (умилится), смиряяй же себе вознесется. Стараться со тщанием приходить всякое послушание. Всю братию нелицемерно любить, ибо любовь покрывает множество грехов. А потом уже мы можем, по силе нашей, с благословения настоятеля или духовного отца, принимать на себя и носить монашеские и келейные подвиги, как то: умеренный пост, нощные бдения, молитвы, поклоны и прочее.

Прилежно будем молить человеколюбивого Бога; да имиже весть судьбами спасет нас. А для сего должны всякий день и час каяться и полагать своего спасения начало. Ради покаяния и спасения мы оставили мир и пришли жить в монастырь, и в монастыре должны жить уже не по-мирски, а по-монашески. Для сего должно со вниманием, как можно почаще, читать святых отцов книги, в коих подробно описаны правила и наставления монашествующим. Если будем их знать и познанное исполнять на деле, то избавимся от вечных мучений и получим Царствие Небесное. Чего я, грешный, как себе, так и тебе и всем прочим о Христе братиям от всей души моей желаю.

 

***

Отец Петр писал не только убывшим, но и живущим с ним в обители. Движимый братскою любовию к своим сподвижникам, как членам единого о Христе братства, он иногда делал должные напоминания некоторым из них. Это не могло нравиться врагу спасения, и вот он под разными предлогами старается похищать доброе семя, павшее на сердца слушающих. Некоторые не одобряли о. Петра за его исправление братии и, конечно, сами считали себя вправе не слушать его. Другие исправления духом кротости и любви из желания спасения ближнему называли осуждением и в доказательство делали неправильные ссылки на Священное Писание и святых отцов. Для разъяснения недоразумений о. Петр писал следующее.

 

***

Любезный мой о Христе брат N. Бога ради простите меня окаянного великодушно, что я своими словами и обличениями многократно оскорблял и ныне оскорбляю. Но поверьте, все сие делаю от истинной любви моей к вам. Ибо чего желаю себе, того и вам: желаю себе здоровья, благополучия, а в будущем веке Царствия Небесного, того желаю и вам. Но еще умоляю вас: выслушайте нижеписанное слово, которое я много раз намеревался лично сказать, но были препятствия, посему вынужден писать, вы же с любовию или, по крайней мере, с долготерпением прочтите.

Осуждать всякого человека, кто и каков бы он ни был, есть тяжкий грех. Сам Спаситель сказал: «Не судите, да несудимы будете», обличать же, кто сие делает с добрым намерением, от любви к Богу и человеку, для славы Божией и в пользу души ближнего, без поношения его имени и чести, но для исправления, — нет греха. В Священном Писании есть два слова: «Обличай» и «не обличай». Первое повелевает, второе запрещает: не обличай человека злого, да не возненавидит тебя (Притч. 9, 8); ему неприятно слышать обличение, потому что обличение нечестивому раны ему есть. Слово Божие говорит: обличай. Кого? Обличай премудра, да премудрейший будешь. Какая же от сего польза? Такая, что он сам исправится и истинно возлюбит тя. Случается и доброму человеку впасть в какой-либо порок. По своему самолюбию он или не замечает или думает: «Это небольшой грех, другие о нем не знают». Найдется благоразумный и, сожалее обличить порочного, укажет ему на стыди срам пред людьми и грех пред Богом; что творя грех, он многих соблазняет и доводит до того же греха осуждения, и потому виновен не только за свои грехи, но и за грехи ближних своих. Выслушавши обличение, добрый человек со смирением благодарит обличителя, возлюбит его, попросит прощения и будет исправляться, от того времени он уже бережется. Но обратимся к себе: слушаем ли мы с терпением обличения? Исправляемся ли?.. Отныне положим начало покаянию. Не будем откладывать покаяния на завтра, не знаем, дождемся ли завтрашнего дня; или же дождемся, то труднее будет покаяться, откладывание исправления может привести к отчаянию. Отчаяние конечная погибель души, ибо порок обращается в привычку, привычка в природу, а природу без всесильной помоши Божией никто сам собою не может победить!



Письмо духовника Глинской Пустыни иеросхимонаха Серафима (Любомудрого)

Отец Серафим (в миру дворянин Стефан Пацула), в Глинскую пустынь поступил при игумене Филарете в 1818 г. Иеродиаконом перешел в Киево-Михайловский монастырь, где был возведен в сан иеромонаха и нес послушание благочинного. Для исполнения священнических обязанностей в 1840 г. был командирован в форт Лазарева на берегу Черного моря. Там подвергся многим опасностям на суше и на море во время военных действий с кавказскими горцами; часто смерть витала около него, но Господь сохранил. Благорасположенный к отцу Серафиму протоиерей в письме 1840 г. не без основания назвал его «преподобным страдальцем и тружеником, подвизающимся подвигом добрым». Отец Серафим семь лет страдал лихорадкой, которая по себе оставила глазную и цинготную болезни. Сам едва живой, он отпевал убитых и умерших от болезни воинов.

В 1849 г. отец Серафим возвратился в Глинскую пустынь, был братским духовником, отличался строгостью жизни, богослужения совершал прекрасно. Но особенно замечателен был великою жаждою к чтению духовных книг, потому и назван любомудрым. Он прочитал все библиотечные книги Глинской пустыни и соседних Софрониевой пустыни и Петропавловского монастыря. Подвижник ничего более не желал, как умереть такой же блаженной кончиной, как незабвенный игумен Филарет. Господь исполнил его благое желание. Напутствованный Святыми Таинами Церкви, постриженный в схиму, он скончался 63 лет, так же, как игумен Филарет, на светлой седмице 16 апреля 1856 г.


***

«На рассвете одного дня черкесы напали на укрепление и забрали вместе с другими в плен и о. Паисия (иеромонах Глинской пустыни, бывший полковым священником во время Крымской войны – Примеч. издат.). Выведя его за укрепление, обобрали дочиста и заставили нести на гору десять русских ружей. На горе сели отдыхать. Один черкесский князек, потерявший в схватке своего сына, стал рубить пленных русских. Одинаковая участь ожидала и отца Паисия: князек уже поднял над ним шашку; но Промысл Божий бдел над достойным иноком: один из черкесов, проникнувшись состраданием к нему, защитил о. Паисия от нападения разъяренного отца и взял его к себе в плен, как часть военной добычи. У него и был иеромонах Паисий целых полгода, по истечении которых был выкуплен русскими за сравнительно незначительную цену».


К предыдущей К оглавлению К следующей

На главную Каталог