На главную
На главную

Глинские чтения

 
 
 
К предыдущей К оглавлению К следующей

Н.В. Маслов

БЛАГОДАТНЫЙ СТАРЕЦ
Схиархимандрит Иоанн (Маслов)
(часть 6)

Всем было известно огромное трудолюбие старца, но то, сколько он успевал сделать, было поистине удивительно. Он совершал богослужения, преподавал, обновлял ризницу, заботился о благолепии храма, окормлял многочисленную паству, отвечал на множество писем. Непостижимо, когда он успевал обдумывать и писать духовные сочинения, которые теперь питают Церковь Божию. Ректор Московской Духовной Академии архиепископ Евгений называет отца Иоанна подвижником церковной науки и православной духовности.

Статьи и проповеди отца Иоанна публиковались в Журнале Московской Патриархии (ЖМП), в журналах "Голос Православия" (Среднеевропейский Экзархат), "Православный вестник (Украинская Православная Церковь), "Церковный вестник", "Единая церковь", "Тыгодник Полаский" (Польша), в сборнике "Богословские труды". С 1974 года в различных изданиях опубликовано более ста работ отца Иоанна. Венцом его научно-богословской деятельности в Московских Духовных школах является магистерская диссертация "Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении", которую он защитил по кафедре Патрологии 11 марта 1983 года, получив звание магистра богословия. По отзывам оппонентов, это богословское сочинение "представляет собой труд опытного исследователя, отображающий глубины православного церковного сознания. Это результат работы не только зрелого богослова, но и человека-христианина, глубоко воспринявшего и внутренне пережившего творческое наследие святого отца". Этот труд, опубликованный дважды (М., 1993 и 1995), получил высочайшую оценку и признание.

Митрополит Ленинградский Антоний (Мельников, +1986) назвал магистерскую диссертацию отца Иоанна "благом для богословской науки и Духовной школы".

Самого отца Иоанна стали называть светильником праведности, русским Златоустом, крупнейшим богословом XX века, церковным учителем.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен благодарит отца Иоанна (второй слева) за прекрасную подготовку учащихся Духовных школ. 30 ноября 1977 годаКроме жизнеописания и исследования трудов святителя Тихона, отцом Иоанном в те годы впервые была составлена "Симфония по творениям святителя Тихона Задонского" (издана в Москве в 1996 году) - приложение к магистерской диссертации. Огромное значение этого труда в том, что он сочетает библиографический предметный указатель с цитатами из творений святого отца и представляет большой интерес не только для богословов, пастырей, но и для каждого христианина. Этот труд можно назвать энциклопедией христианской жизни, так как он содержит четкое, ясное толкование всех основных понятий, связанных с духовной жизнью православного человека.

В 1999 году Федеральный Экспертный совет по общему образованию Министерства образования России принял решение "рекомендовать книгу схиархимандрита Иоанна (Маслова) "Симфония по творениям Святителя Тихона Задонского" к широкому использованию в педагогической практике и внедрению в образовательные учреждения всех типов" (Заключение ФЭС от 10 марта 1999 г № 66). Этому труду присвоен гриф: "Книга для учителя по духовно-нравственному воспитанию" (№ 312/28-16 от 12.05.1999). В 2000 году по представлению Министра образования В.М. Филиппова "Симфония...:" включена в Федеральную программу книгоиздания России.

В 1991 г. старец закончил уникальный труд - докторскую диссертацию "Глинская пустынь. История обители и ее духовно-просветительная деятельность в XVI-XX веках" (издана в Москве в 1994 г.). Это книга о старчестве. Однако произведение выходит далеко за рамки какого-то одного частного вопроса и представляет читателям широкую панораму событий отечественной истории и многих явлений русской духовной жизни XVI-XX вв., которым дана точная богословская оценка.

Без преувеличения можно сказать, что в русской церковно-исторической литературе до сих пор не было описания ни одного монастыря, где бы со столь всеобъемлющей полнотой и духовной целенаправленностью раскрывались вся многогранная жизнь обители, влияние ее на историю нашей страны, на духовно-нравственное воспитание народа и в целом на русскую культуру. Собранный отцом Иоанном архив Глинской пустыни (приложение к диссертации) - труд, не имеющий аналогов в российской исторической и археографической науке. В 1991 году отцом Иоанном был закончен "Глинский Патерик" (издан в Москве в 1997 году), включающий 140 жизнеописаний Глинских подвижников. Они написаны отцом Иоанном на основании архивных документов, монастырских преданий, воспоминаний и писем Глинских старцев, а также на основании личного опыта автора как насельника Глинской пустыни.

Книги "Глинская пустынь" и "Глинский Патерик" особенно ценны для современного монашества. Об этом свидетельствуют многие иноки. Так, отец Антоний из Свято-Рождественской пустыни Белоцерковской и Богусловской епархии пишет: "Труды схиархимандрита Иоанна принесли большую духовную пользу братии нашей пустыни. Но особенно хочется отметить две книги: "Глинская пустынь" и "Глинский Патерик". Выделяя именно эти две книги, я нисколько не умаляю ценности других замечательных трудов отца Иоанна. Просто эти две книги имеют большое значение в становлении нашей пустыни (еще нет года, как она создана старанием епископа Серафима).

В наши дни, когда открывается множество монастырей, для возрождения духовной жизни в них необходимы такие книги, описывающие уклад монастырской жизни (и дисциплинарный, и служебный), бывший в Глинской пустыни. С другой стороны, огромная польза этих книг отца Иоанна заключается в том, что они показывают примеры и возможности и в наши дни той подвижнической жизни, которая описана в Древних Патериках. А это вселяет силы и надежды на истинное прохождение монашеского жития, избавляет от уныния при сознании своих немощных сил, потому что подвиги, описанные в этих книгах, были не в древнее, а в наше... время".

Федеральный Экспертный совет Министерства образования России отметил в своем заключении: "Книга отца Иоанна "Глинская пустынь" дает богатейший материал педагогу, который пытается воспитать детей на высоких образцах духовности, патриотизма и культуры" (Заключение ФЭС от 27 мая 1999 г. № 184). Книге присвоен гриф: "Допущено Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебно-методического пособия". (№ 441/28-23 от 30.06.99 г.)

Благодаря своим богословским трудам отец Иоанн известен сейчас не только как старец-духовник, но и как духовный просветитель. Он и в этом качестве умножил полученные от Бога таланты. Если при жизни отца Иоанна немногие постигали глубину и многогранность его сочинений, то теперь книги отца Иоанна стали широко известны; получают достойную оценку. Труды схиархимандрита Иоанна называют "учебниками жизни, духовного роста и прозрения", а их издание - значительным событием в духовной и культурной жизни русского народа. И воистину - это величайшее сокровище для воспитания чад Божиих в духе церковности. Его труды являются неисчерпаемым источником религиозного воодушевления и назидания. И в этом отношении их можно приравнять к творениям многих древних и новых отцов и учителей Православной Церкви.

После перехода старца в вечную жизнь его труды приобрели особое значение. Ныне многие христиане, пастыри черпают душеполезные наставления из произведений отца Иоанна, поучаются ими и с благоговением преклоняются перед величием пастырского духа старца. Вечны его мысли, и действенны его слова. И по преставлении старца его труды продолжают великое дело, которому он посвятил земную жизнь, - дело спасения людей.

Богомудрые отцы Русской Православной Церкви оставили нам труды, изучая которые человек может понять смысл своего существования, понять, что ему нужно делать в земной жизни, чтобы не быть осужденным на Страшном суде Христовом "каждому в своем чине". Таковы и сочинения схиархимандрита Иоанна (Маслова).

* * *

Однако "все желающие жить благочестиво во Христе Иисусе будут гонимы" (2 Тим. 3, 12). Не избежал этой участи и отец Иоанн. В 1985 году магистр богословия, один из лучших наставников Духовных школ был направлен из Троице-Сергиевой Лавры духовником в Жировицкий Свято-Успенский монастырь. Сырой климат Белоруссии был ему категорически противопоказан и представлял большую опасность для здоровья. Однако чашу скорбей праведнику пришлось испить до дна.

Для насельников Жировицкого монастыря старец явился подлинным духовным сокровищем. Об этом еще до приезда батюшки писал инокиням обители митрополит Ленинградский и Новгородский Антоний (Мельников, +1986). Владыка советовал им плодотворнее использовать духоносные наставления старца - отца Иоанна, так как он пробудет у них недолго. Сразу же после появления отца Иоанна в монастыре к нему стали стекаться все ищущие спасения и жизни во Христе Иисусе. Началось устроение внутренней духовной жизни обители, за которым последовало преображение и внешнего уклада жизни монастыря. Во всем стала наблюдаться чинность, благопристойность. Широта деятельной натуры старца проявилась в благоустройстве хозяйственной жизни обители: наладилось садовое хозяйство, огородничество, появилась пасека. Когда батюшка только приехал в Жировицкий монастырь, там жили очень бедно. Выращивали лишь небольшое количество овощей (в Жировицах тогда временно находились два монастыря - мужской и женский).

Один из жировицких иноков, отец Петр, вспоминает: "С приездом к нам отца Иоанна в жизни обители началась новая, можно сказать, эпоха. Он возродил духовно-нравственную жизнь, наладил хозяйство монастыря... В нашем монастыре был обычай на Пасху не готовить общую трапезу, а выдавать каждому сухим пайком, после чего все расходились по своим келлиям. Отец Иоанн предложил совершать общую трапезу в этот торжественный день. Помню, приготовили обед: сварили суп с крапивой и яйцом, все были довольны, а отец Иоанн неоднократно похваливал: "Вот хорош суп..."

В первую же весну после приезда отца Иоанна дополнительно вскопали много земли. Из Москвы его духовные чада привезли много саженцев черной смородины, кусты клубники (очень хороших урожайных сортов). Сажали все вместе: и монашествующие, и приехавшие московские духовные чада батюшки. Сколько же было радости, когда летом на столах появились первые вкусные ягоды, выращенные в своем саду.

Старец стал учить инокинь шить церковные облачения, вышивать и делать митры. И вскоре в обители появились свои искусные мастерицы. Одна монахиня рассказывала, как батюшка научил ее шить облачения. Однажды он достал очень красивую зеленую греческую парчу. Ткани было мало, и кроил ее сам батюшка, а шить велел этой монахине. Она отказывалась, говорила, что не сможет, все испортит, так как только начинала еще учиться в швейной мастерской, ей поручали лишь сметать что-нибудь или распороть.

Она боялась появиться в мастерской с такой красивой парчой, которую не держали в руках и лучшие мастерицы. Но батюшка сказал, чтоб она шила: "Сошьешь, потом все будешь шить", - и подробно рассказал, как надо шить. Когда она пришла в мастерскую, все очень удивились тому, что она впервые будет шить облачения из такой дорогой парчи. Но она сшила и теперь умеет все шить. Закончила она свой рассказ словами: "Для батюшки нет невозможного".

Но, конечно, главное внимание уделял старец духовной жизни обители. Часто проводил общие исповеди отдельно для иноков и инокинь. Его вдохновенное слово перед исповедью подвигало к покаянию, сокрушению о грехах. Он учил монашествующих чистосердечному откровению помыслов, послушанию, смирению, а также строгому соблюдению монастырского устава (старец велел размножить устав и раздать всем насельникам). Вот одно из наставлений отца Иоанна жировицким инокам: "На инока со всею злобою нападают и мир со своими обманчивыми прелестями, и плоть со своими требованиями, и диавол, который ищет, как лев, кого бы поглотить. Но с нами Бог и Его Пречистая Матерь. И поэтому нам не следует унывать и падать духом, но вступать в борьбу, иногда и в жестокую, и выйти из нее победителями. У нас имеется для этой борьбы сильнейшее оружие - Крест Христов, посредством которого разрушаются все стрелы вражии. Но чтобы победить все зло, набрасывающееся на нас, мы должны мобилизовать все свои силы, а особенно - свою свободную волю на борьбу с искушениями".

Иноки сохранили письменное наставление отца Иоанна священнослужителям Жировицкого монастыря: "По святоотеческому учению все насельники монастыря должны как можно чаще очищать свою совесть посредством таинства Покаяния перед братским духовником. А это в свою очередь будет способствовать духовному росту и нравственному перерождению души. Иноки, ставшие на этот спасительный путь, обрящут в своем сердце благодатную силу, которая будет помогать им не только распознавать козни диавольские, но и возводить их ум и сердце к Престолу Божию. Особенно священнослужители алтаря Господня обязаны каждый раз очищать свою совесть посредством спасительного таинства Покаяния перед братским духовником, когда они заступают в седмичное богослужение (25. 05. 1987 г.)".

Отец Петр вспоминает: "На всю жизнь запомнилось общение с отцом Иоанном на исповеди, его теплое отеческое обращение: "Друг мой...". Один диакон считал, что это формальность - часто ходить на исповедь ("Что одно и то же повторять!"), но, поисповедовавшись у батюшки, он изменил свое мнение, и, спускаясь из его келлии по лестнице, вслух говорил: "Ух, как полегчало!" Многие быстро почувствовали великую пользу откровения помыслов и жизни, в которой каждый шаг освящен благословением старца. Они часто приходили к нему за наставлением, а когда батюшка выходил на улицу, шел в храм или в сад, всегда к нему по очереди подходило много людей: разрешить какие-либо вопросы, получить благословение, исповедать грех.

Богомольцы, узнав о благодатном старце, съезжались в монастырь. И прежние духовные чада отца Иоанна ехали сюда со всех концов страны. Часто в один день приезжали люди из самых разных городов Союза. Но время было трудное, старались все-таки ездить по одному, чтобы не так был заметен приток богомольцев в монастырь. Когда у батюшки спрашивали разрешение приехать к нему, он иногда отвечал: "Меня на казнь поведут, а вам все дай", - так как местные власти знали, что в монастырь стало ездить много людей именно к батюшке. Еще говорил: "Это тебе не семнадцатый век".

Заботясь о высоте нравственно-подвижнической жизни братии, батюшка решил другую, не менее важную задачу, связанную с улучшением чина богослужения, церковного чтения и пения. Конечно, пение в Жировицах сильно отличалось от стройного строгого пения в храме Московской Духовной Академии. Но старец поправил и это. Через некоторое время он подготовил новых регентов, снабдил их нужными нотами, и на богослужениях в Жировицах петь стали, как в Академии.

Постепенно все в монастыре стали делать по благословению старца. Настоятель несколько раз в день приходил в келлию старца, долго беседовал с ним и ничего не предпринимал без его совета. Игумения женского монастыря особо благоговела перед старцем, очень его почитала и по всем вопросам, даже мельчайшим, советовалась. Батюшка очень много помог ей в руководстве сестрами. Фактически он управлял монастырем, его духовной и хозяйственной жизнью. Игумения радовалась, как дитя, когда батюшка давал ей какой-нибудь гостинчик. Например, говорила близким: "Вот батюшка дал мне какую бочечку", - и показывала огромный грейпфрут, который батюшке прислали из Москвы. Батюшка же часто просил ее молитв.

Однако не все в монастыре с такой любовью и преданностью относились к старцу. Были люди, восстававшие против правильного духовного руководства, вводимого им по примеру Глинской пустыни. Батюшка сам говорил: "Не все тут меня любят". Были даже лица, восстанавливающие против него сестер, огорчавшие его своим непослушанием, не понимавшие, что такое истинное духовное окормление и старческое руководство. Обиды от таких людей батюшка терпел до конца своего пребывания в Жировицах.

Очень тяжело было батюшке в Жировицах и из-за сырого болотистого климата, отрицательно влиявшего на состояние его больного сердца. Служить батюшка часто там не мог, так как в каменном большом соборе было тоже сыро и холодно. После службы он почти всегда простужался и заболевал, у него часто была повышенная температура.

В одном из писем отец Иоанн писал: "Безусловно, климат здесь для меня очень тяжелый. Большая сырость и сплошные туманы отрицательно действуют на мое пошатнувшееся здоровье. Сколько я смогу продержаться здесь, трудно сказать".

Но, несмотря на все это, он ревностно продолжал свое самоотверженное служение Богу и ближним. Какие бы волны искушений житейское море не воздвигало на него, он никогда не поколебался, так как всегда умом и сердцем предстоял Богу.

Жировицкая инокиня рассказывала, как на Пасху в 1990 году батюшка служил ночью утреню и литургию. Когда он кадил на амвоне перед Царскими вратами и иконостасом, то ходил так быстро и легко, что, казалось, не касался пола ногами и все время бодро говорил:

"Христос воскресе!" - и тихо добавлял: "А мы Христовы". И опять:"Христос воскресе!" - "А мы Христовы". Она слышала, так как стояла на клиросе. Это была его последняя Пасха в храме. На следующий год тяжело больной батюшка служил пасхальную утреню в келлии.

Недолго пришлось ему трудиться на новой ниве пастырского делания. В июне 1990 года он приехал в отпуск в Сергиев Посад, а в августе, перед очередным отъездом в Белоруссию, недуг окончательно приковал его к постели. Страдания то усиливались, доходя до критических состояний, то ослабевали. Постоянные сердечные приступы не оставляли его уже до самого исхода из этой жизни. Таким было завершение жизненного крестоношения отца Иоанна, его восхождение на свою Голгофу. Истаивало, иссыхало в страданиях тело верного служителя Христова, но дух его по-прежнему был бодр и деятелен. При малейшем облегчении он сразу принимался за труд: работал над докторской диссертацией о Глинской пустыни, над "Глинским Патериком" и статьями. Рядом с кроватью была прибита рейка, на которой лежали ручка и карандаш. Батюшка брал небольшой легкий лист фанеры, ставил его ребром на грудь и, положив на него бумагу, писал. Так же он проверял курсовые и кандидатские сочинения студентов, конспекты лекций преподавателей Московских Духовных школ.

В это трудное время особенно проявилась жертвенная любовь батюшки к Богу и ближним. До последнего дня он жил не для себя, а для людей. В то тяжелое время батюшка фактически управлял несколькими монастырями. Так, часто приезжали и звонили, спрашивая о всех сторонах духовной и материальной жизни обителей, настоятель Жировицкого монастыря архимандрит Гурий, наместник Киево-Печерской Лавры архимандрит Елевферий. Батюшка не переставал принимать духовных чад даже тогда, когда после очередной беседы терял сознание (так было не раз). Те, кто служил ему в эти дни, сетовали на посетителей, пытались оградить от них старца. Но однажды он сказал: "Не препятствуйте людям приходить ко мне. Я для того родился". За несколько дней до кончины старца к нему привезли женщину, которую на исповеди священники не разрешали от какого-то страшного греха. Она находилась в сильном унынии и хотела даже покончить с собой. Попала она к батюшке лишь на несколько минут. И за эти минуты он вернул ее к жизни. Когда она вышла от старца, глаза ее сияли радостью, а батюшка горячо молился за нее. И столько любви было в его голосе, когда он к ней обращался: "Деточка, все будет у тебя хорошо". И действительно, впоследствии жизнь ее устроилась, она благодарила батюшку за то, что он спас ее. Так до последнего вздоха этот адамант духа нес на себе наши грехи и скорби, наши немощи и недостатки. Величие и красоту души батюшки можно передать только его же словами: "Любить добро, плакать с плачущими, радоваться с радующимися, стремиться к жизни вечной - вот наша цель и духовная красота".

Схиархимандрит Иоанн в Жировицком монастыреЛучшей наградой для батюшки была братская любовь среди окружавших его чад, и, напротив, ничем так не огорчался старец, ни о чем так не скорбел, как о несогласии или ссорах людей между собой. В последние дни жизни батюшка часто повторял: "Вы дети одного отца. Вы должны жить, как дети одного отца, я ваш отец. Любите друг друга". В одном из писем он писал: "Хочется, чтобы все вы жили одной духовной семьей. Ведь это очень похвально от Бога и спасительно для души".

Батюшка неоднократно предсказывал свою кончину. Примерно за месяц он попросил, чтобы его отвезли на могилу матери и монахини Серафимы, его духовной дочери (они похоронены вместе). Здесь батюшка показал сопровождавшим его, как перенести ограду и приготовить место для третьей могилы. Чувствовал он себя плохо, но оставался на кладбище (сидел около могилы в раскладном кресле), пока все не было выполнено по его указанию. Потом сказал: "Вот место, где скоро меня положат". За несколько дней до кончины сказал духовному сыну: "Мне осталось жить совсем немного". За два дня велел все убрать во дворе дома, разобрать вещи на террасе, чтобы был свободный проход, укрепить крыльцо, перила. Одна духовная дочь батюшки очень просила принять ее, несмотря на тяжелое состояние старца. Он по телефону ответил ей за несколько дней до кончины: "Ты приедешь в понедельник или во вторник". Слова его, как всегда, сбылись. В понедельник она узнала о преставлении старца и тут же приехала.

27 и 28 июля 1991 года отец Иоанн чувствовал себя особенно плохо. 29 июля в понедельник в 9 часов утра старец причастился. Священник, причащавший его, говорил, что лицо отца Иоанна после принятия Святых Таин просияло, он весь как бы устремился вверх. В 9.30 старец мирно отошел ко Господу в полном сознании. Сразу же священноиноки начали непрерывное чтение Евангелия, служили панихиды. На следующий день после преставления отца Иоанна две его духовные дочери, подойдя к дому, где была келлия старца, ясно услышали прекрасное стройное пение. Одна из них со слезами сказала: "Ну вот, и на отпевание мы опоздали". Но когда они вошли в дом, то выяснилось, что в тот момент никто не пел, лишь священник читал Евангелие.

30 июля гроб с телом почившего схиархимандрита Иоанна был поставлен в Духовской церкви Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, где вечером собором священнослужителей был отслужен парастас, а ночью продолжалось чтение Евангелия и совершались панихиды. Народ подходил к гробу и, прощаясь с великим печальником душ человеческих, воздавал ему последнее целование. Тела особых избранников Божиих противятся тлению, будучи проникнутыми благодатью Божией. Так и тело схиархимандрита Иоанна после кончины не подверглось тлению. До самого погребения лик его оставался просветленным и одухотворенным, руки гибкими, мягкими и теплыми.

Утром 31 июля собором клириков была совершена заупокойная литургия, которую возглавил наместник Киево-Печерской Лавры, духовный сын батюшки архимандрит Елевферий (Диденко). После литургии он же в сослужении священнослужителей совершил чин отпевания. Необыкновенное впечатление оставило в душах всех присутствующих это отпевание. Все священнослужители были в белых одеяниях, величественно пел монастырский хор, и ему проникновенно вторил сонм духовенства. Архимандрит Иннокентий (Просвирнин, +1994) произнес глубоко прочувствованное прощальное слово. Он сказал, что отец Иоанн жил не для себя, но для народа. Это был великий угодник Божий, в жизни которого действие Божественной благодати сочеталось с большим личным трудом, молитвенным подвигом. И в его лице все мы обрели предстателя у престола Святой Троицы. После окончания отпевания духовенство, а затем опять народ стали прощаться со старцем. В 12 часов дня гроб был вынесен на площадь перед Троицким собором, где при стечении богомольцев была отслужена лития, после чего прощальная процессия направилась к месту погребения на Старое кладбище в Сергиевом Посаде. По совершении литии гроб с телом верного служителя Церкви Христовой при пении "Вечной памяти" был опущен в могилу.

По благословению отца наместника Троице-Сергиевой Лавры, архимандрита Феогноста, поминальный обед состоялся в трапезной Лавры.

* * *

В своей жизни отец Иоанн совершил множество чудес. Но, может быть, наибольшее чудо проявлялось в его самоотверженной, преодолевающей все преграды христианской любви к людям. И эта любовь старца преодолела даже такую преграду, как смерть. Духовная связь старца с его чадами не разрывается.

Жив в Боге отец Иоанн и по-прежнему близок к земной Церкви Христовой, к своей пастве, к своему Отечеству, к своему родному народу. Духоносность старца так же, как и раньше, привлекает к нему многих людей, которые всегда будут тянуться к этой величайшей личности. Каждый из обращающихся сейчас к старцу за помощью чувствует его великое молитвенное предстательство за них перед Богом. Одно лишь имя отца Иоанна, мысленно призываемое, действует и подает помощь призывающим.

Вот лишь несколько примеров помощи старца, оказанной им людям уже после его перехода в жизнь вечную.

Один молодой человек получил тяжелую травму. Его отвезли в больницу и сделали переливание крови. Однако по ошибке перелили кровь не той группы. Состояние больного было критическое. Его близкие молитвенно просили отца Иоанна о помощи, отслужили панихиду об его упокоении. Через несколько дней, ко всеобщему удивлению и радости, больной поправился. Из больницы он поехал прямо на могилу старца, чтобы поблагодарить за исцеление.

В конце 1995 года одна медсестра, узнавшая о старце уже после его кончины, поехала в Сергиев Посад, чтобы помолиться на его могиле. В электричке она встретила двух старушек. Одна из них - монахиня, изможденная тяжелой болезнью, была очень худа и, скрючившись, сидела на носилках. С ней была старушка, которая за ней ухаживала. Медсестра помогла донести больную. Дома выяснилось, что у нее много пролежней, некоторые участки тела гноятся. Медсестра промыла раны, пообещала приехать через несколько дней, привезти лекарства. Она рассказала старушкам, что едет к старцу схиархимандриту Иоанну (Маслову), который неоднократно помогал ей в трудные периоды жизни, обещала помолиться на его могиле и им посоветовала поусерднее попросить батюшку о помощи, что они и сделали. Когда через три дня медсестра приехала с лекарствами к старушкам, то узнала, что пролежни у больной прошли, гноя нигде нет, и полностью прекратились боли.

31 июля 1991 года перед отпеванием отца Иоанна одна его духовная дочь хотела подойти к находящемуся в храме врачу и попросить лекарства от мучившей ее болезни, но поняла, что в такой момент врач не сможет ей помочь. Тогда она стала просить о помощи самого батюшку. Велика была ее благодарность, когда она почувствовала, что боль прошла. По приезде домой она осознала, что совершенно исцелена.

Одна монахиня, исполняя послушание, собирала в московском метро пожертвования на монастырь в городе Ташкенте. В сентябре 1995 года она узнала об отце Иоанне по его книгам. Однажды к ней подошла женщина и попросила помолиться за умирающего больного, который находился в реанимации. Монахиня ответила, что сама не имеет такой силы, чтобы помочь больному, и посоветовала молитвенно обратиться за помощью к отцу Иоанну (Маслову) и подать в храме записку о его упокоении. Женщина все исполнила. На следующий день она подошла к монахине и сказала: "Куда теперь ехать благодарить? Больной исцелился".

Женщина одна растила сына, заработная плата у нее была очень низкая, и жить им было крайне трудно. Однако ее духовник не разрешал переходить ей на другую работу. Узнав о том, как отец Иоанн помогает людям, она поехала к нему на могилу и молитвенно высказала старцу свое горе. В тот же день вечером, когда она вернулась домой, ей позвонили и предложили высокооплачиваемую работу. А самое удивительное, что утром, как только она подошла к духовнику, он сам первый сказал: "Тебе надо найти другую работу".

Одна духовная дочь батюшки сильно болела и отчаивалась, что болезнь ее неизлечима. Однажды в тонком сне она увидела старца. Он подошел к ней и так сильно надавил на больное место, что она вскрикнула. Когда очнулась, то боль совершенно прошла и больше не возвращалась.

Одна тяжело больная женщина в праздник Крещения Господня была в храме. После окончания богослужения собралось очень много людей, стоящих в очереди за святой водой, и у нее не хватало сил пробраться к выходу. Тогда эта женщина мысленно стала просить батюшку о помощи, так как совсем уже не могла стоять. Тут же из алтаря вышел священник и, глядя прямо на нее, хотя она со всех сторон была окружена людьми, спросил: "Какие трудности?" Эта женщина сказала, что очень плохо себя чувствует и не может выйти из храма. Священник попросил людей расступиться и выпустил ее через служебный вход.

Девушка из старообрядческой семьи после поездки на могилу батюшки перешла в Православие.

В 1993 году в Сергиевом Посаде умерла девушка, которая знала старца. Оказалось, что у ее родных нет денег на похороны и даже не у кого их занять. В таком безысходном положении ее родные пошли на могилу к отцу Иоанну и стали служить панихиду (один из них был священником). Во время панихиды на кладбище приехал духовный сын батюшки, который и не собирался в этот вечер ехать на кладбище, но неожиданно для себя оставил свои дела и поспешил туда. Когда он узнал причину скорби и слез молящихся, то тут же дал нужную сумму денег, которые "случайно" были у него с собой. После похорон эти люди поехали благодарить батюшку.

Одна женщина 40 дней подряд ходила на могилу отца Иоанна и просила послать ей сына - через год у нее родился мальчик.

У одной женщины поднялось высокое давление, начался сердечный приступ. Состояние было тяжелое, и лекарства не помогали. У нее дома было немного земли с могилы отца Иоанна (не больше чайной ложки). Она взяла землю в ладони и стала просить батюшку о помощи. Через несколько минут все прошло, и она почувствовала себя здоровой.

Мужчина, страдавший пристрастием к алкоголю, узнал о батюшке по его книгам и стал ездить на его могилу. Однажды он опустился на колени и, припав к могиле, из глубины души попросил старца избавить его от пьянства. "И... как рукой сняло", - рассказывал он впоследствии. Тяга к вину пропала, больше он не пил.

Зимой 2000 года из Липецка на могилку старца со своим горем приехала женщина. Сын ее сильно пил. Припав головой к могиле, она просила "Отец Иоанн! Напугай его, но только не до смерти, чтобы он бросил пить". На Радоницу в том же году она приехала благодарить отца Иоанна и рассказала, что после ее возвращения домой сыну, после того как он в очередной раз был пьян, стало очень плохо, потом он поправился и вот уже полгода совсем не пьет.

В 1998 году настоятель храма во имя Казанской иконы Божией Матери (село Хомяково) отец Лев у могилы отца Иоанна сказал, что, прочитав книгу о нем ("Благодатный старец"), он дважды молитвенно обращался за помощью к старцу и "помощь пришла моментально". Отец Лев приехал на могилу отца Иоанна с прихожанами своего храма. Отслужил литию. Сказал сердечное прочувствованное слово о батюшке, подчеркнув, какое редкое сочетание Божественных даров проявлялось в личности отца Иоанна: он-и старец, и богослов.

Вот одно из писем, пришедших в издательство после выхода книги "Благодатный старец": "В ноябре прошлого года моей маме сделали рентгеновский снимок желудка, который вызвал у врачей подозрение, мама легла в больницу, чтобы провериться. Врач при встрече со мной сказала, что у мамы подозрение на рак желудка, поэтому у нее будут брать кусочек внутренних тканей, чтобы точно определить наличие болезни.

Я сильно расстроился после этого разговора с врачом, впал, как говорят, в уныние. И вот, находясь в таком состоянии, я взял недавно мною купленную книгу о схиархимандрите Иоанне (Маслове) и с такими даже словами: "Ну, чем мне может помочь Бог?", раскрыл ее. Взгляд мой попал на рассказ о пожилом человеке, у которого тоже по рентгеновскому снимку определили рак желудка, но, по молитвам и советам отца Иоанна, данным его внучке, он выздоровел, чем удивил всех врачей.

После такого близкого к нашей ситуации рассказа со счастливым исходом я воспрял духом: начал молиться усерднее, заказал молебны, попросил знакомых священников молиться за маму, читал акафист Матери Божией, обращался к отцу Иоанну, чей портрет поместил рядом с домашним иконостасом. Непросто было преодолеть дух уныния. Девять дней мы ждали результатов анализа. И вот, наконец, они пришли и не подтвердили страшный первый диагноз. Маму выписали, а недавно они с отцом повенчались, хотя прожили вместе уже 34 года. Вот так по молитвам Церкви и с помощью отца Иоанна, через книгу о нем и его молитвы на том уже свете, мама моя выздоровела. Богу нашему слава! Аминь. Раб Божий Виктор Зверев, преподаватель школы №1316".

В другом письме студент города Новокузнецка Андрей Афанасьев пишет: "Я прочел книгу "Благодатный старец" о схиархимандрите Иоанне. Она произвела на меня большое впечатление... Я стал обращаться за помощью к отцу Иоанну, и поверьте, то, о чем я просил, произошло. Мне казалось немыслимым выйти из создавшегося тяжелого положения, и вдруг неожиданно для меня произошло чудо, и я по молитвам отца Иоанна получил помощь".

В 1997 году одна девушка читала книгу об отце Иоанне "Благодатный старец", в это время у нее сильно болел бок. Она дошла до фрагмента, где описывается, как одна духовная дочь посмотрела на фотографию старца и, попросив об исцелении, получила его. Эта девушка открыла последнюю страницу книги, где помещен портрет отца Иоанна, и также обратилась с просьбой об исцелении, и боль прошла. Вскоре она с благодарностью поехала к могиле старца (это было зимой) и была удивлена, увидев здесь множество живых цветов.

У духовного сына батюшки около глаза появилась опухоль, которая начала расти и даже мешала смотреть. Однажды, когда он был у могилы отца Иоанна, то "положил" земной поклон, стал просить об исцелении, взял немного земли с могилы и потер опухоль. Вернувшись домой, от усталости сразу лег спать. Проснувшись, прикоснулся к больному глазу и под пальцами почувствовал песок, опухоли же не было. Он вскочил с постели и побежал к зеркалу - опухоли, действительно, не было.

В Одесском Свято-Успенском монастыре сильно заболела повар - м. Зинаида. Болезнь усиливалась, врачи не могли помочь, трудиться она больше не могла и скорбела, что придется из монастыря уйти. Но ей посоветовали прочесть книгу "Благодатный старец". Она так и поступила, а затем попросила отслужить панихиду о упокоении схиархимандрита Иоанна. Во время панихиды почувствовала легкость во всем теле, захотела есть и вскоре совсем выздоровела.

Молодой человек с девушкой пришли к могиле батюшки просить благословение на брак. У девушки в это время сильно болела голова. Положив земной поклон и приложившись к могиле, она попросила батюшку облегчить эту боль. Когда девушка отошла от могилы, головной боли не было. Вскоре молодые люди обвенчались.

Епископ Полоцкий и Глубокский Феодосий говорит: "По учению Церкви, человек чем живет на Земле, тем будет жить и в Вечности. Что он делал на Земле, то самое будет делать и в Вечности. Добро, милосердие будет творить по смерти и по отшествию в жизнь вечную. И вот для того, чтобы узнать, кем был отец Иоанн; тем, кто его лично не знал, - очень легко убедиться на опыте. Отец Иоанн сейчас, после смерти, творит то, что творил при жизни. В настоящее время есть уже масса случаев благодатной помощи отца Иоанна. Как представитель Полоцкой Епархии я могу привести такой факт. В марте 1998 года ко мне пришла женщина и говорит: "Владыка, у Вас есть книга "Благодатный старец"? Я говорю "Есть". "А вы не можете мне подарить ее?" Я спрашиваю: "Подарю, а почему вы пришли ко мне и просите о даровании этой книги?" Она отвечает: "Дело в том, что я эту книгу прочла, и отец Иоанн мне помог!" "А как он вам помог?" "Очень просто, - говорит, - у меня маленький сынишка. Он баловался с фасолиной, засунул ее глубоко в нос и так далеко, что мы уже не могли ее вытащить. Боль сильная, но было уже поздно - час ночи и оказание медицинской помощи было невозможно. Мы стали ждать до утра, сынишка сильно плакал. Утром я должна была ехать немедленно по делам и оставила своего сынишку с моим мужем:" Далее произошло следующее. Отец ребенка, который страдал, оставшись один на один с таким горем, до того познакомившись с книгой об отце Иоанне, воскликнул: "Отец Иоанн, ну хоть ты помоги в нашей беде!" После этих слов ребенок чихнул, фасолина выскочила. Таких случаев, я думаю, могут немало привести все, кто обращался к отцу Иоанну. Таким образом, и те, кто его знал при жизни, и те, кто познакомился с ним после смерти, могут свидетельствовать, что отец Иоанн был в жизни святой, отец Иоанн творил добро и милосердие и этому он учит каждого из нас".

Отец Иоанн писал, что святые как во время земной жизни, так и после своей блаженной кончины не прерывают своего духовного общения с верующими, но всегда своими молитвами помогают им и утешают их.

Земная жизнь отца Иоанна освещала мир светом праведности, молитвы и любви, а небесная сейчас возрождает человеческие души, приводит их к Богу, к познанию благодати и истины.

Схиархимандрит Иоанн (Маслов) навсегда вошел в историю Церкви. Его светлую память благоговейно чтут и в России, и далеко за ее пределами - в Америке, во Франции, в Австрии, Германии, Польше, Болгарии; знает его и Афон, и Святой Иерусалим - весь православный Восток.

* * *

Вот уже более десяти лет на месте погребения схиархимандрита Иоанна, всегда украшенном живыми цветами, не только в праздничные и воскресные дни, но и в будние совершаются панихиды и литии. За помощью к старцу едут не только со всех концов России, но и из-за рубежа. Здесь бывают люди самых разных национальностей: русские, грузины, калмыки, чуваши, татары, украинцы, белорусы, коми, литовцы и т. д. Люди высказывают старцу все свои беды и радости, помыслы, сомнения и, укрепляясь его молитвами, получают исцеление, вразумление, разрешение своих недоумений, а затем приходят к старцу с благодарностью. Часто здесь слышится обращение: "Батюшка, родненький!"

Однажды в своей проповеди в день памяти св. Серафима Саровского батюшка привел слова преподобного, которые тот говорил своим почитателям: "Когда меня не станет, вы ко мне на могилку ходите... Все, что есть у вас на душе, чтобы ни случилось с вами, придите ко мне да все горе с собой принесите... Как вы с живым всегда говорили, так и тут для вас я живой есть и буду вовеки. И услышу я вас, грешных, и скорбь ваша пройдет". Сейчас эти слова особенно значимы и утешительны для всех знавших отца Иоанна.

Многим с течением времени все больше открывается святость старца и его великое дерзновение перед Господом, которые он по своему исключительному смирению скрывал, как скрыл, что принял схиму.

К могиле отца Иоанна часто приходят студенты и школьники с просьбой о помощи в учебе и на экзаменах. Учащиеся Духовных школ иногда приходят целыми классами молитвенно испросить у батюшки благословение. Люди берут землю, снег, масло из лампады и цветы с могилы старца, пишут письма и записки с просьбой о помощи, оставляют их с верой на могиле и получают просимое. Врачи, перед тем как дать лекарства больным, прикладывают их к могиле старца. Многие больные сами привозят лекарства и во время панихиды оставляют их на могиле. Монахини, которые не могут приехать, присылают свои четки, чтобы их во время панихиды положили на могилу, а потом привезли им.

Могила схиархимандрита Иоанна (Маслова) на Старом кладбище Сергиева ПосадаНародная тропа к могиле старца ширится. Все крепнет в народе искренняя вера в него, как небесного покровителя и помощника. По словам одного священнослужителя, к тому, кто помнит, свято хранит и исполняет советы старца, живет по его заветам, он так же близок, как во время своей земной жизни. Будем бережно хранить в целости и чистоте духовной образ старца, надеясь, что это ему угодно, а нам полезно.

Горячая любовь к отцу Иоанну обнаруживается постоянно, но особенно в дни его поминовений. Ежегодно 29 июля в день памяти старца множество его почитателей собирается в храме Московской Духовной Академии, где совершается заупокойная литургия, а затем панихида о почившем старце. Священнослужители говорят слово, посвященное памяти отца Иоанна. Затем все направляются к могиле подвижника, где совершаются многочисленные панихиды и литии. Здесь множество цветов и горящих свечей. Заканчивается этот день поминальной трапезой в Московской Духовной Академии, на которой иерархи, священнослужители, преподаватели МДА рассказывают о старце.

С 1999 года в МДА 28 и 29 июля проводится Всероссийский просветительный форум "Глинские чтения", на котором священнослужители, учителя, военные, работники культуры обмениваются опытом по использованию и внедрению Глинского духовного наследия, трудов отца Иоанна (Маслова) в их просветительную деятельность.

Торжественно отмечается и день ангела отца Иоанна - 9 октября.

К настоящему времени более чем в 70 различных изданиях опубликованы сочинения отца Иоанна, и около 50 изданий публикуют сведения о нем. Труды отца Иоанна экспонировались на трех международных выставках "Русская православная книга и современное церковное искусство", проведенных по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 1995, 1997 и в 1999 годах в залах Государственной Третьяковской галереи в Москве.

На радиостанциях "Радонеж", "Надежда", "Резонанс", "Садко", "Подмосковье", "Возрождение" звучат передачи об отце Иоанне. По РТР, в телепередачах "Русский дом" и "Канон", телекомпанией "Московия" демонстрировались фильмы, посвященные его жизни и деятельности; дважды был показан фильм "Глинская пустынь", поставленный, в основном, по трудам отца Иоанна. Создан фильм "Светоч монашества", посвященный отцу Иоанну.

С 1997 года московские школьники в разных городах России проводят "Глинские чтения", на которых сами ученики по трудам отца Иоанна рассказывают о Глинской пустыни и ее старцах. Неоднократно в библиотеках, музеях, выставочных залах проходили выставки книг "Глинская пустынь". Одну из таких выставок с трудами отца Иоанна и о нем в Свято-Даниловом монастыре в феврале 1997 года посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

В 1999 г. издана книга "Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Его пастырская деятельность и богословское наследие". Защищена кандидатская диссертация по кафедре нравственного богословия об отце Иоанне.

Все это свидетельствует о необходимости для современного общества трудов отца Иоанна (Маслова) и их высокой востребованности сегодня.

Со временем будет составлено полное жизнеописание старца, будут изданы его письма, содержащие обилие духовной мудрости. Мы попытались хотя бы отчасти передать величие его нравственного подвига, его близость к Богу. Верим, что эта книга укрепит духовную связь чад старца с их наставником и приведет к нему сердца тех, кто не имел утешения знать его лично.

Все, кто искренне обратится к отцу Иоанну, прося его предстательства и молитв, смогут сами убедиться в непреложной справедливости сказанного о благодатном старце...

Своим высоким примером отец Иоанн ясно показывает нам, что лишь в Церкви Христовой достигается полнота истинного христианского совершенства, находится прямой и верный путь к спасению. Пусть жизнеописание этого замечательного старца не только укрепит людей верующих, но и покажет неверующим, что все богатство своего духа, всю силу своего милосердия и любви, всю проницательность своего разума этот дивный старец развил из недр Русской Церкви, вселенского Православия, древнего и русского монашества, которым он принадлежал всем своим существом. Пусть, видя это, люди почувствуют истину и силу Православия, правду и красоту Русской Церкви, ощутят в ней силу благодати Божией, которой так преисполнен старец.

Служение старца Богу и людям молитвенно продолжается в ином, невидимом для нас мире. Он поселился там, где за Русскую землю предстательствуют святые и своей благодатной помощью не оставляют нуждающихся в ней.


К предыдущей К оглавлению К следующей

На главную Каталог