На главную страницу
 

Основы русской педагогикиВ издательстве «Самшит-издат» вышел в свет
«Толковый педагогический словарь»
Под редакцией Н.В.Маслова

НАУЧНО-РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ:

митрополит СИМОН (НОВИКОВ),

митрополит ЮВЕНАЛИЙ (ТАРАСОВ),

ПЕТРАКОВА Т.И., доктор педагогических наук, профессор

 

«Толковый педагогический словарь», составленный коллективом авторов под редакцией доктора педагогических наук Н.В.Маслова, адресован широкому кругу читателей. Словарь охватывает круг терминов, связанных с воспитанием, образованием,  совершенствованием духовно-нравственной сферы личности. На страницах словаря педагог, воспитатель, родитель будет иметь возможность не только познакомиться с толкованием таких основополагающих педагогических понятий, как «душа», «ум», «добродетель», «дружба», «любовь», «достоинство», «усердие», «чувства», «пример», «познание» и др., но и методическими советами, конкретными рекомендациями по «обретению» того или иного качества, свойства.
Издание предназначено для педагогов-практиков всех специальностей, преподавателей высшей школы,  научных работников, аспирантов и студентов, испытывающих потребность в достоверных и объективных сведениях по теории, методологии и методике психолого-педагогических наук. Вместе с тем, «Словарь» будет полезен родителям и воспитателям детей любого возраста, интересующимися проблемами воспитания и становления личности.

Словарь рекомендован для использования Федеральным институтом развития образования Министерства образования и науки РФ.

См. тж. Петракова Т.И. «Совесть и другие понятия духовно-нравственной сферы в новом «Толковом педагогическом словаре».

 

 

От издателя

«Толковый педагогический словарь», адресованный широкому кругу читателей, является сводом понятий в сфере педагогики, в области духовно-нравственного воспитания.

«Словарь» был сформирован в результате многолетней работы редактора этого издания Н.В.Маслова над докторской диссертацией, вылившейся в монографию «Основы русской педагогики».  

В «Словаре» отражены толкования основополагающих педагогических понятий лучшими русскими педагогами (прежде всего, святителем Тихоном Задонским, а также Глинскими старцами) -  святыми отцами, которые, по выражению одного исследователя, «подтвердили правильность своих воззрений как опорой на евангельские истины, вечные ценности христианства, так и подвигом своей жизни, высокими нравственными установками».

Работая над книгой «Основы русской педагогики», автор опирался на духовное наследие схиархимандрита Иоанна (Маслова) – выдающегося педагога, священника, богослова XX века, который сумел в доступной форме, найдя адекватные языковые формы и соответствия, не исказив ни на йоту их «чистого смысла», донести до современного читателя всю жизненную и богословскую мощь святоотеческого учения применительно к положениям православной педагогики. На примере Глинской пустыни отец Иоанн проследил историю русского Православия, определил роль и значение монастырей в жизни русского народа, показал их влияние на все стороны русской жизни, в том числе, на становление и развитие русской педагогической школы.  Важно также отметить, что Глинские старцы в своих творениях опирались на лучшие образцы мысли замечательных русских подвижников, труды таких выдающихся русских святых, как святители Тихон Задонский, Дмитрий Ростовский, Игнатий Брянчанинов, Феофан Затворник, святой праведный Иоанн Кронштадтский и др. «Что прежде всего бросается в глаза при изу­чении русского аскетического наследия? – пишет Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. - Это его единство с духовным опытом святых отцов-аскетов древних времен. Единство это является свидетельством верности русских подвижников не только Священному Преданию Церкви Христовой, но и духовному величию достижений святых подвижников первых веков христианства».

Поэтому читатель найдет в словаре косвенные цитаты из их творений.

Словарь назван «педагогическим», так как он охватывает, прежде всего, круг понятий, связанных с воспитанием, образованием,  совершенствованием духовно-нравственной сферы личности: «душа», «ум», «добродетель», «дружба», «любовь», «достоинство», «усердие», «чувства», «пример», «познание» и др. Причем, читателю предлагается не просто познакомиться со смыслом того или иного слова, но и узнать, каким путем можно обрести то или иное качество, свойство. Так, в словарной статье «Ум», помимо свойств ума, раскрывается, каким образом нужно его хранить («Хранение ума»), описывается, почему ум человека утратил ясность и проницательность, даются конкретные советы по обретению этих качеств. В статье «Чувства» говорится не только о свойствах чувств, их иерархии и о необходимости их воспитания, но и о том, каким образом это сделать (хранить, обуздывать чувства). То есть в словаре даются конкретные методические советы по поводу того, как работать над чувствами, над душой, над сердцем,  приводится методика воспитания и самовоспитания, опирающаяся на проверенный временем святоотеческий опыт.

Следует также отметить, что, делая акцент преимущественно на педагогические знания, составители словаря старались вписать их в более широкий контекст, включив в книгу понятия, которые можно условно разделить на следующие блоки: о Боге («Бог», «ангелы», «Православие», «святость» и др.), о человеке («человек», «самопознание», «нравственность», «духовность» и др.), мир как Вселенная («вечность», «Вселенная», «природа», «Солнце» и др.), государство («Родина», «характер русский» и др.) , общество («труд», «дела», «блага материальные» и др.), семья («семья», «брак», «благополучие», «женщина» и др.).

Словарь назван «толковым», поскольку он содержит ясное, понятное истолкование, объяснение каждого слова, каждого значения. Например, в словарной статье «Счастье» говорится о том, в чем заключается счастье, кто счастлив, от чего оно зависит и когда начинается. Из статьи «Одежда» можно узнать, что одежда является отличительным признаком нравственных качеств человека и познакомиться с том, каким образом она влияет на его внутреннее состояние и т.д.

Отличительным признаком «Толкового педагогического словаря» является его ориентация на традиционные российские ценности, использование духовного богатства святоотеческих творений.

При написании работы были тщательно проработаны сохранившиеся до наших дней произведения старцев Глинской пустыни. Труды Глинских подвижников были выбраны неслучайно: на протяжении веков обитель служила оплотом вековых традиций нравственности, примером проявления любви к людям и Отечеству. За время своего существования этот монастырь стал одним из наиболее значительных духовных центров России. Благодаря своей подвижнической деятельности, духовному наследию Глинские старцы оказали огромное влияние на все слои русского общества. Так, сочинения Глинского подвижника Порфирия (Левашова) публиковались и были достаточно хорошо известны в дореволюционной России. Св. Серафим Саровский называл Глинскую пустынь «великой школой духовной жизни». Поэтому нам представлялось необходимым сделать достижения глинской педагогической школы достоянием современной педагогической мысли, практическим руководством для работы школьного учителя, преподавателя колледжа, вуза.

Все, что могло найти применение или отражение в работе, выписывалось из сочинений Глинских старцев, а затем систематизировалось в алфавитном порядке.

В основу «Толкового педагогического словаря» положена «Симфония по творениям святителя Тихона Задонского» (куда вошло около 400 понятий), созданная выдающимся Глинским подвижником XX  века схиархимандритом Иоанном (Масловым) и рекомендованная в 1999 году Федеральным экспертным советом Минобразования РФ для образовательных учреждений России в качестве пособия по духовно-нравственному воспитанию. За этот период «Симфония» прошла апробацию в самых различных типах образовательных учреждений Российской Федерации, была широко внедрена более чем в двадцати регионах (причем, как в городе, так и на селе) и показала свою высокую результативность.

По сравнению с «Симфонией», лексическая составляющая «Толкового педагогического словаря» значительно расширена как за счет использования других трудов отца Иоанна (Маслова) (см. список использованной литературы на с.750), так и за счет сочинений таких известных Глинских старцев, как иеромонах Порфирий (Левашов), схиархимандрит Илиодор (Голованицкий), схиархимандрит Серафим (Романцов), игумен Филарет (Данилевский), схиархимандрит Андроник (Лукаш) и другие.

В «Толковом педагогическом словаре» представлено более пятисот понятий, необходимых педагогу в разных направлениях деятельности: как для организации воспитательного процесса, так и на уроках литературы, русского языка, истории, других предметов гуманитарного и естественно-научного цикла. Безусловно, словарь будет востребован преподавателями и студентами профессиональной школы среднего и высшего звена, особенно при изучении курсов по истории религии, философии, культурологии. Особое значение имеет этот словарь для учащихся школ и студентов средних и высших профессиональных учебных заведений, которые могут использовать его при написании сочинений, курсовых и дипломных работ, а также в повседневной учебной деятельности.

На главнуюНа главную
 

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Глинские чтения